Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
статья на тему
В статье обозначена актуальность проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе развития российского образования. Определены основные направления деятельности по здоровьесбережению в специальных дошкольных учреждениях, которые реализуются через блоки системы здоровьесбережения: медико-профилактический, физкультурно-оздоровительный, социально-психологический, валеологическое просвещение всех участников педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romashkina_statya_vak.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для журнала «Ярославский педагогический вестник» в №1 2012г.
Реализация здоровьесберегающих технологий
в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
Ромашкина Е.Н. учитель-дефектолог МДОУ детский сад № 209
компенсирующего вида г. Ярославль.
Аннотация.
В статье обозначена актуальность проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе развития российского образования. Определены основные направления деятельности по здоровьесбережению в специальных дошкольных учреждениях, которые реализуются через блоки системы здоровьесбережения: медико-профилактический, физкультурно-оздоровительный, социально-психологический, валеологическое просвещение всех участников педагогического процесса.
Ключевые слова.
Валеологическое просвещение, дифференцирование, здоровье ребенка, здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающие технологии, инвалид, инновация, концептуальный подход к обучению, мотивация, оптимизация двигательной активности, профилактика, реализация, оздоровление, безопасность.
В настоящее время особое внимание как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях. Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена тенденциями развития российского образования, связанными с созданием здоровьесберегающих технологий. Учитывая статистические данные системы здравоохранения, фиксирующими состояние здоровья детей, можно сказать, что острой медико-социальной проблемой остается ухудшение состояния психического здоровья детей. У 19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. До 40% детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов. (По материалам журнала «Планета людей», март 2010г.)
Национальный проект «Образование» одним из направлений определяет создание безопасной и здоровьесберегающей среды жизни обучения, воспитания и развития ребенка.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье - как состояние полного физического, психического и социального благополучия, которое, зависит от умения и возможностей педагога проектировать здоровьесберегающую среду дошкольного учреждения адекватную детскому возрасту и состоянию здоровья ребенка.
Введение в педагогику понятия «здоровье ребенка» становится общепризнанной ценностью и обеспечивает развитие педагогических исследований на поиск оптимальных условий воспитания у ребенка ценностного отношения к здоровью и проектированию условий его сохранения. Данные вопросы стали предметом изучения в работах В.И.Бондина, В.В.Колбанова, Н.К.Смирнова, А.Г.Сухарева, Л.Ф.Трохимчук, А.Г.Трушкина и др. Авторы исследований предлагают различные пути сбережения здоровья детей в образовательном учреждении:
- физическое воспитание (В.И.Бондин, А.Г.Трушкин, Ю.А.Янсон и др.),;
- валеологизация образовательной среды и учебного процесса (Т.И.Бабенко, А.Г.Дрижика, Г.К.Зайцев, В.П.Казначеев, Г.А.Кураев, С.К.Сергеев, Н.К.Смирнов, Ю.В.Шленов и др.);
- двигательная активность (Л.В.Абдульманова, О.Г.Бериев, Б.Б.Егоров, Н.Т.Лебедева и др.);
- система мониторинга состояния здоровья (Н.А.Ананьева, Г.А.Ямпольская и др.);
- индивидуальный подход к ребенку (И.А.Аршавский, Т.Г.Ивошина и др.);
- гуманизация образовательного процесса (М.Н.Берулава, Е.В.Бондаревская и др.);
- проектирование здоровьесберегающей среды (М.М.Безруких, Д.Г.Далчия, Е.А.Каменская, Н.Н.Макаров, Р.М.Чумичева, И.С.Якиманская, Е.А.Ямбург и др.).
Исследования вышеперечисленных ученых позволили выявить различные факторы, влияющие на состояние здоровья детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья, низкий уровень культуры здорового образа жизни детей.
Следовательно, одной из приоритетных задач системы специального дошкольного образования, является сохранение здоровья детей с патологией развития в процессе воспитания и обучения, в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида. Но в процессе решения данной задачи возникают существенные противоречия между:
1) необходимостью решения проблем сохранения здоровья ребенка и недостаточной научно теоретической и практической разработанностью вопросов сбережения здоровья детей в коррекционно-развивающей среде дошкольного учреждения;
2) современным состоянием системы специального дошкольного образования и уровнем компетентности специалистов в вопросах проектирования среды сбережения здоровья ребенка.
Преодоление данных противоречий станет успешным при условии адекватного понимания педагогами понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии». Несмотря на то, что в настоящее время это понятие широко распространено в педагогике, многие педагоги воспринимают данный термин, как аналог понятий – «санитарно-гигиенические мероприятия» или «физкультурно-оздоровительная работа». Кроме того, назрела необходимость разработки и эффективной реализации комплексных средств и технологий по сохранению и укреплению здоровья детей в специальном дошкольном образовании. Именно поэтому, одной из основных задач в процессе здоровьесбережения в специальной педагогике, становиться целесообразность разработки инновационной системы подготовки педагогов специального образования и необходимость формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях компенсирующего вида.
В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в настоящее время всю работу по здоровьесбережению можно разделить на два основных направления:
- укрепление и сохранение здоровья воспитанников, и формирование элементарных представлений о значении здоровья в жизни человека;
- мотивация необходимости быть здоровыми и формирование элементарных умений и навыков по укреплению и сохранению здоровья.
Компенсирующие дошкольные учреждения посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве случаев это дети – инвалиды, особую категорию, которых, составляют дошкольники с интеллектуальной недостаточностью. Особенности психофизиологического развития умственно отсталых детей обусловлены особенностями высшей нервной деятельности. Исследования высшей нервной деятельности детей, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, показали, что дифференцирование межсистемных органических связей вырабатываются с большим трудом, редко достигают прозрачности, отличаются неустойчивостью и легко утрачиваются. Поэтому у них значительно снижена способность усвоения учебного материала и именно поэтому процесс обучения строится на многократном повторении и обязательно через действия, осуществляемые в наглядно – практическом плане.
Оба направления, обозначенные нами, реализуются в ДОУ через деятельность, которую можно разделить на блоки:
- медико-профилактический;
- физкультурно-оздоровительный;
- социально-психологический;
- валеологическое просвещение родителей.
Медико – профилактический блок включает в себя организацию санитарно-гигиенического режима в учреждении, организацию и контроль за реализацией охранительно-оздоровительного режима возрастных групп ДОУ, режим питания и профилактические мероприятия по укреплению здоровья воспитанников. Представителями данного блока являются медицинские работники образовательного учреждения, к деятельности которых относятся мероприятия: мониторинг состояния здоровья воспитанников; контроль за двигательной и учебной нагрузкой; медикаментозная коррекция психосоматических состояний; профилактика простудных заболеваний; профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата; профилактика нарушений зрения; профилактика рецидивов хронической соматической патологии. Особое внимание уделяется сочетанию педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями. Эффективность медико – профилактической деятельности во многом зависит от материально-технического оснащения. В современных дошкольных учреждениях компенсирующего вида используется для профилактики различных заболеваний медицинское оборудование: коктейлер, ингалятор, ионизаторы воздуха и т.п., в некоторых учреждениях имеется кабинет для массажа, проведения лечебной физкультуры, бассейн.
Физкультурно-оздоровительная деятельность реализуется в процессе оптимизации двигательной активности дошкольников. Оптимизация двигательной активности подразумевает грамотное распределение учебной нагрузки на детей, с учетом психофизиологических особенностей развития и возможностей воспитанников. Для этого необходимо комплексное использование всех средств физкультурно – оздоровительного блока. Это - специально организованная образовательная деятельность по физическому воспитанию. Образовательная деятельность по физическому воспитанию реализуется в разных формах: утренняя гимнастика и организованные физкультурные мероприятия, музыкально – ритмические мероприятия, подвижные игры, прогулки, спортивные праздники, оздоровительная гимнастика после сна, динамические паузы и логоритмические упражнения в процессе коррекционно – развивающего воздействия, где педагоги применяют дидактические игры валеологической направленности, элементы терапии Су – джок; пальчиковую и артикуляционную гимнастику; элементы самомассажа и дыхательной гимнастики; элементы гимнастики для глаз.
В дошкольном учреждении для оптимизации процесса двигательной активности используется разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность образовательного процесса.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных мероприятиях, в группах ДОУ созданы уголки движений, с учетом возрастных особенностей детей, их интересов. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Социально – психологический блок во многих специальных дошкольных учреждениях представлен кабинетом психолога, комнатой сказок, сенсорной комнатой, в которых проводятся мероприятия психотерапии, арттерапии, хромотерпии и т.д. Основная функция социально – психологического блока – это создание условий, которые способствуют психоэмоциональному благополучию ребенка и способствуют коррекции психических отклонений и нарушений поведения. Кроме того, в большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей. Все взрослые, окружающие детей с патологией развития понимают, что в общении с ними необходимо быть терпеливыми, спокойными, уверенными в успехе. Но в реальности очень часто не каждый может справиться со своими эмоциями, поэтому взрослым, как педагогам, так и родственникам дошкольников с ограниченными возможностями, необходима социально – психологическая помощь.
Используя в своей деятельности наблюдения и соответствующие диагностические методики, психолог должен в процессе длительного изучения к каждой группы определить особенности взаимоотношений воспитателя и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни умственного развития и развития психических функций.
Эффективность деятельности по здоровьесбережению в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида напрямую зависит от взаимодействия с родителями и взаимопонимания, которое успешно может быть реализовано посредством валеологического просвещения.
Современное образование рассматривает семью, как субъект, имеющий собственное отношение не только к воспитательно-образовательной деятельности, но и к процессу охраны и укрепления здоровья.
В настоящее время в условиях специальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида используются всевозможные формы валеологического просвещения родителей:
- наглядная пропаганда;
- коллективные беседы, собрания, семинары, конференции;
- мероприятия;
- родительские клубы и объединения.
Наглядная пропаганда широко применяется педагогами ДОУ, но требует определенных затрат. Педагогам приходиться тщательно продумывать содержание, художественное оформление, стремиться к единству текстового и иллюстративного материала. Беседы с родителями, могут быть: ознакомительные, информационные, рекомендательные, профилактические. Семинары и конференции для родителей в специальном дошкольном образовательном учреждении предполагают активное участие таких специалистов, как учитель-дефектолог, врач – психоневролог, психолог, социальный педагог, инспектор по охране прав и интересов детей. Семинары и конференции интересны для родителей тем, что они могут быть не только слушателями, но и активными участниками или даже организаторами.
Еще одна форма работы с родителями – это мероприятия, которые могут быть показательными или совместными. Это детские музыкально – развлекательные или спортивные мероприятия, на которых дети демонстрируют свои знания по здоровьесбережению. Организационную работу необходимо выстроить таким образом, чтобы родители могли не просто оценить успехи своих детей, но и сами принять активное участие в мероприятии. Для многих родителей такая активная деятельность станет открытием и своих возможностей. Родители смогут попробовать свои силы в научении своего ребенка чему – либо. В последнее время внимание родителей привлекают объединения, клубы, центры, открывающиеся на базе дошкольных учреждений, которые направлены на сближение родителей между собой, обмен опытом воспитания ребенка в семье, коллективное решение сходных семейных проблем, организацию досуговой деятельности вне стен учреждения.
Таким образом, для создания педагогических условий реализации здоровьесбережения в дошкольном учреждении необходимо, чтобы образовательный процесс по данному направлению проходил через различные виды деятельности в игровой форме и имел достаточное материально – техническое оснащение. Вся работа должна осуществляться в комплексе, с участием всех сотрудников учреждения и в обязательном взаимодействии с родителями.
Список литературы.
- Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. – Казань, 2000 г.
- Сократов Н.В. и др. Дополнительное образование, как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Н.В.Сократов, И.Н.Корнева, А.В.Литвинова, В.Н.Феофанов. - Оренбург: Изд.-во ОГПУ, 2003.-С.260.
- Тихомирова Л.Ф. Здоровьесберегающие технологии в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учебно – методическое пособие / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2010. – 71 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в ГБДОУ №35 компенсирующего вида
Данная презентация была подготовлена для городского семинара по теме: "Современные образовательные технологии"....
Организация семейного клуба в дошкольном учреждении компенсирующего вида
В статье представлен опыт клубной работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....
Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности
Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности.Грамотное проектирование и организация развивающей сре...
"Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении"
Цель работы – рассмотреть особенности реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательномучреждннии (ДОУ).Задачи работы: - раскрыть сущность здоровья и здоровьесбережения в пед...
Проект в средней группе "Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении"
Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждени...
Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье рассматривается реализация мероприятий по здоровьесбережению детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата в рамках дошкольного образовательного учреждения....
Основные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении
Как говорил Сократ: « Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».Эти слова актуальны и сегодня.Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важн...