СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
статья (средняя группа) по теме

Кожухина Юлия Александровна

 

Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему усло­виями жизни и воспитания в коллективе сверстников.

Современные условия жизни, особенно в столичном мегаполисе, предъявляют достаточно высокие требования к нервной и психической устойчивости ребенка, так как социально-экологическая обстановка в них является экстремальной для детского организма. У многих детей возникают серьезные проблемы со здоровьем, сни­жены работоспособность и уровень произвольности. Таким обра­зом, московские дети составляют «группу риска», нуждающихся в специальной коррекционно-реабилитационной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания в коллективе сверстников.

Современные условия жизни, особенно в столичном мегаполисе, предъявляют достаточно высокие требования к нервной и психической устойчивости ребенка, так как социально-экологическая обстановка в них является экстремальной для детского организма. У многих детей возникают серьезные проблемы со здоровьем, снижены работоспособность и уровень произвольности. Таким образом, московские дети составляют «группу риска», нуждающихся в специальной коррекционно-реабилитационной работе.

В связи с этим в последние годы в г. Москве создана сеть дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей, часто болеющих, детей с нарушением в развитии опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, с задержкой психического развития.

В ряде дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, в том числе на базе детского сада № 523 ЮЗОУО, внедряются новые и высокоэффективные медицинские технологии для коррекции и реабилитации, нуждающихся в оздоровлении детей объединенные в единый, так называемый ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР («ОЦ»). Как правило, эти оздоровительный центр оснащен разнообразным лечебно-профилактическим оборудованием: «горный воздух» (гипоксикатор), «соляная пещера» (галокамера), аэро-фитоустановки, аэронизаторы разной конструкции, сауна, солярий, гидромассажный бассейн или ванна, бактерицидные установки (очистители воздуха, воды), оборудование для занятий лечебной физической культурой (ЛФК).

Работа Оздоровительного центра организуется на основании отраслевого стандарта, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения № 1453 от 4.06.1986 года и инструкцией Российского института профилактической медицины от 15.04.93 года, которыми установлены общие требования к безопасности и соблюдению условий проведения лечебно-профилактических процедур.

Согласно утвержденным требованиям ОЦ размещают в отдельном блоке здания учреждения, имеющем необходимый набор достаточной площади помещений с учетом функционального назначения каждого типа оборудования. Это позволяет проводить оздоровление детей не в поликлиниках и санаториях, а непосредственно в дошкольном учреждении в условиях их повседневной жизни. Использовать ОЦ можно не только для детей, посещающих образовательное учреждение, но и для детей ближайшего микрорайона, не нарушая санитарно-эпидемиологический режим.

Особый интерес к применению современных медико-технических средства оздоровления детей вызывает у родителей воспитанников детского сада. Он обусловлен, в первую очередь, широким спектром лечебно профилактического и общеукрепляющего воздействия ОЦ на организм ребенка-дошкольника. Эффект достигается с помощью моделирования целебных природных факторов окружающей среды: чистой воды, ультрафиолетовых лучей, солнечного света, высокогорного воздуха, фитонцидов.

Как показал наш опыт, внедрение современных методов оздоровления детей имеет несомненное достоинство в связи универсальностью воздействия лечебно-профилактического оборудования при проведении процедур на детский организм. Благодаря этому один и тот же вид оборудования может применяться при самых различных заболеваниях, а использование разных видов аппаратуры способно вызвать одинаково положительные сдвиги в состоянии здоровья детей.

Ценным качеством современных здоровьесберегающих методов является также их длительное позитивное последействие, состоящее в том, что оздоровительный эффект сохраняется не только в течение продолжительного времени, но и нарастает после окончания курса оздоровления. Поэтому отдаленные результаты использования оздоровительного комплекса нередко оказывается лучше показателей самого реабилитационного процесса.

Обобщение опыта работы оздоровительных комплексов в дошкольных образовательных учреждениях позволило сформулировать ряд рекомендаций к сочетанию разных оздоровительных методов и условиям их проведения:

назначать ребенку не более одной-двух процедур в день; одну - в первую половину дня, другую - во вторую;

процедуры, связанные с интенсивным воздействием на организм ребенка (подводный массаж и галотерапия), предпочтительнее проводить в первую половину дня.

Целесообразно сочетать процедуры, действующие на разные функциональные системы детского организма, суммарное действие которых усиливает терапевтический эффект, например, галотерапия и массаж грудной клетки; оздоровительное плавание и ароматерапия или «горный воздух».

Методы, воздействующие на одну и ту же функциональную систему, нецелесообразно одновременно сочетать друг с другом - ароматерапию и галотерапию, подводный и ручной массаж, термотерапию и водные процедуры.

При проведении процедур необходимо следить за реакцией организма каждого ребенка, отражающей его общее состояние (сон, аппетит, психоэмоциональный статус, двигательная активность, характер поведения и др.).

После каждой процедуры необходим отдых по времени равный ее общей длительности.

Проведение оздоровительной работы должно рационально сочетаться с осуществлением всей воспитательно-образовательной работы, не нарушая режим дня.

Оценка эффективности оздоровления осуществляется по показателям динамики общепринятых критериев состояния здоровья каждого ребенка и группы детей в целом.

Кроме этого, в дошкольных учреждениях, имеющих оздоровительный комплекс оборудования, не рекомендуется реализация общеобразовательных программ повышенной трудности и организация занятий в системе дополнительного образования. В отдельных случаях допускается незначительное сокращение суммарной длительности занятий на период оздоровления с последующей компенсацией дефицита знаний у ребенка в процессе индивидуальной работы.

В заключении следует отметить, что в настоящее время остается нерешенной чрезвычайно важная проблема - регламентации объема нагрузок разного характера на организм детей, нуждающихся в реабилитации в условиях функционирования ОЦ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении»

В последнее время результаты медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, увеличении числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе...

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

Организация прогулок-походов – это наиболее эффективная форма работы по развитию двигательной активности и физических качеств детей, выносливости, любознательности; приобщение к удивительному ми...

Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...

Комплексная программа с использованием инновационных технологий в ходе интегрирования педагогических областей на занятиях по физической культуре, плаванию для детей 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида

Этот возраст является важнейшим в развитии человека, так как он наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлен...

СТАТЬЯ "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

В статье раскрыт вопрос здоровьесберегающих технологий: задачи, этапы работы,цель, виды и использование в режиме дня......

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта....

Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.

    Настоящее издание представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошколь...