Организация семейного клуба в дошкольном учреждении компенсирующего вида
статья по теме
В статье представлен опыт клубной работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_semeynogo_kluba_v_dou_kompensiruyushchego_vida.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация семейного клуба в дошкольном учреждении компенсирующего вида
Работа по организации взаимодействия с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и значимой в современной специальной педагогике (Е.А.Стребелева, А.В.Закрепина). Под взаимодействием с родителями понимается помощь в исполнении родителями (законными представителями) родительских функций.
Современная семья развивается в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Обстановка нестабильности создаёт дисфункцию семьи, которая становится неспособной к полноценной реализации прав детей, предъявленных Всеобщей Декларацией и Конвенцией по защите прав детей, Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Законом Российской Федерации «Об образовании», выполнению функций семьи.
В настоящее время наблюдается количественный рост детей с тяжелыми или отягощенными нарушениями в развитии и вариабельность нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью. На протяжении трех последних лет более половины воспитанников МКДОУ № 119 к нарушению интеллекта имеют «дополнительные» нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. Рождение ребёнка с недостатками в развитии оказывает деформирующее воздействие на семью. Поэтому семья, где воспитывается малыш с патологией, требует особой заботы и внимания. Согласно исследованиям семейной системы с нетипичным ребёнком (Д.В. Зайцев), к общепринятым функциям семьи (воспитательно – образовательной, аффективной, социализирующей, самоидентификации, рекреационной, экономической) добавляются специфические функции: абилитационно – реабилитационная, коррегирующая, компенсирующая. Однако в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида без ведущей роли педагогов данные «специфичные» функции семьи не выполняются в силу различных причин:
- неприятие «особого» ребенка со стороны одного (либо обоих) родителей,
- непонимание особенностей развития, воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями, что не позволяет выстраивать конструктивные взаимоотношения взрослых и детей (проявления гиперопеки или, наоборот, отвержение),
- незнание и неумение применять на практике методы и приемы коррекционно-развивающей работы для проведения коррекции и компенсации нарушенных функций.
Все это вызывает затруднения как в организации и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми, так и трудности в организации работы с родителями. Данная ситуация обозначила необходимость включения новых форм эффективного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения компенсирующего вида, в частности, возникла идея создания клуба по интересам.
Для оказания квалифицированной помощи родителям по реализации функций в семье с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, повышения ответственности родителей за воспитание, развитие детей, а также с целью объединения усилий родителей и педагогов по реализации десяти образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, был создан семейный клуб «Семейная академия», его девизом стали слова «Давайте вместе». Работа клуба обеспечивает взаимодействие дошкольного учреждения и всех членов семьи по воспитанию здоровых и счастливых детей, что отмечено в законе Российской Федерации «Об образовании», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
- Привлечь всех членов семьи к активному участию в жизни детского сада через различные формы работы.
- Обеспечить преемственность и единство коррекционных методов и приемов воспитания в семье и детском саду в ходе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Создать благоприятные условия для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья за счет обогащения предметно-развивающей среды по 10 образовательным областям в дошкольном учреждении и в семье.
- Распространить передовой опыт семейного воспитания.
Реализация проекта проходит в несколько этапов.
В ходе ценностно-ориентировочного этапа были определены проблемы, цели, задачи с помощью анкетирования родителей и бесед с ними. В ходе изучения семей обозначились следующие трудности в семейном воспитании: некомпетентность родителей в области развития, воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями и связанные с этим нарушения взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие благоприятного психологического климата и взаимопонимания между родителями и детьми. Анализ результатов дал представление об особенностях семей воспитанников, уровне педагогических знаний родителей, о том, что им интересно, в каких беседах и консультациях нуждаются. Определился круг участников клуба: дети с ограниченными возможностями здоровья старшей группы, все члены семей воспитанников, воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
На этапе планирования и принятия решений (конструктивный этап) были выбраны в качестве форм работы в рамках деятельности клуба: беседы, круглые столы, мастер – классы, практикумы, театрализованные представления, обмен опытом, просмотр видеозаписей, участие в совместных досуговых мероприятиях, организация и проведение экскурсий, организация выставок, конкурсов, организация трудового десанта. Разработан план работы семейного клуба на три года, с учетом периода посещения детьми дошкольного учреждения.
План работы на 2010-2011 учебный год.
№ п/п | Наименование мероприятий | Формы работы | Сроки | Участники |
1. | «Скоро в школу мы пойдем» | Экскурсия | Сентябрь | Воспитатели, родители, дети |
2. | «Моя семья» (история семей в картинках и фотографиях) | Выставка | Октябрь | Воспитатели, родители, дети |
3. | «Оформление сенсомоторного уголка» | Смотр-конкурс | Ноябрь | Воспитатели, родители |
4. | «Путешествие в Новогоднюю сказку» | Участие родителей в новогоднем утреннике (исполнение ролей Деда Мороза, Снегурочки) | Декабрь | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети |
5. | «Все работы хороши - выбирай на вкус» | Практикум (изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре) | Январь | Воспитатели, родители |
6. | «Мой папа – защитник Отечества» | Выставка рисунков и фотографий | Февраль | Родители – мамы, воспитатели |
7. | «Первые подснежники» | Участие родителей в утреннике (исполнение роли Феи) | Март | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети |
8. | «Чукоша» | Конкурс чтецов | Апрель | Воспитатели, родители, дети |
9. | «Этот волшебный квадрат» Учите детей мастерить | Семинар - практикум | Май | Воспитатели, родители |
План работы на 2011-2012 учебный год.
№ п/п | Наименование мероприятий | Формы работы | Сроки | Участники |
1. | «Мы едем, едем, едем...» | Трудовой десант (постройка деревянной машины) | Сентябрь | Воспитатели, родители |
2. | «Букеты из осенних листьев»: учимся делать цветы | Практикум - мастерская | Октябрь | Воспитатели, родители, дети |
3. | «Зимние забавы» | Смотр-конкурс зимних участков | Ноябрь- Декабрь | Воспитатели, родители, дети |
4. | «Мастерская деда Мороза» | Выставка | Январь | Воспитатели, родители, дети |
5. | «Мамочка милая» (папы рисуют портреты мам) | Выставка | Февраль | Родители – папы, воспитатели, дети |
6. | Выход в кукольный театр | Экскурсия | Март | Родители, воспитатели, дети |
7. | Областной конкурс «Солнечный лучик» | Выступление детей и родителей | Апрель | Родители, воспитатели |
8. | «Соломенный бычок» | Трудовой десант | Май | Воспитатели, родители |
План работы на 2012-2013 учебный год.
№ п/п | Наименование мероприятий | Формы работы | Сроки | Участники |
1 | «Безопасность детей дома» | Беседа Выставка поделок | Сентябрь | Воспитатели, родители, дети |
2. | «Знакомство со светофором и дорожными знаками» | Экскурсия к Октябрьскому проспекту | Октябрь | Воспитатели, родители, дети |
3. | «Пожарные машины» | Экскурсия в пожарную часть | Ноябрь | Воспитатели, родители |
4. | «Выручаем Деда Мороза» | Участие родителей утреннике (роли Бабы Яги, Деда Мороза). | Воспитатели, музыкальный руководитель родители, дети | |
5. | «Новогодние снежинки» | Мастер-класс | Декабрь | Родители, дети |
6. | «Фабрика игрушек «Весна» | Экскурсия | Январь | Воспитатели, родители, дети |
7. | Сказка «Маша и медведь» для детей 4-6 лет. | Театрализованное представление родителями | Январь | Воспитатели, музыкальный руководитель родители, дети |
8. | «Папа, мама, я – спортивная семья» (олимпиада). | Спортивный праздник | Февраль | Воспитатели, инструктор по физической культуре, родители, дети |
9. | «Бусы для мамы» | Мастер-класс (изготовление подарков к 8 марта) | Март | Родители-папы, дети |
10. | «Нестандартное спортивное оборудование» | Конкурс-выставка | Апрель | Родители, дети |
11. | Мультимедийная презентация результатов проекта семейного клуба «Давайте вместе» | Круглый стол | Май | Воспитатели, родители |
Работа над проектом показала, как в ходе совместных мероприятий родители включаются в деятельность, преодолевают трудности в общении, учатся видеть своего ребенка по-новому и переживают его пусть небольшие, но продвижения вместе. Ребенок видит своего родителя в необычной роли или ситуации и испытывает настоящую гордость. Родителям такие мероприятия (конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья», участие в новогоднем утреннике, театрализованном представлении по сказке «Маша и медведь»), позволяют войти в мир детства, увидеть запросы ребенка, его интересы, и на мгновение самому стать ребенком. Важно научить родителей понимать и чувствовать особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, принимать и любить его таким, какой он есть, воспитывать собственным положительным примером.
Оценочно-рефлексивный этап реализации проекта позволил сделать положительные выводы о работе семейного клуба и определить перспективу: создание системы наблюдения за развитием детей со сложными нарушениями дома и в детском саду, разработка современных проектов по подготовке детей со сложными нарушениями к дальнейшему обучению в школе.
На локальном уровне критерии оценки эффективности работы с родителями включают в себя:
- Формирование атмосферы творческого сотрудничества детей и родителей в ходе реализации образовательной программы (1 место в смотре-конкурсе «Оформление сенсомоторного уголка» детского сада, 3 место в смотре-конкурсе зимних участков «Зимние забавы» и благодарность администрации детского сада, дипломы участников городского детского творческого конкурса «Как бы жили мы без книг?», дипломы лауреатов Второго и Третьего открытого фестиваля-конкурса «Солнечный лучик», свидетельства участников областной выставки «Дети рисуют воздушные шары», дипломы областного музыкально-театрального фестиваля «Музыка наших сердец» и др.).
- Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с детским садом (анкетирование).
- Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки форм взаимодействия с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.
- Коррекция семейных отношений, создание положительных условий для воспитания ребёнка в подавляющем большинстве семей (изучение внутрисемейных отношений и стиля воспитания по Л.И.Аксеновой).
Дифференциация семей по типу внутрисемейных отношений и стилю воспитания
(по Л.И.Аксеновой)
2011-2012 учебный год | 2012-2013 учебный год |
В ходе проведенной работы изменилось отношение к дефекту ребёнка; родители стали более спокойны и участвуют в реализации индивидуальных программ помощи собственному ребёнку; значительно улучшились показатели взаимоотношений по типу гиперопеки, отвержения, симбиоза; изменился стиль воспитания в положительную сторону. Значительное количество семей (75%) адекватно оценивают и воспринимают ребенка с проблемами в развитии, родители настроены на сотрудничество с педагогами. Количество родителей, прислушивающихся к мнению педагогов детского сада, требующих от ребенка выполнения заданий, но имеющих установку на авторитарную позицию без учета индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья снизилось до 13%. Для 10% семей проблема ребенка не осознается вследствие проявления сверхзаботы о ребенке.
Результативность работы за 3 года
Стиль воспитания.
2010-2011 учебный год | 2011-2012 учебный год | 2012-2013 учебный год |
Как показала практика, вся система работы с родителями в рамках клуба оказалась эффективной. У родителей повысился интерес к вопросам воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У большинства членов семьи четко стали появляться единые требования по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Созданы благоприятные условия для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. На участке появились новые постройки для решения задач по социализации, развитию физической культуры (машина, козлик), обогащено нестандартное физкультурное оборудование, приобретена новая удобная детская многофункциональная мебель для сюжетно-ролевых игр, художественного творчества.
Отмечена включенность в коррекционно-развивающую работу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и активность не только родителей (законных представителей), но и всех членов семей (бабушки, дедушки, братья и сестры являются участниками различных мероприятий). Каждое совместное мероприятие способствовало не только реализации образовательной области, но социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, работа клуба оказала влияние на развитие специфических функций семьи (абилитационно – реабилитационной, коррегирующей, компенсирующей) и способствовала успешной реализации всех образовательных областей образовательной программы детского сада.
Список литературы.
- 1. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (с изменениями и дополнениями).
2. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. N 2562) «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
4. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология.- 2005. - №1. - с. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы с педагогами по вопросам развития речи детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида
Представленный материал содержит описание основных направлений , форм методической работы с педагогами ДОУ по вопросам развития речи детей дошкольного возраста. Приведены примеры возможных задач годов...
Организация совместной коррекционной работы учителя - логопеда и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Презентация опыта на городском методиеском объединении учителей - логопедов ДОУ IV и VI вида....
Организация Семейного клуба для родителей детей компенсирующей группы в условиях детского сада
В статье предоставлен опыт работы по организации семейного клуба для родителей, у которых дети посещают группу компенсирующей направленности детского сада....
Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
В статье обозначена актуальность проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе развития российского образо...
Формирование навыков самообслуживания, как один из аспектов оздоровительной работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
Статья содержит практические рекомендации для повышения эффективности процесса формирования навыков самообслуживания....
Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида
внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...
Организация развивающей предметно – пространственной среды в о дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида
В презнтации раскрыта суть организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ, обеспечивающей реализацию принципа свободы выбора деятельности детей....