Проект формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего возраста «Пусть новые поколения знают и помнят!»
проект (старшая, подготовительная группа)

Шабаловская Лилия Сергеевна

Проект разработан по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществе требует вернуться к лучшим традициям народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство и Родина. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего возраста «Пусть новые поколения знают и помнят!»

Подготовил: музыкальный руководитель Шабаловская Л.С.

Проект разработан по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства важны для дальнейшего формирования личности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведение ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. 

Актуальность. Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществе требует вернуться к лучшим традициям народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство и Родина. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм.

Цель проекта: воспитать чувство патриотизма у дошкольников, любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны средствами музыки.

Задачи:

1.  Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.

2.  Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

3.  Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение.

4.  Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 г. – май 2021 г.)

Тип проекта: Информационно-ориентированный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель) 

 Этапы проекта.

  1. Подготовительный (сентябрь)

- Выбор педагогических технологий, обеспечение методической; литературой, пособиями и наглядным материалом;

- Планирование работы по реализации проекта;

- Разработка методов и приемов работы по теме проекта;

- Подбор материала;

- Цикл бесед.

  1. Практический (сентябрь – май)

- Постановка сюжетных танцев;

- Изготовление атрибутов;

- Пение, слушание музыкальных произведений;

- Театрализованная деятельность;

- Участие в музыкальных играх.

 

  1. Заключительный
  1. Праздник «Мы едины», посвящённый празднику День народного единства.
  2. Спортивное развлечение, посвященное Дню защитника Отечества «Мой папа самый лучший».
  3. Развлечения   «На ракете в космос».
  4. Театрализованное представление «Сказка из топора».
  5. Праздник «Эхо далекой войны». Посвященное  Дню Победы.

Ноябрь

Мероприятие: «Мы едины» в форме театрализации. (Приложение 1)

Цель: Расширять знания о государственных праздниках: это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.

 Задачи: Углублять и уточнять представления о Родине – России.
Знакомить с культурой разных народов проживающих в нашей стране.

Учить выразительно, читать стихи про Родину; использовать элементы театрализации, народные  игры, пляски, песни.

Совершенствовать умение  детей двигаться под музыку, выполнять танцевальные движения и перестроения; выразительно читать стихи, петь песни.

Развивать речь, память, речевую и познавательную активность.
Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине

Подготовка к мероприятию:

  1. Слушание музыки «Мы дети твои Россия
  2. Разучивание стихов про Родину.
  3. Разучивание песен про Россию.  
  4. Коммуникативная игра «Дружба ладошек».
  5.  Сказка «Путешествие царевичей  по странам».
  6. Танец «Немецкая полька».
  7.  Игра с тюбитейкой.
  8. Песня «Пых-пых самовар».
  9. Стих про  Единство. 
  10. Танец «Большой хоровод».

Февраль:

Спортивное развлечение, посвященное Дню защитника Отечества «Мой папа самый лучший» (Приложение 2)

Цель: воспитывать чувство гордости, благодарности и уважения к Российской армии.

Задачи: формирование чувства долга и любви к отечеству, уважения к ветеранам и тем, кто служит, воспитания чувства патриотизма. Способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи. Способствовать формированию морально волевых качеств: выдержки, настойчивости; Воспитывать любовь и уважение к профессии военного, чувство гордости за нашу Родину; Доставить детям чувство радости.

Подготовка:

  1. Слушание музыки «Солдат молоденький»
  2. Разучивание стихотворений про армию, про пап.
  3. Разучивание песен: «Бравые солдаты», «Песенка про папу»
  4. Конкурсы – «Лучший водитель», «Ловишки»,  «Снайперы», «Мамины помощники», «Накорми ребенка», «Кто быстрее», «Цепочка», «Минное поле»
  5. Разучивание танца «Ты морячка, я моряк»
  6. Разгадывание загадок.

Октябрь

Мероприятие: Театрализованная постановка «Каша из топора». (Приложение 3)

Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, не посредственно через музыкальную деятельность.

Задачи:

  1. Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей посредством театрализованной деятельности.
  2. Закреплять творческие и актёрские способности детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности с учётом индивидуальных возможностей.
  3. Развивать способности общения между сверстниками, чувство товарищества, сопереживания и ответственности, умение взаимодействовать и сотрудничать.
  4. Совершенствовать певческие умения, петь громко, четко произнося слова песни.
  5. Совершенствовать танцевальные движения.

Подготовка:

  1. Просмотр мультфильма «Каша из топора».
  2. Подготовка к спектаклю «Сказка про Ивана-солдата».
  3. Распределение и разучивание ролей.
  4. Изготовление атрибутов, декораций.
  5. Разучивание песни «Осень постучалась к нам»
  6. Разучивание танца под  русскую народную песню «Ох, за что люблю Ивана».
  7. Игра «Платочек».

Март  Круглый стол для педагогов по теме «Роль сохранения традиций в воспитании патриотизма детей дошкольного возраста» (Приложение 4)

Апрель Консультация  для родителей «Как рассказать ребенку о войне?» (папка-передвижка) (Приложение 5)

Май

Мероприятие: Эхо далекой войны. Посвященное ко Дню Победы. (Приложение 6)

Цель: формировать у детей чувство патриотизма через приобщение к песням, стихам, танцам  периода Великой Отечественной войны.

Задачи:1. Познакомить детей великим праздником День Победы.

2. Учить слушать музыку, которая помогает изучать историю нашей Родины, Великой Отечественной войны.

 3. Учить детей выразительно читать стихотворный текст.

4.  Развивать речь, память, внимание.  

5. Обогащать словарный запас (герой, героизм, победа, орден,  пилотка).

6. Формировать умение петь легким звуком, без напряжения; передавать характер песни.

7. Совершенствовать умение выполнять танцевальные движения.

8. Вызвать у детей чувство сострадания, сопереживания к тем, кто не вернулся с войны, чувство гордости за ветеранов, победителей, за сплоченность, мужество и отвагу.

Подготовка к празднику.

  1. Слушание песен  довоенных лет.
  2. Разучивание стихотворений про войну, о победе.
  3. Слушание военных песен.
  4. Разучивание танцев под песни «Тальяночка», «Катюша», «Журавли».
  5. Игра на внимание.
  6. Разучивание песен: «Когда ветераны идут на войну», «Вечный огонь», «О той войне», «Детство».
  7. Просмотр клипа «Кино идет».

Приложение 1

Сценарий на семинар для руководителей «Мы едины» в форме театрализации. Посвящённый празднику День народного единства для детей старшей группы.

Цель: Расширять знания о государственных праздниках: это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.

 Задачи: Углублять и уточнять представления о Родине – России.
Знакомить с культурой разных народов проживающих в нашей стране.

Учить выразительно, читать стихи про Родину; использовать элементы театрализации, народные  игры, пляски, песни.

Совершенствовать умение  детей двигаться под музыку, выполнять танцевальные движения и перестроения; выразительно читать стихи, петь песни.

Развивать речь, память, речевую и познавательную активность.
Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Материалы и оборудование: оформление зала – три полосы в виде флага России, на нем мальчик и девочка  (три национальности), три стола с гостинцами (русский, немецкий, казахский); костюмы – Царь – корона, русская рубашка, немецкие –жилеты, кофты, юбки, фартуки для девочек (2), бриджи, шляпу для мальчиков (2), казахские – жилет, тюбитейка для мальчика (1), платье, жилет, головной убор для девочка (1), платок, русские – рубашки, кушак для мальчиков(4), сарафан, кофта, лента на голову для девочки (1), трон; мультимидийное оборудование, музыкальный центр.

Слайд1. Россия. Под музыку «Мы дети твои Россия»  дети входят в зал, выполняют перестроения. Дети стоят полукругом.

Слайд2. Единство. Вед. Дорогие ребята! Дорогие гости! 4 ноября вся наша Россия отмечала день «Народного Единства». Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Во все времена народ любил свою Родину, слагал о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной страны совершал подвиги.  Делают шаг вперед и читают стихи.

Слайд3. Природа. Коля Г. 1Реб. Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Слайд4. Поле пшеницы. Катя Л. 2Реб.  Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер под окном.

Слайд5.Кремыль. Кирилл С. 3Реб. Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Слайд6. Россия. Настя. 4Реб. Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
О Родине песни поют.

Песня про Россию.  

Дети садятся на стульчики.

Слайд7. Национальности. Вед. День Народного Единства – это праздник единства всех людей ста восьмидесяти национальностей, проживающих на территории нашей страны. И в ней проживают не только русские, а люди различных национальностей! Какие национальности, вы знаете?

Дети: Казахи, немцы, украинцы и др.

Вед. Правильно,  в нашей многонациональной стране живут русские, татары, башкиры, грузины.

Лера. Живут в России разные народы с давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один – черкеску носит, другой надел халат.

Один рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один – кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним – милее осень, другим – милей весна.

А родина Россия у нас у всех – одна.

Слайд8. Гостеприимная. Вед. Россия единая, могучая, гостеприимная страна – протягивает руку дружбы всем народам, кто пожелает жить на земле мирно и счастливо. А сейчас, дорогие ребята, я вам предлагаю подружиться друг с другом с помощью своих ладошек!

Слайд9. Ладошки. Вед. Сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Дружба ладошек». Дети встают в круг.

Коммуникативная игра в кругу «Дружба ладошек».

Мы ладонь к ладони приложили

И всем дружбу свою предложили. (соединяют руки)

Весело и дружно будем играть,

Чтобы счастливыми стать! (поднимают руки вверх)

Мы друг друга не обижаем.

Мы друг друга уважаем! (обнимают друг друга).

 Дети садятся на стульчики.

Слайд10. Песни танцы. Вед. Ребята, у каждого народа есть свои традиции и обычаи. Это игры, песни, танцы,  сказки. А что вам больше всего нравится из того что я перечислила.

Дети. Сказки.

Вед. Хорошо. Предлагаю сейчас одну из них показать. Сказка «Путешествие царевичей  по странам».

Слайд11. Замок. Вед.  (Звучит музыка.) Жил-был царь. И  было у него три сына. Вот, когда сыновья стали взрослыми, царь собрал их и говорит:

Царь. Ох сынки, что-то скучно мне стало. Оправляйтесь-ка  по белу свету узнайте, что делается в мире, как люди живут, чем занимаются. Найдите и принесите что-нибудь новое и интересное.

Сыновья: Так что ж, батюшка, благослови нас.

Слайд12. Дорога с замком. Вед. Сыновья поклонились отцу и отправились в путь дорогу. Царевичи двигаются по залу, звучит музыка

Слайд13. Лесная дорога.  Вед. Шли, они шли, и  повстречался на их путь большой камень. На камне надпись:  Ставится камень с указателями.

Сын. Читает. На лево пойдешь в Германию попадешь, на право пойдешь в Казахстан попадешь, а прямо пойдешь в Алтайский край придешь.

Вед. Разошлись братья в разные стороны. Старший брат на право пошел, средний на лево, а младший прямо.  Дети ушли за шторы. Долго ли они шли, коротко ли, миновали дни, недели, проходили месяцы.

Вед. Вот прошла зима, (слайд14 зима) пролетела весна, (слайд15 весна) наступила лето (слайд 16лето). 

Слайд 17 Зал.  Вед. Вернулся старший сын домой. Спрашивает его отец.

Царь. Долго тебя сын не было. Расскажи, где был, что видел? Чему научился?

Старший сын. Был я батюшка в Германии. Там люди разговаривают на немецком языке. Здороваются они так – Гутэнтаг. Привез тебе разные гостинцы. (Показывает). Губная гармошка это музыкальный инструмент. Любимое блюдо «Плачильды» это  пироги с тыквой. Там и песни и танцы как у нас. Вот и я научился танцевать немецкую польку.

Танец «Немецкая полька».

Царь. Спасибо, тебе старший сын. Удивил. Садится на стульчик.

Вед. Вернулся из путешествия средний сын.

Средний сын. Батюшка я был в Казахстане. Там люди говорят интересно.

Послушай стих. Читает стих.  Там народ веселый и поет, и танцует и в разные игры играют. Привез тебе оттуда разные гостинцы. (Показывает). Они живут в юрте.  Играют на домбре, это музыкальный инструмент. Любимое блюдо у них баурсаки, чай с молоком, кумыс. Посмотри,  какой наряд носят (показывает), это тюбитейка головной убор. Сейчас мы в неё поиграем.

Вед. Игра с тюбитейкой. Все помнят условия этой игры.

Игра «Такия Тастамак»  (с тюбитейкой).  Дети садятся в круг, на ковер руки на колени. У ведущего в руках тюбитейка. Он за кругом обходит ребят и произносит слова: «Потихоньку, неторопливо обойду я вас. В это время незаметно тюбитейку подложу кому-нибудь. Если не заметишь её тебя я ею же и побью. Произнося эти слова ведущий подкладывает незаметно тюбитейку. По окончанию  текста дети ищут руками вокруг себя тюбитейку; тот у кого за спиной она оказывается, догоняет ведущего и надевает ему на голову.  Если играющий не догонит ведущего, то ведущий должен тюбитейкой потихоньку шлепнуть игрока. Догоняя его. Так они оббегают один круг.

Царь. Интересная игра.

Вед. И вот младший сын вернулся домой.

Царь. Ну, а ты сын  мой младшенький. Где ты был, что ты видел? Рассказывай.

Младший сын. А я батюшка ходил по родной земле. Обошёл всю Россию, но больше всего мне понравилось в Алтайском крае. Там люди разные живут, говорят на разных языках. Очень гостеприимные. Песни поют, танцуют, играют. Весело живут. И я гостинцы тебе привез. Вот балалайка, ложки деревянные. Любимое блюдо блины с мёдом и со сметаною. Самовар. Да еще и веселую песню выучил.

Песня «Пых-пых самовар».

Вед. Встал царь и говорит:

Царь. Спасибо, удивили вы меня. Не зря, вы обошли весь мир. Узнали много нового и интересного. Значит, в моей стране так много разных национальностей живут, и у каждой есть свои традиции и обычаи.

Вед.  Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!

Слайд 18. Единство. Вед. Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти:

Слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ.

Вместе мы непобедимы!

Вед. Ребята, так что же такое Единство?

Лера Л. В день ЕДИНСТВА будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности РОССИИ

В дальних сёлах, городах!

Миша Т. Вместе жить, работать, строить.

Сеять хлеб, растить детей

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей.

Артем Ш. Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Вед. Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу! Так давайте, встанем все вместе в большой и дружный хоровод.

Танец «Большой хоровод». Первый куплет танцуют, а потом дети выходят из зала.

 

Приложение 2

Спортивное развлечение для подготовительной группы.

Мы мальчишками отважными растем!

Цель: воспитывать чувство гордости, благодарности и уважения к Российской армии.

Задачи: формирование чувства долга и любви к отечеству, уважения к ветеранам и тем, кто служит, воспитания чувства патриотизма. Способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи. Воспитывать волевые качества, соревновательные качества, чувства взаимовыручки, поддержки. Развивать выдержку, выносливость, воображение кругозора.

Материал и оборудование:

Дети входят в зал под  песню «Солдат молоденький»

Вед. Добрый день, дорогие ребята и гости! Вот опять мы собрались все вместе в этом зале.  Настроение у нас радостное и приподнятое, ведь сегодня мы отмечаем праздник – День Защитника Отечества.   Вся Россия в эти дни поздравляет  пап и дедушек, а мы поздравляем наших мальчиков.

Реб.1.День нашей армии сегодня, 
         И ей уже немало 
лет.  
         
Привет защитникам народа, 
         Российской армии –

Все: Привет!

Реб.2. Здравствуй праздник! 
          Здравствуй праздник! 
          Праздник мальчиков, дедушек, пап! 
          Всех военных поздравляет, 
          Наш веселый детский сад!

Реб.3.Посмотрите, в нашем зале 
         Гости славные сидят! 
         Сразу столько пап видали, 
         В феврале мы год назад.

Реб.4. Итак, февраль уже почти закончен.

           Всё чаще слышим мы веселую капель.

            И лёд речной уже не так уж прочен,

            И не страшна нам снежная метель.

Реб.5. Нас солнца луч смешит и дразнит,

            Нам нынче весело с утра.

            Зима нам дарит звонкий праздник,

             Какой же праздник детвора?

Реб.6. Праздник всех Солдатов наших –

            Вот что значит этот день!

            День защитников отважных

            Да и просто всех парней!

Реб.7. Ведь любой из нас мечтает

            Защитить детей, семью,

          Покорить  хоть что – то в мире

           И найти свою судьбу!

Реб.8. Российский воин бережет

           Родной страны покой и славу.

           Он на посту, и наш народ

            Гордится армией по праву.

Дети под песню перестраиваются  и идут к стульчикам.

Вед. Вслушайтесь только в эти гордые слова – “Защитник Отечества”! Защитники нашего Отечества – России – это наши солдаты, офицеры, лётчики и моряки, которые готовы в любую минуту встать на защиту нас с вами.  Наши мальчики очень хотят стать похожими на них: сильными, мужественными и благородными.

Реб.9.  И песни мы о ней поём,

            О доблестях походах.

            Она хранит наш мирный дом,

             Покой и труд народов.

Песня «Бравые солдаты».

Вед. Дружно пели вы, ребята,
        Словно бравые солдаты. 
       Чтоб настоящим, стать бойцом,
       И храбрецом, и удальцом,
      Нужны, друзья, старание,
      Сноровка, сила, знания!
      И я сейчас проверю вас,
      Начнем соревнование.

Чтобы убедиться в том, что все наши мальчики уже готовятся к службе в армии.

Вед. Прошу капитанов представить свои команды.
1 команда «Горячие сердца»
Девиз: Мы дружные ребята,
Надёжные друзья.
Скучать вам не позволят
Горячие сердца.
2 команда «Молния»
Девиз: Мы быстрые, как молния,
Привыкли побеждать.
И в этот раз попробуем,
Всех вас переиграть.

Вед. Вашу находчивость, смекалку будет оценивать жюри. Пусть оно весь ход сраженья за командами следит. (Выбирают жюри из пап.)

Вед. Давайте все дружно поприветствуем друг друга троекратным  «Ура!». К военным играм, готовы?     Главное – дисциплина и точность выполнения приказов. И первое задание, на меткость и внимание.

Проверим, какие наши ребята меткие стрелки.  Ребята вам нужно будет забросить мяч в корзину.

1. “Меткий стрелок” (Участвуют 2 команды по 6-7 детей.   Каждый ребенок держит мячик и бросает его в корзину.)

Вед. Много есть военных профессий – моряки, летчики, танкисты, а еще была такая военная профессия – кавалеристы, кавалеристов в бой несли резвые кони.

2. “Кавалеристы” (При помощи палки нужно доскакать  до флажка и вернуться назад, передать палку следующему).

Вед. Выходите к нам скорей
       Летчики-пилоты
       Мы посмотрим, как летают ваши самолеты.

3. “Летчики” (для пап).

(Сделать самолет из бумаги и запустить его.  Чей самолет улетит дальше?)

Вед. Теперь наши команды отдохнут, а играть будут зрители. 

Конкурс для зрителей “Конкурс загадок”

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт. 
Человек им управляет.  Что же это… (Самолёт)

Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик. 
Через несколько минут опустился (парашют).

Грянул гром, весёлый гром.   Засверкало всё кругом. 
Рвутся в небо неустанно разноцветные фонтаны. 
Брызги света всюду льют.  Это праздничный… (Салют)

Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт наш российский… (вертолёт)

Вед.  А еще есть очень ответственная военная профессия – минер.  Цель минера разминировать все мины противника.  И самое главное нужно все делать незаметно.  И иногда даже в полной темноте.  Мы сейчас посмотрим, как наши ребята и папы смогут разминировать наше минное поле в полной темноте.

 4 . “Минеры”(Капитанам  завязывают глаза и дают в руки корзинки.  На полу рассыпаны пробки (насыпать в обруч).  По сигналу капитаны начинают на ощупь собирать пробки).

Вед. Солдат должен и песни петь и танцевать. Музыкальная пауза.

Песня «Про папу».

Вед. Очень часто, чтобы быть незамеченным, настоящим разведчикам приходиться маскироваться.

5. “Маскировка”(Мальчики переодеваются в сарафаны, в юбки, завязывают косынку).

Реб.10. Рано утром я проснусь, 
            На зарядку становлюсь,
            Приседаю и скачу,
            Пехотинцам стать хочу

6.“Пехотинцы”

(Дети встают рядом друг с другом на вытянутые руки и ноги.  Первый  ребенок проползает на четвереньках под ними до конца и встает в строй).

Или  (Двигаются до стойки: папа идет большими шагами, ребенок змейкой пролезает между ног папы, обратно бегом).

Вед. Моряки народ веселый
Хорошо живут,
И в свободные минуты,
Пляшут и поют.

7. “Моряки” (Игра-танец “На палубе”: все участники танцуют под песню “Морячка”.  Водящий имитирует мытье палубы шваброй.  На конец музыки играющие встают в пары, оставшийся без пары становится водящим.)

Вед. Вы справились с заданием, но настоящий солдат должен быть не только метким, но еще и выносливым, чтобы преодолевать любые препятствия на пути к цели.  Сейчас нашей целью будет добыча снарядов.

8 конкурс “Перенеси снаряд” (Команды строятся цепочкой на расстоянии вытянутой руки друг от друга. На одном конце цепи стоит пустая корзина, на другой- с мячами. Участники по цепи передают снаряды на другой конец колонны. Кто быстрее)

 Вед. Мы сейчас посмотрим, какие папы ловкие.

Конкурс для пап “Выдерни скакалку” (2 папы садятся на стулья спиной друг к другу.  Под музыку они двигаются вокруг стульев, когда музыка заканчивается, быстро садятся и выдергивают из-под стула скакалку). 

Вед. Да, наши папы показали свою ловкость и быстроту реакции.  Сразу видна армейская закалка.  И наши мальчики показали сегодня свою сноровку, ловкость и выносливость.   Теперь мы видим, что у нас подрастают настоящие мужчины.

Вед. Пока жюри подводит итоги  всей игры, наши девочки приготовили для мальчиков музыкальный подарок.
Д. Мы мальчишек поздравляем,
И здоровья им желаем!
Вырастайте поскорей,
И мужайте по быстрей!
Д.1. Мальчики сегодня нарядные такие. 
       Все в рубашках белых – будто бы большие.

Д.2. День мужской отметим, мальчиков поздравим. 
       Всех мужчин сегодня от души мы славим.

Д.3. Будьте же вы сильными, смелыми, здоровыми. 
      И делами разными увлекайтесь новыми.

Д.4. Покоряйте небеса, горы, океаны. 
      Открывайте города дальние и страны.

Д.5. Нам цветы всегда дарите, добрые улыбки. 
       И не совершить сумейте глупые ошибки.

Д.6. Вы, мальчишки, молодцы! Мы гордимся вами!
       И сегодня поздравляем добрыми словами.

Д.7. Всех защитников страны
       Поздравляем нынче мы. 

Д.8. Этот танец, без сомненья,
       Всем поднимет настроенье!

Танец « Идет солдат по городу»

Вед. А сейчас мы предоставляем слово членам жюри.
(итоги соревнований).
Вед.- Отдохнули мы на славу!
         
Победили вы по праву.

          Похвал достойны и награды,
         
И мы призы вручить всем рады!
             
(вручение подарков).

Вед. Дорогие папы и дедушки! 
        Чтоб сегодня вы улыбались, 
        Ваши дети для вас постарались! 
        И в этот замечательный праздник 
      Они приготовили для вас подарки. ( 
вручение подарков папам).

Вед. Мы поздравляем наших пап, дедушек с Днём защитника Отечества.  Желаем Вам здоровья, любви, успехов во всех делах и гордости за своих детей, которые вас очень любят.   Поздравляем и наших мальчиков.  Наши мальчики ещё в детском саду, но пройдут годы, и каждый из них выберет любую военную специальность: станет лётчиком, моряком, пехотинцем, танкистом….  Когда они вырастут, мы уверены в этом – станут сильными, отважными мужчинами.  Армия научит их быть выносливыми и смелыми.

Под музыку «Служу России» дети выходят из зала.

Формируя у ребенка первые простейшие представления об устройстве нашего государства, большое значение придаю изучению символики нашей страны. Значительная часть нашей страны не знает слов гимна, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба. Поэтому дошкольников важно знакомить с этими символами страны еще в детском саду. Формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности - главная цель работы.

 

Приложение 3

Сказка «Каша из топора»

Состовитель: Шабаловская Л.С., музыкальный руководитель, I квалификационную категорию

Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, не посредственно через музыкальную деятельность.

Задачи:

  1. Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей посредством театрализованной деятельности.
  2. Закреплять творческие и актёрские способности детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности с учётом индивидуальных возможностей.
  3. Развивать способности общения между сверстниками, чувство товарищества, сопереживания и ответственности, умение взаимодействовать и сотрудничать.
  4. Совершенствовать певческие умения, петь громко, четко произнося слова песни.
  5. Совершенствовать танцевальные движения.

 Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Каша из топора», рассматривание иллюстраций с изображением героев сказки, беседа по содержанию сказки «Каша из топора», о характерах персонажей, изготовление атрибутов и декораций к спектаклю, разучивание песен и танцев.

Действующие лица:
• Сказочница (взрослый)
• Иван-солдат – ребенок старшей группы
• Старуха– ребенок старшей группы
• девчата
• мальчишки
Оборудование: костюмы – русские народные (сарафаны, кокошники, рубашки косоворотки, костюм Старухи, костюм Солдата;  домик, печка, котелок, топор, стол, деревянные ложки, мешочек крупы, солонка с солью, масло муляж, хлеб в тарелочке, осеннее дерево, кустики, платок, мультимедийное оборудование, музыкальный центр.
На сцене. Декорация – домик, дерево осеннее, кустики.

Сказочница:
В мире много сказок –
Грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка - впереди. 
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем, гостю: «Заходи!»
Сегодня к нам приходит сказка «Как Иван-солдат со службы домой возвращался».
Звучит музыка «Начало сказки». Начинается сказка. 
Сказочница: Жил-был солдат Иван. Служил Иван долго и исправно. И пришло его время возвращаться на родную сторонку. Путь был у него дальний. И вот отправился солдат Иван домой.

Звучит песня солдата, Иван шагает.

Сказочница: И встречается на его пути деревенька «Песняры».  А живут в этой деревеньки  люди, которые петь любили разные песни.

Иван: Зайду, посмотрю, что за народ здесь живет?

Выходят дети и исполняют песню.

Песня «Осень постучалась к нам».

Иван: Хорошо вы поете, весело у вас, но пора мне в путь дорогу.

Сказочница: И отправился солдат Иван дальше.

Звучит песня солдата, Иван шагает.

Сказочница: Притомился, Иван в  пути, есть захотел, а на пути у него деревня «Сказочка».

 Инсценировка Сказки «Каша из топора».

Сказочница: Постучал Иван-солдат в крайнюю избу, а жила в той избе жадная старуха.

Иван-солдат: Пустите отдохнуть дорожного человека!

Сказочница: Дверь отворила старуха.

Старуха: Заходи, служивый.

Иван-солдат:  А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

Сказочница: У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

Старуха:  Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

Солдат: Ну, нет так нет.

Сказочница: Тут он приметил под лавкой топор.

Иван-солдат: Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.

Сказочница: Хозяйка руками всплеснула:

Старуха: Как так из топора кашу сварить?

Иван-солдат: А вот как, дай-ка котёл.

Сказочница: Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл топор, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Старуха: Ну, как?

Иван-солдат: Скоро будет готова, жаль вот только, что посолить нечем.

Старуха: Соль-то у меня есть, посоли.

Сказочница: Солдат посолил, снова попробовал.

Иван-солдат: Хороша! Ежели, бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.

Старуха: Бери, заправь как надобно.

Сказочница: Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.

Иван-солдат: Ох, и каша хороша! (облизнулся солдат.) Как бы сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье.

Сказочница: Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.

Иван-солдат:  Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем, кашу есть!

Старуха (с удивлением говорит)  Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить.

Сказочница: Поели вдвоём кашу. Старуха спрашивает:

Старуха: Служивый! Когда ж топор будем есть?

Иван-солдат: Да, видишь, он не уварился, (ложкой постукивает по топору) Где-нибудь по дороге доварю да позавтракаю!

Сказочница: Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в свою деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Звучит песня солдата, Иван дальше шагает.

Сказочница: Идет Иван-солдат песню напевает, а вот уже и знакомая деревенька «Веселушки».

Иван-солдат: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуй, матушка родная! Вот я и домой пришел!

Сказочница: И завели тут они веселый танец.

Русский народный танец «Ох, за что люблю Ивана».

Игра «Платочек».

Сказочница: Вот сказке наступил конец, а кто слушал, молодец.

Приложение 4

Консультация для родителей

 «Как рассказать ребенку о войне? Для чего это нужно?»

Как рассказать детям о Великой Отечественной Войне?

Давно оставшаяся в прошлом Отечественная война оставила по-настоящему глубокий след в жизни многих поколений людей. Уже немного осталось ветеранов, принимавших участие в боевых действиях, но внуки и правнуки до сих пор помнят и гордятся их подвигом.

Занимаясь воспитанием нового поколения, нужно еще в детском саду рассказывать детям о войне 1941-1945, чтобы они поняли, как нашим героям удалось победить врага и отстоять свою Родину. Лишь так мы сможем дать малышам правильное представление о тех далеких и нелегких военных годах.

Как рассказать ребенку о войне? Для чего это нужно?

Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно, не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка. При этом знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги. Зачем детям рассказывать о войне? Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны – заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей.

Как рассказать ребенку о войне? Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войнерассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.

Чтение детям небольших рассказов о войне. Отлично подойдут для этого произведения Сергея Алексеева о мужестве, смелости и дружбе. Малышей можно знакомить с простыми стихотворениями «Сказка о громком барабане» или «Брат мой в армию идет». Интересны будут детям рассказы о войне1941-1945 и победе в ней«Таежный подарок»«Галина мама»«Братские могилы»«Победой закончилась война». 5-6 летние ребята уже активно сопереживают героям книг, поэтому им более интересны рассказы о жизни их сверстников, например, «Война и дети»«Что могут солдаты» и пр. Старших детей можно познакомить с моральным аспектом войны, показав им хорошие военные фильмы советских времен.

Встреча детей с ветеранами войны может оказаться именно тем, что вызовет у малышей настоящий интерес. Ведь живое общение всегда лучше, чем даже самая увлекательная книга. Такую встречу можно приурочить ко дню Победы либо провести заблаговременно, чтобы к маю у детей уже было понятие о том, когда была война и почему 9 мая – такой большой праздник для всех нас.

Посещение музеев и памятников, возложение цветов у вечного огня поможет детям осознать и запомнить значение войны и особенно победы, провести параллели между 40-ми годами XX века и их собственной жизнью. Возможность своими глазами увидеть реальные свидетельства того времени – мины и снаряды, военную форму и трофеи – оставляет глубокое впечатление в душе каждого ребенка. Особенно волнительны такие экскурсии для мальчиков, которым всегда интересны оружие и военный транспорт. Именно поэтому посещение торжественного парада или просмотр его по телевизору станет отличным поводом провести познавательную беседу на данную тему.

В преддверии 9 Мая в детском саду воспитанники готовят поделки, рисуют картины на военную тематику. Дома можно продолжить совместное творчество: сделать поделку и подарить ее дедушке, бабушке. Поделки, приуроченные ко Дню Победы, помогут систематизировать и закрепить в памяти малышей полученную информацию о войне. Это могут быть аппликации из бумаги, картона и фетра (звезды, георгиевские ленты, букеты гвоздик, объемные поделки в форме танков и самолетов, голубь мира в технике оригами и пр. Можно нарисовать рисунок и повесить его в квартире.

Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные фотографии, ордена ветеранов. Главное в таком разговоре – искренность. Следует также объяснить малышу, что войны случались всегда. Даже на примере сказочных героев можно рассказать о сути боевых действий. Можно сходить с ребенком к Вечному огню или в музей, возложить цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по телевизору, выразить в творчестве неприятие войны.

Не стоит пугать ребенка тем, что война может начаться в любой день. Лучше дать ему ощущение стабильности. Пояснить, что победа дала нам возможность жить в мире, учиться и работать, спокойно гулять и не бояться врагов. За это следует благодарить ветеранов. Когда ребенок спрашивает о войне, он больше желает услышать то, что его любят и не дадут в обиду.

Однако не стоит перегружать детей лишней в их возрасте информацией – датами и прочими цифрами, специальными военными терминами и названиями населенных пунктов. Все эти детали они узнают позже, из школьных учебников истории.

Советы родителям

Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация. Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей. Об оружии поговорить в музее, о героизме – у памятника, о благодарности – создавая подарок ветерану. Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво доносить информацию о некоторых нюансах войныРодителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам. Если нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но позднее.

Своевременно проведенные беседы о войне с детьми в детском саду и дома – гарантия того, что молодое поколение будет расти с должным почтением к подвигу героев той войны. Не пренебрегайте патриотическим воспитанием своих детей, поскольку они, насмотревшись современных фильмов с акцентом на спецэффектах, могут получить ложное представление об общечеловеческих ценностях, которые так ярко проявлялись в военное время – любви к Родине, дружбе, долге и т. д.

Приложение 5

Круглый стол для педагогов  по теме

«Роль сохранения традиций в воспитании патриотизма детей дошкольного возраста»

Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;

Задачи:

- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;

- вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Форма проведения:

круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности

План проведения:

  1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
  2. Деловая игра для педагогов.

Ход круглого стола

  1. Теоретическая часть.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.

- Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.

- Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:

1. Время свято – говори ясно и сжато.

2. Закон один: все слушают, когда говорит один.

3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

Разминка

- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. (На трех столах разложены фрагменты пословиц. Педагоги делятся на группы и собирают пословицы.)

Педагоги зачитывают собранные пословицы:

1. Родительское слово мимо не молвится. (семейное воспитание).

2. Добрый человек добру и учит. (нравственное воспитание).

3. Родной край – сердцу рай. (патриотическое воспитание).

Итог разминки:

- Уважаемые педагоги. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников» (воспитание нравственно-патриотических качеств).

Основная часть

Мы предлагаем Вашему вниманию основные понятия:

Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.

Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на

ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность,

коллективизм, товарищество и т.д.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие,

общечеловеческие ценности и т.д.

Введение в проблему

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых

актуальных задач нашего времени.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

В национальной доктрине образования человека в РФ сказано, что Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений. 

   Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

     Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

       

    Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

 В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным  условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы  и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи.

    Современная  система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Экологическое:  Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1. Целевые прогулки,  к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.;

2. Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города;

3. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы и т. п.);

4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;

5. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми, танцами;

6. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;

7. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;

8. Посещение тематических выставок и их самостоятельная организация;

9. Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

1. целевые прогулки, экскурсии;

2. беседы;

3. игры;

4. чтение художественной литературы;

5. праздники, развлечения, вечера досуга, викторины;

6. и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность - различного рода познавательные занятия.

И в заключении - чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

II. Деловая игра для педагогов

Задание 1: Ответьте на вопросы

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)

3.Официальная эмблема государства? (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)

6.Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

7. Почему Красная площадь так называется?

8. Что означают три цвета флага? Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

Белый -  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

Задание 2: Скажи иначе пословицу

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».

«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»

«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»

«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»

«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

Задание 3: Русский народный костюм

Старинный женский головной убор замужней  женщины? (Кокошник)

Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)

Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси? (Кушак - или   пояс,   был   не   только   деталью   костюма,   а опознавательным знаком, символом благородства)

В 10-13 веке на Руси неширокие, длинные, сужающиеся книзу доходящие до щиколоток штаны? (Порты)

Задание 4: Игра «Бабушкин сундук».

- Уважаемые педагоги, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает педагогам догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Педагоги вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

  1. большая красивая книга русских народных сказок;
  2. альбом и краски;
  3. букварь;
  4. банка варенья, шоколад, конфеты;
  5. котенок;
  6. старинные семейные фотографии;
  7. игрушки бабушек и дедушек;
  8. открытки памятников города Сургута;
  9. картинки с изображением орденов и медалей;
  10. кукла, одетая в военную форму;
  11. пилотка;
  12. пряники, ватрушки;
  13. кулинарная книга;
  14. спортивные атрибуты;
  15. перчаточные куклы для кукольного театра;
  16. рыбий жир.

Задание 5: Творческое задание

Нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но  в  силу  последних  перемен   все   более  заметной  стала  утрата  нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В   связи   с этим   очевидна   неотложность   решения   острейших   проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.

Приложение 6

ЭХО ДАЛЕКОЙ ВОЙНЫ.

Цель: формировать у детей чувство патриотизма через приобщение к песням, стихам, танцам  

периода Великой Отечественной войны.

Задачи:1. Познакомить детей великим праздником День Победы.

2. Учить слушать музыку, которая помогает изучать историю нашей Родины, Великой Отечественной войны.

 3. Учить детей выразительно читать стихотворный текст.

4.  Развивать речь, память, внимание.  

5. Обогащать словарный запас (герой, героизм, победа, орден,  пилотка).

6. Формировать умение петь легким звуком, без напряжения; передавать характер песни.

7. Совершенствовать умение выполнять танцевальные движения.

8. Вызвать у детей чувство сострадания, сопереживания к тем, кто не вернулся с войны, чувство гордости за ветеранов, победителей, за сплоченность, мужество и отвагу.

Оборудование и материалы: флажки (синий, голубой, зеленый, красный), гармошка,  платочки (9); костюмы – зеленые юбочки (10),  накидки военные (5),платья белые (5), жилеты военные (6), пилоток (6).

Ход праздника

Слайд 1. Мирное довоенное время – деревня.

Звучит фонограмма песни с гармошкой, дети входят в зал (три девочки  садятся на стульчики перешептываются, мальчик с гармошкой садится между девчатами, двое девчат и мальчик стоят).

Вед. (проигрыш, чтение)

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

       Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Продолжается песня с гармошкой, остальные девочки выбегают, и заводят танец под гармошку (кружатся парами, притопывают).

Слайд 2.  Летят немецкие самолеты, кидают бомбы.

Звучат звуки бомбежки, дети приседают, закрывая голову руками.

 Слайд 3. Люди на площади слушают сообщение.

 Звуки фонограмма голоса Левитана с сообщением о начале войны.

 Дети стоят врассыпную в одной части зала.

Слайд 4.  Деревенская улица довоенная.

1р. К нам утром ворвалась беда.

Страна спала и ничего не знала,

Когда фашистская орда

На наши села наступала.

2р. Еще воскресным летним днем

Смеялись, танцевали, пели,

А на окраинах страны

Уж гибли люди, и дома горели.

3р. В двенадцать ровно вся страна

В молчанье тягостном застыла,

И слово страшное «Война»

Жизнь на две части разделило.

4р. Померкло солнце, день угас,

И матери вмиг постарели,

Как будто в этот страшный час

Душою кровь и боль узрели.

5р. Плечом к плечу ушли отцы

И сыновья. И бесконечно

Шагали роты и полки,

Кто до Берлина,

Ну, а кто-то в Вечность…

Дети садятся на стульчики.

Слайд 5. Лес.        

Звучит фоном песня «В землянке». Трое мальчиков сидят возле «землянки».

Вед. Шли бои с врагом проклятым,

Продвигаясь  на восток.

И солдаты у землянки

Коротали вечерок.

Те, кто утром с пулеметом,

С автоматом был в бою,

И на отдыхе солдаты

Песню тихую поют…

Звучит песня «В землянке» - громче сделать чуть-чуть.

. Только взял боец трехрядку –

Сразу видно гармонист.

Для начала, для порядка

Кинул пальцы сверху вниз.

7р. Позабытый, деревенский

Вдруг завел, глаза закрыл

Стороны родной, смоленской

Грустный, памятный мотив.

8р. И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Танец «Тальяночка».

Вед. Много трудностей выпало на долю наших солдат. Но в перерывах между боями солдаты пели песни, которые им помогали выстоять в борьбе с врагом. Ну, а эту песню бойцы в окопах напевали. И в честь нее орудие назвали. Знают эту песню все.

Танец «Катюша».

Вед. Наши солдаты обладали такими качествами, как  смелость, ловкость, внимательность. Сейчас и наши ребята покажут, какие они внимательные! Если я подниму синий флажок, вы будете плавать; если голубой – летать; зеленый – скакать; красный – кричать «Ура!» (Дети выполняют упражнение, встают врассыпную, после садятся на стульчики).

Игра на внимание. (Показывает детям 4 флажка: голубой, зеленый, синий, красный).

Слайд 6. Обелиск.

9р. Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

10р. Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко

И рвущий душу бомб разрыв.

11р. Мы видим их  - солдат России,

Что в тот далекий грозный час

Своею жизнью заплатили

За счастье светлое для нас!

Слайд 7. Синее небо мирное после войны.

Танец «Журавли».

Слайд 8. День Победы.

Вед. Долгие четыре года длилась Велика Отечественная война. Она коснулась не только России, но прошла и по Украине, Белоруссии, Молдавии, а потом и по европейским странам прямо к Берлину. И  спустя четыре года, 9 мая 1945 года советские войска полностью разгромили фашистов, и наступил День Победы.

12р. День Победы – это праздник,

Это вечером салют.

Много флагов на параде,

Люди радостно поют.

Слайд 9. Ветераны идут на парад.

13р. Ветераны с орденами

Вспоминают о войне.

Разговаривают с нами

О победной той весне.

14р. В День Победы утром рано

Выйди в город – погляди:

Вот шагают ветераны

С орденами на груди.

15р. Спасибо ветеранам скажем

За жизнь, за детство, за весну,

За  тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем. Дети встают полукругом

.Песня «Когда ветераны идут на парад».

Слайд 10. Памятник неизвестному солдату.

Вед. В каждом городе в память о погибших солдатах горит вечный огонь славы героям, павшим в боях за нашу Родину.

Я объявляю минуту молчания.
Встаньте, ребята, прошу!
Замрите на миг в отчаянии.
На время прервите шум.
Вспомните о погибших,
Жизни отдавших за нас.
Это не будет лишним,
В скорбный священный час.

Объявляется минута молчания.

Вед. За страну родную люди

Отдавали жизнь свою.

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

16р. Горит огонь у обелиска,

Березы в тишине грустят,

И мы склонились низко-низко:

Тут неизвестный спит солдат.

 Песня «Вечный огонь»

клип «Кино идет»

Девочка. Я фильм смотрела о войне,

И было очень страшно мне.

Рвались снаряды, бой гремел,

И люди погибали.

А рядом дедушка сидел,

И на груди медали.

За то, что  вместе со страной.

Сломил он силу злую…

Медали глажу  я рукой

И дедушку целую!

Песня «О той весне» Дети стоят возле стульчиков, после садятся.

Вед. Пусть на век, исчезнут войны,

Чтобы дети всей земли

Дома спать могли спокойно,

Танцевать и петь могли,

Чтобы солнце улыбалось

И сияло над землей

Людям всем – и нам с тобой!

Дети встают полукругом лицом к зрителям.

Слайд 11.  Лица улыбающихся детей.

 Выходят дети подготовительной группы.

1реб. Нам нужен мир: тебе и мне,

И всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

2реб. Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство!

Песня «Детство».

Вед. На этом наш праздник подошел к концу.

Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно – патриотическому и эстетическому воспитанию детей среднего возраста "Народные промыслы России"

Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с об...

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...

Проект по нравственно – патриотическому и эстетическому воспитанию детей среднего возраста «Народные промыслы России»

Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с обобщающими понятиями данной темы. Следовател...

Формирование эстетическо - нравственных чувств у детей старшего возраста

  Эстетическое воспитание неразрывно связано формированием нравственных чувств у детей.Дети не рождаются с готовыми эстетическими потребностями, вкусами, как и с определёнными нравственным...

Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...