Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме
В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мастер-класса | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «ЦЕНТР СОЗВЕЗДИЕ»
« Конспект мастер-класса на тему: «Жили – были… Путешествие по русской избе» (в рамках фестиваля «Город Мастеров»)»
Разработала педагог
дополнительного образования
Зайцева Мария Николаевна
Шатура
2015
Цель занятия: познакомить детей с жизнью и творчеством русского народа, приобщить к народным традициям и обычаям
Задачи:
- познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта, с народными приданьями;
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, закличками;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа;
- развивать художественно-творческие способности детей;
- познакомить с техникой выполнения русского оберега
Принципы построения занятия:
- Учёт возрастных особенностей
- Наглядность – обстановка и оборудование горницы.
- Познавательная активность – практическое исследование старинных предметах, сравнение их с современными образцами.
- Комплексность в постановке и решении задач эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания, а также интегрированности специфически дошкольных видов деятельности и областей знаний (особенно в непосредственно образовательной деятельности как организованной форме обучения с включением произведений фольклора, русских народных игр, хороводов, актуальной и доступной познавательной информации по проблеме и др.).
Занятие «Жили-были.. Путешествие по русской избе» ориентировано на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Большое внимание уделяется русскому фольклору, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, но и познавательному развитию. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие русские народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а потом и в активный словарь детей.
При отборе фольклорных произведений мы опирались на следующие принципы.
- Доступность содержания детям дошкольного возраста.
- Познавательная и нравственная значимость.
- Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Для организации деятельности по приобщению дошкольников к русской народной культуре в кабинете МБУ ДО «Центр «Созвездие» была создана «Русская изба». В ней собраны предметы русского народного быта, одежды, мебели, посуды. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу русского народного быта, но и талант предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода и т.д. А главное – попробовать себя в роли носителей русской народной культуры.
Ожидаемый результат:
- сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
- применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству;
- творческая активность и самостоятельность воспитанников при проведении детских праздников, выставок, развлечений.
Основная часть
Оборудование:
Для создания обстановки «Русской избы» - бутафорская модель русской печи, дрова, кухонная утварь (сито, ухват, чугунок, глиняные горшки, деревянные ложки, глиняная посуда, самовар), коромысло, ведра, утюг, гребень, прялка, керосиновая лампа, бублики, стол, лавки, иконы, свечи, рушники, скатерть.
Для основной деятельности – мука, сито (на каждого), столы песок-вода, маски героев сказки «Репка», костюм для педагога, кокошники, картузики (для детей), проектор.
Для создания куклы «Крупенички» - материал белый, материал цветной, ленточки, носочки эластичные, нитки, пшеница.
Ход занятия
Педагог (в русском народном костюме) встречает детей у входа.
Педагог: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! (кланяется, прижав руку к сердцу). Добро пожаловать! Хоть не богата, а гостям рада!. Прошу в избу, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком! (дети рассаживаются на стульчики).
В стародавние времена, как и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
(Ответы детей)
Педагог: Почему говорят: В гостях хорошо, а дома лучше?
(Ответы детей)
Педагог: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей. Мы приходим домой, чтобы набраться сил. Как вы думаете, из чего раньше люди могли построить себе дом?
(Ответы детей)
Педагог: Конечно, из дерева. На Руси такой деревянный дом назывался избой. В избах жили крестьяне, это люди, которые обрабатывали землю, выращивали хлеб, разводили домашний скот. Сегодня мы с вами отправимся в прошлое и посмотрим, как же жили наши предки в своих избах. Готовы? Но сначала вам нужно надеть специальные головные уборы – для девочек – кокошники, для мальчиков – картузики. В таких головных уборах ходили наши древние предки – славяне на Руси. А теперь: раз, два, три, покружись – в прошлом окажись.
(На стену проектором высвечивается русская изба).
Педагог: Посмотрите, как выглядела русская изба. Вы правильно сказали, что ее рубили из дерева. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так раньше здоровались. Но поклон при входе означал не только знак приветствия, это было необходимо. Посмотрите, какой невысокий вход в избу. Взрослый человек не мог войти в нее в полный рост, поэтому наклонялся, кланялся. Вход делали небольшим для того, чтобы из жилища не выходил теплый воздух.
А теперь давайте посмотрим, что же было внутри избы. Давайте пройдем внутрь.
(Дети проходят через низкую дверь (макет), кланяясь, педагог подводит детей в угол с печкой).
Педагог: Хватит молча гостевать – пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки о предметах быта русской избы, а вы постарайтесь найти отгадку в нашей избе. Вы можете не знать названия этих предметов, но можете найти отгадку по описанию в загадке. Слушайте и смотрите внимательно.
1. Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает.
Дети: Печь
Педагог: Посмотрите, чем топили печь на Руси. Это дрова. Русская печь –сердце дома. Она кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, на ней же сушили одежду, ягоды, грибы, рыбу. Как встанет поутру хозяюшка, так первым делом начинает печь растапливать. Печь – деревенская кормилица.
2. Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребятки, знает?
Книзу узок, верх широк
Не кастрюля …
Дети: Чугунок (дети могут не знать названия предмета, но легко найдут его среди кухонной утвари)
Педагог: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. А как же могла хозяйка достать его из печи? Здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку.
3. Не бык, а бодает,
Не есть, а хватает,
Что схватит – отдает,
А сам в угол идет.
Дети: Ухват
Педагог: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки и чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
(Дети пробуют достать чугунок с помощью ухвата)
4. Новая посудина,
А вся в дырках.
Дети: Сито
Педагог: Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.
(Дети подходят к столам песок-вода, берут сита и пробуют просеять муку)
Педагог: А теперь давайте перейдем в другую часть нашей избы. По диагонали от печи располагался красный угол. Как вы думаете, для чего он нужен был в доме? Красный – значит красивый и светлый. Это было святое место – в нем помещались иконы. Красный угол – самое почетное место в избе. Гость мог пройти в красный угол только по приглашению хозяина. Здесь же находился и стол. Все события в семье отмечались в красном углу, вдоль стола стояли деревянные лавки и скамьи. А теперь давайте отгадаем, что же могло находиться здесь из предметов быта.
5. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит
Дети: Самовар
Педагог: За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пряниками, бубликами и пирогами. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.
6. Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.
Дети: Ложка
Педагог: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложил русский народ: Запасливый гость, без ложки не придет. Ложкой не только ели, но играли на них. Таких музыкантов называли ложечниками (можно задать вопросы по образованию слов: тот, кто играет на балалайке; на гитаре; на барабане; на пианино).
А теперь давайте немного отдохнем. Русские люди очень любили сказки. Вы знаете, что есть народные сказки, которые переходили из уст в уста, из поколения в поколение. А дети очень любили вечерами слушать сказки, ведь у них не было ни компьютеров, ни телевизора, ни книг.
Физкультминутка
Проводится подвижная игра «Репка» с проговариванием. (Приложение № 1)
Педагог: На Руси любили не только сказки, но волшебные предания. На Руси верили во многих волшебных существ. Говорили, сто ни один дом не стоит без домового. Домовой – это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Он живет в избе, предпочитая место, где тепло и сытно. Как вы думаете, что это за место? Конечно, у печки. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Ленивым хозяевам дедушка, как называли домового, устраивал мелкие неприятности: стучал по ночам, прятал вещи, ломал предметы. Если домовой в дружбе с хозяином, то дом под надежной охраной. Во время праздников наши предки обязательно ставили домовому угощенья и приговаривали .
Педагог ставит за печку горшок с кашей и с детьми встает в круг, приговаривая закличку для домового: «Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да храни избу нашу!»
Практическая часть – создание куклы – оберега «Крупеничка».
Педагог: Это главная кукла в доме. Она – оберег на достаток и сытость в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куклы. После уборки урожая куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что это каша передает силы матери земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.
И сегодня люди верят, что эта куколка помогает оберегать достаток в доме. Давайте изготовим ее вместе.
Звучат русские народные песни, педагог показывает детям порядок изготовления куклы-оберега. (Приложение № 2)
Заключение
Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.
Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми : это и введение образа Русской красавицы, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, ситом, самоваром), и возможность примерить народный костюм, и своими руками изготовить куклу-оберег . Оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.
В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы, рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с поручениями . У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.
Для достижения наилучших результатов я планирую в дальнейшем включать в занятие как можно больше фольклорного материала: попевок, закличек, присказок, пословиц и поговорок; организовать экскурсии в краеведческий музей, которые помогут детям расширить кругозор, узнать и увидеть много интересного из истории русской народной культуры.
Список использованной литературы
- Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
- Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
- Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
- Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
- «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
- Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
- http://maminsite.ru/early.files/krupenichka.html
Приложение № 1
Подвижная игра «Репка»
Дети делятся на 2 команды. Надевают маски с героями сказки «Репка». На стулья садятся «репки». Рядом стоит «дед». Остальные герои стоят напротив «деда» и «репки», в 6-7 шагах (если позволяет площадь комнаты). Желательно, чтобы дети проговаривали сказку одновременно с действиями.
Задача: Обежав «репку», «дед» каждый раз, согласно словам сказки, бежит за помощником, за «деда» должен зацепляться только один помощник, соблюдая очередность. Постепенно число прицепившихся увеличивается, пока все герои сказки не прибегут к «репке». Дети не должны отцепляться друг от друга в процессе игры.
Побеждает та команда, которая первой вытянет «репку».
Приложение № 2
Изготовление куклы-оберега «Крупеничка»
- Берем пшеницу (можно гречку)
- Ненужный детский носочек. ( в моем случае – эластичный носочек)
Засыпаем в носочек крупу, завязываем носочек, чтобы крупа не рассыпалась.
Перевязываем носочек примерно так, чтобы получилась голова и туловище.
3. Теперь берем прямоугольный кусочек белой материи, размером таким, чтобы покрывало нашу куколку.
Складываем его пополам по диагонали.
На уголках завязываем кончики, формируем ручки.
|
4. Накрываем нашу куколку, и в районе шеи перевязываем ленточкой или кусочком ткани.
Выбираем для куколки юбочку.
Для этого нужен просто небольшой кусочек ткани.
Чуть ниже груди обматываем куколку юбочкой и перевязываем ленточкой или полоской ткани.
Последний штрих- повязываем куколке платочек:-)
И вот, наша куколка готова!
Играйтесь на здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...
Конспект мастер-класса "Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"
В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как общее недоразвитие речи, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточно развитое логическое мышление. А вед...
КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Жила – была Коза с козлятами » для детей 2 младшей группы
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ...
Конспект мастер - класса для родителей детей раннего возраста Тема: «Роль потешек в развитии детей»
Участники: родители и дети раннего возраста от 1,5 до 3 лет.Цель мастер – класса: расширение знаний о вариативности применения и значении потешек в развитии детей раннего возраста.Задачи д...
Конспект пальчиковой гимнастики для детей младшей группы на тему "Жили -были гномики"
Значение мелкой моторикиДвижения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детейУровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка ...
Конспект мастер-класса по изготовлению сувенира в рамках благотворительного марафона «Ты нам нужен!» "Свеча желаний"
Цель: Создать условия детям для развития творческих способностей в практической деятельности.Задачи:1.Научить изготавливать свечи желаний.2.Воспитывать аккуратность, умение довести начатую работу до к...
Конспект мастер-класса по применению на занятиях развивающих игр В. В. Воскобовича «Путешествие в Фиолетовый лес»
Цель: познакомить воспитателей с развивающими играми В.В. Воскобовича и использование их в развитие детей на основе практического занятия.Задачи: Формировать умение применять развивающие игры В.В, Вос...