Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Образовательная область: «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».
Цель:
Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной работе по преодолению ОНР.
Создать условия для успешного формирования у детей навыков выполнения звукового анализа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_zvukovoy_analiz_slova.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №8 «Солнышко» г. Новоалтайск.
Конспект
Мастер класса для родителей детей
подготовительной к школе группы
с общим недоразвитием речи
по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Составила: учитель- логопед
Рорбах Евгения Вячеславовна.
Новоалтайск 2012 год.
Образовательная область: «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».
Цель:
Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной работе по преодолению ОНР.
Создать условия для успешного формирования у детей навыков выполнения звукового анализа
Задачи:
- Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, знаний некоторых коррекционных приёмах работы в семье.
- Создать условия для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закрепления ребёнком полученных знаний, речевых умений.
- Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.
- Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.
- Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.
Здравствуйте, уважаемые родители.
Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и последовательности.
Это сложный процесс для всех детей. Дети же с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Родители должны помочь своему ребенку закрепить знания и умения полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.
Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Букв – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. И так, запоминаем главное: нет преграды – звук гласный, есть преграда – звук согласный. Обратите внимание на таблицу (Приложение 1)
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Посмотрите на таблицу.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Посмотрите на таблицу.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут на улице твёрдых звуков посмотрите на домик звуков.(Приложение 2)
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут на улице мягких звуков. Посмотрите на домик звуков. (Приложение 2)
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. Посмотрите на таблицу.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко. Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.
Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется следующим образом:
Возьмите пеналы с цветными фишками. Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:
1. Выделим голосом первый звук:
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
2. Выделим голосом второй звук :
д – ооо – м - второй звук О - он
гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук:
до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.
Согласные звуки Д и М.
Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О М.
Напечатаем слово буквами: ДОМ
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ
1. Выделим голосом первый звук:
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком. (Очень важно – произносить мягкие согласные при выполнении звукового анализа слова мягко)
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.
В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.
При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
Поэтому прошу вас строго следовать всем указаниям в тетрадях для домашних заданий. Выполнять звуковой анализ слов только предложенных в тетрадях.
При выполнении домашних заданий используйте ПАМЯТКУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .(выдаётся каждому родителю и вклеивается в тетрадь для домашних заданий) (Приложение 3)
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .
Буквы, обозначающие звонкие звуки:
М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
Буквы, обозначающие глухие звуки:
П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
Звонкий или глухой звук дети определяют, положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий. Если «не звенит» - глухой
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.
Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.
Мягкость и твердость звуков дети
определяют на слух:
МЕЛЬ – звук ль мягкий.
МЕЛ – звук л твердый.
КОТ – звук К твердый.
КИТ – звук Кь мягкий.
Родители могут проконтролировать следующим образом:
Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.
Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.
Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]
Пишем НОЖ - говорим [НОШ]
Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А .
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №8 «Солнышко»г. Новоалтайск.
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте
для детей подготовительной к школе группы
с общим недоразвитием речи
по теме: «Дифференциация звуков [З],[С].
Буквы З, С.
»
Автор занятия: учитель- логопед
Рорбах Евгения Вячеславовна,
Новоалтайск 2013
Образовательная область: «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация».
Программные задачи:
- Создать условия для усвоения и различения звуков[З],[С ] по глухости звонкости (изолированно, в слогах, словах).
- Способствовать формированию навыка выполнения простых форм звукового анализа и звукобуквенного анализа двусложных слов (прямой открытый слог).
- Содействовать формированию умения соотносить звуки [з], [с] и печатные буквы З, С.
- Побуждать отвечать полным предложением. Содействовать развитию памяти, внимания, зрительного восприятия.
- Создать условия для формирования умения слушать взрослого и выполнять его инструкции; самостоятельно выполнять задания педагога, самостоятельно действовать со знакомыми предметами, решать знакомые ситуации).
Оборудование, материалы, ресурсы: Кукла «Царь Алфавит»; «ноутбук»; знаки и символы звуков; печатные буквы З В А А; звуковые пеналы; схемы предложений и слов; зашумлённая картинка «ваза на столе»; звуковые вагончики; предметные картинки: зайка, сайка, лиса, Лиза.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Мотивация к занятию.
Педагог обращает внимание детей на присутствующих родителей. Дети стоят в кругу.
Приветствуют родителей.
-Дети, ваши папы и мамы очень хотят посмотреть чему вы научились на занятиях. Давайте проведём для них занятие.
- Значит, будем заниматься старательно! Слушать внимательно!
- Будем говорить красиво!
- Не бойтесь трудностей, и всё получится отлично!
Педагог просит детей сесть на свои места
Введение в игровую ситуацию
-Кто у нас сегодня в гостях? (царь Алфавит)
-Поздоровайтесь с ним, ребята. Дети приветствуют царя Алфавита..
-Царь Алфавит принёс с собой свой волшебный ноутбук.
Царь Алфавит приготовил для вас подарки в своём ноутбуке, но что бы их достать нужно правильно выполнить задания.
. ΙΙ Основная часть.
Знакомство со звуками
Логопед.
- Я открываю «ноутбук» царя Алфавита и достаю первое задание.
- Что нарисовано на картинке? (На картинке нарисован насос)
- Какой звук слышится, когда работает насос?(Когда работает насос слышится звук[С])
- Посмотрите, в зеркала. Что делают органы артикуляционного аппарата, когда мы произносим звук [с].
Дети рассказывают артикуляцию звука. (Когда мы произносим звук [с]: губы улыбаются, зубы стоят заборчиком, кончик языка находится за нижними зубами, язык стоит горочкой, воздушная струя выходит холодная).
Логопед просит их выложить схемы, отражающие работу артикуляционного аппарата: «губы улыбаются, зубы заборчиком», «стрелка вниз», «горка», «синяя ленточка».
- Зубы смыкаются заборчиком, образуя преграду, значит звук… (согласный).
- Проверьте, этот звук глухой или звонкий. (Положить ладонь на горлышко) (Голосовой моторчик не работает, значит, звук глухой.)
Дайте характеристику звука [с]. (Звук [с] согласный, твёрдый, глухой. Обозначим - синим кругом без колокольчика.) (Вывешивается синий круг с колокольчиком).
Логопед.
- Открываю «ноутбук» достаю второе задание.
- Что нарисовано на рисунке? (На рисунке нарисован комар.)
- Какой звук он издаёт? (Комар издаёт звук [з])
- Мы слышим звук [з].
Посмотрите, в зеркала. Что делают органы артикуляционного аппарата, когда мы произносим звук [з]. Дети рассказывают артикуляцию звука. (Когда мы произносим звук [с]: губы улыбаются, зубы стоят заборчиком, кончик языка находится за нижними зубами, язык стоит горочкой, воздушная струя выходит холодная.)
Логопед просит их выложить схемы, отражающие работу артикуляционного аппарата: «губы улыбаются, зубы заборчиком», «стрелка вниз», «горка», «синяя ленточка».
- Зубы смыкаются заборчиком, образуя преграду, значит звук… (согласный).
- Проверьте, этот звук глухой или звонкий. (Положить ладонь на горлышко)
- Что чувствуете в горле тишину или моторчик?
- Дайте характеристику звука. (Согласный, твёрдый, глухой). (Вывешивается синий круг без колокольчика).
- Голосовой моторчик работает. Значит звук звонкий.
- Звук [з] согласный, твёрдый, звонкий. Обозначим синим кругом с колокольчиком.
Дифференциация звуков.
Изолированных.
Логопед.
- Я называю звуки. Если услышите глухой звук [с] - руки лежат на столе. Если звонкий [з] - руки имитируют работу моторчика.
В слогах
Динамическая пауза.
Встаньте на ножки.
- Я буду называть слоги. Если услышите в слоге звук [с] двигайте руками, как будто работает насос. Если услышите в слоге [з]-покажите рукой комарика.
Дети выполняют заданные движения по наличию звука в слоге.
Игра «Раз, два, три – повтори!»
Сейчас мы будем играть в игру «Раз, два, три – повтори!» Я назову чье-нибудь имя и произнесу слоговой ряд. Тот чьё имя я назову, должен повторить слоговой ряд только после того как я скажу: «Повтори!»:
за – зо – су,
су – за – су,
зо – со – зо,
зу – су – зу,
зу – су – су,
зо – со –зо,
и т.д.
В словах.
Нахождение места звука в слове
- Царь Алфавит предлагает вам поиграть в игру «Волшебники»
Для игры вам понадобятся «звуковые вагончики». И синяя фишка. Возьмите их.
- Послушайте, какой звук слышится в слове «зайка»? Вывешивается картинка « Зайка» ( В слове зайка слышится звук [З].)
- На каком месте в слове он находится?(Звук [З] стоит в начале слова.) Дети кладут синюю фишку на первое окошко вагончика.
- Замените [З] на [С]. Какое слово получится? (Получится слово сайка.)
Вывешивается картинка «сайка».
Продолжить работу со словами: коза, лиса.
- Царь Алфавит спрашивает, почему мы пользовались, синей фишкой? (Мы пользовались синей фишкой, потому что звуки [З] [С] согласные, твёрдые).
Соотнесение звуков с печатными буквами
- Мы слышим звуки, а писать будем буквы. Скажите, какой буквой будем обозначать звук [з], на письме. (Звук [з], на письме будем обозначать буквой З.)
Логопед читает стих:
Эта буква как змея извивается
Потому и буквой З называется.
- На что похожа -З? (Буква З похожа на змею.)
- Из каких элементов состоит буква. (Она состоит из полуовалов.)
- Из какого количества полуовалов она состоит ? (Буква З состоит и 2-ух полуовалов.)
- В какую сторону смотрит буква З? ( Буква З смотрит в левую сторону.)
Найдите в лоточке букву (З) положите на стол, обведите её пальчиком.
- Скажите, какой буквой будем обозначать звук [с], на письме. (Звук [с], на письме будем обозначать буквой С.)
Логопед читает стих:
Купил я сушек килограмм,
А в нём все сушки пополам.
Смешно смотреть на сушки.
Все буквы С – подружки.
- На что похожа -С? (Буква С похожа на половинку сушки.)
- Из каких элементов состоит буква? ( Она состоит из полуовала.)
- В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит в правую сторону)
Найдите в лоточке букву (С) положите на стол, обведите её пальчиком.
Динамическая пауза
Встаньте на ножки. Напишите букву С на своей ладошке пальчиком. А теперь букву З. (Логопед напоминает, в какую сторону пишутся буквы). Встаньте парами. Теперь напишите буквы на ладошке своего соседа. Напишите одну из букв на спине соседа, а он должен отгадать какую букву ему написали.
Ребята, давайте посмотрим, какое следующее задание приготовил царь Алфавит.
Логопед достаёт из ноутбука зашумлённый рисунок вазы на столе.
- Посмотрите какой интересный рисунок. Просто загадка какая-то.
- Какой предмет спрятан на рисунке? (На рисунке спрятана ваза).
- Составьте звуковую схему слова ВАЗА.
Дети по очереди называют звуки в слове ВАЗА, дают им характеристику, выкладывают на столе цветные фишки.
- Какой звук в слове ВАЗА стоит на третьем месте? (На третьем месте стоит звук [З])
- Какой буквой нужно обозначить звук [З]? (Звук [З]нужно обозначить буквой З.
- Возьмите букву З и положите её под фишкой обозначающей звук [З].
ΙΙΙ Итог занятия.
- Царь спрашивает: «Какие звуки вы сегодня учились различать?» (Мы учились различать звуки [с] [з].)
- Чем они отличаются? (Звук [з] – звонкий, а [с] – глухой. )
- Какими буквами они обозначаются на письме? (Звук [з] обозначается буквой З, а [с] буквой С.)
- Посмотрите на фишки которые лежат у вас в подставках. Возьмите фишку, на которой изображено какое у вас сейчас настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика в работе с дошкольниками подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (ОНР)
Материал предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Проведение подобных занятий может быть организовано и проведено музыкальным руководителем совместно с учителем-логопедом, во...
Конспект комплексного занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.
Упражнять в счете в пределах 10,в решении простых арифметических задач;закреплять знания детей о геометрических фигурах. Уточнение и активизация словаря по теме.Закрепить обобщающее понятие...
Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.Тема: бисероплетение “Солнышко” (по дате народного календаря «Ярилин день»)
По народному календарю 1 марта празднуют Ярилин день (День Солнца) . Ярило - славянский бог весны и плодородия. Этот день посвящён провадам зимы и встрече весны. В моей группе проводится работа ...
Конспект интегрированной НОД с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему: « Виноград»
Закрепление знаний детей по лексической теме "Ягоды и Фрукты"Развитие мелкой моторики и артикляционной моторики. Развитие речевого дыхания и голоса.Совершенствование приемов лепки из соленого теста....
Мастер-класс для родителей "Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи"
В материале раскрываются вопросы развития подвижности детей с общим недоразвитием речи, предлагаются конкретные игры, развивающие общую моторику данной категории детей, улучшают коррдинацию дижений, с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «Волшебная страна Математики»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «...