Планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме "Моя планета"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Формы,средства и методы для работы в подготовительной группе с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dubrikova_2.docx | 58.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с детьми.
1.Познавательный рассказ воспитателя
1.«Как люди открывали Землю»
2.«Счастливые Земляне»
3. «Путешествие по странам и континентам»
4.«Игры народов нашей планеты»
5. « Жилища народов мира»
6.«Герои сказок народов мира»
7. «Куклы и игрушки народов мира»
8. «Известные люди планеты Земля» (писатели, художники, музыканты).
9. « Костюмы разных народов мира»
10 . «Путешествия и путешественники»
2.Беседы
1.Цикл бесед о географическом разнообразии планеты
1 «Путешествие на крайние точки Земли» (Арктика и Антарктида)
2 «Путешествие в Африку»
3 «Путешествие в затерянный мир Австралии»
4 «Путешествие в Тундру»
5 «Путешествие в тайгу»
6 «Весна в степи»
7 «Путешествие по Европе»
8 «Горы и реки»
9. «Строение земли»
2.Цикл бесед о растительном и животном мире планеты.
1. «Удивительный подводный мир»
2. «Животные и растения степей и пустынь»
3. «Знаешь ли ты животных гор?
4. «Животные Африки и Америки»
3.Цикл бесед о странах и народах мира.
1.Проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы… »(страны народы Европы, Америки, Африки)
2. «Символика стран планеты, которые мы знаем»
3. «Азбука народов мира от А до Я»
4. ««Какие народы мира мы знаем»
5. «Беседы о писателях и поэтах»
6 «Каких известных художников мы знаем?»
7 «Чудеса света и их строители»
8 «Чем похожи и отличаются дети разных народов»
9 «Как празднуют Новый год в разных странах мира?»
10 «Чем похожи сказки разных стран мира»
11 «Какие люди живут на свете»(беседы о людях, живущих на разных континентах (расы, быт, культура, деятельность, национальный вид спорта, национальная кухня)
12 «Народные праздники и традиции разных стран»
13 «Традиции встречи весны в разных странах»
3 Викторины .
1 «Путешествие в страну сказок Шарля Перро»
2 «В стране сказок Братьев Гримм»
3 «По сказкам Андерсена»
4«Путешествие в мир природы»
5 «Страны и народы Европы»
6 «Страны мира»
7 «Мы дети планеты Земля»
4. Ситуативный разговор с детьми
1.« Что нас объединяет на разных точках Земли?»,
2. « Почему мы считаем, что Земля наш общий дом?»,
3. «Что нужно для того, чтобы жить в мире на нашей планете Земля?» ,
4.«Живая , неживая природа.
5.«Почему исчезают животные и как им помочь?»
5. Слушание, исполнение, импровизация, прослушивание песен и музыкальных произведений народов мира , о планете Земле. Игра на музыкальных инструментах народов мира.
6. Знакомство детей с произведениями художественной литературы разных жанров таких народов(сказки, стихи, потешки, скороговорки)
7. Выставка творческих работ «Мы все такие разные»
8. Фотовернисаж «Путешествия по разным странам мира»
9. Организация мастерской по изготовлению продуктов детского творчества (изготовление поделок из бумаги, природного и бросового материала; фризов, коллажей). Изготовление изображений животных, костюмов народов мира, изготовление макета достопримечательностей разных стран( Пизанская башня, Эйфелева башня ,Пирамиды). Изготовление макета земли из папье-маше. Изготовление кукол разных народов мира.
10 Просмотр познавательных фильмов о планете Земля. Просмотр презентаций и видео роликов, познавательных мультфильмов о планете Земля, её народах, странах, обычаях и традициях
11 Чтение познавательной литературы о путешествиях и великих путешественниках .
12Рассматривание альбомов по темам
«Архитектура народов мира» «Жилища разных народов», «Костюмы народов мира», «Художники и музыканты», «Музыкальные инструменты народов мира», «Дед морозы разных стран» «Сказочные герои планеты», «Символика стран мира», «Игрушки народов мира», «Чудеса света»
13. Решение проблемных ситуаций.
1«Почему некоторые животные впадают в спячку?»
2«Почему в смешанных лесах не живут бегемоты и носороги?»
3 «Почему так важно чтобы люди разных национальностей дружили и в мире жили?»
4.«Откуда животные пустыни берут воду?»
5 « Погодные условия. Какую одежду мы возьмём собой в Африку, Северный полюс…
6. «Как можно общаться, если не знаешь язык»
7.«На чем отправимся в путешествие», «Ориентирование в чужом городе»
14 Оформление выставок книг с иллюстрациями ,репродукций, тематических выставок ,выставок детского творчества.
15 Неделя драматизации сказок народов мира.
Инсценирование сказки Индии «Хвастливая сова»
Инсценирование сказки Китая "Хвастливые мыши"
Инсценирование сказки Англии"Три поросёнка"
Инсценировка по сказке Н.В. Гернет «Полянка»
Инсценировка русской народной сказки в стихах «Как старик корову продавал».
Инсценировка сказки «Каша из топора»
16 Создание иллюстративного журнала «Народы мира от А до Я», основанный на сотрудничестве детей и взрослых.
17.Проведение музыкального праздника «Хоровод дружбы» с участием героев разных национальностей.
18. Изготовление детьми совместно с родителями национальных блюд разных народов.
19.Проведение народных праздников (Колядки, Масленица и др.)
20 Экскурсии на выставки в музеи
Краеведческий музей
«Как люди жили на Руси», «Природа родного края»
21.Интерактивные экскурсии
«Как жили древние люди» ,
«Удивительный мир планеты Земля» «Животные и растения планеты Земля»
Экскурсии – путешествия по глобусу и карте.
экскурсия в детскую библиотеку тема «Детские писатели мира»
22. Создание мини -музеев
«Животные планеты Земля», «Растения планеты Земля», «Жили – были динозавры» , «Куклы народов мира», «Народы мира»
23.Игры
Дидактические игры:
1. «Географическая пирамида» -дать понятие о родном городе , районе, области, стране, континенте, планете и их взаимном расположении.
2. «Угадай художника» отгадывать известных художников по фотографиям их картин.
3.«Найди животному его дом»- распределить животных по природным зонам
4.«Собери слово» - выкладывание по буквам название стран
5.«Угадай слова» - за минимальное время отгадать слова, которые зашифрованы картинками.
6.«Где, что растёт ?» активизировать знание детей о месте произрастания разнообразных растений планеты(лекарственных, кормовых, хлебных злаков и т.д)
7.«Угадай, что за растение?»пополнить знания о многообразии растительного мира планеты.
8.«Животные нашей планеты»- Пополнить знания детей о животном мире планеты земля. Пополнить знания детей о многообразии животного мира; классифицировать их по местам обитания. Развивать гуманные чувства по отношению к животным.
9 «Четвертый лишний» продолжать развивать умение классифицировать по местам обитания.
10 «Назови сказки народов мира, в названии которых звучат названия животных(растений…)»-пополнять и развивать знание детей о животном мире планеты.
11.«Пангея»- дать детям представление о глобусе, карте мира, о формировании и строении планеты Земля, об обитателях Земли.
12.«Я знаю 6 материков…» «Я знаю 5 городов Мира», «Я знаю 5 столиц», «Я знаю 5 рек», «Я знаю 5 морей»- пополнять и закреплять знание детей о названия материков, океанов, морей, рек, столиц, городов и.т.д.
13. «Узнай и назови памятник»- закреплять умение узнавать и называть памятники архитектуры
14«По одёжке встречают» закрепление понятия правил этикета в одежде в разных странах
15 «Из какой страны подарок?»
16 «Угадай, откуда я приехал»
Цель: закрепить знания детей о разных народах.
17 «Магазин одежды»
Цель: Систематизировать знания детей о национальном костюме и его элементах; соотносить костюм с национальным праздником.
18 «Чей орнамент?»
Цель: Назвать элементы национального орнамента.
19 «Чей дом?»
Цель: Показать детям многообразие материальной культуры разных народов на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.
Музыкально- дидактические игры.
1"Живая планета"- расширение знаний детей о живой природе. Развитие слухового восприятия, ассоциативно-образного мышления. Развитие внимания, музыкальной и визуальной памяти. Развитие пластики движений.
2.«Звуки окружающего мира»- ориентироваться в разнообразии звуков окружающего мира, различать на слух звуки окружающего мира и голоса музыкальных инструментов.
3. «Угадай ,с какого континента инструмент», «Угадай мелодию песни»
4. «Назови композитора музыки»
Подвижные игры народов мира.
Цель: закрепление знаний об особенностях народных игр разных стран, для развития знаний о взаимосвязях в природе и движениях. Способствовать проявлению двигательных интересов средствами физической культуры и спорта. Развивать творческие двигательные способности детей. Воспитывать чувства дружелюбности и толерантности.
1. Африканские салки по кругу (Танзания)
2.Больная кошка (Бразилия)
3.Канатоходцы (Узбекистан)
4.Потяг (Белоруссия)
5.Хромая уточка (Украина)
6.Вытащи платок (Азербайджан)
7 Пожарная команда (Германия)
8 Укус змеи (Египет)
9Статуя (Армения)
10 Лови мешок (игры индейцев)
Сюжетные ролевые игры:
1.«Семья» (путешествие за границу, национальная кухня, культура, спорт и традиции и другое)
«Туристическое бюро»
«Военные учения армий разных стран» (по просмотру слайдов или видео).
Игра- путешествие
«Путешествуем по сказкам народов мира»
24.Моделирование правил поведения в другой стране.
25.Конструирование из напольного и настольного строительного материала: «Машины мира», «Горнолыжная база», «Архитектурные сооружения мира» и другое.
26.Обсуждение событий, фактов, явлений, присущих определенной местности (ношение фруктов на голове, использование слонов для выполнения тяжелой физической работы, обучение боевому искусству с детских лет и другое).
27 Коллекции: «Заграничные подарки», «Природа мира», «Камни и ракушки с разных морей и океанов», «Культура мира», «Кухня мира», «Национальный вид спорта», «Машины мира» и другое.
28.Дежурства по столовой (сервировка стола в соответствии с днем национальной культуры)
29.Продуктивная деятельность по теме «Моя планета»:
1.Рисование с использованием нетрадиционных приёмов рисования, с использованием приёмов декоративной росписи, рисование красками, карандашами, пастелью, акварелью, гуашью (на выбор)
«Наша планета самая красивая», «Растения и животные нашей планеты», «Эскиз карнавального костюма»
2.Лепка из соленого теста, глины, пластилинография
«Пингвиний пляж», «Растения и животные» «Моё любимое животное» «Животные разных континентов», «Сдоба мира (из соленого и дрожжевого теста)», «Народная игрушка»
3.Конструирование из бумаги и бросового материала
Глобус, макеты и оригами животных и растений, подарок планете Земля.
4. Сюжетная аппликация
«Народные орнаменты», «Природа мира в разные времена года», «Моря и океаны Планеты» (обрывание), «На льдине», «Животные и птицы жарких стран».
30. Мини-концерт «Как у наших у ворот» (чтение стихов народов мира)
31. КВН «Как хорошо, что все мы такие разные»
32.Совместное с родителями чаепитие «Традиции чаепития у разных народов»
Средства , способствующие эффективному решению задач
1.Литература:
1.«Энциклопедия для умников и умниц»
2.«География для малышей» Белогузова В.С
3. «Страны мира» энциклопедия
4.Квитко «Ребятам о зверятах» , «В Африке» , «В Австралии», «На севере»
5. «Мой первый атлас»
6. Беслик С.К. «Поднять паруса»
7 .Журналы о животных, путешествиях
8 . В. Орлов, «В природе столько красоты!»
9 В.Г.Лысаков «100о вопросов и загадок Земли»
10 «Почемучка»
11«120 уроков по естествознанию для дошкольников».
2.Музыкальные произведения
1«Музыка разных народов мира»
2.Польская народная песня «Висла».
3Фортепианные пьесы Э. Грига, С. Прокофьева, П. И. Чайковского и других композиторов.
4.песня Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод».
5. Русская народная, песня «Если с другом вышел в путь», казахская народная мелодия, белорусская музыка.
6. Узбекские народные напевы.
7. Афганская народная музыка.
8. Песня «Чтобы солнышко светило», Н. Песков.
9. «Сапожки русские», танец.
9. «Тюбетейка», узбекская народная песня .
3.Наглядные средства
1 Интерактивные глобус, карты маршрутов путешествий, физическая карта мира
2 Альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира»
3 Набор самодельных инструментов для шумового оркестра
4 Стилизованные фигуры людей в разных национальных костюмах (плоскостные на подставках)
5. предметы быта разных народов;
6.наборы открыток «Национальная кухня»
7.Электронная энциклопедия «Море»
Мультимедийные презентации
«Мир глубин морей»
«Обитатели морей и океанов»
«Подводный мир»
«Коралловые рифы»
8 «Жилища и костюмы народов мира: Альбом для раскрашивания»
9 Презентация на тему «Традиции и обычаи народов мира»
4.Стихи
«Жираф» Гумилёв,
Козлов «Стихи о животных»
Т. Керстен « В Африке живут слоны»
«Стихи о животных» М. Гондаревская
«Стихи о странах для детей»А Усачёв
«Географические стихи. »Самойлов
«Весёлая география»Т.Агибалова
«Мы разные». Анира Дамрисия
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
«Разные национальности» В.Орлов
Детям не помеха,
Разные национальности
Для дружбы и радости,
Для добра и смеха.
Детям дела нет совсем
До цвета глаз и кожи.
Но вырос - не такой, как все,
На всех нас не похожий.
5.Видеоматериалы
"Уникальная планета Земля"
BBC: Планета Земля
"Почемучка. Планета Земля"
"Земля до начала времен"
Развивающие мультфильмы. География для самых маленьких
«Как создавалась планета Земля»
«Зайка.» Развивающие мультфильмы.
6.Загадки
1. Географические загадки для детей
Под стук испанских кастаньет
В моей душе огонь горит.
Я знаю: лучше в мире нет,
Чем твой, Испания, ...!
(Мадрид)
Самая большая российская река.
Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут ее все матушкой,
А в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья участь нелегка,
Тащили баржи с грузами:
Огромными арбузами,
Специями, тканями…
Речку ту узнали вы?
(Волга)
Это вулкан, а не яма.
Японская…
(Фудзияма)
Все моря и океаны,
Города найдешь на шаре,
Реки, страны и заливы,
Горы, острова, проливы.
Вся земля, поверьте мне,
На столе. (Глобус)
2.Загадки-раскраски про города и страны
В этом славном городе
Есть площадь древнего музея
Здесь сражались гладиаторы
На арене колизея
3.Загадки разных народов.
1.Дышит, растёт,
А ходить не может.
(Растение) Русская
2. Зарыли Данилку
В сырую могилку.
Он полежал, полежал
Да на солнышко побежал.
Стоит красуется,
На него люди любуются.
(Зерно) Русская
3.Красный бычок
На волоске привязан.
(Клюква) Латышская
4. Ни рук, ни ног,
А по дереву ползёт.
(Хмель.) Карельская
5. Не жар, не огонь,
А возьмешь в руки -
Опалит.
(Крапива.) Чувашская
7.«Потешки про животных»
1.По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы верёвку сорвать.
2. - Девица, девица,
Сходи за водицей!
- Рака боюсь!
Рак на болоте
В доску колотит:
Трах-трах-трах!
Страх, страх, страх!
3. Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идет.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
8.Скороговорки
1.Три козы
Среди лозы
Схоронились от грозы.
Вот и кончилась гроза.
Козы здесь. А где лоза?
2. Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
3. Грачиха говорит грачу:
"Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера".
Пословицы
Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает».
Русская: «Язык до Киева доведет».
Чешская: «Ошпаренный петух от дождя убегает».
Русская: «Обжегся на молоке, на воду дуешь».
Индонезийская: «Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается».
Русская: «Конь о четырёх ногах, и тот спотыкается».
Методы, способствующие реализации задач.
1.Словесные методы.
1.Познавательный рассказ воспитателя : «Планета в древности», «Земля – живая планета», «Строении Солнечной системы»
Цель: передача описательной познавательной информации. Уточнить представления о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. Земля – это дом для всех людей, его надо любить, не разрушать, содержать в чистоте
2 Беседа «Солнце, Земля и другие планеты», «Море бывает в беде?» «Когда животных в природе становится много или мало?», Строение земли», «Что такое горы»,
Цель: Уточнение ,систематизация ,актуализация знаний о строении Солнечной системы, о море, его разных состояниях, его обитателях, о том, как создаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки.
3 Чтение художественной литературы.
Цель: Учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения. Развивать интерес к художественной литературе.
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею. Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений.
4 Рассказы детей из личного опыта «Кто, где путешествовал, что видел»
Цель: развитие связанной речи, выявление социального опыта, развитие воображения. Обучение детей рассказыванию на темы из опыта.
Рассказы по картинам «Что я вижу на рисунке»
Цель: закрепить у детей умение рассказывать своими словами, согласовывать существительные с прилагательными.
5.Вопросы к детям «Что ты знаешь о …..»
Цель: побуждают к наблюдательности, активизируют мыслительные процессы. Выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях.
6.Загадывание загадок , отгадывание загадок( о животных ,о природе, о странах…)
Цель: научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.
2.Наглядные методы.
1 Показ иллюстраций изображением пейзажей, цветов, зверей, людей
«Животные и растения планеты», «Народы мира и их костюмы», «Страны и материки», «Гербы и флаги стран», «Композиторы и поэты»
и предметов «Народное творчество народов мира», «Музыкальные инструменты»
Цель: целостное восприятие, обобщение знаний в целостное представление
2.Использование ТСО
1.Циклы видеопередач - «Ребятам о зверятах»
2.Мультимедийные презентации по темам ««Деревья», «Чудеса света», «Животные»- демонстрируют явления или предметы, и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации
Цель: помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
3. Применение радио и звукозаписи «Голоса животных» «Разговорная речь разных народов мира», «Сказки народов мира»
Цель: повышения эффективности воспитания и обучения, всестороннего воздействия на личность дошкольника.
3.Использование схем, чертежей, таблиц.
Мнемотаблицы для составления рассказа о странах мира.
4.Практические методы
1.Экспериментирование
.«Откуда взялись острова»
Цель: познакомить детей с понятием остров, причинами его образования
«Почему не тонут корабли?
Цель: выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил
Работа в микрогруппах по ознакомлению детей с миром камней
Цель: развивать способность выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы.
2 .Игровые эксперименты:
«Какой камень тяжелее?», «Пирамида из камней»
"Тонет-не тонет?"
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами.
4 .Игровые методы
1 Дидактические игры:
Игра «Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»
Цель: Обобщить представления детей о культуре народов ближнего зарубежья по следующим разделам: «Название страны», «Географическое положение», «Музыкальные произведения», «Национальный танец», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальный костюм», «Литература», «Достопримечательности».
«Путешествие по Поволжью и странам ближнего зарубежья»
Цель: Закрепить и расширить у детей представление о народах, живущих в России и ближнем зарубежье, их устном творчестве: сказках, загадках, песнях, пословицах и поговорках. Воспитывать любовь и уважение к другим национальностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на неделю по теме "Зимующие птицы"
Методическая разработка предназначена для воспитателей и узких специалистов дошкольных образовательных учереждений. Данная разработка может предлагаться в качестве ресурса самообразования для развития...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности Тема: «Путешествие на планету Математика»
закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Мы читаем».
Комплексно-тематическое планирование предполагает, что в течение недели дети рассматривают одну тему, вокруг которой интегрируются все обрахзовательные области и виды детской деятельности. Это своего ...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы группы Тема: «Планета Фармадос»
Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми подготовительной группы группыТема: «Планета Фармадос»...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Перелётные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту".
Цель: Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц осенью. Закрепить с детьми обобщающее понятие ...
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на Март
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫна неделю с 6.03 по 10.03.2023 годГруппа: № 6 Тема периода «Международный женский день»...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ образовательной деятельности с детьми средней группы в части(старшей, подготовительной), формируемой участниками образовательных отношений
Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми в средней, старшей и подготовительной группе в части, формируемой участниками образовательных отношений...