Актуальность кружка в том, что дети познают народные традиции, учатся внимательно слушать песенки, потешки, запоминают небольшие и простые по содержанию считалки. Совершенствуется грамматический строй речи, обогащается и активизируется словарь.
элективный курс (подготовительная группа) на тему
Организация работы кружка:
Программа рассчитана на три года. Проводится 34 занятия в год, 4 раза в месяц в определённый день недели (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия - 20 мин. (средний дошкольный возраст), 25 мин. (старший дошкольный возраст), 30 мин (подготовительная к школе группа). Количество детей в группе – 12 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 60.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего видас приоритетным осуществлением физического развития детей № 18 «Аленка» Курского муниципального района Ставропольского края
Утверждаю
Заведующая МДОУ №18
________ Л. А. Колбина
«__» _________ 201
Программа кружка «Заря – заряница»
Возраст детей: 4-7 лет
Срок реализации: 3 учебных года
Составитель:
Федорова Валентина Петровна,
воспитатель МДОУ №18
Пояснительная записка
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный , чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы-это детский фольклор»
Г.С. Виноградов
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении; самореализовать себя как личностей, любящих, свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой; русские народные игры, фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Радость, движение сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.
Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 4 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение трёх лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизни ребёнка.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.
Актуальность кружка в том, что дети познают народные традиции, учатся внимательно слушать песенки, потешки, запоминают небольшие и простые по содержанию считалки. Совершенствуется грамматический строй речи, обогащается и активизируется словарь.
Организация работы кружка:
Программа рассчитана на три года. Проводится 34 занятия в год, 4 раза в месяц в определённый день недели (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия - 20 мин. (средний дошкольный возраст), 25 мин. (старший дошкольный возраст), 30 мин (подготовительная к школе группа). Количество детей в группе – 12 человек.
Формы работы с детьми:
-беседы, рассказы;
- чтение произведений устного народного творчества;
- разучивание игр, хороводов;
- заучивание пословиц, поговорок, потешек, скороговорок.
-экскурсия в комнату – музей, народного творчества и быта.
-рассматривание рукотворных предметов народного быта:
Материал: иллюстрации, картины, игрушки, предметы быта, музыкальные инструменты, маски для народных игр, русские народные костюмы.
Программа даёт возможность:
-поддерживать познавательный интерес к окружающему миру;
- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности;
-познакомить с устным народным творчеством сказками, обрядами и традициями;
проявить себя творчески;
Задачи программы:
Образовательные:
Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Воспитательные:
Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально
слуховые представления;
Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав
Методические приемы:
наглядный, словесный, практический;
беседы с детьми;
наблюдение за природой;
слушание русских народных песен, сказок;
разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с
привлечением родителей;
инсценировки песен и малых фольклорных форм;
ручной труд.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам:
4-5 лет
*Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
*Уметь переходить от разговорной к певческой интонации.
Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки) и их традициях.
*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
*Уметь чередовать разные приёмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне.
*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию.
*Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым.
*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
5-6 лет
*Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
*Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
*Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
*Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
*Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
*Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
*Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
*Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
*Проявлять внимание и заботу к близким.
*Передавать полученные знания малышам.
6-7 лет.
*Показ сценокс любымвидом театра. Уметь импровизировать.
*Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.
*С желанием участвовать в любом виде деятельности.
*Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
*Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
*Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.
*Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,
«ниточка с иголочкой».
*Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).
*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
*Передавать полученный опыт малышам.
Перспективное планирование
с детьми 4 - 5 лет
№ занятия | Тема | Задачи | |
сентябрь | 1. 2. 3. 4. | «Народный календарь, народные обычаи,обряды» «Быт уклад жизни» «Жанры литературного народного фольклора пословицы и сказки о трудолюбии» «Бабушки - загадушки.Загадки о курочке,собачке, кошке» | 1.Познакомить с обычаями и обрядами осени. 2.Познакомить детей с трудом в поле и дома. Осенние заготовки в прок. 3.Учить детей правильно воспринимать содержание сказки,сопереживать его героям. 4.Уточнять представления о загадках, учить отгадывать описательные загадки. . |
октябрь | 1. 2. 3. 4. | Потешка «Зайчишка-трусишка» «Поговорки-скороговорки» Колыбельная «Тебе песенку спою» «Поиграем в народную игру» | 1.Помочь запомнить и выразительно рассказывать, воспитывать интерес к устному народному творчеству. 2.Обьяснить значение скороговорок. 3.Формировать представление о колыбельных песнях, как о народном фольклоре. 4.Упражнять в ритмичном и выразительном произнесении текста в народной игре. |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | «Мешок загадок» Потешка «Гуси, вы, гуси» Мы играем и поем «Огородная-хороводная» Потешка «Лень-потягота» | 1. Учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки. 2. Учить детей четко проговаривать звук «с». 3. Дать первоначальные знания о трудовом хороводе Освоить танцевальное движение «воротце» 4. Познакомить детей с потешкой, учить понимать юмор потешки. |
декабрь | 1. 2. 3. 4. | «Здравствуй, зимушка-зима» «Быт, уклад жизни» «Игра на народных инструментах» «Мы весёлые ребята» | 1. Знакомить детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами. 2. Познакомить детей с пословицами, поговорками, сказками о народном быте, жилище. 3. Познакомить детей с народными инструментами ложки, бубен. 4. Развивать творческие способности и выразительное произнесение текста в народной игре. |
январь | 1. 2. 3. 4. | Волшебный мешок «Деда Мороза» «Колядки» Поиграем в народную игру «У медведя во бору» «Дразнилки» | 1Формировать умение отгадывать загадки о зиме зимней одежде. 2.Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями. 3.Упражнять в ритмичном и выразительном произнесении текста в народной игре. 4.Развивать интерес к устному народному творчеству. |
февраль | 1. 2. 3. 4. | «Посиделки» Заучивание потешки «Идет лисичка по мосточку» «Прибаутки Галки-вороны» Народный хоровод «А кто у нас хороший» | 1.Учить детей рассказывать знакомые потешки, песенки, скороговорки, воспитывать интерес к устному народному творчеству . 2.Учить четко произносить гласные и согласные звуки. 3.Развивать у детей речь и память. 4.Учить детей подпевать и водить хороводы. |
март | 1. 2. 3. 4. | Народный календарь и обряды. Быт, уклад жизни. Заучивание заклички: «Идет весна, идет красна» Слушание прибаутки «Заяц Егорий» | 1.Познакомить детей с обычаями и обрядами весной: Встреча весны, встреча птиц, Егорий. 2.Познакомить детей с народным костюмом. 3.Учить детей читать небольшиезаклички. 4.Продолжать способствовать формированию интереса к книге. |
апрель | 1. 2. 3. 4. | Игра - хороводная «Селезня я любила» Игра на народных инструментах. Дудочка, бубен, свистульки. Игра «Гуси» Колыбельная песня «Баю куколку мою» | 1.Учить детей водить игровой хоровод, подпевая слова текста. 2.Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии 3.Развивать творческие способности и выразительное произношение текста в народной игре. 4.Учить детей петь протяжно, четко проговаривать слова. |
май | 1. 2. 3. | Народная игрушка(глинянная, соломенная,деревянная, тряпичная). Дразнилки «Улитка-улитка» «Чудесная коробочка» | 1.Познакомить детей с народной игрушкой. 2.Развивать интерес к устному народному творчеству. 3.Учить детей запоминать небольшие и простые по содержанию считалки, прибаутки. |
Перспективное планирование
с детьми 5 - 6 лет
№ занятия | Тема | Задачи | |
сентябрь | 1. 2. 3. 4. | «Брусничный пирог». «Гармошечка – говорушечка» (посиделки с мамами) «Ах, капустка моя». «Всякому делу своя пора». | 1.Знакомить детей с календарными осенними праздниками, их традициями. 2.Побуждать детей эмоционально передавать движения в трудовых хороводах. 3. Обогащать репертуар пословиц поговорок о труде. 4.Вовлекать детей в процесс засолки капусты и выпечки пирогов. 5.Обогащать знания детей о природе. 6.Развивать у детей артикуляционный аппарат. 7.Знакомство детей с музыкальным инструментом – гармонь, характером его звучания. 8. Развивать в детях личностное качество - гостеприимство (хозяина). |
октябрь | 1. 2. 3. 4. | «Где был Иванушка?» «Закружись наш хоровод». «Хлеб - всему голова». «В гости к осени» (праздник) | 1. Побуждать детей эмоционально передавать характер героя в театрализации, формировать четкое произношение слов. 2.Закреплять навыки кукловождения. 3.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими. 4.Расширять песенный репертуар произведениями шутливого характера, инсценировать их, передавать задорный характер. 5. Познакомить детей с трудом земледельца, воспитывать уважение к хлебу. 6.Знакомить детей с пословицами и поговорками о хлебе. 7. Развивать дикцию детей, используя прибаутки. 8. Побуждать детей самостоятельно выполнять хороводные движения: «Улитка», «Змейка». 9.Побуждать детей к проявлению инициативы и преодолению застенчивости. |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | «Сказка к нам пришла» (представление для малышей) «Кузьминки – об осени поминки» «Добро делать спешить надобно» «Матушка родимая» (развлечение с мамами) | 1.Познакомить детей с календарным праздником Кузьминки и традициями этого праздника. 2.Познакомить детей с предметами быта: скамейка – сундучок, люлька – качалка, веретено. 3.Развивать артистические навыки. 4.Учить голосом передавать мелодичность колыбельных песен, побуждать эмоционально передавать характер песен. 5. Учить анализировать поступки человека и высказывать свое мнение. 6.Знакомить детей с произведениями устного народного творчества, раскрывающего доброе отношение друг к другу, взаимопонимание и формирование толерантного отношения к окружающим. 7.Развивать умение действовать сообща, согласовывать свои действия с действиями других |
декабрь | 1. 2. 3. 4. | «Здравствуй, зимушка – зима» «Ходит сон по лавочке» (посиделки с мамами) «Зимняя карусель» «Новый год у ворот» | 1.Познакомить детей с традициями русского народа – посиделками. 2.Украшение элемента русского костюма (кокошника). 3.Пополнить репертуар произведениями танцевально-игрового и детского фольклора. 4.Создать положительную атмосферу на празднике для обогащения эмоциональной сферы ребенка. |
январь | 1. 2. 3. | «На пороге коляда» «Святки» (развлечение) «Праздник валенка» | 1.Познакомить детей с традициями русского народа – Рождеством. 2.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.) 3.Учить петь песни-колядки. 4.Привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов и оформления зала к празднику. 5. Развивать в детях личностное качество - гостеприимство (хозяина и хозяйки). 6.Побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске, применяя знакомые танцевальные движения. |
февраль | 1. 2. 3. 4. | «Веселые частушки» «Богатыри» (развлечение с папами) «Смех и веселье» «Блины русские» | 1. Пополнить песенный репертуар частушками. Уметь передавать их веселый характер. 2.Учить правильному певческому дыханию. 3.Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни. 4.Воспитывать в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей. 5.Развивать речь детей в чистоговорках и скороговорках. 6.Познакомить детей с персонажами народных праздников – скоморохами. 7.Развивать координацию рук и ног в танце, учить выполнять движение «Стенка на стенку». |
март | 1. 2. 3. 4. | «Гостьюшка годовая» «Семья в куче – не страшна и туча» «Василиса краса» «Прялица» | 1.Познакомить детей с традициями русского народа – Масленица, масленичная неделя. 2.Развивать чувство взаимопомощи, товарищества в играх, забавах. 3.Учить координировать произношение текста с движением в танцах, играх, песнях-инсценировках. 4.Воспитывать чувство уважения к маме, бабушке, девочке. 5.Познакомить с героиней русских сказок – Василисой. Учить плести косу. 6.Продолжать знакомить с предметами быта: прялка, коромысло, пяльца. 7.Обучать детей двигаться противоходом, выполнять хороводный шаг. |
апрель | 1. 2. 3. 4. | «Чудеса – кудеса» «Птицы летите – весну несите» «Сороки» «Пасхальное яичко» (сказка для малышей) | 1.Познакомить детей с традициями русского народа – весенние земельные работы, земледельческим календарем и праздником - Сороки. 2. Пополнять репертуар детей песенками - закличками. 3.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими. 4. Познакомить детей с празднованием Пасхи. 5.Побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации. |
май | 1. 2. 3. 4. | «Весну привечаем – игры затеваем» «Дорога не ешка, дорога потешка» «Русская песня» «Встреча у околицы» (концерт для родителей) | 1.Закреплять у детей знания устного фольклора. 2.Закреплять артистические навыки детей в выступлении. 3.Воспитывать в детях бережное отношение к природе. 4.Закрепить полученные коммуникативные навыки в играх. |
Перспективное планирование
с детьми 6 - 7 лет
№ занятия | Тема | Задачи | |
сентябрь | 1. 2. 3. 4. | «Труд и наука – брат и сестра» «Жихарка» - инсценировка для детей средней группы «У наших ворот всегда хоровод» «Листопадничек» -интегрир. занятие | 1.Закреплять знания детей о календарных осенних праздниках, их традициях и обрядах. 2.Учить выполнять новое хороводное движение «капуста». Выразительно передавать движение в танце. 3. Познакомить с новыми пословицами и поговорками о труде, побуждать детей осознанно использовать их в повседневной жизни. 4. Продолжать учить аккуратно, работать с природным материалом, проявлять фантазию и самостоятельность. |
октябрь | 1. 2. 3. 4. | «Осенние посиделки» развлечение «Покров» «Как у нашей Дуни» «Октябрь – свадебник» | 1. Учить понимать смысл праздников и их обрядов. 2.Обогащать словарный запас детей старинными словами: молодец, девица, терем, светлица, горница. 3.Создавать и украшать народный костюм совместно с мамами. 4.Знакомить детей со свадебными и поцелуйными играми. 5. Развивать речевую и эмоциональную сферу ребенка, исполняя частушки, потешки. 6.Знакомить детей с новым видом театра – «Люди – куклы». Учить кукловождению. |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | «Сказка к нам пришла» -представление для средней группы. «Кузьма - Демьян» Варежковый театр - занятие с мамами «Матушка родимая» -развлечение с мамами | 1.Закрепить знания детей о трудовых и игровых хороводах. Эмоционально передавать их переживания. 2.Учить детей выполнять танцевальное движение «дробь», исполнять элемент русского хоровода «капуста». 3.Познакомить детей с предметами быта, которые использовались в качестве музыкальных инструментов: деревянные ложка, пила, гребень, рубель. 4.Привлекать детей к совместной трудовой деятельности с мамами для создания варежкового театра. 5. Учить детей правилам этикета |
декабрь | 1. 2. 3. 4. | «Зимушка – сударушка» «Шуба да кафтан» «Спиридон- Солнцеворот» - театр бибабо для средней группы. «Новый год у ворот» -праздник | 1. Обогащать словарный запас детей старинными словами: кафтан, Спиридон, солнцеворот и т.д.. 2.Совершенствовать навыки кукловождения театра би-ба-бо. Развивать интонационную выразительность речи в театрализации. 3.Пополнить песенный репертуар произведениями о зиме. 4.Изготовить елочные игрушки для малышей. 5. Создать атмосферу радости и веселья на празднике. |
январь | 1. 2. 3. | «На пороге - коляда» «Страшные вечера»- развлечение «Праздник валенка» | 1.Дать более углубленное представление о празднике – зимние Святки. 2.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.) 3.Познакомить детей с обрядом – колядование, инсценировать песни - колядки. 4.Развивать воображение и фантазию детей при изготовлении масок. 5. Поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав. 6.Укреплять семейные связи в конкурсе на лучшее украшение валенка. 7. Побуждать детей к импровизации в свободном танце, используя знакомые движения. |
февраль | 1. 2. 3. 4. | «В гостях у домового» «Игры молодецкие»- с папами. «Без песен мир тесен» «Ждём весну» | 1. Продолжать знакомить детей с героями народного эпоса. 2. Воспитывать нравственные качества у детей, поддерживать интерес к здоровому образу жизни на примерах былинных богатырей. 3. Расширять песенный репертуар, проявлять творческие способности в инсценировке. 4. Учить правильному певческому дыханию и обращать внимание на четкую артикуляцию в пении. 5.Разучить с детьми игровое движение – «ручеек». 6.Закрепить знания детей фольклорного материала о весне. |
март | 1. 2. 3. 4. | «Как на масленой неделе» «Марья - искусница»- занятие с мамами «Сорок птах» «Птицы летите, весну несите» | 1.Расширить знания детей о празднике – Масленица и проведении масленичной недели. 2. Познакомить с героиней русских народных сказок – Марьей – искусницей, украшать с ней рушник. 3. Разучить танец «Вологодские кружева», совершенствовать умение двигаться хороводным шагом, выполнять перестроения. 4. Учить детей чередовать различные приемы игры на деревянных ложках. 5.Обращать внимание детей на взаимосвязь природных явлений. 6.Познакомить детей с обрядом «Сороков». |
апрель | 1. 2. 3. 4. | «Дуйте в дудки…» «Красна речь поговоркою» «Верба - вербочка» «Пасхальный перезвон» | 1.Познакомить детей с праздниками– Вербное воскресенье и Пасха. 2. Разучить обрядовые игры. 3.Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах и о весне. 4. Привлечь пап к изготовлению скворечников совместно с детьми. 5.Закреплять навыки работы с тестом. 6. Развивать воображение и фантазию детей при украшении пасхальных яиц. |
май | 1. 2. | «Весну привечаем – игры затеваем» «Приходите в гости к нам»- концерт для детей и взрослых | 1.Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах. 2.Побуждать детей свободно использовать устный и музыкальный фольклорный материал. |
Конечный результат:
1.Разработана система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные игры.
2.Возросло участие родителей в жизнедеятельности ДОУ (участие в народно – календарных праздниках, мероприятиях ДОУ)
3.Созданы условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений (имеется навык в организации р/н игр, условия для игр и т.д)
4.Сформирован интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, к обычаям и традициям, обрядам и народно-календарным праздникам, к народным играм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бардина П.Е Жили - были. - Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.
Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6
Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. –
С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 40
Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.
Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.
Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
Медведева М.. “А мы просо сеяли”.
Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с
Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М.: Сов.композитор, - 1988г.- 190с.
Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
Немов Р.С. Психология. – М., 1999.
Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.
Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.
Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”.Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход - М.: ТЦ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)
Методические рекомендации к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...
Буклет для родителей "Обогащайте и активизируйте словарь детей"
Разнообразные приемы развития речи помогут родителям обогатить словарный запас детей разными частями речи, а также развить внимание, мышление, устранят затруднения в подборе нужного слова, и в целом п...
Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...
презентация "Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить. «ЧИПОЛЛИНО»"
Задачи: v Расширять знания детей о способах и условиях выращивания зелёного лука на подоконнике, о влиянии солнечного света на окраску зелени лука;vСформировать представление детей о необходимост...
Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать
Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...
НОД. Развитие речи Тема: «Скоро лето» Цель: Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Лето»
НОД. Развитие речиТема: «Скоро лето»Цель: Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Лето»Задачи: Образовательная:...