Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Родионова Мария Юрьевна

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на активизацию словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха, позволяющая родителям в игровой форме развивать и совершенствовать речь своего ребенка. В консультации подобрана методическая литература по теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация словаря

 и развитие грамматического строя  речи

 у детей с нарушениями слуха.

         Одним из важных критериев, характеризующих уровень речевой подготовки ребенка с нарушением слуха, по определению С. А. Зыкова, выступает количественная сторона словаря. Работа над словом является одним из важнейших аспектов в общей системе развития речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, т. к. овладение словарным составом языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой структуры речи.

       Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Основная цель обучения языку – сделать для ребенка язык средством общения.

       Пассивный словарь — это слова, которые ребенок понимает, но сам в речи не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного. Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь – это специальная педагогическая задача.

          В старшем дошкольном возрасте вводятся усложнённые виды работы с самим речевым материалом:

Это знакомство с обобщающими понятиями.

Лук и огурец – овощи. Яблоко, груша, банан – фрукты.                            

Вводятся разные типы речевых высказываний.

Вопрос: У кого мишка?   Побуждение: Принеси мишку. Сообщение: Я дал мишку Никите. Отрицание: У меня нет мишки.

Уточнение значений слов, связанных с отношениями  «целое и его части».

У белки есть голова, лапы, хвост. У пальто есть пуговицы, карманы.

Расширяется запас синонимов (слов, близких по значению) и антонимов (слов с противоположным значением).

Пёс – собака, доктор – врач, холод – мороз.

Лимон кислый – конфета сладкая; большой – маленький; длинный – короткий.

Составление готовых предложений по аналогии: «Таня играет с куклой». 

 Петя играет с машиной. Оля играет с мишкой.

Активизация в речи детей таких частей речи, как прилагательные и глаголы.

         

         В   дошкольном возрасте, овладевая  языком как средством общения, дошкольники практическим путём знакомятся с его системой, т.е. грамматическим строем речи.  

       Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.

         Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения.

           Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Вот основные из них:

1) искажение родовых окончаний в начальной.

2) неверное использование форм в ед. и мн.

3) ошибки в употреблении падежных форм.

4) ошибки в употреблении предлогов.

Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям:

морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);

словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);

синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).

Игры и игровые упражнения,

направленные на активизацию словаря,

развитие грамматического строя речи.

«Кто больше?»

  • «Назови слова на звук (букву) М».
  • Называние слов на заданную тему, например «Мебель», «Магазин» и т.п.

«Отгадки-загадки»

  • Узнай предмет по описанию – (Зеленый, овальный, растет в огороде. Что это? – Это огурец)

Голодный, серый, злой, живет в лесу. Это ….

Яркое, теплое, желтое. Это …

«Слова – неприятели»

  • Упражнять ребенка в подборе слов – антонимов.

День – ночь, Утро – …, Зима –  …, Друг –  …, Добро –  …, Войти – …, Ложиться – …,

Говорить — …, Смеяться — …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

«Слова – приятели»

  • Упражнять ребенка в подборе слов – синонимов.

Здание – дом, Конь – …, Приятель – …, Идти – …, Глядеть – …, Смелый – …

«На что похоже?»

  • Упражнять  ребенка в  подборе похожих слов (сравнений).

Белый снег похож на… (пух).

Синий лед  похож на… (стекло).

Чистый дождь похож на…(слезы).

 

«Найди лишний предмет»

  • Предложить ребенку рассмотреть несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы.

 Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

«Какое слово лишнее?»

  • Назвать ребенку несколько слов, среди которых одно слово не относится к той же тематической группе, что и другие слова.

 Ребенок должен назвать «лишнее» слово и объяснить почему оно лишнее.

Можно использовать таблички.

«Новые слова»

  • У лисы длинный хвост. Как  одним словом сказать? – Длиннохвостая.

У зайца длинные уши – длинноухий.

У  мальчика длинные ноги –  длинноногий.

«Скажи ласково»

  • Упражнять ребенка в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Снег - снежок; лужа - …; солнце - …; мама - …; папа - …; дождь - …; лист - …

«Один – много»

  • Упражнять ребенка в  образовании единственного и множественного числа.

Ручка – ручки,  яблоко – яблоки, шапка – шапки.

Стол – столы, апельсин – апельсины, банан – бананы, шарф – шарфы.

«Самый наблюдательный»

  • Закрепление форм винительного падежа.

Ребенку предлагается посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Сначала в единственном числе, а затем во множественном числе.

- Я вижу стол, окно, стул …

- Я вижу столы, окна, стулья…

«Закончи предложения»

  • Упражнять ребенка в  сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах:                   1, 2 и 3-м.

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет).

Я бегу. – Ты (бежишь). – Он (бежит).

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять).

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

«Распутай слова»

  • Учить ребенка составлять предложения, используя данные слова.

Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места.

1. Девочка, мамой, с, магазин, идет, в.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

«Найди ошибку»

  • Учить ребенка находить смысловую ошибку в предложении.

 Послушай  предложения и скажи, что в них неверно. Как нужно исправить предложение?

1. Зимой в саду расцвели яблони.

2. Летом идет снег.

3. Мальчик пишет в тетради красками.

4. Самолёт плывет по небу.

Литература:

1.Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха.  –М.: Владос, 2004

2.Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика.  –М.: Владос, 2001

3.Сурдопедагогика./ Под ред. Речицкой Е. Г. –М.: Владос, 2004

4. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. –М.: Академия, 2002

5.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. - М.: Сфера, 2006
6. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. - Москва: Сфера, 2008
7. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - Москва: СПб

Библиополис, 2004.

8. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001

9. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2007

10. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. - 2е изд., испр. и доп. - М.: МозаикаСинтез, 2008

11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов: Феникс, - СПб: Союз, 2007

12. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и диагнозом ОНР.

Особенности развития грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и диагнозом ОНР....

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта....

Рекомендации для родителей по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей 4-5 лет по лексической теме «ОВОЩИ»

Речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И на...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...

Использование дидактических игр в развитии грамматического строя речи у детей 6 - 7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Использование дидактических игр в развитии грамматического строя речи у детей 6 - 7 лет с тяжелыми нарушениями речи...