Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на активизацию словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха, позволяющая родителям в игровой форме развивать и совершенствовать речь своего ребенка. В консультации подобрана методическая литература по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация словаря
и развитие грамматического строя речи
у детей с нарушениями слуха.
Одним из важных критериев, характеризующих уровень речевой подготовки ребенка с нарушением слуха, по определению С. А. Зыкова, выступает количественная сторона словаря. Работа над словом является одним из важнейших аспектов в общей системе развития речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, т. к. овладение словарным составом языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой структуры речи.
Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Основная цель обучения языку – сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь — это слова, которые ребенок понимает, но сам в речи не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного. Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь – это специальная педагогическая задача.
В старшем дошкольном возрасте вводятся усложнённые виды работы с самим речевым материалом:
Это знакомство с обобщающими понятиями.
Лук и огурец – овощи. Яблоко, груша, банан – фрукты.
Вводятся разные типы речевых высказываний.
Вопрос: У кого мишка? Побуждение: Принеси мишку. Сообщение: Я дал мишку Никите. Отрицание: У меня нет мишки.
Уточнение значений слов, связанных с отношениями «целое и его части».
У белки есть голова, лапы, хвост. У пальто есть пуговицы, карманы.
Расширяется запас синонимов (слов, близких по значению) и антонимов (слов с противоположным значением).
Пёс – собака, доктор – врач, холод – мороз.
Лимон кислый – конфета сладкая; большой – маленький; длинный – короткий.
Составление готовых предложений по аналогии: «Таня играет с куклой».
Петя играет с машиной. Оля играет с мишкой.
Активизация в речи детей таких частей речи, как прилагательные и глаголы.
В дошкольном возрасте, овладевая языком как средством общения, дошкольники практическим путём знакомятся с его системой, т.е. грамматическим строем речи.
Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения.
Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Вот основные из них:
1) искажение родовых окончаний в начальной.
2) неверное использование форм в ед. и мн.
3) ошибки в употреблении падежных форм.
4) ошибки в употреблении предлогов.
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям:
морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);
словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);
синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).
Игры и игровые упражнения,
направленные на активизацию словаря,
развитие грамматического строя речи.
«Кто больше?»
- «Назови слова на звук (букву) М».
- Называние слов на заданную тему, например «Мебель», «Магазин» и т.п.
«Отгадки-загадки»
- Узнай предмет по описанию – (Зеленый, овальный, растет в огороде. Что это? – Это огурец)
Голодный, серый, злой, живет в лесу. Это ….
Яркое, теплое, желтое. Это …
«Слова – неприятели»
- Упражнять ребенка в подборе слов – антонимов.
День – ночь, Утро – …, Зима – …, Друг – …, Добро – …, Войти – …, Ложиться – …,
Говорить — …, Смеяться — …
Слон большой, а комар…
Камень тяжелый, а пушинка…
«Слова – приятели»
- Упражнять ребенка в подборе слов – синонимов.
Здание – дом, Конь – …, Приятель – …, Идти – …, Глядеть – …, Смелый – …
«На что похоже?»
- Упражнять ребенка в подборе похожих слов (сравнений).
Белый снег похож на… (пух).
Синий лед похож на… (стекло).
Чистый дождь похож на…(слезы).
«Найди лишний предмет»
- Предложить ребенку рассмотреть несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы.
Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.
«Какое слово лишнее?»
- Назвать ребенку несколько слов, среди которых одно слово не относится к той же тематической группе, что и другие слова.
Ребенок должен назвать «лишнее» слово и объяснить почему оно лишнее.
Можно использовать таблички.
«Новые слова»
- У лисы длинный хвост. Как одним словом сказать? – Длиннохвостая.
У зайца длинные уши – длинноухий.
У мальчика длинные ноги – длинноногий.
«Скажи ласково»
- Упражнять ребенка в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Снег - снежок; лужа - …; солнце - …; мама - …; папа - …; дождь - …; лист - …
«Один – много»
- Упражнять ребенка в образовании единственного и множественного числа.
Ручка – ручки, яблоко – яблоки, шапка – шапки.
Стол – столы, апельсин – апельсины, банан – бананы, шарф – шарфы.
«Самый наблюдательный»
- Закрепление форм винительного падежа.
Ребенку предлагается посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Сначала в единственном числе, а затем во множественном числе.
- Я вижу стол, окно, стул …
- Я вижу столы, окна, стулья…
«Закончи предложения»
- Упражнять ребенка в сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет).
Я бегу. – Ты (бежишь). – Он (бежит).
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять).
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).
«Распутай слова»
- Учить ребенка составлять предложения, используя данные слова.
Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места.
1. Девочка, мамой, с, магазин, идет, в.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
«Найди ошибку»
- Учить ребенка находить смысловую ошибку в предложении.
Послушай предложения и скажи, что в них неверно. Как нужно исправить предложение?
1. Зимой в саду расцвели яблони.
2. Летом идет снег.
3. Мальчик пишет в тетради красками.
4. Самолёт плывет по небу.
Литература:
1.Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. –М.: Владос, 2004
2.Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. –М.: Владос, 2001
3.Сурдопедагогика./ Под ред. Речицкой Е. Г. –М.: Владос, 2004
4. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. –М.: Академия, 2002
5.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. - М.: Сфера, 2006
6. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. - Москва: Сфера, 2008
7. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - Москва: СПб
Библиополис, 2004.
8. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001
9. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2007
10. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. - 2е изд., испр. и доп. - М.: МозаикаСинтез, 2008
11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов: Феникс, - СПб: Союз, 2007
12. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.
План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР. Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....
Особенности развития грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и диагнозом ОНР.
Особенности развития грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и диагнозом ОНР....
Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта
Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта....
Рекомендации для родителей по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей 4-5 лет по лексической теме «ОВОЩИ»
Речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И на...
Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)
Методические рекомендации к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...
Использование дидактических игр в развитии грамматического строя речи у детей 6 - 7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Использование дидактических игр в развитии грамматического строя речи у детей 6 - 7 лет с тяжелыми нарушениями речи...