Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека речевых игр на тему “Весна”
Игры и упражнения на активизацию словаря
Игровое упражнение «Какой, какая, какое?»
Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.
Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая.
Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя.
Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.
Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_rechevyh_igr_vesna-krasna.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Картотека речевых игр на тему “Весна”
Игры и упражнения на активизацию словаря
Игровое упражнение «Какой, какая, какое?»
Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.
Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая.
Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя.
Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.
Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые.
Игровое упражнение «Подбери слово»
Предложить детям назвать как можно больше слов существительных
-Что греет?- солнышко...
-Что зеленеет?-травка, почки..
Игровое упражнение «Четвёртый лишний»
Ребёнку предлагается 4 картинки, одна из которых лишняя:
-Подснежник, верба, тюльпан, кактус
-Ручей, солнце, сосульки, снег
-Оттепель, капель, лужи, метель
Игровое упражнение «Назови одним словом».
Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.
Место, где стаял снег и открылась земля. — Проталин
Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.
Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.
Падение капель оттаявшего снега. — Капель.
Упражнение «Продолжи предложение»
- Закончилась долгая, холодная… (зима);
- Наступила тёплая, долгожданная… (весна);
- Всё ярче светит весеннее… (солнышко);
- Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);
- Появляются первые… (проталины);
- Бегут звонкие…(ручьи);
- С крыш домов капают… (сосульки);
- На деревьях набухают… (почки);
- С тёплых краёв прилетают… (птицы);
- Мы очень любим первые весенние… (цветы);
- Первые весенние цветы это… (подснежники);
- Весной на деревьях почки… (набухают);
- Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);
- После зимы наступает … (весна);
- Зима ушла, а весна - …(пришла);
- Зима холодная, а весна - … (тёплая);
- Ребята строят для скворцов… (скворечники);
- Лед растаял, появились …(лужи).
Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
Игровое упражнение «Продолжи предложение».
На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)
На ветке почка, а на ветках? (почки)
Поет птица, а поют? (птицы)
Сосулька капает, а сосульки? (капают)
Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)
Бежит ручей, а бегут? (ручьи)
Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Предложите малышу сказать наоборот:
Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)
Весна ранняя – весна …? (поздняя)
Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)
Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)
Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)
Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)
Игровое упражнение «Назови ласково».
Взрослый называет слово, а задача ребенка изменить это слово на ласковое.
Солнце – солнышко, дождь – дождик, сосулька – сосулечка, птица – птичка,
трава – травка, лужа – лужица, проталина – проталинка.
Игровое упражнение «Чьи листья»
Детям предлагается рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у
него в руках (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и т. д.)
Игровое упражнение «Подбери похожие слова».
Взрослый называет слово, а задача ребенка назвать новое однокоренное слово
Солнце, солнечный, солнцепёк...
Весна, весенний, веснянка...
Игры и упражнения на развитие связной речи
Игровое упражнение «Волшебная цепочка».
Детям предлагается составить распространенное предложение с помощью добавления
новых слов:
- Земля ещё покрыта снегом. (Земля ещё покрыта мокрым снегом. Земля ещё покрыта
мокрым, тёмным снегом. Земля ещё покрыта мокрым, тёмным, грязным снегом.)
- Кое-где видны проталины. (Вдали кое-где видны проталины. Вдали кое-где уже
видны проталины. Вдали кое-где уже видны черные проталины.)
Игровое упражнение «Расскажи, что происходит в природе весной».
Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним
весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают
вить гнезда и т.д.
Игровое упражнение «Составить короткий рассказ о весне».
- приметы весны
- весенние месяцы
- перелётные птицы
- что делают весной дикие животные?
- как трудятся весной люди?
- любишь ли ты весну? Почему?
Какое время года наступило? Назови весенние месяцы. Какое солнце весной? Что
происходит весной со снегом? Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?
Что происходит с птицами и животными?
Какой труд выполняют люди весной? Нравится ли тебе весна? Почему?
Игровое упражнение «Нелепицы».
Детям предлагается послушать предложение и рассказать, чего не бывает. А как
должно быть на самом деле?
-Птенцы высиживают яйца
-Дети сделали для аистов скворечники
-Человек весной собирает урожай
-и т. д.
Игровое упражнение «Почему в народе говорят».
- Весенний день год кормит
- Скворец весны — гонец
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами
Игры и упражнения на активизацию словаря
Игровое упражнение "Подбери как можно больше слов-действий"
Детям предлагается ответить на вопрос: Что делает?
-Снег что делает? -тает, темнеет...
-Солнышко что делает? -светит, греет..
Игровое упражнение «Скажи одним словом».
Ребёнку предлагается из двух простых слов составить сложное слово:
- Первый и цвет (первоцвет)
-Лёд и ход (ледоход).
Или предлагают закончить предложение по образцу:
- У аиста длинные ноги, поэтому его называют (длинноногим)
- У ласточки хвост длинный, поэтому её называют (длиннохвостой)
Игровое упражнение «Образуй новое слово».
Детям предлагается ответить на вопрос: «Что может быть весенним (мартовским,
апрельским, майским)?»
Весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга; мартовский день, мартовская
оттепель, мартовские лужи и т. д.
Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
Игровое упражнение «Один-много».
Детям предлагается ответить на вопрос: «Одна что?» (Лужа).
Если несколько, то как о них скажем? (Лужи).
А много чего? (Луж).
(Проталина -проталины-проталин. Почка -почки -почек. Гроза -грозы-гроз).
Игровое упражнение «Сосчитай до пяти»
Предложить ребёнку посчитать до пяти (гнездо, верба, ледяная сосулька, звонкий
ручей).
-одно гнездо,
-два гнезда,
-три гнезда,
-четыре гнезда,
-пять гнёзд.
Игровое упражнение «Чей? Чья? Чьё».
Предложить ребёнку составить словосочетание
- грач, гнездо (грачиное гнездо)
- соловей, трель (соловьиная трель)
- журавль, клюв (журавлиный клюв)
Игровое упражнение «Короткие слова».
Ребёнку предлагается вставить в текст нужные по смыслу слова (предлоги)
- скворчонок выпал … (из) гнезда
- ласточка свила гнездо … (под) крышей
- подснежник выглядывает … (из-под) снега
Игровое упражнение "Чего нет"
-Почка, нет(чего?) почки
-Листья, нет (чего?) листьев
-Гнездо, нет (чего?) гнёзд
Игры и упражнения на развитие связной речи
Игровое упражнение «Богатые бусы».
Предложить детям нанизывая, бусинки или загибая пальцы, перечислить что делает и
каким бывает явление природы:
- ветер (дует, сдувает, веет, раскачивает, охлаждает, выметает...)
- дождь (весенний, сильный, проливной, приятный, слабый...)
Игровое упражнение «Без чего не может быть весны».
Детям предлагается продолжить предложение, используя слова - признаки, слова —
действия о весенних явлениях (например: «Весна не может быть без яркого солнца,
которое греет, припекает, весна не может быть без быстрых, хрустальных ручейков,
которые журчат, бегут, звенят»).
Игровое упражнение «Поставь слова по порядку».
Детям предлагается из перепутанных слов, составить правильное предложение
-Облака, белоснежные, кудрявые, небо, плывут, по
-Первые, ранние, цветы, пробиваются, подснежники, проталинки, на
Игровое упражнение «Бывает или нет».
Взрослый называет признаки весны, а ребенок хлопает в ладоши если это бывает
весной, если не бывает топает и исправляет ошибки. Воробьи возвращаются из жарких
стран. Птицы вьют гнезда. На деревьях распускаются почки. Птицы улетают в теплые
края. Листья желтеют и опадают. Листья распускаются. Расцветают цветы. На реке
тает лед. Солнышко светит все ярче. Сильный мороз.
Игровое упражнение «Почемучка»
Предложить детям составить предложение с союзом потому что.
Почему тает снег? потому что весной тепло
Почему поздно весной темнеет, потому что день стал длинней
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»
Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи по теме: "Наш город".
Вашему вниманию предлагается конспект логопедическог занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи по теме "Наш город". В данном занятии...
Памятка для родителей "Развитие связной речи детей дома" для детей старшего дошкольного возраста.
В данной памятке написано в какие игры можно поиграть с детьми дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 5...
Картотека игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети ...