Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)
методическая разработка по развитию речи
Методические рекомендации к разработке
учебно – методического пособия
«МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
(активизация словаря и
совершенствование грамматического строя речи
у детей с ОВЗ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multimediateka.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к разработке
учебно – методического пособия
«МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
(активизация словаря и
совершенствование грамматического строя речи
у детей с ОВЗ)
Направленность: активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ.
Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы; создание условий для познавательно-речевого развития детей средствами ИКТ.
Вид: учебно – электронная разработка.
Предназначение: для детей с ограниченными возможностями здоровья (для всех видов нарушений в развитии детей).
Продолжительность: 01.11. 2017г. – 16. 04. 2017г.
Актуальность:
На современном этапе развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одной из важнейших задач образовательной области «Речевое развитие» ФГОС ДО является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.
Согласно научным исследованиям, для речи детей с ОВЗ свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность. Все проявления недоразвития речевой деятельности аккумулируются в связной речи детей данной категории.
Собственная речь детей с ОВЗ появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым невербальными средствами, жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.
Речь у детей с ОВЗ формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.
У некоторых детей имеется многочисленный словарный запас бытового характера, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз. В этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.
Отставание в формировании грамматического оформления высказывания (неумение пользоваться способами словообразования) создает трудности в использовании вариантов слов. Детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок; заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. Множественные аграмматизмы (ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; большое количество ошибок) наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Развернутые смысловые высказывания отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывчивостью. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения. Затруднения в составлении развернутого рассказа по картине, серии сюжетных картинок. В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно – следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей. Описательный рассказ у детей беден, страдает повторами; некоторые не могут использовать предложенный план. Эти недостатки наблюдаются и в спонтанной речи детей, но в монологической речи (пересказ прослушанного текста, рассказ по сюжетной картинке, устное сочинение на заданную тему) они встречаются во много раз чаще.
Нарушения речи присутствуют во всех категориях детей с ОВЗ. Использование педагогами в коррекционной работе с воспитанниками разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность, повышают качество работы в целом.
В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Педагоги активно включаются в процесс широкого использования информационно – развивающих технологий в своей практике. Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовать развивающие компьютерные технологии обучения, что способствуют повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом или коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность педагогу самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей ребёнка, темы занятия, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Презентации педагогов ДОУ можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей дошкольника с ОВЗ.
Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В её рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Воспитанник видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ОВЗ, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы педагога.
На современном этапе использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) – одно из условий оптимизации и интенсификации коррекционной работы по развитию речи дошкольников с ОВЗ. В связи с этим возникла потребность в создании авторских ЭОР, которые разрабатываются с помощью средств Microsoft Office, а именно – программы Power Point. Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ через использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР); создание условий, способствующих активизации словаря и совершенствованию грамматического строя речи, коррекции психических процессов; повышение творческой активности педагогов ДОУ.
Задачи (определить для себя):
Коррекционно - образовательные:
- формировать количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- способствовать овладению значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
- помочь освоить обобщающее значение слова на основе выделения существенных признаков предмета и явлений;
- формировать грамматический строй речи;
- активизировать словарь и ввести его в практику общения;
- уточнять понятийные и контекстуальные компоненты значений слов на основе расширения познавательного и речевого опыта детей;
- расширять словарь детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
- вводить в речь слова, обозначающие качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Коррекционно – развивающие:
- стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире, развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память, мышление;
- стимулировать потребности детей в общении, развивать социальную перцепцию (смысловые и оценочные интерпретации при восприятии партнеров по общению);
- закреплять правильное использование детьми в речи грамматических форм слов, продуктивных и непродуктивных словообразовательных моделей;
- закреплять и совершенствовать навыки правильного использования усвоенных грамматических форм слов и словообразовательных моделей в словосочетаниях и предложениях;
- развивать навыки построения простых и сложных предложений, употребления правильного порядка слов и правильного согласования слов в предложениях;
- развивать у детей навык построения простых и сложных предложений.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, умения слушать друг друга;
- воспитывать у детей чувство эмоционального удовлетворения от выполненной деятельности, формировать познавательные эмоции, интерес к миру человеческих взаимоотношений;
- формировать черты личности: активность, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, навыка сотрудничества, коммуникативность;
- прививать …..
Этапы работы:
I этап – подготовительный (ноябрь – декабрь 2017г.):
создание условий, набор электронного материала необходимых для разработки - учебного методического пособия по развитию словаря воспитателями и грамматического строя речи учителями-дефектологами по лексическим темам.
II этап – формирующий (январь – март 2018г.):
реализация основных видов деятельности с использованием презентаций Microsoft Power Point.
III этап – заключительный (I неделя апреля 2018г.):
обобщение материалов и результатов работы - сравнительный анализ развития речи детей с ОВЗ.
(Что получилось? Добились ли результата? Что можно было бы изменить? др.)
Презентация – 16.04.2018г. (материалы оформить в виде слайдов или видеоклипов)
Указать список используемой литературы и интернет-ресурсов.
Ожидаемый результат:
- создание условий для учебно-игровой деятельности;
- развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи …
- развитие коммуникативных навыков совместной деятельности;
- углубление знаний об окружающей действительности.
Применение ЭОР для педагога:
- экономия времени на занятии;
- глубина погружения в изучаемый материал;
- повышение мотивации обучения на занятии;
- возможность одновременного использования аудио -, видео-, мультимедиа- материалов;
- привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Применение ЭОР для воспитанника:
- позволяют проявлять себя в новой роли;
- формируют навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствуют созданию ситуации успеха для каждого ребенка;
- делают занятия интересными и развивают мотивацию;
- дошкольники начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Составляющие элементы:
- презентация Microsoft Power Point
- папка с описанием игр и игровых упражнений (цель: …, правила игры: …, варианты игр: …)
- список используемой литературы.
Форма реализации: презентация Microsoft Power Point.
Возможные формы работы: игры и игровые ситуации, упражнения, задания, картинки, схемы, фото - иллюстративный материалы, рисунки…
Использование форм работы в логической последовательности и усложнением.
Требования к иллюстративному материалу ЭОР:
- соответствие возрасту, особенностям и возможностям воспитанников;
- соответствие реальным объектам окружающего мира;
- детальная проработка пояснений, даваемых в ходе демонстрации наглядности;
- точная согласованность с содержанием материала;
- привлекательность для детей.
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- можно переносить на любое электронное устройство;
- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей;
- дает возможность использовать пособие в различных видах игр, методах и
формах при работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Совершенствование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией
конспект...
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
"Система работы по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет"
В статье представлена система работы, которая включает разнообразные игры и игровые упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи у детей 3-4 лет....
Рекомендации для родителей по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей 4-5 лет по лексической теме «ОВОЩИ»
Речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И на...
Консультация для родителей «Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха».
Консультация для родителей "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушением слуха"...
Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ( зкр и связная речь)
Методические рекомендации к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ...