Стратегии и приемы педагогического взаимодействии
статья на тему
. Важнейшей задачей современного дошкольного образования является переход к гибкой, многофункциональной системе воспитания, которая осуществляется благодаря личностно-ориентированной модели вариативного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегии и приемы педагогического взаимодействии
Актуальность темы. Важнейшей задачей современного дошкольного образования является переход к гибкой, многофункциональной системе воспитания, которая осуществляется благодаря личностно-ориентированной модели вариативного образования. В современной системе дошкольного образования Н.В. Жиганова и Т.А. Колесникова выделяют следующие проблемы:
- разнообразие содержания, вариативность форм и методов, характеризующих развитие системы на современном этапе;
- уход от познавательного диктата в содержании дошкольного образования;
- повышение внимания к социально-личностному развитию ребенка;
- повышение профессионального мастерства педагогических кадров.
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание.
Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них не осознают этой потребности. Воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать своего ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты – педагоги дошкольных учреждений.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Основной задачей детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку.
Проблема семьи нашла свое отражение в государственных документах: Законе РФ «Об образовании», Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в РФ», Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения» и др.
Культура традиций семьи рассматривалась в работах Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Методологические основы изучения семьи, ее взаимоотношений с государством и обществом, культуры семейных отношений изучались А. И. Антоновым, И. В. Бестужевым-Лада, А. Г. Волковым, З. А. Янковой и др.
Целью данного вопроса стало выявление особенностей стратегии педагогического взаимодействия в дошкольном учреждении.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Тип взаимодействия | Характеристика |
Сотрудничество | Совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач |
Диалог | Равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями. |
Соглашение | Договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог |
Опека | Забота одной стороны о другой. Одни - передатчики, а другие - активные потребители готового опыта. |
Подавление | Пассивное подчинение одной стороны другой. Открытые, жесткие указания, требования, предписания, что и как сделать. Приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педагогу. |
Индифферентность | Равнодушие, безучастность друг к другу. Характерно для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров |
Конфронтация | Скрытая (открытая) неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой. Противоборство, противопоставление, столкновение. |
Конфликт | Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Вызывает недоверие и тревожность. |
В последние годы практически в каждом нормативно - правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьёй, психолого-педагогического просвещения родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы организации взаимодействия с родителями
В данном материале представлен опыт работы воспитателя по организации конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников. Проведен анализ продуктивности методов и приемов, ис...
Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....
Тренинг "Приемы эффективного взаимодействия педагогов с родителями ДОУ
Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива навыков эффективного общения с родителями.Задачи: - актуализировать имеющиеся знания общении;- обучить приемам эффективного общени...
Алгоритм обучения родителей приемам коррекционного взаимодействия с учителем-логопедом
Советы молодым учителям-логопедам о том, как правильно выстроить работу с родителями в период дистанционного обучения дошкольников правильному звукопроизношению....
Методы и приемы организации взаимодействия с родителями
В данном материале представлен опыт работы воспитателя по организации конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников. Проведен анализ продуктивности методов и приемов, ис...
Научно-практический семинар «Вариативные стратегии ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»
quot;Вариативные стратегии ранней психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ...
Стратегии поддержки для улучшения взаимодействия в детском саду с аутичным ребёнком.
Взаимодействие с аутичным ребёнком. 8 стратегий поддержки.Для того, чтобы общение педагога с ребенком с РАС было более эффективно, понятно для обеих сторон и комфортно, существуют 8 стратегий поддержк...