Методы и приемы организации взаимодействия с родителями
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данном материале представлен опыт работы воспитателя по организации конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников. Проведен анализ продуктивности методов и приемов, используемых воспитателем для повышения педагогической компетентности родителей, в том числе и инновационных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_semyami_vospitannikov_dou.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с семьями воспитанников ДОУ
В рамках взаимодействия с родителями
Подготовила:
воспитатель Гумерова Н.М.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Для достижения высокой результативности образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка.
Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем обучения, воспитания и развития ребенка. Как показывает опыт, успешное взаимодействие с родителями зависит от изучения семейной среды, условий воспитания и развития детей. При этом используются традиционные педагогические методы: наблюдение, опросные методики, диагностика семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности. Кроме того, в этом процессе важную роль играют более близкое знакомство с семьей, ее посещение, беседы с родителями, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
развитие интересов и потребностей ребенка;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям;
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И свою
основную цель я вижу в том, чтобы помочь родителям преодолеть эти трудности:
научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха;
повысить уровень педагогической культуры родителей;
достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.
В процессе этой работы я решаю следующие задачи:
Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей.
Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения.
Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Для себя я определила основные принципы взаимодействия с семьёй:
все формы должны быть интересными для семьи;
родители и педагоги должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;
родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым.
Итак, чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребёнка, я пересмотрела основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребёнке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть – Ребенок, а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения.
Вся система моей работы с родителями направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьёй я не один год использую и новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наиболее удачными из них я проложила прочный мостик к сердцам родителей. Среди них частные консультации по просьбе родителей о проблемах, возникающих у них в процессе воспитания ребенка, нетрадиционные родительские собрания, создание группы в соц. сетях для более продуктивного социального партнерства с родителями, для открытости процесса воспитания и обучения ребенка в стенах сада (фото и видео, а также сообщения о проходящих в группе и Доу событиях), для создания условий и возможности общения воспитателя и родителей вне стен дошкольного учреждения.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Совместная деятельность с семьей дошкольника позволяет обучить родителей успешно развивать собственного ребенка, увидеть «зону его ближайшего развития», определить цели и задачи в дальнейшей работе. Выбор форм и методов работы зависит от потребностей и интересов семьи, стиля воспитания в ней детей и отношений между взрослыми, которые отличаются индивидуальными особенностями в каждой семье.
В результате целенаправленной работы с семьями позиция родителей как воспитателей своего ребенка становиться более гибкой и осознанной в выборе методов и приемов взаимодействия с детьми в домашних условиях.
Комплексный подход к решению проблем воспитания, обучения, творчества детей направлен на самореализацию личности ребенка в социуме, на воспитание не потребителя, а дарителя; на то, что бы в будущем он приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность становиться удовлетворительной и счастливой.
Литература:
Метенова Н.М. «Родительское собрание. Методика проведения»
Лопатина А., Скребцова Л. «Семейные заповеди»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар практикум «Способы, методы и приемы организации группы детей»
Цель: повышение психолого- педагогической компетентности...
Игра- радость движения ( сборник материалов Международной заочной научно- практической конференции «Перспективные формы, методы и приемы организации учебно- воспитательного процесса: из опыта работы»)
Методическая разработка «Игра - радость движения»» предусматривает приобщение детей к традициям чувашского народа через чувашские подвижные игры. В содержание игрового занятия ...
Методы и приемы организаций занятий по нравственному экологическому воспитанию
Методы и приемы организаций занятий по нравственному экологическому воспитанию....
Методы и приемы организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов
Данная работа предназначена для закрепления знаний детей и коллег о режимных моментах. ...
Традиционные инновационные формы и методы организации взаимодействия с родителями
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. Одной из задач является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности в вопросах...
Методы и приемы организации взаимодействия с родителями
В данном материале представлен опыт работы воспитателя по организации конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников. Проведен анализ продуктивности методов и приемов, ис...
Традиционные и инновационные формы и методы организации взаимодействия с родителями
laquo;Инновационные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи»...