Тренинг "Приемы эффективного взаимодействия педагогов с родителями ДОУ
материал
Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива навыков эффективного общения с родителями.
Задачи: - актуализировать имеющиеся знания общении;
- обучить приемам эффективного общения;
- способствовать укреплению межличностных отношений в коллективе;
- обучить навыкам коллективного взаимодействия;
- способствовать самопознанию и самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_priemy_effektivnogo_vzaimodeystviya_pedagogov_s_roditelyami_dou.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Чиполлино»
муниципального образования г. Саяногорск
Тренинг
«Приемы эффективного взаимодействия педагогов с родителями ДОУ»
Подготовила:
Мельникова О.В.
Педагог-психолог
Саяногорск, 2019 г.
Тренинг «Приемы эффективного взаимодействия педагогов с родителями ДОУ»
«Самая главная роскошь на земле – это
роскошь человеческого общения».
(Антуан де Сент-Экзюпери).
Время проведения: 40-50 мин.
Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива навыков эффективного общения с родителями.
Задачи: - актуализировать имеющиеся знания общении;
- обучить приемам эффективного общения;
- способствовать укреплению межличностных отношений в коллективе;
- обучить навыкам коллективного взаимодействия;
- способствовать самопознанию и самосовершенствованию.
Ход тренинга
Педагог-психолог. Я очень рада всех вас всех поприветствовать, и надеюсь, что мы отлично пообщаемся и потренируем наши коммуникативные умения, так как тема сегодняшней нашей встречи, «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями ДОУ».
Всем нам известно, что общение играет важную роль в жизни любого человека. От общения и его результатов во многом зависит наше настроение, чувства и эмоции. Умение общаться т.е. коммуникативная компетентность педагога является одной из важных компетентностей. Действительно очень многое зависит от нас педагогов в процессе взаимодействия с родителями. Причем, от нас зависит не только то, что мы сказали родителям или другим педагогам, но и от того как преподнесли информацию»
В подтверждение к этому притча «Страшный сон»
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал. «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и позвать другого толкователя, который выслушав сон сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных» Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему тоже самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они второго толкователя. На это последовал ответ: Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителями
Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.
- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).
«Трудные» родители
•Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
•Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем, что делать, помогите нам!».
Что делать?
Первая фаза общения с такими родителями: необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои правила. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
1. Улыбка,
2. Имя собеседника
3. Комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Давайте потренируемся. Передадим свою улыбку друг другу.
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Кафия Ахметханифовна!».
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Упражнение «Комплимент»
Каждый участник получает карточку, на которой написаны имя и отчество. Затем говорит своему соседу справа предложение: «Здравствуйте, Шушаника Минична, Ваш ребенок … комплимент ребенку»,
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.
2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника
3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5.Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие ¬напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Кроме приемов эффективного взаимодействия с родителями существую еще и определенные правила.
Правила эффективного общения
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Упражнение «Чемодан»
Цель: формирование позитивного само восприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении
Заканчивая наше тренинговое занятие. Давайте представим себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать чемодан, но это будет необычный чемодан. В него будут «складываться» те качества, которые помогут вам в общении с родителями, (участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общении)
Раздача памяток: средства общения, правила активного слушания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
презентация к семинару - практикуму для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагогов с родителями"
Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это пр...
Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....
Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"
Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения(по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду ...
Семинар для педагогов «Принципы эффективного взаимодействия педагогов с родителями»
Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информац...
Практический семинар для педагогов ДОУ. Эффективное взаимодействия педагогов с родителями посредством общения.
Развитие коммуникативной компетенции педагога - залог эффективного взаимодействия с родителями дошкольников....
Семинар с элементами тренинга для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Семинар с элементами тренинга«Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»Идея: «Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь ...