План по самообразованию с учетом ФГОС
методическая разработка (младшая группа) на тему
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 112 г. Вологды «Золотая рыбка»
План работы по самообразованию по теме:
«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Выполнила: Секретарева Эльвина Якубовна.
2015-2016 г.г.
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы:(Объяснение, показ, беседа, игра)
-массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
-пальчиковый театр.
Использовались игры:
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
- «Игры в сухом бассейне для рук»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Строим из Лего»;
- «Пазлы деревянные и картонные»;
- «Шнуровка»,
- «Прищепки»;
Этапы проработки материала:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
- ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
- Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008
- Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
- Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.
- Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
2 ЭТАП — внедрение в практику.
В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:
• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму
3 ЭТАП — диагностика ,представление опыта работы по теме.
Форма отчетности:
- сделать консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».
Какой предполагается результат:
у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Сентябрь В течении года В течении года ежедневно. | Проведение диагностического исследования (первичное). Изучить литературу и опыты работ по данной теме. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. Самомассаж ( по книге Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ) | Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.) Повышение своего уровня знаний, профессионального. Обогащение развивающей среды. Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения. |
октябрь | Д/и.: «Прищепки» Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту», "Пальчики, здравствуйте!" Д/и. : «Шнуровка». | Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Развитие мелкой моторики рук. . Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения |
Ноябрь
| - Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования. Д/и с сыпучими материалами( «сухой бассейн» , ищем игрушку, рисуем на крупе) Создание разнообразного «Пальчикового театра» Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик» «Деревья» «Корни» | Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал. Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики |
декабрь | Д\И : «Массажный мячик» Создание картотеки игр с массажными мячиками. Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз»
| Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию дв Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук. Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. |
Январь | Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Настольная игра «Мозаика». Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом» | Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам |
Февраль | Создание пособия «тактильные дощечки» "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина», | развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста |
Март | Семинар – практикум для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Пальчиковые шаги" Создание пособия для игры( использовать книгу Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.) Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто», «компот» | Выставка для родителей и педагогов дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук. развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста |
апрель | Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»; Сказка "Ёжик" (упражнение с шариком массажёром) Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», »Рыбка» | Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. Активизировать движения пальцев рук |
май | Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.. Диагностика уровня развития мелкой моторики | Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми Проведение контрольного диагностического исследования . Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию с учетом ФГОС
план по самообразованию является образецом для воспитателей ДОО...
Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"
Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....
План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»
План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный годТема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»Цель: ...
План работы воспитателя с учетом ФГОС ДО в средней логогруппе в сентябре
Еще один вариант оформления планов работы воспитателя с учетом ФГОС ДО на сентябрь в средней логогруппе.Темы недели: Фрукты.Труд взрослых в садахДеревья осенью. Лес...
План работы воспитателя с учетом ФГОС ДО в средней логогруппе в ноябре
Темы недели:Посуда.Продукты питанияДомашние животные....
План работы воспитателя с учетом ФГОС ДО в средней логогруппе в январе
Темы недели:Одежда.Обувь.Головные уборы....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Экологическое воспитание как средство речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле....