План работы по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»
методическая разработка (младшая группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

План работы по самообразованию на  2014 - 2015 учебный год

Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»

Цель: выработка целостной системы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников; повышение своего уровня, компетентности и профессионального мастерства; создание условий, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующие саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Задачи:

  • изучить литературу по данной проблеме;
  • определить уровень речевого развития детей;
  • выявить условия, влияющие на формирование коммуникативно-речевой активности детей;
  • выбрать оптимальные технологии, влияющие на формирование навыков культуры речевого общения, развития речи и словарного запаса, развития словотворчества и воображения детей в процессе интеграции разных видов деятельности;
  • организовать образовательный процесс в форме проектной деятельности изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;
  • разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности, родительских собраний, выступлений по формированию коммуникативно-речевой активности детей с использованием современных педагогических технологий;
  • представить свой опыт работы перед педагогами ДОУ. Объект – речевая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

на  2014 - 2015 учебный год

Тема: «Развитие познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»

Воспитатель I младшей  «Б» группы

Абрахимова Р.М.

Ачинский  район

п.Малиновка

2014год

Цель: выработка целостной системы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников; повышение своего уровня, компетентности и профессионального мастерства; создание условий, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующие саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Задачи:

  • изучить литературу по данной проблеме;
  • определить уровень речевого развития детей;
  • выявить условия, влияющие на формирование коммуникативно-речевой активности детей;
  • выбрать оптимальные технологии, влияющие на формирование навыков культуры речевого общения, развития речи и словарного запаса, развития словотворчества и воображения детей в процессе интеграции разных видов деятельности;
  • организовать образовательный процесс в форме проектной деятельности изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей;
  • разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности, родительских собраний, выступлений по формированию коммуникативно-речевой активности детей с использованием современных педагогических технологий;
  • представить свой опыт работы перед педагогами ДОУ. Объект – речевая деятельность.

п/п

Этапы работы

Содержание работы

Срок проведения

Формы представления  результата работы

1.

2.

3.

I этап (информационно-ознакомительный)

                

II этап (практический)

III этап (обобщающий)

  • Анализ ситуации   по выбранной теме.
  • Подбор и изучение, методической литературы по данной теме.
  • Проведение дидактических игр и упражнений.
  • Разработка проекта «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.»
  • Продолжение работы Клуба общения.

Подбор и изучение литературы:

 - Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

-Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

-Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

- Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

-Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

-В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

- Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

- Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. -  2011.

-Информационно – ознакомительный материал с Интернета.

  • Составление плана работы
  • Изучение практической и теоретической работы с детьми младшего возраста по познавательно-речевому развитию
  • Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. и др. Воспитание детей в первой младшей  группе детского сада. -2-е изд., испр. -М. :Просвещение, 1982.
  • Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1985
  •  Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -2-е изд. -М., 1984.
  • Т.А.Ткаченко «Формирование навыков общения и этических представлениф детей».
  •  Л.М.Шипицина «Азбука общения»
  • «Дошкольник. Модель образованного пространства» сост. В.Ю. Дьяченко
  •  В.Я.Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»

  • Дидактические и словесные игры        ;
  • Игры для формирования у детей культуры общения;
  • Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста:

-развиваем умение сотрудничать:

учим слышать, понимать и подчиняться правилам;

учим контролировать движения и работать по инструкции;

-воспитываем доверие друг другу, чувство ответственности за другого;

-развиваем умение активно слушать: учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства и т.д.

  • Изучение вопросов организации и  проведения игр-занятий по развитию речи.

1.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. -М., 2005.

2. Занятия по развитию речи в детском саду/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 2001.

3.Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками. -1984№4.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста/под ред. Ф. А. Сохина. -М., 1984.

5. Развитие речи и речевого общения/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 1995.

  • Внедрение в практику полученных теоретических знаний  
  • Изготовление демонстрационного материала
  • Разучивание считалок, придумывание загадок. Пальчиковые игры.
  • Оформление  познавательно - речевого центра.
  • Разработать конспект итогового мероприятия

Сентябрь

Сентябрь - октябрь

Октябрь – ноябрь

Ноябрь - декабрь

Декабрь – май

Январь - февраль

Январь -май

 Март

Апрель-май

Работа с родителями:

  • памятки для родителей по обучению  познавательно-речевой активности детей;
  • анкетирование родителей;
  • индивидуальные беседы с родителями поступивших детей;
  • представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников;
  • семинар-практикум «Игры, в которые мы играем»;
  • рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!» Папка-передвижка.
  • рекомендации по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику;
  • консультации для родителей «Как организовать домашний театр»;
  •  консультация «Учим ребёнка общаться».

Перспективный план работы по социально-личностному и познавательно-речевому развитию  детей.

Работа с детьми:

  • разыгрывание этюдов по содержанию знакомых сказок;
  • настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.;
  • активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок;
  • дидактические игры с применением картинок;
  • драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске;
  • показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей «А» группы;
  • театрализованный показ «Наши любимые сказки»

Консультация для воспитателей:

«Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно - речевого развития детей»

Картотека дидактических и словесных игр по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста:

Конспекты интегрированных игр – занятий для детей младшей  группы.

Пополнение развивающей среды:

демонстрационный материал для театрализации и драматизации;

картотека пальчиковых игр, потешек, считалок;

Проведение итогового   мероприятия

Обобщение из опыта работы по теме самообразования

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию раннего возраста»

Методическая литература:

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
  2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
  4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.
  6. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
  8. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
  9. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.
  10. Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2.
  11. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. -  2011.
  12. Информационно – ознакомительный материал с Интернета.
  13. Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. и др. Воспитание детей в первой младшей  группе детского сада. -2-е изд., испр. -М. :Просвещение, 1982.
  14. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1985
  15. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -2-е изд. -М., 1984.
  16. Т.А.Ткаченко «Формирование навыков общения и этических представлениф детей».
  17. Л.М.Шипицина «Азбука общения»
  18. «Дошкольник. Модель образованного пространства» сост. В.Ю. Дьяченко
  19. В.Я.Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно-речевой активности детей посредством театрализованной деятельности» «Путешествие колобка»

- развитие познавательно-речевой активности детей посредством   театрализованной деятельности...

Проектная деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников с ОВЗ.

Статья раскрывает специфику внедрения проектной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР....

проект «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС»2014г

Тема: «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно - речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС.» Цель: Создать условия, раскрывающие ...

Перспективное планирование по приоритетному направлению по теме «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно – речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС».

Перспективное планирование  по приоритетному направлениюпо теме«Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно – речевой активности дошкольников посредством проектной дея...

Консультация для родителей "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности"

Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не же...