Ознакомление детей 4-го года жизни с именем признака.
материал (младшая группа) на тему
Данный материал явдяется творческим отчетом по самообрзовнию на тему: "Ознакомление детей 4-го года жизни с именем признака". В нем имеется перспективный план и картотека игр по ознакомлению детей с именем признака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet_pedagoga_samsonovoy_d.docx | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчет педагога Самсоновой Д.В. по самообразованию.
Тема:«Ознакомление детей 4-го года жизни с именем признака»
Цель: повысить профессиональное мастерство по теме «Ознакомления детей 4-го года жизни с именем признака».
Задачи:
- Написание перспективного плана по самообразованию;
- Изучение методической литературы и интернет источников по вопросу;
- Изучение опыта других педагогов по данной теме;
- Оформление пособия «Имя признака»;
- Создание картотеки игр по ознакомлению детей с именем признака;
- Разработка конспектов НОД;
- Проведение открытого НОД.
Актуальность:
Дошкольный возраст – период интенсивного развития речи детей. Речь – основной механизм адаптации к окружающему миру. Чем богаче и грамматически правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – описательная, которая способствует формированию навыка составления описания.
В своей работе с детьми 3-4 лет я столкнулась с проблемой отсутствия интереса детей к описанию объектов. Этому способствовал и неправильнопостановленный мною вопрос: «Какой предмет?». Дети не понимали сути вопроса (о чем конкретно спрашивает воспитатель?) и не могли ответить на него.
Объекты и явления окружающего мира обладают комплексом признаков (цвет, форма, размер и т.д.). Чтобы познакомиться с объектом, необходимо заметить характеризующие его признаки, «выделив» их из объекта.
Признак – это та сторона объекта, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, знаком. Изменяются признаки объекта – изменяются и его возможности.
Вся традиционная педагогика направлена на обучение детей описаниям объектов через значения имен признаков. Например, кастрюля большая, алюминиевая, в ней готовят еду. В речи взрослые часто упускают название имени признака, полагая, что ребенок сам догадается, о чем идет речь. На самом деле, обобщения дети делают с трудом.
В ОТСМ – ТРИЗ педагогике описание объекта производится через указание имен признаков и спектров их значений. Например, кастрюля по размеру больше, чем чашка, но меньше, чем холодильник; по материалу - сделана из алюминия; ее главное назначение (функция) – удерживать пищу.
Этапы реализации:
I этап:
На I этапе я изучала методическую литературу по теме. Ответ на данный вопрос я нашла в работах Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх, Н.А. Яковлева, Е.В. Андреева «Творческие задания «Золотого ключика»»; Т.А. Сидорчук ««Лучик» нового: Сборник методических материалов ЦРР МДОУ № 121»; Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко «Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений»; С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей», так же в работах воспитателей Хазовой Н.Ю., Е.Н. Наумовой, Мусиенко И.Н., Масленниковой Л.И., Сорочкиной В.А.
II этап:
Проанализировав методическую литературу я подобрала игры для работы с детьми.
Работу по данной теме я начала с сентября. Разработала перспективный план игр. Изготовила пособие «Имя признака», игры для работы с детьми: «Чикко играет с цветом», «Собери Чикко», «Чикко играет с формой», «Подбери домик для Чикко», «Чикко играет с размером».
С октября я стала использовать пособие и игры в работе с детьми.
Пособие чаще использовалось на таких занятиях как «Ознакомление с окружающим миром» и «Коммуникация». Так же использовалось и в свободное время, чаще во второй половине дня, в совместной деятельности с детьми, также и в непосредственной образовательной деятельности.
Изучение имен признака мы начали с просмотра обучающего мультфильма «Чикко и Вселенная».
Первый признак, который мы изучали был признак «Цвет». На изучение признака мы отводили 2 недели.
Знакомя детей с определенным цветом (например, красным), выясняли, что есть у нас в группе такого же цвета (например с помощью игры «Найди по цвету такой же как…»). Я показывала объект, предлагала назвать его, определить по цвету. После этого дети ходили по группе и называли объекты заданного цвета.
Так же для закрепления цвета использовали такие игры как: «Чикко играет с признаком цвет», «Найди Чикко по признаку цвет», «Узнай по описанию», «Какой объект», «Теремок», «Найди друзей», «4-й лишний», «Раз, два, три – ко мне беги», «Назови предмет».
В результате у детей сформировались понятия основных цветов и их оттенков (например, розовый, оранжевый, голубой, коричневый), они узнавали, называли их. Дети научились называть имя признака «Цвет».
Следующие две недели мы изучали признак «Количество». Учились различать понятия много, один, по одному, ни одного; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного, понимать вопрос «Сколько?»; формировали умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). В этом нам помогали игры «Теремок», «Найди друзей», «4-й лишний», «Раз, два, три – ко мне беги».
Первые две недели ноября изучали признак «Форма». В качестве эталонов формы использовали: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Сформировали понятие, что каждый объект имеет форму, соотнося объекты с эталонами (например, пирамидка имеет треугольную форму, дверь – прямоугольную форму, книга, окно – форму квадрата и т.п.). В своей работе использовала игры «Чикко играет с формой», «Подбери домик для Чикко», «Узнай по описанию», «Какой объект», «Найди по форме такой же как…», «Теремок», «Найди друзей», «4-й лишний», «Раз, два, три – ко мне беги», «Назови предмет». Продолжали формирование признаков «Цвет», «Количество». Учились группировать объекты по заданным признакам; сравнивать объекты по форме.
В декабре мы формировали у детей понятие признака «Размер». Учили детей самостоятельно находить объекты с заданным признаком. В качестве эталонов размера выступают представления об отношении по размеру между предметами, которые мы условно называем «большой», «маленький».
В активный словарь детей вводили слова: большой, средний, маленький, поменьше, огромный.
Для закрепления полученных навыков использовали дидактические игры «Чикко играет с размером», «Собери портрет Чикко», «Части Чикко могут быть разные по размеру», «Узнай по описанию», «Какой объект», «Найди друзей», «Раз, два, три - ко мне беги», «4-й лишний», «Найдите большего (меньшего, такого же) размера чем…», «Назови предмет».
Учились определять принадлежность объектов к группам по признакам «Цвет», «Форма», «Размер».
В январе формировали понятие признака «Материал». Учились обследовать объекты с помощью осязания, называть объекты сходные по данному свойству. В этом нам помогали игры «Какой объект», «Найди друзей», «4-й лишний», «Раз, два, три – ко мне беги», «Теремок».
В феврале продолжали учиться классифицировать объекты окружающего мира по известным признакам. Познакомились с именем признака «Части». Формировали у детей понятие о том, что каждый объект состоит из частей. Учились называть части знакомых объектов, рассказывать об их назначении. Для этого использовали игры «Части Чикко могут быть разные по размеру», «Я – целое, вы - мои частички», «Цепочка частей», «Частью чего является?», «Назови предмет».
Сейчас, в марте, мы знакомимся с понятием признака «Действие». Учимся с помощью игр «Что может делать объект?», «Найди друзей», «Что (кто) может делать так же? » «Раз, два, три – ко мне беги» выделять у объектов их главное назначение.
III этап:
- Повысила свою педагогическую компетентность по этому вопросу.
- Обогатила развивающую среду группы.
- Мною был разработан перспективный план игр по формированию понятия о некоторых именах признаков у детей 3-4 лет.
- Изготовлена картотека игр по именам признака.
- Повысила у детей познавательный интерес.
В апреле я планирую знакомить детей с признаком «Место». Будем учиться обозначать словом основные места обитания и функционирования объектов. Побуждать детей объединять объекты в классификационные группы по месту обитания.
В мае: повторение всех изученных имен признака, упражнение в сравнении объектов по цвету, форме, размеру, действию.
Для себя я ставлю следующие задачи на будущее:
- Продолжать работу по ознакомлению детей с именами признаков.
- Продолжать изучение и осваивание мультимедийного пособия Сидорчук Т.А. и Хоменко Н.Н. «Чикко и Вселенная» (часть1), поселить группе цыпленка Чикко, который станет «активным участником» организованных и самостоятельных игр.
- Продолжать искать новые эффективные формы и методы работы с детьми.
Приложение №1.
Перспективный план игр по ознакомлению детей 4-го года жизни с именем признака.
Месяц (имя признака) | Игры, используемые с детьми. |
Октябрь (Цвет, Количество) | «Чикко играет с признаком цвет», «Найди Чикко по признаку цвет», «Узнай по описанию», «Какой объект», «Найди по цвету такой же как…», «Теремок», «Найди друзей», «4-й лишний», «Раз, два, три – ко мне беги», «Назови предмет». |
Ноябрь (Форма) | «Чикко играет с формой», «Подбери домик для Чикко», «Узнай по описанию», «Какой объект», «Найди по форме такой же как…», «Теремок», «Найди друзей», «4-й лишний», «Раз, два, три – ко мне беги», «Назови предмет». |
Декабрь (Размер) | «Чикко играет с размером», «Собери портрет Чикко», «Части Чикко могут быть разные по размеру», «Узнай по описанию», «Какой объект», «Найди друзей», «Раз, два, три - ко мне беги», «4-й лишний», «Найдите большего (меньшего, такого же) размера чем…», «Назови предмет». |
Январь (Материал) | «Какой объект», «Найди друзей», «4-й лишний», «Раз, два, три – ко мне беги», «Теремок». |
Февраль (Части) | «Части Чикко могут быть разные по размеру», «Я – целое, вы - мои частички», «Цепочка частей», «Частью чего является?», «Назови предмет». |
Март (Действие) | «Что может делать объект?», «Найди друзей», «Что (кто) может делать так же? » «Раз, два, три – ко мне беги». |
Апрель (Место) | «Где живет?», «Раз, два, три – ко мне беги» «Где находится», «Где обитает», «Найди друзей» |
Приложение №2.
Картотека игр по ознакомлению детей 4-го года жизни с именем признака.
- Игра «Чикко играет с признаком «Цвет»».
Цель: научить детей выделять имя признака – цвет и его значения: желтый, белый, пестрый, разноцветный, яркий, тусклый, бледный.
Действия педагога: открываем базовый портрет Чикко; I сундучок – I кнопка; II сундучок – I кнопка.
Организация диалога с детьми во время просмотра сюжета:
- У Чикко есть признак - ЦВЕТ.
- Какой Чикко по цвету? (портрет Чикко)
- Каким по цвету он стал сейчас? (I сундучок – I кнопка)
- А сейчас по цвету какой? (II сундучок – I кнопка).
(Повторить действия преобразования цвета Чикко несколько раз).
- С каким признаком играл Чикко?
- Игра «Найди Чикко по признаку «Цвет»».
Цель: продолжать учить детей выделять признак - цвет.
Детям предложены изображения Чикко в разных цветах. Дается задание: например, Маша, покажи мне Чикко разноцветного/пестрого по цвету.
Какой по цвету Чикко?
Усложнение– разные по цвету изображения Чикко расположены в разных местах группы. Игра «Раз-два-три к Чикко беги» Н-р: Раз-два-три к белому по цвету Чикко беги!
Усложнение:«Найди игрушки такие же по цвету, как ярко желтый Чикко». Отрабатываются разные названия цветов.
- Игра «Чикко играет с признаком «Размер»».
Цель: учить детей выделять имя признака РАЗМЕР и его значения: большой – маленький.
Действия педагога: открываем базовый портрет Чикко; открываем III сундучок – II кнопка.
Организация диалога с детьми во время просмотра сюжета:
- У Чикко есть признак - размер и он может меняться (портрет Чикко)
- Какой сейчас по размеру Чикко? А сейчас? (III сундучок – II кнопка).
- С каким признаком играл Чикко?
Проводятся игры с признаком Размер аналогично играм № 2 с признаком Цвет: «Найди Чикко по признаку цвет».
- Игра «Собери портрет Чикко».
Цель: продолжать учить выделять имя признака Размер.
Познакомить детей с именем признака -Часть
Ребенку предлагается собрать цыпленка из четырех частей: сначала маленького по размеру, затем немного больше и большого по размеру Чикко.
Сопровождать игру вопросами: какого по размеру Чикко ты собрал? Из каких частей по размеру ты собрал самого маленького Чикко?
- Игра «Части Чикко могут быть разные по размеру».
Цель: научить детей выделять имя признака – часть, называть разные части Чикко (крылья, клюв, ноги и др.), соотносить по размеру (большие – маленькие).
Действия педагога: открываем базовый портрет Чикко; I сундучок – II кнопка.
Организация диалога с детьми во время просмотра сюжета:
- У Чикко есть части. Назовите их. (портрет Чикко)
- Назовите какие по размеру части у Чикко. А сейчас? (I сундучок – II кнопка).
- Давайте поиграем с Чикко и у вас тоже разные части (нос, ноги, руки и др.) то большие, то маленькие по РАЗМЕРУ (дети показывают на себе увеличение – уменьшение своих частей тела).
Усложнение: собрать Чикко с перепутанными по размеру частями (н-р: туловище большое – голова маленькая, а клюв большой и др.)
- Игра «Чикко играет с признаком «Форма»».
Цель: научить детей выделять имя признака – ФОРМА и называть разные по значению формы (круглый, квадратный, треугольный).
Действия педагога: открываем базовый портрет Чикко; II сундучок – VI кнопка
Организация диалога с детьми во время просмотра сюжета:
- У Чикко есть Форма (базовый портрет Чикко)
- И с формой он тоже играет. Каким стал Чикко по форме? (II сундучок – VI кнопка)
- С каким признаком играл Чикко?
- Игра «Подбери домик для Чикко».
Цель: продолжать учить детей выделять форму.
Детям дается объяснение: «Чикко решил поиграть с формой. Посмотрите, каким по форме он стал. А в каком же домике будет удобно жить Чикко, если он круглый по форме? Почему вы так решили? А какой домик подойдет Чиккоквадратному по форме? А треугольному по форме?» Выяснять у детей, почему они сделали тот или иной выбор.
Усложнение: Игра «Раз-два три к …. по форме беги!» В разных концах комнаты расположены разные по форме Чикко. Дети бегают то к круглому, то к квадратному цыпленку.
Игра «Сложи Чикко по частям из разных форм». Детям предлагаются разные по форме части цыпленка и они складывают его, например, из квадратного туловища, из треугольной головы и круглых крыльев.
- Игра «Узнай по описанию».
Цель: учить детей узнавать объект по заданным свойствам.
Содержание: воспитатель рассказывает об объекте, который находится у него в коробке (мешочке), не называя его, перечисляя классификационную группу, форму, цвет, величину, что делает объект, или что можно с ним делать. Дети перебирают объекты из мешочка и откладывают не нужные. Можно использовать анализаторы, если дети затрудняются: потрогать рукой, понюхать, послушать.
Усложнение: можно добавить такие свойства, как твердость - мягкость, гладкость - шероховатость, материал (сделан из резины, значит резиновый).
- Игра «Цепочка частей».
Цель: учить детей выделять части объекта.
Содержание: воспитатель показывает картинку с изображением объекта или сам объект, а дети называют его. Объект передается ребенку, который должен назвать одну из его частей, затем передать следующему.
Нужно назвать как можно больше частей и не повториться. Воспитатель обобщает ответы детей: «Это кукла. У нее есть: голова, туловище, руки, ноги. На голове…»
Пассивный этап: воспитатель называет части объекта, дети повторяют части.
Полуактивный этап: воспитатель выделяет какую - либо часть объекта и спрашивает: «А это что такое?». Дети называют.
Активный этап: дети выделяют и называют части сами.
- Игра «Частью чего является?».
Цель: учить выделять части объектов, находить общую часть для группы предметов.
Этап полуактивный: воспитатель говорит:«Я ножка. Я могу быть частью стула? гриба? цветка?» (с показом картинок, изображающих эти объекты). Дети отвечают: «да» или «нет».
Этап активный: воспитатель говорит: «Я ножка. Частью чего я могу быть?» Дети отвечают.
- Игра «Какой объект?»
Цель: учить детей выделять разные признаки объекта.
Содержание: воспитатель показывает объект и карточку с изображением объекта. Дети называют признаки данного объекта.
Этап полуактивный: воспитатель задает вопросы: «Какой по форме?», «Какой по цвету?», «Какой по величине?», «Что может делать?». Дети отвечают.
Этап активный: дети называют признаки сами.
- Игра «Найди такой же по цвету, как…»
Цель: учить различать и называть цвета, находить в ближайшем окружении предметы заданного цвета.
Содержание: воспитатель показывает объект, предлагает назвать его, определить по цвету.
Дети идут по группе и называют.
Этап полуактивный: воспитатель предлагает детям обратить внимание на те, или иные объекты: «Ребята, а вот этот кирпичик по цвету такой же, как солнышко?», «А этот мячик?».
Этап активный: дети находят и показывают предметы сами.
- Игра «Найди такой же по форме, как…»
Цель: учить детей различать объекты разной формы, находить объекты заданной формы в ближайшем окружении.
Содержание: воспитатель показывает объект и предлагает найти в группе другие предметы, по форме такие же, как…( например, мячик ). Дети идут по группе, находят и показывают предметы.
Этап полуактивный: воспитатель сам показывает и называет предметы. «Ребята, а мяч по форме такой же, как шарик?»
Этап активный: дети называют предметы сами.
Побуждаем различать плоскую и объемную формы.
- Игра «Найдите большего размера, чем»… (меньшего размера, такой же).
Цель: учить соотносить предметы по величине с заданным эталоном.
Содержание: воспитатель предлагает детям найти в группе предметы по величине больше, чем (меньше, чем; таким же) данный объект (например - мячик).
Дети находят предметы такой же величины и называют их.
- Игра «Что может делать объект? Что можно делать с этим объектом?»
Цель: учить детей называть действия, которые может выполнять данный объект или можно делать с этим объектом.
Содержание:
Этап полуактивный: воспитатель спрашивает: «Мяч может катиться? Может прыгать? Может летать? Когда?»
Или: «Яблоко можно есть? Можно покупать? А можно его нести? Можно кому-нибудь дать?»
Этап активный: воспитатель спрашивает: «Что может делать мяч?», «Что можно делать с яблоком?» Дети называют действия.
- Игра «Что (кто) может делать так же?»
Цель: учить находить объекты, которые могут выполнить то же действие.
Содержание: воспитатель показывает объект или картинку. Например: самолет. «Что это?» - «Самолет». – «Что он делает?» - «Летает».
«Что или кто может делать так же? Птица может летать? Муха? Бабочка? Мяч? Когда мяч летает? Что еще может летать?»
- Игра «Где живет?»
Цель: учить детей определять места нахождения объекта.
Содержание:
Этап полуактивный: воспитатель говорит: «Я медведь, я живу в реке. Это правильно? А где живет медведь?» - «В лесу». – «А кто живет в реке?» - «Рыбки».
Этап активный: воспитатель называет объект, дети говорят, где он живет. «Где живет медведь?» - «В лесу». – «Где живут рыбки?» - «В реке».
- Игра «Теремок».
Цель: учить выделять свойства объектов, находить общее между объектами.
Содержание: дети получают картинки, на которых изображены разные предметы.
Например: красное платье, помидор, красное яблоко, красный воздушный шарик, красная смородина, огурец, мячик и др.
Воспитатель предлагает «войти в теремок».
Всем предметам, которые имеют красный цвет.
Всем предметам, которые по форме похожи на шарик.
Всем овощам;
Всему что можно есть.
Этап полуактивный: воспитатель говорит: «У меня в теремке живут предметы красного цвета. Саша, у тебя на картинке платье какого цвета?»
–Красного.
–Ты можешь войти в теремок.
–Алина, помидор, какого цвета?
–Красного.
–Ты можешь войти в теремок и т.д.
Воспитатель обобщает: «У нас в теремке все предметы красного цвета:
помидор, яблоко, платье, красная смородина, воздушный шарик».
- Игра «Раз, два, три, ко мне беги».
Цель: уметь классифицировать предметы окружающего мира по заданному признаку (форма, цвет, величина, классификационная группа).
Содержание: детям раздаются картинки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и по команде «Раз, два, три, ко мне беги!» - подбежать тем детям, на картинках которых изображены предметы с заданными свойствами (форма, цвет, величина, классификационная группа).
- Игра «Найди друзей».
Цель: упражнять детей в выделении свойств объекта, умении сравнивать по одному из свойств.
Содержание: воспитатель называет и показывает предмет. Выделяет одно из его свойств. Дети говорят: кто или что имеет такое же свойство. Нужно назвать как можно больше «друзей».
Например: «Это мячик. Он имеет форму шара. Кто будет другом мячика по форме? Дима, колобок будет другом мячика, он имеет такую же форму, как мячик? Кто еще будет другом мячика?»
После ответов детей воспитатель подводит итог.
- Игра «Назови предмет».
Цель: закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия.
Содержание: воспитатель называет способ действия, например, он умеет летать.
Дети называют предметы или объекты живого мира, которые умеют летать.
Например: воспитатель говорит: «Он умеет летать. Что или кто умеет летать? Самолет умеет летать? А птица? А бабочка? А комар?».
Дети повторяют вместе с воспитателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Содержание работы по ознакомлению детей 3-го года жизни с правилами дорожного движения"
Методы и формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей раннего возраста с правилами дорожного движения, примерные конспекты занятий...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей напрвленности 5-6 года жизни. Тема: Слова-признаки.Овощи.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности 5-6 года жизни по теме: Слова-признаки. Овощи. Цель занятия: познакомить детей с понятием признак,...
Авторская Программа по развитию математических представлений у детей 5- 6 года жизни в процессе ознакомления с произведениями народного прикладного искусства
Предложенная авторская программа может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений в воспитательно-образовательном процессе, в работе по педагогическому просвещению родителей....
Педагогические условия ознакомления детей 4-ого года жизни с нетрадиционными техниками рисования
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя с...
Возможности дидактической игры для ознакомления детей 5-го года жизни с правилами дорожного движения
Дидактическая игра,моделируя реальные ситуации и действия,выступает мощным средством развития и обучения, которое позволяет дошкольникам избежать на дороге опасных ситуаций....
Консультация для педагогов «Возможности дидактической игры для ознакомления детей 5-го года жизни с правилами дорожного движения».
Дидактическая игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством развития и обучения, которое позволяет дошкольникам избежать на дороге опасных ситуаций....
Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков"
Представлен материал из опыта работы по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков....