"Содержание работы по ознакомлению детей 3-го года жизни с правилами дорожного движения"
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме
Методы и формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей раннего возраста с правилами дорожного движения, примерные конспекты занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anisimova_v.v._po_pdd.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анисимова Вера Владимировна
воспитатель первой категории
МДОУ «Д/с №125
комбинированного вида»
г.Магнитогорска
Содержание работы по ознакомлению детей 3-его года жизни
с правилами дорожного движения.
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас заворотами дома подстерегают серьёзные трудность и опасности автомобильного движения.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. В детских садах воспитание общей культуры поведения начинается на третьем году жизни ребёнка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к пожизненной «профессии». Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Дети третьего года жизни начинают не только свободно ориентироваться среди окружающих предметов, но и получать более точные представления об их качествах и взаимозависимостях. Они познают расположение предметов в пространстве (в, на, по, из, высоко-низко, далеко-близко), их количество (один, много, мало), особенности движения (быстро-медленно, вперед-назад) и динамические свойства. Ребята проявляют целенаправленный интерес к обнаружению скрытых свойств предметов. Ученые отмечают, что на третьем году жизни в три раза увеличивается число высказываний, в которых дети хотят уточнить цель, причину и следствие заинтересовавших их ситуаций. Общение со взрослым начинает носить познавательный характер.
Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется через:
- Целевые прогулки;
- Тематические занятия;
- Беседы (утренние и вечерние, индивидуальные и с небольшой подгруппой детей);
- Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание игрушек, иллюстраций, плакатов.
В первой младшей группе дети должны получить представления о транспортных средствах и их назначении, научиться узнавать и называть их (автомобили грузовые и легковые, автобус, трамвай, троллейбус, поезд), а также различать и называть основные части грузового автомобиля. С этой целью организуются наблюдения за движением транспорта, рассматривание соответствующих игрушек и картинок, проводятся дидактические игры типа «Узнай и назови», игры-занятия типа «На чем люди ездят и др.» На занятиях по изодеятельности можно предложить малышам выложить из готовых форм (кабина, кузов, колеса) автомобиль, а на занятиях по конструированию с помощью кубиков, пластины, кирпичиков строить машины, автобус, поезд и их обыгрывать.
В течение года следует организовывать целевые прогулки с детьми за пределы участка, обращая внимание на транспортные средства, приезжающие в детский сад. Воспитатель объясняет, что автомобиль водит шофер. Сидя в кабине, он управляет им с помощью руля. Нужно не только обращать внимание детей на происходящее (во двор въехала машина с песком, песок находится в кузове), но и учить сравнивать предметы, выявляя между ними сходство и различия (автомашина с песком и автомашина, которая привозит в детский сад продукты, обе грузовые, но у одной из них кузов закрытый). Воспитатель дополняет ответы, а в случае затруднения отвечает сам, предлагая ребенку повторить название предмета, действия.
На целевых прогулках воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их назначение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром.
Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте.
Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению с знакомыми им игрушечными.
Несколько занятий по пространственной ориентировке проводить на ограниченной плоскости (лист бумаги, стол). Воспитатель называет месторасположение предмета на плоскости: «Положите цветные кружки вверху (внизу, по углам) листа бумаги. Дети стараются правильно выполнить задание. Они не только уточняют место кружков на листе, но и запоминают их цвет. «Красные кружки я положу вверху, а зеленые внизу», - говорит ребенок. В дальнейшем это поможет различать цветовые сигналы светофора. В дидактических играх малыши обучаются различать красный и зеленый цвета. Так при проведении игры «Красный-зеленый» воспитатель говорит детям: «Мы, ребята, вместе с вами пойдем в гости к бабушке и дедушке. Если я показываю зеленый кружок, мы шагаем, а если красный – стоим на месте». Необходимо объяснить детям, что двухцветные светофоры (красный-зеленый) предназначены только для пешеходов. (Желательно показать им вначале светофоры с кружочками, а затем с цветными человечками). Дети должны усвоить, что цвета человечков соответствуют запретительному и разрешительному сигналу светофора. Когда дети научатся хорошо различать цвета, им можно объяснить, почему при зеленом сигнале можно идти, а при красном – стоять. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу, соблюдать правила используются подвижные игры: «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости», «Воробушки и автомобиль».
Кроме того, каждый взрослый должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
Занятие «Мы едем, едем, едем...»
(сенсорное воспитание)
Программное содержание.
Учить различать по цвету одинаковые предметы. Закрепить знания детей о транспорте. Расширить словарный запас. Развивать координацию движений. Обучать ориентировке в пространстве. Активизировать речевое дыхание. Методические приемы.
Показ, беседа, вопросы и ответы, игровые действия, эле менты дидактических игр.
Предварительная работа с детьми.
Беседа, рассматривание картинок, игрушек, подвижные игры.
Материал к занятию:
— машинки четырех цветов;
— тематические картинки из серии «Транспорт»;
— коробка;
— бумажные самолетики;
— кольца;
— детские книжки. Организация занятия.
Занятие проводится в группе. На столе стоят разноцветные машинки, коробка с бумажными самолетиками, кольца, ле жит конверт с картинками.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу.
— Ребята, посмотрите: что у нас с вами на столе? Автомо били. Вот какие они все разные. Выберите себе тот, который больше понравился.
Дети разбирают машинки и садятся на стульчики. Воспитатель спрашивает, у кого какого цвета игрушка, и если ребенок затрудня ется с ответом, помогает ему.
— Ребята, а что это такое у машины? Колеса. А где руль у машины? Правильно. Давайте поставим наши машины в га раж, а сами покатаемся на больших машинах: «Мы едем, едем, едем в далекие края...» (Дети читают стихотворение, воспита тель раздает им кольца-рули.)
— Поехали! Как гудит машина? «Бип-бип-бип». Правиль но. Уступаем дорогу друг другу. (Дети «ездят» по группе, про изводя нужные движения рулем)
— А теперь возвращаемся на свои места. (Малыши склады вают кольца в коробку и садятся на стульчики.)
— Ребята, а на чем еще можно ездить? (Воспитатель рас ставляет на столе картинки из серии «Транспорт».)
Дети узнают и называют знакомые им транспортные средства: автобус, троллейбус, поезд, самолет.
— Ребята, посмотрите, что у меня в коробочке. (Малыши открывают коробочку и разбирают самолетики.) Что это? Само леты, правильно. Какого цвета у Саши самолетик? А у Лены? (Каждый называет цвет своего самолетика.)
— Ребята, а что делает самолет? Правильно, летает. А где он летает? Высоко в... небе. Когда самолет летит, как он гу дит? «У-у-у!». Правильно. Давайте запустим наши самолети ки. Пусть полетают в воздухе!
Дети пускают бумажные самолетики, затем приносят их воспита телю и садятся на стулья.
— А теперь мы с вами будем самолетами. Выполняются упражнения «Заведем моторы» и «"Жу-жу-жу!" — лечу».
Дети встают со стульчиков и разводят руки в стороны (до уровня плеч), затем с ходьбы переходят на бег. Некоторое время свободно бегают по группе, произнося: «У-у-у!». Воспитатель приглашает детей снова занять свои стульчики.
— А сейчас, ребята, я хочу вам прочитать одно стихотво рение, а вы мне будете помогать. Хорошо?
Я хотел устроить бал, И я гостей к себе... (позвал). Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости... (не идут). Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек... (проглотил). Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту... (съел). Когда же гости подошли, То даже крошек... (не нашли).
— Молодцы, очень вы меня сегодня порадовали, и я хочу вам подарить интересные, красивые книжки. Дома вы попро сите старших почитать вам эти книжки.
Покатились санки вниз,
Крепче, куколка, держись,
Ты сиди, не упади,
Там канава впереди.
Надо ездить осторожно,
А не то разбиться можно!
Во время катания кукол с горки можно провести подвиж ную игру «Мороз и солнце». Цель ее состоит в том, чтобы дети научились бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.
Но вот воспитатель говорит, что куклы устали, хотят спать. Напоминает, что надо собрать игрушки и отправляться в груп пу. Приговаривает: «На дворе мороз и ветер, нагулялись наши дети».
Когда игрушки все собраны, воспитатель предлагает всем отряхнуть от снега свою одежду в игре «Ну, вставай скорей, дружок, и отряхивай снежок».
В заключение дети встают друг за другом тем же «поездом». Поезд отправляется от станции «Зимушка-зима» и «идет» в помещение детского сада.
Занятие «Приехал Мишка на автомобиле»
Цель. Учить детей различать грузовой и легковой автотран спорт; правильно называть части машины: кабина, кузов, ко леса, руль, двери.
Материал. Разные виды автомашин-игрушек (по числу де тей), большая игрушечная грузовая машина у воспитателя.
Ход занятия.
За дверью раздается сигнал машины. Воспитатель вместе с детьми подходит к двери и открывает ее. Все видят большой грузовик, в кузове сидит Мишка — игрушка. Он привез ко робку, а в ней разные машинки. Воспитатель ввозит в ком нату грузовик и показывает, называя части машины (кабина, кузов, колеса, руль, дверь). Колеса и руль — круглые, кузов, кабина, дверь — прямоугольные.
Затем кто-нибудь из детей раскрывает коробку, и все выбирают себе машинки. Рассматривают их.
Воспитатель: «Дети, сейчас мы с вами будем играть. У всех разные автомобили: легковые, грузовые, автобусы, они та же, как те, которые ездят по улице нашего города!»
В ходе игры и различных действий ребят с игрушками закрепляются названия частей автомашины. После занятия де берут автомобили с собой на прогулку.
Занятие «Это все автомобили»
Цель. Охарактеризовать основные части грузовой и легковой машины и назначение каждой из них. Продолжать учи детей действовать с машинами. Формировать умение словоописать машину в двух-четырех предложениях.
Материал. Грузовой и легковой автомобили (игрушки) кирпичики из конструктора.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям большую грузовую автомашину.
— Посмотрите, какая большая, красивая машина. Давай те ее внимательно рассмотрим (вместе с детьми рассматривает машину: где у нее кабина, кузов, руль, колеса, окна двери).
— Какой это автомобиль? Грузовой или легковой?
— Грузовой.
— Правильно. Это машина грузовая, она перевозит грузы. Что привезла наша машина?
— Кирпичики.
— Кто сидит в кабине грузовой машины?
— Водитель (шофер).
— Что он делает?
— Управляет автомобилем.
— С помощью руля водитель управляет автомобилем. Ка кие машины вы видели? (Воспитатель выслушивает отве ты детей, помогает им с ответами, затем показывает ребя там различные легковые машины, дает возможность поиграть с ними.)
— Кто из вас ездил на машине? Где машины ездят? Как они сигналят?
Воспитатель помогает рассказать про автомобиль. Задает вопросы, побуждая малышей к высказываниям.
Литература:
Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Правила дорожного движения знай и всегда их выполняй»
"Правила дорожного движения знай и всегда их выполняй"...
Сценарий совместного мероприятия детей подготовительной и средней групп по правилам дорожного движения «Дорожная азбука»
Цель: формирование представлений о правилах дорожного движения.Программные задачи:Ø Уточнить знания детей о сигналах светофора.Ø Закрепить умение детей применять полученные зна...
Возможности дидактической игры для ознакомления детей 5-го года жизни с правилами дорожного движения
Дидактическая игра,моделируя реальные ситуации и действия,выступает мощным средством развития и обучения, которое позволяет дошкольникам избежать на дороге опасных ситуаций....
Консультация для педагогов «Возможности дидактической игры для ознакомления детей 5-го года жизни с правилами дорожного движения».
Дидактическая игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством развития и обучения, которое позволяет дошкольникам избежать на дороге опасных ситуаций....
Методическая разработка «Бизиборд для ознакомления детей раннего дошкольного возраста с элементарными правилами дорожного движения».
Трагическая статистика свидетельствует о том, что в России каждый год получают ранения, становятся инвалидами и гибнут в дорожно-транспортных происшествиях не только взрослые, но и дети. Ж...
Проект «Бизиборд для ознакомления детей раннего дошкольного возраста с элементарными правилами дорожного движения».
знакомство с элементарными правилами дорожного движения через познавательно-игровую деятельность детей. Развитие мелкой моторики, сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мы...
Развлечения по дорожному движению «Как дети научили Бабу Ягу и Рассеянного правилам дорожного движения».
Цель: продолжать учить детей соблюдать и выполнять правила дорожного движения.Задачи:-Закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а также сигналы регулировщика;-развиват...