Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков"
консультация (младшая группа)
Представлен материал из опыта работы по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_triz.docx | 669.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словаря дошкольников является одной из глобальных задач по развитию речи. Словарный запас детей младшего дошкольного возраста должен достигать приблизительно 2000 слов. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции.
На практике же можно отметить, что словарь детей беден, дошкольники мало используют в речи прилагательные, наречия, глаголы. В современной методике словарная работа рассматривается, как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Для достижения эффективной работы по расширению и обогащению словарного запаса детей своей группы я решила использовать ТРИЗ-технологию.
Для достижения поставленной цели продумала систему работы. Дети научились выделять объекты для обследования. Познакомились с органами восприятия, именами признаков, осуществляя исследовательскую деятельность по обследованию предметов, тем самым обогащая и активизируя словарь. Освоили модель составления сравнений и создали в группе условия для коммуникации детей в ходе составления «загадалок» и их отгадывания.
В течение всего 3 –го года жизни дети учились выделять из окружающего мира предметы и называть их словом. В этом нам помогали волшебные трубочки, чудесные мешочки и другие предметы. Постепенно у детей формировался осознанный аналитический взгляд на окружающую действительность. В ходе этих упражнений активизировалось умение называть объект словом.
Анализаторы – инструмент, позволяющий осознанно относиться к ощущениям и восприятию значений признаков, мы познакомились с возможностями анализаторов: глаза, нос, язык, уши, руки. С помощью различных пособий формировали понимание возможностей каждого из анализаторов. Например, спрятав дудочку за ширмой издавали характерный для нее звук и просили ребенка отгадать, какой предмет спрятался. Картинка ухо на ширме позволяла установить связь между анализатором в нашем случае ухом и его действием – слышать. Таким же образом активизировали возможности остальных анализаторов.
Далее знакомились с именами признаков. Для этого создавали условия для сосредоточения внимания на определенном имени признака, например-форма. Затем в течение некоторого времени осуществляли поиск значений этого признака. Делаем акцент на том, какой помощник помогает выявить признак форма, понимаем, что помогают глаза и руки. На глазах у детей зарисовывается пиктограмма данного признака и предлагается разгадать вопрос, который задает этот значок к объекту. Например, «мячик, ты какой по форме?» Затем глядя на значок дети сами задают вопрос о форме к любому объекту. Например, «шарик ты какой по форме, колобок, ты какой по форме. Постепенно дети самостоятельно используют значок для выявления данного признака в окружающем мире. По мере присвоения признаков значки с пиктограммами появляются на пособии «Волшебный домик»
Так постепенно у детей формируется способность обследовать предметы и выяснять значения разных имен признаков. На первых этапах полезным было пособие «Волшебная дорожка», где машина, попадая на квадратики разного цвета, меняла свой цвет. Дидактические игры типа: «Найди мячику друзей по форме», «Подари куклам разные по размеру конфеты» способствуют четкому разделению предметов по заданному признаку. В результате дети научились вычленять в предметах определенный признак и обозначать его словом.
Параллельно создавали условия для формирования у детей понимания сути обобщающих слов. Нам помогло пособие «Природный и рукотворный мир», где природный мир обозначен картинкой дерево, а рукотворный мир- рукой человека. В коробочке накапливались различные картинки. Регулярно обговаривалась природа происхождения каждого предмета на картинке. Постепенно дети стали готовы к разделению предметов на две группы (природный и рукотворный мир). Далее группировали предметы рукотворного мира по принадлежности к классификационной группе. Постепенно вводим сначала в пассивный, затем в активный словарь обобщающие слова: игрушки, одежда и т.д. Вместе с тем группируем предметы по какому-то признаку. Например: «Подарим кукле все предметы красного цвета», или на кругах Луллия «Спрячь в домик предметы желтого цвета» В результате дети стали осознанно относиться к процессу классификации. В речи появились обобщающие слова
Пополнить словарь детей прилагательными позволяет составление сравнений. Реализация этой модели возможна после тренингов, на которых дети учатся находить общий признак у двух и более объектов. Для этого необходим набор предметных картинок с изображением объектов, которые можно сравнить по какому-либо признаку. Например: заяц, вата, сахар, снег – по цвету белые. Важно донести детям, что эти объекты дружат. Для этого мы придумали дорожку, которая ведет главного объекта (в нашем случае зайца), к другим. Постепенно при показе на дорожку вводим в словарь детей слово «как».
Пройдя все предыдущие этапы дети усвоили много новых слов, овладели моделями подбора синонимов, составления сравнений. Теперь на основе полученных знаний они могут загадать друг другу загадку с опорой на карточки – схемы, а также отгадать загадку, предложенную мной, что на мой взгляд является важным показателем овладения способами познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
консультация для воспитателей...
Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексичской стороны речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Бедность словаря мешает полному общению, а, сл...
ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры....
Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы заключается в следующем: с одной стороны одним из важнейших направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи у детей и ...
«Дидактическая игра как средство активизации словарного запаса детей младшего дошкольного возраста»
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно м...
Презентация: формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....
«Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»
laquo;Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»...