Педагогические условия ознакомления детей 4-ого года жизни с нетрадиционными техниками рисования
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа) на тему
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Объект исследования: художественно-эстетическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: изобразительные умения по средствам нетрадиционных техник рисования.
Цель представленной работы: изучить эффективные пути (условия, методы и приемы) развития изобразительных умений средствами нетрадиционных техник рисования детей 4-ого года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего дошкольного возраста | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ : ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-ОГО ГОДА ЖИЗНИ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ.
Выполнила: | Терехова Светлана Михайловна, воспитатель дошкольной групп МБОУ «Ключевская СОШ» |
ОРЕНБУРГ
2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ………………………………………….6
1.1 Понятие и содержание художественно-эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………..6
1.2 Задачи и методы художественно-эстетического воспитания старших дошкольников……………………………………………………………………10
1.3 Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительных умений у детей 4-ого года жизни……………......................12
Глава 2. Выявление и дальнейшее развитие изобразительных умений у детей 4-ого года жизни посредством использования нетрадиционных техник рисования ……………………………………………………………………….23
2.1 Диагностика детей 4-ого года жизни на выявление исходного уровня изобразительных умений, связанных с нетрадиционной техникой рисования………………………………………………………………………...23
2.2 Динамика сформированности умений нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………...28
2.3 Результаты исследовательской работы…………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………38
Приложения……………………………………………………………………...41
Приложение 1 Конспект занятия «Осеннее дерево»………………………….41
Приложение 2 Конспект занятия «Осенний пейзаж»…………………………44
Приложение 3 Конспект занятия «Волшебные картинки»…………………...50
Введение
Основной задачей обучения в любые века, в каждом обществе была задача передача молодым поколениям содержания социальной культуры для ее воспроизводства и развития. Необходимо осознать то, что содержание образования должно состоять из тех же элементов, что и весь социальный опыт в целом. Без этой основы никакое общество развиваться и даже просто сохраняться не может. Оно неминуемо гибнет, растворяясь в других общностях.
Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший художественно-эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Основными задачами на современном этапе являются формирование духовной сферы личности детей, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно-исторического и национального. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания, в частности, реализации воспитывающей функции обучения. [8]
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.[3]
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.[9]
Объект исследования: художественно-эстетическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: изобразительные умения по средствам нетрадиционных техник рисования.
Цель представленной работы: изучить эффективные пути (условия, методы и приемы) развития изобразительных умений средствами нетрадиционных техник рисования детей 4-ого года жизни
Задачи:
- Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
- Выявить исходный уровень изобразительных умений детей, связанных с нетрадиционными техниками рисования.
- Ознакомление и формирование умений нетрадиционным техникам рисования у детей 4-ого года жизни.
- Динамика сформированности умений нетрадиционным техникам рисования.
Гипотеза: процесс развития изобразительных умений по средствам нетрадиционных техник рисования детей 4-ого года жизни будет эффективен при реализации следующих условий:
- развивающая среда;
- используются различные формы организации занятий по рисованию;
- применяются специально подобранные методы, приемы, способствующие включению детей в атмосферу творческого взаимодействия с педагогом;
- методы и приемы нетрадиционных техник рисования;
- проведение мастер-классов для детей по нетрадиционным техникам рисования.
Решению задач будут способствовать методы исследования: сбор продуктов детской изобразительной деятельности, наблюдения за детьми в процессе занятий, моделирование, обобщение, анализ продуктов детской изобразительной деятельности, сравнение, синтез, опытно экспериментальная работа.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами педагогики искусства.
- Понятие и содержание художественно-эстетического воспитания старших дошкольников
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.[28]
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.[26]
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Основная цель педагогики искусства – это создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.[15]
Дети старшего дошкольного возраста могут более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Активно развиваются художественно-творческие способности у старших дошкольников. Дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со своим собственным.[34]
Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи.
У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью.
Художественно-эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах искусства – оно любит все виды искусства. Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.[21]
Особая роль в художественно-эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности, который наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты.
Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от художественно-эстетического воспитания.
Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.[1]
- Задачи и методы художественно-эстетического воспитания старших дошкольников.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников можно представить двумя группами.
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.[28]
Ведущими методами для решение задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.
Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.[3]
Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.[5]
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.[1]
1.3 Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительных умений у детей 4-ого года жизни
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)».[16]
Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.[18]
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей. Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями [27].
Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить - сложность изображения предметов тонкими линиями. И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес, к желанию рисовать. Чтобы этого не происходило, мы стали использовать нетрадиционные техники изображения. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, утверждают: «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина; К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин). Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.[24]
Обязательными признаками творческой деятельности детей являются: новизна, преобразование явлений и предметов, оригинальность в процессе работы. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. [22]
Особое направление по использованию нетрадиционных техник - рисование шерстяной ниткой. В старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Хорошую эффективность показывает практика применения этих занятий для гиперактивных, закомплексованных, агрессивных детей. Например: агрессия снимается при рисовании петлеобразных узоров. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. [34]
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.
Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.
Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.
В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.
Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же.
Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.
Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.
Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.
Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.
Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).
Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.
Еще одной достаточно интересной техникой для рисования является квиллинг – техника выполнения миниатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 - 0,7см, длинна, зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея). Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем.
Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.
Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.
Глава 2. Выявление и дальнейшее развитие изобразительных умений у детей 4-ого года жизни посредством использования нетрадиционных техник рисования
2.1 Диагностика детей 4-ого года жизни на выявление исходного уровня изобразительных умений, связанных с нетрадиционной техникой рисования.
Опытно экспериментальная работа проводилось на базе дошкольной группы Муниципального бюджетного образовательного учреждения « Ключевская» средняя общеобразовательная школа, в подготовительной группе. В эксперименте принимало участие 12 детей. Эксперимент состоял из трех этапов. Целью констатирующего этапа стало выявление исходного уровня изобразительных умений детей, связанных с нетрадиционной техникой рисования. Цель формирующего этапа: ознакомление и формирование умений нетрадиционной техники рисования у детей 4-ого года жизни. Целью контрольного этапа стало выявление сформированности умений нетрадиционной техники рисования
Все задания для ребят были выстроены в индивидуальной форме. Для работы с детьми использовалось необходимое оборудование и материалы: акварель, наборы кистей, трафареты, зубные щетки, поролон, бумага формата А4.
Целью констатирующего этапа стало выявление исходного уровня изобразительных умений детей, связанных с нетрадиционной техникой рисования
Задачи констатирующего этапа:
- Уточнить исходный уровень изобразительных умений и навыков детей, связанных с нетрадиционной техникой рисования по средствам рассмотрения детского рисунка;
- Изучить детские рисунки.
Для изучения исходного уровня изобразительных умений и навыков детей 4-ого года жизни использовались следующие нетрадиционные техники рисования:
Техника 1. Диагностика уровня рисования в нетрадиционной технике – рисование из ладошек. Цель: выявить у детей уровень изобразительных умений и навыков в технике рисование из ладошек. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски акварель. Экспериментатор предлагает ребятам изобразить дерево в данной нетрадиционной технике.
Таблица 1
Рисование из ладошек
№ п.п. | Экспериментальная группа. Воспитанник, возраст | высокий | средний | низкий |
1. | Воспитанник 1 (3,5) | + | ||
2. | Воспитанник 2 (3,7) | |||
3. | Воспитанник 3 (3,10) | + | ||
4. | Воспитанник 4 (3,8) | + | ||
5. | Воспитанник 5 (3,2) | + | ||
6. | Воспитанник 6 (3,4) | + | ||
7. | Воспитанник 7 (3,4) | + | ||
8. | Воспитанник 8 (3,11) | + | ||
9. | Воспитанник 9 (3,3) | + | ||
10. | Воспитанник 10 (3,8) | + | ||
11. | Воспитанник 11 (3, 5) | + | ||
12. | Воспитанник 12 (3,7) | + |
Вывод: при проведении констатирующего эксперимента, исходя из полученных результатов, было определенно, что 75% рисунков-детей имеют низкий уровень; 17% рисунков-детей имеют средний уровень. Высокого уровня среди детских рисунков всего 8% . Рисунки в основном были неяркими, невыразительными, без выделения отдельных частей. Данная экспериментальная группа без интереса отнеслась к предложению экспериментатора. Рисунки были слабыми, нерешительными, с небрежным контурным изображением. У ребят не было желания рисовать, поэтому творческих работ не было.
Техника 2. Диагностика уровня рисования в нетрадиционной технике – тампонирование. Цель: выявить у детей уровень изобразительных умений и навыков в данной технике. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски акварель, поролон . Экспериментатор предлагает ребятам изобразить пейзаж в данной нетрадиционной технике.
Таблица 2
Тампонирование
№ п.п. | Экспериментальная группа. Воспитанник, возраст | высокий | средний | низкий |
1. | Воспитанник 1 (3,5) | + | ||
2. | Воспитанник 2 (3,7) | + | ||
3. | Воспитанник 3 (3,10) | + | ||
4. | Воспитанник 4 (3,8) | + | ||
5. | Воспитанник 5 (3,2) | + | ||
6. | Воспитанник 6 (3,4) | + | ||
7. | Воспитанник 7 (3,4) | + | ||
8. | Воспитанник 8 (3,11) | + | ||
9. | Воспитанник 9 (3,3) | + | ||
10. | Воспитанник 10 (3,8) | + | ||
11. | Воспитанник 11 (3, 5) | + | ||
12. | Воспитанник 12 (3,7) | + |
Вывод: при проведении констатирующего эксперимента исходя из полученных результатов, было определенно, что 84% рисунков-детей имеют низкий уровень;8 % рисунков-детей имеют средний уровень. Высокого уровня среди детских рисунков всего 8%. Данная работа с экспериментальной группой позволивший выявить, что у ребят отсутствует багаж изобразительных умений и навыков в данной нетрадиционной технике рисования. Хотя дети пытались изобразить более четко поставленные задачи, но, не имея достаточно знаний, не смогли этого сделать.
Техника 3. Диагностика уровня рисования в нетрадиционной технике – набрызг с помощью трафарета. Цель: выявить у детей уровень изобразительных умений и навыков в данной технике. Материалы: трафареты, лист бумаги, акварель, кисти, зубные щетки. Экспериментатор просит детей нарисовать животных.
Таблица 3
Набрызг с помощью трафарета
№ п.п. | Экспериментальная группа. Воспитанник, возраст | высокий | средний | низкий |
1. | Воспитанник 1 (3,5) | + | ||
2. | Воспитанник 2 (3,7) | + | ||
3. | Воспитанник 3 (3,10) | + | ||
4. | Воспитанник 4 (3,8) | + | ||
5. | Воспитанник 5 (3,2) | + | ||
6. | Воспитанник 6 (3,4) | + | ||
7. | Воспитанник 7 (3,4) | + | ||
8. | Воспитанник 8 (3,11) | + | ||
9. | Воспитанник 9 (3,3) | + | ||
10. | Воспитанник 10 (3,8) | + | ||
11. | Воспитанник 11 (3, 5) | + | ||
12. | Воспитанник 12 (3,7) | + |
Вывод: при проведении констатирующего эксперимента, исходя из полученных результатов, было определенно, что 75% рисунков-детей имеют низкий уровень; 17% рисунков-детей имеют средний уровень. Высокого уровня среди детских рисунков всего 8%. Хотя дети пытались более разнообразнее работать в данной технике, но, не имея достаточных умений и навыков не смогли этого сделать. Анализ детских работ показал, что ребята данной экспериментальной группы не смогли в точности передать задуманный рисунок в технике набрызг.
Вывод: при проведении констатирующего эксперимента, исходя из полученных результатов было определенно, что 78% рисунков-детей имеют низкий уровень; 14% рисунков-детей имеют средний уровень. Высокого уровень среди детских рисунков составил – 8%. Работы были незавершенные, выполнены в тусклых тонах, неаккуратны.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что дети не владеют нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой, т.к. рисунки невыразительные, в темных цветах. Дети не сумели изобразить достаточно точно отдельные части дерева. При рисование в технике - тампонирование экспериментальная группа показала низкий уровень, т. к. рисунки были выполнены неясно. При работе с помощью набрызга через трафарет ребята запутались в цветовой гамме, неверно подобрали цвета и их оттенки.
Рисунки были слабыми, нерешительными, зачастую с не прорисованными деталями, небрежным контурным изображением. Данная экспериментальная группа соответствует низкому уровню.
Рассмотрим таблицу 5 «Уровни развития детей».
Таблица 4
Уровни развития детей
Высокий уровень (кол-во детей) | Средний уровень (кол-во детей) | Низкий уровень (кол-во детей) |
1 | 2 | 9 |
Ι высокий уровень. К данному уровню относится дети с прочными сформированными техническими умениями и навыками нетрадиционного рисования. Ребенок использует все средства выразительности: цвет, ритм, линяя, пятно, композиция, форма. Замысел устойчив. В содержании его рисунка прослеживаются предметы и явления, а также наличие связи между ними, т.е. сюжета. Полученное изображение соответствует реальному предмету по следующим параметрам: цвет, форма, величина, соотношение и наличие деталей, расположение в пространстве. Дети данного уровня проявляют самостоятельность в процессе нетрадиционного рисования
ΙΙ средний уровень - у ребят данного уровня достаточно хорошо сформированы технические умения и навыки. Полученное изображение практически всегда совпадает с реалиями.
ΙΙΙ низкий уровень. - У ребят данного уровня плохо развиты технические умения и навыки. Средства выразительности используют за счет помощи педагога, или, наоборот пренебрегая ней. Замысел детей в данном случае неустойчив по ряду причин: влияние посторонних раздражителей, неумение нарисовать объект, неудачное изображение. Содержание рисунка плохо выражено. Изображение зачастую не совпадает с реалиями. В целом, у детей данного уровня отсутствует самостоятельность, ему постоянно нужна помощь. К процессу творчества он равнодушен, выражает отрицательные эмоции [17].
2.2 Динамика сформированности умений нетрадиционной техники рисования.
После проведения констатирующего эксперимента были намечены задачи второго этапа работы по проблеме. Для этого были использованы следующие методы: наглядные, словесные, практические, изучение педагогической документации, составление независимых характеристик, изучение детских работ.
Цель формирующего этапа: формирование умений нетрадиционной техники рисования у детей 4-ого года жизни посредством предложенной системы занятий.
Задачи второго этапа:
- продолжать формировать умения нетрадиционной техники рисования, позволяющую передавать богатое воображение рисунка;
- продолжить дальнейший поиск оптимальных путей и методов развития умений нетрадиционной техники рисования у детей 4-ого года жизни;
- разработать и апробировать систему занятий, способствующих развитию способности рисования у детей 4-ого жизни с помощью техник нетрадиционного рисования;
- подготовить выставку детских рисунков, организовать совместную деятельность с детьми.
В формирующем этапе была проведена работа по развитию у детей умений нетрадиционных техник рисования.
Реализация содержания системы работы с помощью нетрадиционных техник предусматривала несколько этапов.
Подготовительный (ориентировочный) этап – ознакомление с нетрадиционными техниками рисования у детей 4-ого года жизни.
Основной этап – формирование и выработка умений и навыков нетрадиционных техник рисования у детей 4-ого года жизни.
Закрепляющий этап - закрепление умений и навыков нетрадиционных техник рисования у детей 4-ого года жизни
Для реализации поставленных задач мною была изучена литература. Подобраны и проанализированы планы-конспекты занятий (приложение 1), была организованна выставка детских рисунков в нетрадиционной технике рисования. (приложение 2)
- . Результаты исследовательской работы
Все задания на этом этапе были проведены аналогично констатирующему этапу. Целью контрольного этапа стало выявление способностей рисования у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник. Задачи были аналогичны первоначальному этапу.
Для изучения уровня формирования способностей рисования использовались следующие техники:
Техника 1. Диагностика уровня рисования в нетрадиционной технике – рисование из ладошек. Цель: выявить у детей уровень изобразительных умений и навыков в технике рисование из ладошек. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски акварель. Экспериментатор предлагает ребятам изобразить дерево в данной нетрадиционной технике.
Таблица 1
Рисование из ладошек
№ п.п. | Экспериментальная группа. Воспитанник, возраст | высокий | средний | низкий |
1. | Воспитанник 1 (3,5) | + | ||
2. | Воспитанник 2 (3,7) | + | ||
3. | Воспитанник 3 (3,10) | + | ||
4. | Воспитанник 4 (3,8) | + | ||
5. | Воспитанник 5 (3,2) | + | ||
6. | Воспитанник 6 (3,4) | + | ||
7. | Воспитанник 7 (3,4) | + | ||
8. | Воспитанник 8 (3,11) | + | ||
9. | Воспитанник 9 (3,3) | + | ||
10. | Воспитанник 10 (3,8) | + | ||
11. | Воспитанник 11 (3, 5) | + | ||
12. | Воспитанник 12 (3,7) | + |
Вывод: Данная экспериментальная группа с большим интересом отнеслась к предложению экспериментатора. Ребята показали хорошие результаты: 75% рисунков высокого уровня, 25% - среднего уровня, низкий уровень не выявлен. Рисунки были сильными, аккуратными, эмоционально окрашенными. У ребят было желания рисовать, поэтому получились творческие, хорошие работы.
Техника 2. Диагностика уровня рисования в нетрадиционной технике – тампонирование. Цель: выявить у детей уровень изобразительных умений и навыков в данной технике. Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски акварель, поролон . Экспериментатор предлагает ребятам изобразить пейзаж в данной нетрадиционной технике.
Таблица 2
Тампонирование
№ п.п. | Экспериментальная группа. Воспитанник, возраст | высокий | средний | низкий |
1. | Воспитанник 1 (3,5) | + | ||
2. | Воспитанник 2 (3,7) | + | ||
3. | Воспитанник 3 (3,10) | + | ||
4. | Воспитанник 4 (3,8) | + | ||
5. | Воспитанник 5 (3,2) | + | ||
6. | Воспитанник 6 (3,4) | + | ||
7. | Воспитанник 7 (3,4) | + | ||
8. | Воспитанник 8 (3,11) | + | ||
9. | Воспитанник 9 (3,3) | + | ||
10. | Воспитанник 10 (3,8) | + | ||
11. | Воспитанник 11 (3, 5) | + | ||
12. | Воспитанник 12 (3,7) | + |
Вывод: данная работа с экспериментальной группой дошкольников 4-ого года жизни показала хорошие результаты. Работ низкого уровня у ребят не выявлено, среднего уровня - лишь 8%, а высокого уровня - 92%. Дети рисовали с удовольствием, в рисунках использовали всю палитру красок. Пейзажи в технике тампонирование получились разнообразные, дети смогли в полной мере использовать свои изобразительные умения.
Техника 3. Диагностика уровня рисования в нетрадиционной технике – набрызг с помощью трафарета. Цель: выявить у детей уровень изобразительных умений и навыков в данной технике. Материалы: трафареты, лист бумаги, акварель, кисти, зубные щетки. Экспериментатор просит детей нарисовать животных.
Таблица 3
Набрызг с помощью трафарета
№ п.п. | Экспериментальная группа. Воспитанник, возраст | высокий | средний | низкий |
1. | Воспитанник 1 (3,5) | + | ||
2. | Воспитанник 2 (3,7) | + | ||
3. | Воспитанник 3 (3,10) | + | ||
4. | Воспитанник 4 (3,8) | + | ||
5. | Воспитанник 5 (3,2) | + | ||
6. | Воспитанник 6 (3,4) | + | ||
7. | Воспитанник 7 (3,4) | + | ||
8. | Воспитанник 8 (3,11) | + | ||
9. | Воспитанник 9 (3,3) | + | ||
10. | Воспитанник 10 (3,8) | + | ||
11. | Воспитанник 11 (3, 5) | + | ||
12. | Воспитанник 12 (3,7) | + |
Вывод: при проведении контрольного эксперимента исходя из полученных результатов, было определенно, что рисунков-детей не имеют низкий уровень; 17% рисунков-детей имеют средний уровень. Высокого уровня среди детских рисунков всего 83%.
Вывод: В контрольном эксперименте данная группа дошкольников показала хорошие результаты. Ребята соблюдают верные тона и оттенки.
Вывод общий: Из полученных данных эксперимента, можно утверждать, что формирование у детей умений нетрадиционных техник рисования происходит быстрее, если к простому объяснению данных техник рисования добавить еще насыщенную развивающую среду, проведение и организацию с детьми творческой выставки работ, выполненных в нетрадиционных техниках рисования. Изучив содержание полученных на занятии рисунков детей 4-ого года жизни, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы. Дети с удовольствием рисовали пейзаж нетрадиционными техниками и материалами, при этом, не испытывая затруднений. Ребята уверенно рисовали в нетрадиционных техниками, чем в предыдущем эксперименте. Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. В своих рисунках воспитанники использовали такие цвета: зелёный и его оттенки, жёлтый, голубой, коричневый, белый. Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.
Заключение
Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Необходимо задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности. Именно в детстве закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Таким образом, экспериментальная работа показала, что если в констатирующем эксперименте дети рисовали рисунки без интереса, испытывая опасения, вследствие чего они получились неяркими, некрасивыми, эмоционально неокрашенные, то в контрольном эксперименте с помощью нетрадиционных материалов и техник дети стали более раскрепощённой, что повлияло на выразительность рисунка: подбор цвета, эмоциональность, пропорциональность, качество рисунка.
Наблюдения за детьми 4-ого года жизни показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные умения у детей по рисованию в нетрадиционных техниках на среднем и низком уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием в нетрадиционных техниках, не создаются для этого соответствующие педагогические условия и в этом случае обучение затруднено. Опытно-экспериментальная работа включила в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Серия первоначально-констатирующего эксперимента ставила цель: - выявление исходного уровня изобразительных умений детей, связанных с нетрадиционными техниками рисования. Результаты констатирующего этапа показали, что у ребят имеются показатели - среднего и низкого уровня развития.
Проведенные занятия с помощью нетрадиционных материалов и техник в целях повышения качества детского рисунка дали успешные результаты, о чем свидетельствуют детские работы. Исследование завершил контрольный этап. Целью его было – выявление динамики сформированности умений у детей 4-ого года жизни в нетрадиционных техниках рисования. В рисунках ребят в значительной степени стали заметны качественные и количественные преобразования. Испытуемые достигли более высокого качества рисунка. Цель представленной работы на формирование умений нетрадиционных техник рисования у детей 4-ого года жизни была достигнута с учетом выше поставленных задач.
Специально организованная развивающая среда, ознакомление детей с методами и приемами нетрадиционных техник рисования и совместная с детьми творческая выставка рисунков показали, что особое значение в формировании умений и навыков нетрадиционных техник рисования у детей 4-ого года жизни на занятиях по изобразительной деятельности имеют созданные педагогические условия. Условия организации обще групповых занятий требуют, чтобы все дети занимались одним и тем же видом изобразительной деятельности, а инициатива и самостоятельность, прежде всего, должна быть направлена на выбор содержания работы, способы ее выполнения, на изобразительные материалы. Поставленные задачи решались разными путями. Зачастую, дети могут проявлять инициативу в выборе величины изображения, его расцветки, положения в пространстве, в предпочтении одного из моментов сюжета и т. д. Если ребятам сложно определиться в выборе сюжета, расцветки и т.д., то на помощь приходил воспитатель. Занятия, на которых детям сообщают новые для них знания или учат новым умениям, вместе с тем включают и ранее усвоенные знания и умения. Однако, если цель занятия - повторение, то педагог ставил сразу несколько задач. Одни - требуют большего внимания, другие - меньшего.
Занятия с использованием нетрадиционных методик в среднем дошкольном возрасте проводятся, как правило, после занятий с использованием традиционных методик. Такая последовательность применения техник позволяет сформировать у детей способность разного видения реальных объектов, развивает творческий подход к изобразительной деятельности. Так, дети рисуют снежинки, используя карандаш, восковой мелок, а освоив, это дети изображают снежинки кистью, фломастерами. Нетрадиционные техники рисования привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими, интересными. Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное.
Такие занятия, особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться. Очень важно ребёнку установить последовательность действий и не забывать об основном содержании. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными. Творчество не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем, проблема творчества остаётся одной из самых неразработанных [28].
Все вышесказанное рассмотрено и подтвердилось в экспериментальной работе, на протяжении которой, осуществлялись следующие цели: выявление и изучение исходного уровня изобразительных умений детей, связанных с нетрадиционной техникой рисования; ознакомление и формирование умений нетрадиционной техники рисования у детей 4-ого года жизни; выявление сформированности умений нетрадиционной техники рисования
Детские рисунки стали образнее, выразительнее, ребята используют нетрадиционную технику, делая поздравительные открытки родственникам и друзьям, в свободное время рисуют.
Таким образом, цели и задачи исследовательской работы реализованы, гипотеза доказана.
Список литературы
- Алексеева, В.В. Что такое искусство: Советский художник. / В.В.Алексеева. М.: Просвещение, 2013. 319с.
- Алексеева, Н.М. Озорной карандаш./ Н.М.Алексеева. Москва: Лист, 2014. 194с.
- Белобрыкина, Н.А. Маленький художник, или на пути к творчеству. / Н.А.Белобрыкина. Новосибирск: Гос. Пед. Институт, 2007 - 593с.
- Гаврина, С.Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать./ С.Г.Гаврина. Ярославль: ЯГПУ, 2012. 381с.
- Горичева, В.С. Художественно - дидактические игры. / В.С.Горичева. Ярославль: ЯГПУ, 2009. 217с.
- Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г.Григорьева. М.: Просвещение, 2013. 89с.
- Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Г.Г.Григорьева. М.: Просвещение, 2009. 379с.
- Донин, А.П. Введение в искусствознание. / А.П.Донин. Н. Новгород, 2010. 139с.
- Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. Ребенок в детском саду. / Т.Н.Доронова. М.: Просвещение, 2012. 254с.
- Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование. / Р.Г. Казакова. М.: Сфера, 2014. 264с.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. / Т.С.Комарова. М.: 2014. 98с.
- Комарова, С.Т. Как научить ребенка рисовать. / С.Т.Комарова. М.: Просвещение, 2010. 271с.
- Комарова, С.Т., Савенко А.М. Коллективное творчество детей. / С.Т.Комарова, А.М.Савенко. М.: Просвещение, 2012. 318с.
- Костерин, Н.П. Учебное рисование./ Н.П.Костерин. М.: Сфера, 2014. 327с.
- Котляр, В.С. Изобразительная деятельность дошкольников./ В.С.Котляр. Киев, 2011. 182с.
- Лахути, М.Д. Как научится рисовать. / М.Д. Лахути. М.: Росмэн, 2012. 98с.
- Лыкова, И.А. Художественнй труд в детском саду. Старшая группа. / И.А.Лыкова. М. : Цветной мир, 2010. 144с.
- Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. / И.А.Лыкова. М.: Карапуз, 2010. 192 с.
- Лыкова, И.А., Шипунова, В.А. Народный календарь. ЛЕТО КРАСНОЕ (книга для педагогов и родителей). / И.А.Лыкова, В.А.Шипунова. М.: Цветной мир, 2013. 96 с.
- Мелик – Пашаев, А., Новлянская, З.Д. Ступени творчества. / А.Мелик-Пашаев, З.Д. Новлянская. М.: Росмэн, 2008. 342с.
- Никологорская, Н.А. Волшебные краски./ Н.А.Никологорская. М.: АСТ – Прогресс, 2007. 218с.
- Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : книга для учителей общеобразовательных учреждений/ Б.М. Неменский. – М. : Просвещение, 2012. 240 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. М.: Академия, 2014. 236c.
- Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. / Н.П.Сакулина. М.: Просвещение, 2007. 297с.
- Саккулина, Н.В, Комарова, С.Т. Изобразительная деятельность в детском саду. / Н.В. Саккулина, С.Т.Комарова. М.: Детский мир, 2006. 178с.
- Севидж - Хабарад Кетти, СпейтерРоуз. Приключения в мире живописи. / Севидж - Хабарад Кетти, СпейтерРоуз. М.: Гамма, 2014. 182с.
- Солга Ким. Учимся рисовать. / Солга Ким. М.: Гамма, 2009. 418с.
- Соломенникова, О.Ф. Радость творчества. / О.Ф.Соломенникова. М.: Просвещение, 2011. 326с.
- Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем./ А.А.Фатеева. М.: Просвещение, 2014. 361с.
Приложение
Конспект занятия «Осеннее дерево»
(рисование ладошками и пальчиками)
средняя группа
Программное содержание:
- Поддерживать интерес к рисованию;
-продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиками на листе бумаги;
-закрепить знания желтого, зеленого и красного цветов;
-развивать воображение;
-воспитывать аккуратность.
Материалы и оборудование:
- демонстрационный материал «Осенний пейзаж»;
-изображение дерева на ватмане;
-краски гуашь;
-салфетки.
Ход занятия:
Здравствуйте дети!
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
Воспитатель: Умнички, конечно же – это бывает осенью. Ребята, а давайте вместе посмотрим на картину «Осень» и назовем приметы осени (вывешивает изображение осени) .
Дети и воспитатель:
1. Листья желтеют.
2. Листья опадают.
3. Птицы улетают на юг.
4. Дни стали короче.
5. Идут дожди.
6. Стало холодно и т. д.
Воспитатель:
Ой, молодцы, сколько мы теперь знаем про осень.
Воспитатель:
А сейчас я хочу с вами поиграть. (Проводится физкультминутка «Листопад».)
Тучи в небе кружатся, (дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица. (ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)
День осенний хмурится, (руки на поясе — повороты влево вправо.)
Листопад на улице. (кружатся на месте.)
По дороге стелется (легко бегут по кругу.)
Желтая метелица.
Воспитатель: Дети, а давайте теперь нашему дереву нарисуем листочки, чтобы оно было красивым.
(Воспитатель показывает порядок работы.)
Посмотрите внимательно, как я буду рисовать. Рисовать листочки я буду ладошкой. Для этого я опущу ладошку в жолтую краску и приложу ее к веточки на дереве. А теперь я вытру ладошку тряпочкой. Дальше мне понадобится желтая краска, я обмакну пальчик в желтую и нарисую от листочка сверху вниз желтую линию – стебель. Вот и получился листок. А теперь и вы попробуйте нарисовать на дереве листья не только желтой, но и красной и зеленой краской. Обмакните ладошку в краску любого из предложенных цветов…
Воспитатель:Молодцы, ребята! Хорошо постарались. А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистые.
Конспект по нетрадиционному рисованию
с использованием поролона (рисуем губкой) в средней группе.
Тема: «Осенний пейзаж».
Программное содержание:
Цель: познакомить детей с тонировкой бумаги с помощью поролона.
Задачи: учить рисовать пейзаж.
-закрепить знания детей о техниках рисования.
- побуждать детей передавать особенности осенних деревьев, добиваясь выразительности с помощью цвета;
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- продолжать работу по обогащению словарного запаса, закрепить понятие «пейзаж»;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Предварительная работа: наблюдение за осенней природой (деревьями, кустами) ; рассматривание осенних листьев, репродукций картин известных художников - пейзажистов; знакомство с понятием «пейзаж», чтение художественной литературы по теме «Осень», заучивание стихотворений по теме «Осень», прослушивание музыкальных композиций по теме «Осень» на усмотрение воспитателя.
Используемая литература: А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, «Академия развития» 2004год; интернетресурсы.
Оборудование: клеёнка на стол; бумага для рисования А-4 (для черчения, гуашь, кисточки, салфетки для вытирания рук, баночки с водой, палитра; по 3 кусочка поролона (губка) на каждого ребёнка, поднос для губок. В группе развешаны репродукции картин с изображением осеннего пейзажа. Запись музыки П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».
Ход занятия:
воспитатель дети
Воспитатель и дети заходят в группу под музыку, рассматривают картины. Музыку выключить.
Ребята, что необычного вы видите у нас в группе?
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на репродукции картин и скажите, что объединяет все эти картины? (что общего у этих картин)
Вспомните, как называются картины, на которых изображена природа?
Вы правы, на всех этих картинах изображена осень в природе и называются такие картины… как?
Как вы догадались, что на картинах изображена осень?
Вам нравится осень? Чем?
Мне нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Приходилось ли вам гулять по осеннему парку или лесу? Осенью очень красиво, не правда ли? Мне очень нравится стихотворение про волшебницу осень:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: - Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета!
А вам какое стихотворение нравится про осень?
Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать свой осенний пейзаж. А помогут нам в этом вот такие губки (показ поролона) .
Присаживайтесь, ребята, за стол.
Подумайте, как расположить лист: горизонтально или вертикально.
Начнем с рисования неба и земли. Решите для себя, какая полоса неба или земли у вас будет шире.
Каким цветом вы изобразите небо?
Как мне получить голубой цвет?
Посмотрите, как я буду рисовать небо. Я на палитру кистью «положила» синюю краску, промыла кисточку и рядом «положила» белую краску. Теперь я взяла губку и набираю краски на губку и широкими мазками рисую небо. Место, где «соединяются» небо и земля, называется линией горизонта. К линии горизонта небо рисую светлее, добавив больше белой краски.
Небо мы с вами нарисовали. Что нам надо нарисовать?
Осенью на земле лежит ковёр из сухих листьев, но они уже повяли. Поэтому я беру и смешиваю жёлтую и чёрную краску на палитре, получится цвет умбра. Смешайте краски на своих палитрах, возьмите другую губку
и такими же длинными мазками нарисуйте землю.
Пока фон сохнет, мы с вами немного отдохнём:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Фон высох. Теперь, что можно рисовать?
Как вы думаете, чем лучше рисовать деревья: кисточкой или губкой?
Ствол дерева лучше рисовать кисточкой.
Каким цветом лучше рисовать ствол дерева?
Чёрный цвет старайтесь брать как можно реже. Лучше всего стволы нарисовать белым цветом, как у берёзки или коричневым, серым.
Я хочу нарисовать берёзку: вот так (показ воспитателя). Обратите внимание на деревья за окном, какие они стройные, живые. Не делайте стволы прямыми.
Крону дерева (листву) лучше рисовать губкой. Для этого я на палитре смешиваю жёлтую и красную краски.
Какие ещё цвета можно взять?
Беру третью губку, обмакиваю её в краске и как в танце: присели – встали, присели –встали… приложили губку к бумаге, оторвали, приложили, оторвали.
Если вы будете рисовать берёзку, не забудьте нарисовать точечки и пятна коре: для этого возьмите на кончик кисточки голубой, серый или коричневый цвет и нарисуйте точечки.
Как бы ты хотел назвать свою картину?
Как вы думаете, у кого получилась самая яркая картина? А кого самая аккуратная работа?
Вы настоящие волшебники. У вас такие красивые работы потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали аккуратно и дружно. Мы повесим ваши работы в коридоре, чтобы им могли полюбоваться и дети, и взрослые.
Развешаны картины.
На картинах изображена природа, осень…
Картина, на который изображена природа, называется пейзаж.
Осенним пейзажем.
Отвечают 2-3 ребёнка
листья желтеют, опадают; идут дожди, птицы улетают в теплые края.
Отвечают 2-3 ребёнка.
1-2 ребёнка рассказывают стихи про осень (по желанию) .
Дети садятся за стол.
Дети самостоятельно выбирают положение листа.
Синим, голубым.
Надо синюю краску смешать с белой краской.
Дети рисуют небо. Воспитатель помогает при необходимости индивидуально.
Землю.
Дети рисуют землю. Воспитатель помогает при необходимости индивидуально.
Дети выходят из-за стола, выполняют движения:
Плавное покачивание руками вверху над головой.
Руки в стороны, бег по группе.
Присели.
Дети встали, выполняют плавное покачивание руками вверху над головой.
Бег по группе.
Дети садятся по местам.
Деревья.
Кисточкой, губкой.
Коричневым, белым, чёрным.
Красный и жёлтый, зелёный и жёлтый, жёлтый и белый.
Дети самостоятельно рисуют деревья под тихую музыку.
Закончив рисовать, дети раскладывают свои работы за отдельным столом (полу, мольберте, вывешивают на магнитной доске) .
2-3 ребёнка отвечают.
2-3 ответа.
Конспект занятия по рисованию «Волшебные картинки»
(средняя группа)
Тема : " Волшебные картинки "
Програмное содержание :
Обогащение сенсорного опыта, развитие воображения, закрепление способов создания новых образов (схематизация, дополнение, формирование умения определять и развивать сюжет рисунка, закрепление элементов учебной деятельности, действовать согласно поставленной учебной задачи.
Закрепить умение изображать предметы различной формы. Обогагатить знание цветовой гаммы. Закрепить умения рисования в нетрадиционной технике (набрызг, тампонирование, трафарет)
Вызвать эмоциональный отклик на игровую мотивацию, на результат изобразительной деятельности.
Материалы к занятию:
Развивающие учебно - дидактические игры : " Волшебный силуэт", "Узнай по запаху".Листы белой бумаги 20/30, краски акварельные, трафареты животных, тампоны, расчески для набрызга.
1 часть.
Предложить детям поиграть в игру "Волшебный силуэт", дети узнают картинки и составляют описательный рассказ. Затем воспитатель предлагает поиграть детям самостоятельно, но вместо картинок дети находят "письмо"от злой волшебницы., что все картинки она превратила в тени" и хочет помешать детям.
Я - Вирпула- кривирпула,
хочу вам помешать
и ваши игры умные
хочу все разорвать.
Я палочкой своей взмахну,
щепотку соли брошу,
крысиной шерсти поднесу,
и все картинки превращу
я в тени!
и вы не сможете играть
и тени эти разгадать!
в сундучке они лежат,
где ваши куколки стоят.
Дети разгадывают загадки колдуньи, т. е. то что изображено на картинках с "тенями".Затем предложить продолжить игру, но дети находят еще одно письмо, в котором колдунья сообщает, что она превратила картинки в запахи и спрятала их, теперь детям не разгадать загадку.
Эх, вы мерзкие ребятки,
поиграю с вами в прятки.
Все картинки уничтожу!
Превращу их в пыль и запах!
вот теперь то ни за что
не разгадать вам ни чего!
Я их спрятала по-дальше,
где кирпичики лежат,
где козлятушки стоят.
Воспитатель предлагает детям по одному запаху, отгадать в какой запах колдунья превратила "тень".После решения загадки дети садятся за столы и приступают к изображению отгаданных предметов в нетрадиционной технике рисования (земляника и тюльпан - украшение набрызгом, коза и акула - с помощью трафаретов, яблока - тампонированием.)
2 часть. Самостоятельная изобразительная деятельность детей в форме набрызг, тампонирование, трафарет. (Помощь воспитателя индивидуально каждому ребенку по мере необходимости)
физминутка "Вредные колечки"
Злая волшебница решила превратить хороших детей в вредных. Она разбросала перед ними колечки, если надеть их на пальчик, то сразу станешь не послушным, вредным. Дети надевают колечки и начинают махать руками, прыгать. Дети устают и засыпают. А когда открывают глазки, то решают снять эти колечки, снова стать умными трудолюбивыми детьми.
3 часть
Организовать выставку детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Коллективно творческие работы на тему «Времена года» выполненные в нетрадиционных техниках рисования и аппликации"
Презентация знакомит с опытом работы воспитателя д/с № 390 города Волгорада Богатырёвой М.В. Создание коллективно творческих работ по теме:" Времена года". В презентации ...
2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Зотовой Н.А. по теме: «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Передовой педагогический опыт по теме:«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».В.А. Сухомлинский, говорил о том, что: «Истоки спо...
«Рисование в жизни ребенка: нетрадиционные техники рисования»
Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие!!!...
Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисов...
Конспект интегрированного занятия по рисованию во второй младшей группе 3-4 года (с использованием нетрадиционных техник рисования) на тему «В гости к сказкам».
Программное содержаниеВспомнить с детьми уже известные им сказки, персонажей.Способствовать развитию речевой сферы у детей.Продолжать формировать элементарные математические представления.Познакомить ...
2022 год. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА воспитателя Зотовой Н.А. на тему «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Представление педагогического опыта воспитателяМДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»Зотовой Натальи Александровны ВведениеТема опыта: «Роль нетрадиционных техник ...
Выставка "Времена года" с использованием нетрадиционной техники рисования "Пластилинография"
В нашем детском саду прошла выставка совместных работ родителей и детей на тему: "Времена года". Ведь ничто так не сближает ребенка с мамой и помогает лучше узнать друг друга,...