Консультация для педагогов «Возможности дидактической игры для ознакомления детей 5-го года жизни с правилами дорожного движения».
статья по обж (средняя группа) на тему
Дидактическая игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством развития и обучения, которое позволяет дошкольникам избежать на дороге опасных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_obzh.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
«Возможности дидактической игры для ознакомления детей 5-го года жизни с правилами дорожного движения».
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Почти половина дорожно-транспортных происшествий происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Решение этой проблемы видится в обучении дошкольников правилам дорожного движения вниманию, наблюдательности, координации движений, гибкости мышления, посредством дидактической игры, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения. В основе успешного обучения дошкольников правилам движения должна лежать их разнообразная, насыщенная игровая деятельность, потому что игровая деятельность у дошкольников является ведущей. Дидактическая игра рассматривается как специфическое средство воспитания дошкольников. В то же время дидактическая игра - инновационная технология в творческом развитии детей в процессе ознакомления с предметным миром. Очевидным является поиск эффективных методических приемов, и необходимость создания оптимальных условий, предметно - развивающей среды, для формирования у дошкольников желания выполнять правила дорожного движения.
Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М.Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения с помощью дидактических игр необходимо проводить в следующей последовательности: от простых дидактических игр: настольно-печатных к словесным играм на основе загадок, а затем и к наиболее сложным играм: (ребусы, кроссворды, головоломки, решение проблемных ситуаций, викторин. От использования в играх готового материала, к применению и самостоятельному изготовлению атрибутов: жезлы, макет светофора, улиц и. т. д. От индивидуального участия детей в играх, к коллективному участию в играх.
Игры можно классифицировать по нескольким критериям:
1) объем учебного материала в игровой ситуации;
2) учебно-воспитательные цели;
3) виды деятельности детей;
4) - формы организации игры;
5) - предмет моделируемой ситуации.
Эти критерии игры позволяют разделить их по типам и видам.
I. По объему используемого учебного материала:
- тематическая игра – реализуется содержание одной изучаемой темы;
- комплексная – содержание игры охватывает учебный материал двух или более тем.
II. По учебно-познавательным целям:
- диагностическая – ее цель контроль усвоения знаний, умений, навыков;
- обучающая – усвоение новых знаний на основе и актуализации ранее изученных;
- развивающая – развитие личностных качеств ребенка (быстрота реакции, ориентировки на местности, внимательности и т.д.).
III. По виду познавательной и практической деятельности детей:
- творческая – в процессе игры дети самостоятельно ищут пути решения дорожной ситуации;
- алгоритмическая – задача детей заключается либо в выполнении, либо в выборе наиболее продуктивного алгоритма действий в условиях дорожного движения;
- комбинированная – дети действуют по выбранному алгоритму, до определенного этапа, а далее самостоятельно завершают деятельность.
IV. По форме организации игры:
- индивидуальная – каждый ребенок решает самостоятельно (или с воспитателем) определенную дорожную ситуацию;
- групповая – дети разбиваются на две или несколько подгрупп; в этом составе проводится вся игра или ее часть;
- фронтальная – все дети выступают в качестве исполнителей одной роли и стремятся к единой цели игры.
V. По предмету моделируемой ситуации:
- межличностная – моделируемая ситуация взаимоотношений людей в условиях дорожного движения и ребенок играет в тесном контакте с другими людьми;
- ролевая – ребенок, играя с макетом, тренажером, ставит себя в условия выполнения различных ролей (водитель, пешеход, светофор и т.д.)
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации, порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры].
В средней группе задачами по изучению ПДД являются:
- уточнение знаний детей о назначении светофора;
- ознакомление с классификацией видов городского транспорта, формирование навыков культурного поведения в транспорте;
- расширение представлений об улице, проезжей части, усвоение элементарных знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Формы работы должны быть следующие:
Рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;
Чтение произведений С. Михалкова «Моя улица», «Светофор», М. Дружининой «Наш друг светофор»;
Целевая прогулка «Пешеходный переход»;
Рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;
Рисование «Грузовой автомобиль»;
Конструирование «Наша улица»;
Дидактическая игра «Транспорт»;
Просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор», «Происшествие в лесу»;
Подвижные игры на развитие координации движений;
Беседа «Будем вежливыми»;
Игры на настольном перекрестке;
Сказка - игра «Азбука пешехода»;
Кукольный спектакль «Происшествие в лесу»;
Просмотр тематических мультфильмов.
Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:
• эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
• положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
• формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной.
Особое значение в проведении игры по ПДД имеет взаимоотношение воспитателя и воспитуемых. Отсутствие со стороны воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлени инициативы и потере интереса к игре.
Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения. Игра по инициативе воспитателя направлена (так должно быть) на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те, которые обучают дошкольника безопасному поведению на дороге. Но выбор игры должен быть очень осторожным. Игра ни в коем случае не должна быть самоцелью! Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.
Дидактические игры способствуют развитию ориентации на дороге, учат соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах. Дети учатся находить пешеходный переход на иллюстрациях в книгах, на макетах. Большое значение дидактическая игра имеет при формировании у детей привычки сдерживать свои порывы. Например, бежать, когда это опасно (дидактические игры «Опасно-Неопасно»; «Светофор»). Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место надо отводить играм на развитие внимания: «Какой знак ушел», «Сделай, как было». Для того чтобы игра выступала эффективным средством обучения дошкольников правилам дорожного движения, каждый раз надо прослеживать внутреннюю связь игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, какой новый шаг произойдет в развитии ребенка, на какой имеющийся опыт он будет опираться. (Приложение 1).
В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны). Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа). И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что, когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
• Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
• Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
• На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
Дидактическая игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством развития и обучения, которое позволяет дошкольникам избежать на дороге опасных ситуаций.
Литература.
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. - М.: Просвещение. 2002. –215 с.
2. Запорожец А.В. Проблемы психологии детской игры. –М.: Просвещение, 1996. –С.3-8.
3. Лавлинскова Е. «Изучаем правила дорожного движения» - Волгоград, 2006
4. Майорова Ф. «Изучаем дорожную азбуку» - М., 2008
5. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. – 2013. –№3. –С.6.
6. Петровский А.В., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. –М.: Новая школа, 1993. –С.8–41.
7. Пикулева Н. "Дорожная азбука", М., Стрекоза-Пресс, 2012 г.
8. Поддубная Л. Б. » Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. Занимательные материалы» - Волгоград, ИТД «Корифей», 2005
9. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М., Синтез, 2009.
Приложение 1
Цветные автомобили.
Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем Правила дорожного движения.
Материал: цветные рули, сигналы (картонные кружки), которые соответствуют цвету рулей
Ход игры: дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет), остановились». Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».
Светофор.
Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.
Материал: цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный)макет светофора.
Ход игры: ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.
Часы
Цель: учить различать дорожные знаки; закреплять знания детей о предупреждающих и запрещающих знаках; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.
Материал: макет часов, на котором изображены предупреждающие и запрещающие знаки; карточки с объяснительной запиской знаков, которые изображены на макете.
Ход игры: ведущий поворачивает стрелку часов и указывает на тот или иной знак. Дети называют и объясняют значение дорожных знаков. На закрепление показывается карточка с дорожным знаком и объясняется его значение.
Безопасный город
Цель игры: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города, закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
Правила игры: В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 3-х человек.
Материал: игровое поле, фигурки пешеходов, дорожные знаки, светофоры, транспортные средства и кубик.
Ход игры: перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Ведущий расставляет по «городу» дорожные знаки, определяет места остановок автобуса; он же управляет светофором. Остальные игроки берут себе фигурки человечков и распределяют между собой транспортные средства. Пусть кто-то будет водителем автобуса, кто-то продавцом в супермаркете, кто-то строителем парка, кто-то учеником в школе. Ваши роли ограничены только вашей фантазией. Дальше, бросая по очереди кубик, перемещаемся по городу. Пешеходы по тротуарам, автомобили по проезжей части. «Пешком» передвигаем фишку в любом направлении на столько шагов вперед, сколько точек выпало на кубике. На автомобиле – умножаем количество точек на три, на велосипеде — на два. Причем, водитель автомобиля может брать с собой пассажиров, например, подвести друзей. (Кубик в этом случае бросает водитель). А, оставив автомобиль, скажем, на стоянке, водитель превращается в пешехода. А еще можно подождать автобус на остановке и ехать большой компанией. Зеленый кружок (подземный переход) позволяет вам быстро (за один ход) и безопасно перейти на другую сторону улицы. А если вы попали на оранжевый кружок – это место требует от вас повышенного внимания — нужно пропустить один ход. Итак, начали. Из дома – в школу, из магазина — в парк, из парка – в гости к друзьям. Пешком, на велосипеде, на автобусе. Соблюдая все Правила дорожного движения.
Транспорт
Цель игры: обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах; формирование умения ориентироваться по плану; развитие логического мышления.
Правила игры: В игру могут играть дети в возрасте, начиная с 4 лет и старше. В нее могут играть от 2 до 4 игроков.
Материал: картонное полотно, на котором изображен транспорт: воздушный, наземный, водный ( в игре обозначены начальный и конечный пункты назначения), кубик с разным количеством точек на сторонах, «Фишки» с изображением человека.
Ход игры: в начале игры все участники ставят свои фишки на кружок «начало игры», затем определяют очередность ходов путем бросания кубика. Тот игрок, у которого окажется больше точек на верхней стороне кубика, ходит первым. Получив право хода, игрок бросает кубик, после чего передвигает фишку на количество кружков, равное количеству точек на верхней стороне кубика. Когда игрок попадает на кружок с картинкой, он должен проследовать по направлению стрелки (зеленая стрелка – вперед, красная стрелка — назад), а ход передается следующему игроку. Когда игрок попадает на красный кружок, он должен пропустить один ход. Выигрывает тот, кто первым придет к кружку «конец игры».
Машины
Материал: конверт на каждого играющего, где указана логическая таблица машин из геометрических фигур с одной пустой клеткой; геометрические фигуры разного цвета.
Цель игры: формировать умение складывать изображение из деталей геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола; развивать память, речь детей, воспитывать их творческую активность; развивать логическое мышление, умение составлять из частей целое.
Ход игры: воспитатель вместе с детьми разбирает, какие машины изображены в логической таблице. Пример рассуждения: Посмотрите, каждая машина состоит кабины, кузова и колес. Сначала выберем кабину. Скажите, у машин в первой строке есть одинаковые кабины? А во второй строке? А в первом столбце? Значит, в третьей строке у всех машин должны быть разные кабины. Но в третьей строке уже есть машины с прямоугольной кабиной и с кабиной в виде неправильного четырехугольника. Какой же должна быть кабина у нашей машины? Правильно, треугольной. А теперь давайте выясним, каким должен быть кузов? Рассуждая аналогично, дети находят подходящий кузов треугольной формы. Воспитатель просит детей объяснить свой выбор, помогая им строить высказывания типа рассуждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Содержание работы по ознакомлению детей 3-го года жизни с правилами дорожного движения"
Методы и формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей раннего возраста с правилами дорожного движения, примерные конспекты занятий...
Дидактические игры для ознакомления детей с правилами дорожного движения
Материал подобран для воспитателей. Можно использовать в непосредственно - образовательной деятельности....
Консультация для педагогов: «ФГОС возрастные и психологические особенности детей 2-3 года жизни»
Консультация для педагогов о возрастных и психологических особенностях детей 2-3 года жизни....
Возможности дидактической игры для ознакомления детей 5-го года жизни с правилами дорожного движения
Дидактическая игра,моделируя реальные ситуации и действия,выступает мощным средством развития и обучения, которое позволяет дошкольникам избежать на дороге опасных ситуаций....
Консультация для педагогов Роль дидактической игры в обучении детей рисованию
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельностью продиктовано своеобразными связями игры и художественного творчества. ...
Методическая разработка «Бизиборд для ознакомления детей раннего дошкольного возраста с элементарными правилами дорожного движения».
Трагическая статистика свидетельствует о том, что в России каждый год получают ранения, становятся инвалидами и гибнут в дорожно-транспортных происшествиях не только взрослые, но и дети. Ж...
Проект «Бизиборд для ознакомления детей раннего дошкольного возраста с элементарными правилами дорожного движения».
знакомство с элементарными правилами дорожного движения через познавательно-игровую деятельность детей. Развитие мелкой моторики, сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мы...