Педагогическая система работы "Детское экпериментирование как метода познавательного развития"
материал (старшая группа) по теме
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
- Развивается речь.
- Происходит накопление фонда умственных умений.
- Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx | 109.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды, Амурской области.
Представление педагогического опыта работы воспитателя второй категории Чупровой Инны Андреевны, октябрь, 2015г.
Педагогическая система работы «Детское экспериментирование как метод
познавательного развития
дошкольника».
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит важная
задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
В целях воспитания такого человека и были разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты, во главу угла которых поставлен познавательно действенный подход в образовании. Именно поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности дошкольника, так как развитие и активность мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать действительность.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков. А главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова, А. И. Савенкова, Г. М. Ляминой, А. П. Усовой. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования. Учеными (Л. В. Выготским, Н. Н. Поддъяковым) уже давно доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
- Развивается речь.
- Происходит накопление фонда умственных умений.
- Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Многие педагоги и психологи подчеркивают преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Все чаще работники ДОУ пытаются создать целостную систему работы по детскому экспериментированию.
Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, где ребенок активный участник, я на протяжении последних трех лет (с 2012г. по 2015г.) занималась изучением особенностей детского экспериментирования и применяла его в своей практической деятельности.
Исходя из актуальности данной темы, цель моего опыта работы:
- создание оптимальных условий познавательного развития дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
Для достижения поставленной цели и задач необходима реализация следующих действий:
- Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Хочу всё знать».
- Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.
- Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
- Разработка системы работы по опытно-экспериментальной деятельности по всем возрастным группам ДОУ.
- Подбор материалов для непосредственно образовательной деятельности.
- Составление картотек игр и опытов.
- Разработка перспективного планирования опытно-экспериментальной деятельности.
- Проведение диагностики познавательных знаний и интересов детей.
- Повышение компетентности родителей в вопросе опытно-экспериментальной деятельности для интеллектуального развития детей.
При решении поставленных задач применяла следующие формы, методы и приемы работы:
Формы:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность
- Фронтальные занятия.
- Целевые прогулки, экскурсии.
- Развлечение, досуг.
Методы:
1. Метод проблемного изложения (решение проблемных ситуаций в разных условиях)
2.Продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности).
3.Объяснтельно – репродуктивный метод.
4. Словестный метод (беседа).
5. Наглядный метод (наблюдение, демонстрационный опыт).
6. Практический метод (опыт)
Приемы:
- описание, - объяснение, - инструкции, - постановка вопроса, - показ.
Работу выстраивала с использованием следующих технологий:
- Технология интеграции (объединение нескольких образовательных областей на игровых занятиях по нравственному развитию).
- Игровые технологии.
- Технология решения изобретательских задач.
- Технология развития «критического мышления».
- Информационно - коммуникационные технологии.
- Технология опыта, эксперимента.
В организации детского экспериментирования опиралась на ведущие принципы развития дошкольников:
- принцип деятельности – включение ребенка в игровую деятельность, познавательную, поисковую с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- принцип стандартизации базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам;
- принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
- принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
- принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
- принцип целостности базовых знаний, умений и навыков;
- принцип дифференцированного подхода к содержанию изучаемого материала - решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- принцип связи применять полученные знания на практике;
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Опыт работы состоял из трех этапов:
Этап первый – подготовительный:
В 2012г. мной была проведена первичная диагностика с детьми среднего дошкольного возраста на выявление уровня владения способами поисково-экспериментальной деятельности:
1. Методика «Выбора деятельности», предназначена для выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей.
2. Методика «Маленький исследователь», предназначенная для выявления степени устойчивости интересов ребенка.
3. Методика «Древо желаний», предназначена для изучения познавательной активности детей.
Этап второй – основной (2012-2015 учебный год)
Проведение мероприятий, направленных на детское экспериментирование как метода познавательного развития у детей со среднего возраста до выпуска в школу, с использованием разработанного мной проекта «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника по всем возрастным группам»
Этап третий – заключительный (2015 год)
Проведение анализа работы за последние три года. Оформление своего опыта работы и его передачи коллегам в дошкольном учреждении, на городском методическом объединении «Маленькие исследователи».
На первом этапе при определении уровня интереса к опытно-экспериментальной деятельность и его места в системе ценностных ориентаций дошкольников были использованы такие методы как наблюдение, беседа и статистическая обработка данных.
Анализ диагностических данных, показал следующие результаты:
- При выборе деятельности дети средней группы не всегда проявляли интерес к картинкам, на которых изображены дети, занимающиеся экспериментированием. Чаще детей привлекали картинки с изображением играющих детей в игровых зонах или рисующих, или читающих.
- При выяснении степени устойчивости интересов к материалам в процессе экспериментирования детей этой же группы, наблюдалась их не устойчивость, так если первый раз ребенок выбирал один материал для эксперимента, то при повторном выборе легко менял свое решение.
- При изучении познавательной активности чаще дети удовлетворялись односложной информацией. У многих потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем поверхностная. Лишь некоторые дети отчетливо проявили исследовательский интерес к окружающему миру.
1. Методика «Выбора деятельности»
Данная методика показала, что 12% детей проявили высокий интерес к опытно-экспериментальной деятельности, 28% ребят - средний уровень интереса и 60% воспитанников показали низкий уровень.
2.Методика «Маленький исследователь»
Данная методика выявила, что у 20% детей есть устойчивый интерес при выборе материалов для опытов и экспериментов, у 40% - средний уровень и еще у 40% - низкий уровень, то есть постоянно меняют свой интерес, каждый раз отдавая предпочтение новому материалу.
3. Методика «Древо желаний».
Данное исследование показало, что 16% воспитанников показали высокий результат – это дети, активно интересующиеся познанием мира, у 44% средний уровень и 40% - низкий уровень – это дети пассивные, довольствующие односложной информацией.
Таким образом, на начало учебного 2012 года в средней группе дошкольного возраста прослеживался низкий и средний уровень интереса к опытно-экспериментальной деятельности из 25детей только до 5 ребят действительно стремились к открытию нового и интересного в окружающем нас мире.
По результатам проведенной диагностики был составлен перспективный план в рамках проекта по опытно-экспериментальной деятельности на все возрастные группы в дошкольном учреждении (см. приложение).
Использованы элементарные опыты при знакомстве детей с объектами неживой природы и живыми организмами (см. приложение).
Оформлена картотека игр и опытов по возрастным категориям (см. приложение).
Опытно-экспериментальная деятельность детей осуществлялась через разные формы работы:
1. фронтальные и подгрупповые игры и опыты;
2. развлечения и досуги;
3. НОД – «Свойства воздуха», «Магнит», «Льдинка», «Могучий ветер».
4. Наблюдения и экскурсии.
5.Создание проблемных ситуаций.
6. Познавательно-исследовательские проекты.
В группе создана предметно-развивающая среда, которая построена на принципе доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Это обновленный центр «Воды и песка» под уголок экспериментальной деятельности «Хочу всё знать», куда внесла множество новых материалов и оборудования для опытов и экспериментов, которые можно использовать, как во время непосредственно образовательной деятельности, так и во время совместной деятельности детей со сверстниками и воспитателем и самостоятельной деятельности ребенка.
В уголке имеется основное оборудование и материалы:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, магниты, бинокль.
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, глина) разного объема и формы: стаканы, ковши, воронки. Пластиковые бутылочки.
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы. Глина, земля разная по составу, уголь, крупный и мелкий песок. Ракушки, птичьи перья, листья и кусочки коры деревьев, веточки, пух, мох, скорлупка орехов, шишки, семена фруктов и овощей, крупы (фасоль, горох, рис, пшено).
- Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые металлические предметы. Формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
- Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная, газетная, миллиметровая, цветная, бархатная.
- Технический материал: микроскоп, полые трубочки (соломинки), лопатки (деревянные, металлические), пластиковые стаканчики, пальчиковые батарейки. Гайки, винты, болтики, гвозди, скрепки.
- Красители: ягодный сироп, пищевые и акварельные краски.
- Медицинские материалы: Деревянные палочки, вата, мензурки, шприцы (пластиковые без игл), марля, мерные ложечки. Пипетки, колбы, пробирки, шпатели.
- Прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, соль, сахар, мука, растительное масло. Деревянные зубочистки контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, полотенца, ватные палочки. Пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.
Подобная организация уголка позволяет детям выбирать интересный для них материал для изучения его свойств и качеств, чередовать оборудование и материалы в течение дня, а мне дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей и для решения задач по познавательному развитию.
Дети с большим удовольствием играют в игры с водой, песком, магнитом. Ставят опыты с растворяемостью различных веществ (сахар, соль, пищевые красители, мыло). Для того чтобы воспитанникам было комфортно и безопасно заниматься в данном уголке были приобретены специальные фартуки с нарукавниками, ребенок может не бояться испачкаться, сделать ошибку, испортив свою одежду. Мною был взят веселый персонаж кукла – профессор «Всезнайкин», который всегда готов прийти на помощь любознательным ребятам. Самостоятельная работа в уголке экспериментирования способствует развитию творческого мышления. Дети по природе своей – исследователи. Они очень любят экспериментировать. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка в любом дошкольном возрасте. Он рвет бумагу и смотрит, что получится. Проводит опыты с различными предметами. Измеряет глубину снежного покрова на участке и т.д.
Структура проведения игры – экспериментирования:
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделано?», «Что произойдет?», «Что изменится?», «Как это действует?».
Мною были разработаны конспекты НОД по опытно-экспериментальной деятельности в увлекательной игровой форме: «Воздух – невидимка». «Чудо – дерево». «Кругом вода». «Магнит». «Освободи бусины из ледяного плена» и другие. Все занятия проводила с созданием проблемных ситуаций, где решение искали сами дети. При составлении конспектов я выдвигала следующие задачи:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;
- подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
- развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки;
- помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
- способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
- развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности;
При планировании работы по организации детского экспериментирования, я учитывала то, что в процессе исследовательской деятельности ребёнок должен приобрести опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, поведенческий.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой - позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Важно обращаться к исследовательской деятельности не только в процессе занятий, но и вне их. Наблюдения и экскурсии тоже способствуют накоплению у детей новых знаний об окружающем мире, которые дают возможность их применять в опытах и экспериментах.
Мною были разработаны краткосрочные познавательно-исследовательские проекты «Юный эколог», «Огород на окне», «Цветы на подоконнике», «Мир вокруг нас». Эти проекты были составлены, как долгосрочные на три года для детей начиная со среднего дошкольного возраста и до выпуска в школу.
Цель этих проектов:
- Создание проблемных ситуаций, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию.
- Поддерживание детской автономии: предлагать детям самим выдвигать проектные решения.
- Помощь детям в планировании свое деятельности при выполнении своего замысла.
- Сравнивание предложенных детьми вариантов решений, аргументирование выбора варианта.
Одним из условий, обеспечивающем развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников всех возрастов является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям.
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников проведено анкетирование (см. приложение).
На основании полученных данных разработала план работы с родителями. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в развитии познавательно-исследовательской деятельности использовала следующие формы работы:
- групповые собрания: «Растим любознательного ребенка», «Что такое творческое мышление», «Маленькие хитрости экспериментов в природе».
- Мастер – классы: «Опыты в домашних условиях», «Начинающему фокуснику», «Чаепитие или эксперимент».
- Презентации: «Маленькие исследователи», «Мир вокруг нас»
- консультации на темы: «Развитие самостоятельности дошкольника через эксперимент», «Для чего необходимо развивать творческое мышление», «Как провести наблюдение и эксперимент в природе».
• выставки книг, журналов: «Всё обо всем», «Хочу всё знать»;
• полезные советы в выборе телевизионных передач, так на канале «Детский» - «Галилео Галилей», «профессор Почемучкин».
В работе с родителями проводила индивидуальные консультации и беседы. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки. Для более тесного взаимодействия с семьёй были задания на дом: провести опыты, зафиксировать результаты, определить, какими способами был достигнут результат – родители отнеслись к этому ответственно.
Я старалась работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечило положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка.
Таким образом, в ходе работы по теме «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников», мной была организована систематическая работа с детьми, совместно с их родителями на протяжении трех учебных лет от средней группы до выпуска в школу
(2012г-2015г.).
Заключительный этап.
Для проверки эффективности проведенной работы, была проведена диагностика с использованием тех же методик, что и на I этапе. В конце каждого учебного года в период с 2012г. по 2015г.
- Методика «Выбора деятельности
- Методика «Маленький исследователь»
- Методика «Древо желаний»
Результаты диагностики оформлены в графики, где легко можно проследить динамику развития интереса к опытно-экспериментальной деятельности, его устойчивость при выборе материалов для опыта и эксперимента, уровень познавательной активности в поисково-исследовательской деятельности в течение трех лет.
Можно сделать соответствующие выводы:
- Большая половина, выпускников показала высокий интерес при выборе предпочитаемого вида деятельности (56%), средний показатель составил (40%) и лишь (4%) низкий.
- Высокую степень устойчивости интересов к материалу в процессе экспериментирования проявили (60%) выпускников, средний уровень у (36%) детей и низкий (8%).
- Высокий уровень познавательной активности у (64%) детей, средний показатель у 32% выпускников и лишь у (4%) низкий уровень.
Таким образом, можно утверждать, что использование детского экспериментирования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения положительно влияет на познавательное развитие детей и настраивает их на желание получать новые знания дальше в школе, в институте, на работе. Заложенный в детстве интерес к поиску ответов, разгадок тайн мира, выдвижению своих целей и гипотез сохраняется у ребят на всю оставшуюся жизнь. Развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей жизни необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива.
Проведенная работа по познавательному развитию с использованием детского экспериментирования:
- Расширила кругозор детей, в частности обогатила знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
- У детей появились навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
- Развила качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
- Вызвала у детей интерес к исследованию природы, стимулировала их к получению новых знаний.
- Помогла сплотить детский коллектив.
Результативность
Я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.
- Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. — Новосибирск: Сибирский. Университет Издательство, 2008. — 256 с.
- Газета «Дошкольное образование»
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002г.
- Журнал «Дошкольное воспитание»
- Журнал «Обруч»
- Журнал «Детский сад. Все для воспитателей»
- Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет — СПб.: Речь, 2011. — 64 с.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003г.
- Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006г.
- .Иванова А.И. «Мир животных»- М.2009г.
- Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей Санкт — Петербург 2000г.
- . Кравченко И.В. , Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду» - М.2008г.
- Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы — Волгоград: Учитель, 2009. — 130 с.
- Методические советы к программе "Детство". СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2001.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999г.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014-368с.
- Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М, 1996. Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Грекуловой О.Д. 2003г.
- Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г
- Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка»- М.1998г.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2010. — 128 с., ил. — (Библиотека программы «Детство»)
- Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"
В данной статья раскрыты актуальность и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...
Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"
В данной статья раскрыты актуальность и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...
Педагогическая система работы "Игра - как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста"
quot;Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,тем большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее" Антон Павлович Чехов....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников»
Выступление на педагогическом совете в детском саду. "Детское Экспериментирование - как метод познавательного развития дошкольников"...
Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности...
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации " Педагогическая система Ф. Фрёбеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педа...