Педагогическая система работы "Детское экпериментирование как метода познавательного развития"
материал (старшая группа) по теме

Чупрова Инна Андреевна

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
  •  Развивается речь.
  • Происходит накопление фонда умственных умений.
  • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  •  Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx109.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды, Амурской области.

Представление педагогического опыта работы воспитателя второй категории Чупровой Инны Андреевны, октябрь, 2015г.

   Педагогическая система работы «Детское экспериментирование как метод

 познавательного развития  

                       дошкольника».

 

    Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит важная

задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

   В целях воспитания такого человека и были разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты, во главу угла которых поставлен познавательно действенный подход в образовании. Именно поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности дошкольника, так как развитие и активность мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать действительность.

  Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков.  А главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

   Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова,   А. И. Савенкова, Г. М. Ляминой, А. П. Усовой. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования. Учеными (Л. В. Выготским, Н. Н. Поддъяковым) уже давно доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

    Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
  •  Развивается речь.
  • Происходит накопление фонда умственных умений.
  • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  •  Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

    Многие педагоги и психологи подчеркивают преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Все чаще работники ДОУ пытаются создать целостную систему работы по детскому экспериментированию.

     Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, где ребенок активный участник,  я на протяжении последних трех лет (с 2012г. по 2015г.) занималась изучением особенностей детского экспериментирования и применяла его в своей практической деятельности.

   Исходя из актуальности данной темы, цель моего опыта работы:

- создание оптимальных условий познавательного развития дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

   Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.

    Для достижения поставленной цели и задач необходима реализация следующих действий:

  • Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Хочу всё знать».
  •  Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.
  • Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
  • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
  •  Разработка системы работы по опытно-экспериментальной деятельности по всем возрастным группам ДОУ.
  •  Подбор материалов для непосредственно образовательной деятельности.
  •  Составление картотек игр и опытов.
  • Разработка перспективного планирования опытно-экспериментальной деятельности.
  •  Проведение диагностики познавательных знаний и интересов детей.
  • Повышение компетентности родителей в вопросе опытно-экспериментальной деятельности для интеллектуального развития детей.

 

  При решении поставленных задач применяла следующие формы, методы и приемы работы:

Формы:

  1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  2. Самостоятельная деятельность
  3. Фронтальные занятия.
  4. Целевые прогулки, экскурсии.
  5. Развлечение, досуг.

Методы:

1. Метод проблемного изложения (решение проблемных ситуаций в разных условиях)

2.Продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности).

3.Объяснтельно – репродуктивный метод.

4. Словестный метод (беседа).

5. Наглядный метод (наблюдение, демонстрационный опыт).

6. Практический метод  (опыт)

Приемы:

- описание, - объяснение, - инструкции, - постановка вопроса, - показ.

Работу выстраивала  с  использованием следующих технологий:  

  • Технология интеграции (объединение нескольких образовательных областей на игровых занятиях по нравственному развитию).
  • Игровые технологии.
  • Технология решения изобретательских задач.
  • Технология развития «критического мышления».
  • Информационно - коммуникационные технологии.
  • Технология опыта, эксперимента.

В  организации детского экспериментирования  опиралась на ведущие принципы развития дошкольников:

  • принцип деятельности – включение ребенка в игровую деятельность, познавательную, поисковую с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • принцип стандартизации базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам;
  • принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;       
  • принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.                                         
  • принцип целостности базовых знаний, умений и навыков;
  • принцип дифференцированного подхода к содержанию изучаемого материала -  решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
  • принцип связи применять полученные знания на практике;
  • принцип преемственности  взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.  

Опыт работы состоял из трех этапов:

Этап первый – подготовительный:

      В 2012г. мной была проведена первичная диагностика с детьми среднего дошкольного возраста на выявление уровня владения способами поисково-экспериментальной деятельности:

 1. Методика «Выбора деятельности», предназначена для выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

2. Методика «Маленький исследователь», предназначенная для выявления степени устойчивости интересов ребенка.

3. Методика «Древо желаний», предназначена для изучения познавательной активности детей.

      Этап второй – основной (2012-2015 учебный год)

Проведение мероприятий, направленных на детское экспериментирование как метода познавательного развития у детей со среднего возраста до выпуска в школу, с использованием разработанного мной проекта «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника по всем возрастным группам»

Этап третий – заключительный (2015 год)

Проведение анализа работы за последние три года. Оформление своего опыта работы и его передачи  коллегам в дошкольном учреждении, на городском методическом объединении «Маленькие исследователи».

На первом этапе при определении уровня интереса к опытно-экспериментальной деятельность и его места в системе ценностных ориентаций дошкольников были использованы такие методы как наблюдение, беседа и статистическая обработка данных.

    Анализ диагностических данных, показал следующие результаты:

  1. При выборе деятельности дети средней группы не всегда проявляли интерес к картинкам, на которых изображены дети, занимающиеся экспериментированием. Чаще детей привлекали картинки с изображением играющих детей в игровых зонах или рисующих, или читающих.
  2. При выяснении степени устойчивости интересов к материалам в процессе экспериментирования детей этой же группы, наблюдалась их не устойчивость, так если первый раз ребенок выбирал один материал для эксперимента, то при повторном выборе легко менял свое решение.
  3. При изучении познавательной активности чаще дети удовлетворялись односложной информацией. У многих потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем поверхностная. Лишь некоторые дети отчетливо проявили исследовательский интерес к окружающему миру.

1. Методика «Выбора деятельности»

Данная методика показала, что 12% детей проявили высокий интерес к опытно-экспериментальной деятельности, 28% ребят  - средний уровень интереса и 60% воспитанников  показали низкий  уровень.      

   2.Методика «Маленький исследователь»

   Данная методика выявила, что у 20% детей есть устойчивый интерес при выборе материалов для опытов и экспериментов, у 40% - средний уровень и еще у 40% - низкий уровень, то есть постоянно меняют свой интерес, каждый раз отдавая предпочтение новому материалу.

3. Методика «Древо желаний».

   

   Данное исследование показало, что 16% воспитанников показали высокий результат – это дети, активно интересующиеся познанием мира, у 44% средний уровень и 40% - низкий уровень – это дети пассивные, довольствующие односложной информацией.

 

    Таким образом, на начало учебного  2012 года в средней группе дошкольного возраста прослеживался низкий и средний уровень интереса к опытно-экспериментальной деятельности из 25детей только до 5 ребят действительно стремились к открытию нового и интересного в окружающем нас мире.

По результатам проведенной диагностики был составлен перспективный план в рамках проекта по опытно-экспериментальной деятельности на все возрастные группы в дошкольном учреждении  (см. приложение).

    Использованы элементарные опыты при знакомстве детей с объектами неживой природы и  живыми организмами (см. приложение).

 Оформлена картотека игр и опытов по возрастным категориям (см. приложение).

Опытно-экспериментальная деятельность  детей осуществлялась через разные формы работы:

  1. фронтальные и подгрупповые игры и опыты;

   2. развлечения и досуги;

   3. НОД – «Свойства воздуха», «Магнит», «Льдинка», «Могучий ветер».

   4. Наблюдения и экскурсии.

   5.Создание проблемных ситуаций.

   6. Познавательно-исследовательские проекты.

    В группе создана предметно-развивающая среда, которая построена на принципе доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Это обновленный центр «Воды и песка» под уголок экспериментальной деятельности «Хочу всё знать», куда внесла множество новых материалов и оборудования для опытов и экспериментов, которые можно использовать, как во время непосредственно образовательной деятельности, так и во время совместной деятельности детей со сверстниками и воспитателем и самостоятельной деятельности ребенка.

   В уголке имеется основное оборудование и материалы:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, магниты, бинокль.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, глина) разного объема и формы: стаканы, ковши, воронки. Пластиковые  бутылочки.
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы. Глина, земля разная по составу, уголь, крупный и мелкий песок. Ракушки, птичьи перья, листья и кусочки коры деревьев, веточки, пух, мох, скорлупка орехов, шишки, семена фруктов и овощей,  крупы (фасоль, горох, рис, пшено).
  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые металлические предметы. Формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
  • Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная, газетная, миллиметровая, цветная, бархатная.
  • Технический материал: микроскоп, полые трубочки (соломинки), лопатки (деревянные, металлические), пластиковые стаканчики, пальчиковые батарейки. Гайки, винты, болтики, гвозди, скрепки.
  • Красители: ягодный сироп, пищевые и акварельные краски.
  • Медицинские материалы: Деревянные палочки, вата, мензурки, шприцы (пластиковые без игл), марля, мерные ложечки. Пипетки, колбы, пробирки, шпатели.
  • Прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, соль, сахар, мука, растительное масло. Деревянные зубочистки контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, полотенца, ватные палочки. Пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.

   Подобная организация уголка позволяет детям выбирать интересный для них материал для изучения его свойств и качеств, чередовать оборудование и материалы в течение дня, а мне дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей и для решения задач по познавательному развитию.

Дети с большим удовольствием играют в  игры с водой, песком, магнитом. Ставят опыты с растворяемостью различных веществ (сахар, соль, пищевые красители, мыло).  Для того чтобы воспитанникам было комфортно и безопасно заниматься в данном уголке были приобретены специальные фартуки с нарукавниками,  ребенок может не бояться испачкаться, сделать ошибку, испортив свою одежду. Мною был взят  веселый персонаж кукла – профессор «Всезнайкин», который всегда готов прийти на помощь любознательным ребятам. Самостоятельная работа в уголке экспериментирования способствует развитию творческого мышления. Дети по природе своей – исследователи. Они очень любят экспериментировать. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка в любом дошкольном возрасте. Он рвет бумагу и смотрит, что получится. Проводит опыты с различными предметами. Измеряет глубину снежного покрова на участке и т.д.

Структура проведения игры – экспериментирования:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация  результатов;
  • Вопросы детей.

    На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделано?», «Что произойдет?», «Что изменится?», «Как это действует?».

   Мною были разработаны конспекты НОД по опытно-экспериментальной деятельности в увлекательной игровой форме: «Воздух – невидимка». «Чудо – дерево». «Кругом вода». «Магнит». «Освободи бусины из ледяного плена» и другие. Все занятия проводила с созданием проблемных ситуаций, где решение искали сами дети. При составлении конспектов я выдвигала следующие задачи:

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;
  • подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
  • развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
  •  способствовать развитию умения  обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
  •  развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности;

   При планировании работы по организации детского экспериментирования, я учитывала то, что в процессе исследовательской деятельности ребёнок должен приобрести опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, поведенческий.

    В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать  собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской  работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой -  позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Важно обращаться к исследовательской деятельности не только в процессе занятий,  но и вне их. Наблюдения и экскурсии тоже способствуют накоплению у детей новых знаний об окружающем мире, которые дают возможность их применять в опытах и экспериментах.

Мною были разработаны краткосрочные познавательно-исследовательские проекты «Юный эколог», «Огород на окне», «Цветы на подоконнике», «Мир вокруг нас». Эти проекты были составлены, как долгосрочные на три года для детей начиная со среднего дошкольного возраста и до выпуска в школу.

Цель этих проектов:

  • Создание проблемных ситуаций, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию.
  • Поддерживание детской автономии: предлагать детям самим выдвигать проектные решения.
  • Помощь детям в планировании свое деятельности при выполнении своего замысла.
  • Сравнивание предложенных детьми вариантов решений, аргументирование выбора варианта.

    Одним из условий, обеспечивающем развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников всех возрастов   является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям.

  С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников  проведено анкетирование (см. приложение).

  На основании полученных данных разработала план работы с родителями.  С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в развитии познавательно-исследовательской деятельности использовала следующие формы работы:

  • групповые собрания: «Растим любознательного ребенка», «Что такое творческое мышление», «Маленькие хитрости экспериментов в природе».
  • Мастер – классы: «Опыты в домашних условиях», «Начинающему фокуснику», «Чаепитие или эксперимент».
  • Презентации: «Маленькие исследователи», «Мир вокруг нас»
  • консультации на темы: «Развитие самостоятельности дошкольника через эксперимент», «Для чего необходимо развивать творческое мышление», «Как провести наблюдение и эксперимент в природе».

• выставки книг, журналов: «Всё обо всем», «Хочу всё знать»;

• полезные советы в выборе телевизионных передач, так на канале «Детский» - «Галилео Галилей», «профессор Почемучкин».

    В работе с родителями проводила индивидуальные консультации и беседы. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки. Для более тесного взаимодействия с семьёй были задания на дом: провести опыты, зафиксировать результаты, определить, какими способами был достигнут результат – родители отнеслись к этому ответственно.

  Я старалась работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечило положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка.

    Таким образом, в ходе работы по теме «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников», мной была организована систематическая работа  с детьми, совместно с  их родителями на протяжении трех учебных лет от средней группы до выпуска в школу

 (2012г-2015г.).

Заключительный этап.

 Для проверки эффективности проведенной работы, была проведена диагностика с использованием тех же методик, что и на I этапе. В конце каждого учебного года в период с 2012г. по 2015г.

  1. Методика «Выбора деятельности

  1. Методика «Маленький исследователь»

  1. Методика «Древо желаний»

   

   

      Результаты диагностики оформлены в графики, где легко можно проследить динамику развития интереса к опытно-экспериментальной деятельности, его устойчивость при выборе материалов для опыта и эксперимента, уровень познавательной активности в поисково-исследовательской деятельности в течение трех лет.

    Можно сделать соответствующие выводы:

  1. Большая половина, выпускников показала высокий интерес при выборе предпочитаемого вида деятельности (56%), средний показатель составил (40%) и лишь (4%) низкий.
  2. Высокую степень устойчивости интересов к материалу в процессе экспериментирования проявили (60%) выпускников, средний уровень у (36%) детей и низкий (8%).
  3. Высокий уровень познавательной активности у (64%) детей, средний показатель у 32% выпускников и лишь у (4%) низкий уровень.

   Таким образом, можно утверждать, что использование  детского экспериментирования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения положительно влияет на познавательное развитие детей и настраивает их на желание получать новые знания дальше в школе, в институте, на работе.  Заложенный в детстве интерес к поиску ответов, разгадок тайн мира, выдвижению своих целей и гипотез  сохраняется у ребят на всю оставшуюся жизнь. Развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей жизни необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива.

Проведенная работа по познавательному развитию с использованием детского экспериментирования:

  1. Расширила кругозор детей, в частности обогатила знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
  2. У детей появились навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
  3. Развила качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
  4. Вызвала у детей интерес к исследованию природы, стимулировала  их к получению новых знаний.
  5. Помогла сплотить детский коллектив.

Результативность

   Я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

    Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Библиография.

  1. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. — Новосибирск: Сибирский. Университет Издательство, 2008. — 256 с.
  2.  Газета «Дошкольное образование»
  3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П.  Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002г.
  4.  Журнал «Дошкольное воспитание»
  5.  Журнал «Обруч»
  6. Журнал «Детский сад. Все для воспитателей»
  7. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет — СПб.: Речь, 2011. — 64 с.
  8. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003г.
  9. Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006г.
  10. .Иванова А.И. «Мир животных»- М.2009г.
  11.  Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей Санкт — Петербург 2000г.
  12.  . Кравченко И.В. , Долгова Т.Л.  «Прогулки в детском саду» - М.2008г.
  13.  Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы — Волгоград: Учитель, 2009. — 130 с.
  14.  Методические советы к программе "Детство". СПб.: ДЕТСТВО -  ПРЕСС", 2001.
  15.  Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999г.
  16.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014-368с.
  17.  Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М, 1996. Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Грекуловой О.Д. 2003г.
  18.  Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г
  19.  Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка»- М.1998г.
  20.  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2010. — 128 с., ил. — (Библиотека программы «Детство»)
  21.  Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...

Педагогическая система работы "Игра - как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста"

quot;Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,тем большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее" Антон Павлович Чехов....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников»

Выступление на педагогическом совете в детском саду. "Детское Экспериментирование - как метод познавательного развития дошкольников"...

Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»

Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации " Педагогическая система Ф. Фрёбеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педа...