Практикум для педагогов «Педагогическая песочница, как средство и метод всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Познакомить педагогов с играми из песка;

- научить практическим умениям в играх с цветным песком  и песком на световых столах в работе с детьми;

- .создать условия для плодотворной творческой деятельности участников практикума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov_pds_kupina_a.yu_.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

 «Педагогическая песочница, как средство

и метод всестороннего развития детей

 раннего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Купина А.Ю.

МБДОУ «Детский сад села Купино

Шебекинского района Белгородской области»

Цель: Расширить знания педагогов о педагогической песочнице, как средство и метод всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

- . Познакомить педагогов с играми из песка;

- научить практическим умениям в играх с цветным песком  и песком на световых столах в работе с детьми;

- .создать условия для плодотворной творческой деятельности участников практикума.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Материалы и оборудование для проведения семинара:

Световые столы для песочной анимации

- тематические наборы фигурок из киндер – сюрпризов, машинки, штампы для рисования на песке, кукла- «Песочная фея» формочки для песка, картинки ламинированные герои сказок, кисточки, набор цветного песка.

Ход практикума:

Педагогическая песочница - многофункциональна. Она позволяет одновременно решать задачи: воспитания, обучения, развития и коррекции детей.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если это игры с песком.

Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, действие с песочными часами и т. д.)

На первых 2-3 занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высота ее не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться), либо он выбирает игрушку из предложенных ему взрослым. Данная игрушка становится посредником для ребенка в играх с песком.

В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника Песочную фею.

Воспитатель знакомит детей со своей игрушкой — Песочной феей.

«Песочная фея — это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками». (Дети показывают игрушки и, по возможности, называют их.) Песочная фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир».

Воспитатель говорит: «Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире.

Целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице. Так как часть песка при игре обычно высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на этот факт.

Правила игры в песочнице для малышей (чем младше дети, тем короче правила).

«Песочная фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно

песок высыпался — покажи это взрослому, и он поможет им

вернуться обратно в песочницу.

Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в

других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с

песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

А сейчас я предлагаю Вам, уважаемые коллеги поиграть вместе с

Песочной феей  в её песочнице.

Кому достанется улыбающийся смайлик тот и выходит играть, а кому

грустный, тот будет зрителем.

Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком».

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель — снижение психофизического напряжения.

Воспитатель от имени феи просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:

Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

Ребенок легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной ее стороной.

Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...».

Игра «Постройка домика для куклы»

Цель:закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

Содержание.

Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз:

Ой, песок, песок!

Вот песок какой!

Сыплю я песочек,

Сыплю золотой!

-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит.

Появляется собачка. Для нее строят будку.

Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.

Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки.

Игра «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Содержание.

Первый вариант

Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Второй вариант

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Пример: взрослый говорит в песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Содержание

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры.

Игра « Каким цветом предмет.»

Цель: закрепить знания основных цветов.

Содержание

Ребёнок выбирает фигурку, называет её. Определяет каким цветом должен быть предмет, берёт песок этого цвета и заполняет им фигурку.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

1.Дети чувствуют себя более успешными.

2.На занятии весело нет скуки и монотонности.

3.В детском саду ребенок легче адаптируется в коллективе.

4.Страх и напряжение исчезает.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство оздоровления и всестороннего развития детей дошкольного возраста

В современных условиях жизнедеятельности в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми....

Презентация «Sand-Art» как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста

«Sand-Art» как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум «Интерактивная книга лэпбук, как универсальное средство в работе по развитию детей дошкольного возраста».

Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста по теме «лэпбук»....

Семинар-практикум для педагогов «Lego-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным. Одним из таких средств является конструктор Lego, незаменимый для развития позна...

Подвижные игры, как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...

Подвижные игры, как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...

Подвижные игры, как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...