Педагогическая система работы "Игра - как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
"Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,
тем большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее" Антон Павлович Чехов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.64 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.
Педагогическая система работы
«Игра – как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок группы № 3 «Почемучки». 2019г. г. Тында
«Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем
большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее».
А. Чехов
На протяжении всего человеческого развития, в жизни ребёнка, так и взрослого, игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.
Поэтому игре отводится особое место в различных системах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры.
Игра для ребенка – не просто интересное время препровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействий со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. В игре ребенок раскрывает свои чувства, эмоции, проявляя свое отношение к другим детям, играющим вместе с ним.
Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
«Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» Коломинский Я. Л.
Нравственное развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано c развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку значения об этической норме, требовать, контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, по собственному желанию поступал нравственно.
Таким образом, особенность нравственной регуляции поведения включает требования к человеку самому оценить свои действия и соответствующим образом направлять свое поведение. Оценка нравственности поступка становится внутренним регулятором личности.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви). Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму».
Движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлением ребенка о себе как хорошем и квалификации своего поступка как плохого.
К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено. Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в моральных поступках. Тогда нравственные действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратятся постепенно в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Следовательно, полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях (например, игре).
Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «Детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.
Наиболее актуальными для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты: Сюжет - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).
Содержание - тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.
На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
Дидактические игры - это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата.
Цель имеет два аспекта:
- Познавательное развитие - то, чему мы должны научить ребенка.
- Воспитательный процесс - это те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей, развитие сочувствия, вежливости, чуткости.
Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.
Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.
Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях.
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.
Среди дидактических игр можно выделить:
- игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.
Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях.
Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.
Театрализованные игры - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Средствами игры являются:
а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;
б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;
в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
«В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива» – именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду.
Я считаю, что данная тема особо актуальна в нашем современном 21 веке, в связи с быстрым развитием высоких компьютерных технологий и огромным потоком информации, которая окружает наших детей из Интернета и телевидения. Нравственному развитию должна отводиться ведущая роль в процессе первоначального становления личности старшего дошкольника. Чтобы наше подрастающее поколение выросло открытым для общества, умеющее работать в дружном коллективе, выполняя общую цель, на благо себя и других.
Также важно, не только дать знания о правилах культуры поведения, но и дать возможность проявить эти знания на практике – в дошкольном возрасте – в игре. Привить уважение к старшим, научить сочувствовать и помогать слабым. А также быть самостоятельным и дисциплинированным.
В связи с этим, я считаю необходимым уделить достойное внимание этой теме.
Цель моего опыта работы: решение задач нравственного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Были поставлены следующие задачи:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.
- Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
- Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
- Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
- Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других).
- Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
- Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
- Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
- Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.
- Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
- Повышать уровень знаний у родителей по нравственному развитию старших дошкольников;
- Повышать уровень компетентности по нравственному развитию старших дошкольников у педагогов.
Для решения поставленных задач использовала следующие технологии:
- Технология интеграции (объединение нескольких образовательных областей на игровых занятиях по нравственному развитию).
- Игровые технологии.
- Технология игрового проектирования.
Свою работу по нравственному развитию с детьми старшего дошкольного возраста я построила на основе следующих дидактических принципах обучения:
- Принцип систематичности и последовательности – знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя устанавливать хаотично, в беспорядке. Материал должен даваться в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
- Принцип доступности – учебный процесс теряет смысл, если его содержание недоступно для усвоения.
- Принцип наглядности – чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения.
- Принцип сознательности и активности учения детей – знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность.
- Принцип прочности обучения – знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне.
- Принцип индивидуализации развития детей в процессе обучения – индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов.
- Принцип научности – содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Научность познания заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению.
В своей деятельности использовала различные методы и приемы:
- Игровые – дидактические игры – занятия, подвижные игры с предметами, настольно-печатные игры, игры поискового характера, пальчиковые игр.
- Наглядные – презентации, на нравственно-духовное развитие мультфильмы, разнообразие демонстрационного и раздаточного материала, центры на нравственное развитие в игровой комнате для свободного доступа детей.
- Словесные – подборки стихотворений, загадок для использования в организованной образовательной деятельности.
Опыт работы состоял из следующих этапов:
Краткое описание работы:
Этап первый – подготовительный (осень 2017)
Этап второй – основной (2017 – 2019)
Этап заключительный (весна 2019)
Этап первый – подготовительный:
1. Диагностика нравственной воспитанности старших дошкольников (5-6 лет) на начало учебного года 2017 – 2018 (сентябрь)
- Диагностика основана на стандартизированном комплексе психодиагностических методик Р.С. Немова, которые современные педагоги дошкольники переработали в сборник: Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника/авторы – составители: Авдулова Т. П., Аксенова Е. Г. – Издат. Владос, 2014.
- Наблюдения, беседы, тестовые игровые упражнения и задания. Диагностика проводилась на каждый следующий учебный год как в начале (сентябрь), так и в конце (май).
- В целях выявления уровня воспитанности старших дошкольников был использован метод наблюдения следующих параметров нравственности: дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность, требовательность к себе.
2. Анкетирование родителей «Дополнительные услуги в ДОУ»
- Подбор консультативного материала по духовно-нравственному развитию для родителей. «Игра как средство нравственного развития»
- Мастер – классы для родителей. «Игровые проблемные ситуации».
- Методическая разработка для работы с детьми старшего возраста: «Игровое проектирование «Я+ТЫ=МЫ», рассчитанное на два учебных года.
- Подбор наглядных пособий, выбор игр при организованной и совместной образовательной деятельности с детьми и педагога.
- Создание игровых центров, направленных на духовно-нравственное
развитие моих воспитанников.
- Игровые зоны для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Парикмахер», «Магазин», «Кухня – семья»;
- центр сказок (для театрализованных игр);
- зона для настольно-печатных игр;
- спортивный центр;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики) для легкого изменения игрового пространства.
Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя игровые занятия, чередовать их в течение дня, а мне дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей и для решения задач по нравственному развитию, изложенных выше.
Дети с большим удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «Строительство города», «Почта», «Поварята», «Парикмахерская». Для того чтобы заинтересовать моих воспитанников я пополнила атрибуты к данным играм – игровыми предметами, тематической одеждой: халат доктора, передник повара, парикмахера, повара. Для игроков «строителей» - различные виды конструкторов, крупные мягкие модули.
В центре сказок доступны различные костюмы персонажей сказок, где можно легко стать воспитанной Мальвиной, надев парик с синими волосами, или веселой Красной Шапочкой. Дети при моем косвенном участии легко перевоплощаются в персонажей своих любимых сказок, наглядно показывая свое отношения к персонажу. Не у всех детей есть желание стать Бабой Ягой или Кощеем. Они мотивируют это так: - не хочу быть злым, которого никто не любит, лучше быть добрым.
Кукольный театр с многообразием перчаточных и настольных персонажей также помогает в работе с детьми создавать игровые проблемные ситуации и затем находить выход из сложившегося сюжета. Особенно если ребенок не решительный и робкий в общении со сверстниками, ему легче проявить свое
нравственное «Я» через игру с куклой.
С подгруппой детей провожу такие игры: «Вот я какой», «Тайный друг», «Только хорошее», «Совместный рисунок».
Планируемые результаты – целевые ориентиры в социально-коммуникативном развитии.
Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, выступающие основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования. В соответствии с целевыми ориентирами к 6-7 годам ребенок:
- проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- связно и грамотно выражает свои мысли;
- осуществляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
- проявляет любознательность;
- интересуется причинно-следственными связями;
- обладает элементарными представлениями в области нравственного развития и духовных ценностей общества, в котором он живет;
- принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Этап второй - основной.
На этом этапе мной велась организованная образовательная деятельность, направленная на нравственное развитие детей старшего возраста, с включением различных по видам игр. Уделяла внимание играм в самостоятельной образовательной деятельности детей.
Мной проводилась работа по «Игровому проектированию «Я+ТЫ=МЫ» моделирования проблемных ситуаций», которая рассчитана на два года с детьми старшей (2017 - 2018), а затем и в подготовительной группы (2018 - 2019).
Также с детским коллективом группы мной велась работа по духовно-нравственному развитию через игровую деятельность в режимных моментах (дежурство, прогулка, игры, наблюдения за предметами окружающего мира), в продуктивной художественно-эстетической деятельности: рисование, лепка, аппликации, конструирование из различных материалов, оригами.
Нравственное развитие детей осуществляла через разные формы работы:
1. создание разнообразной полифункциональной и легко трансформируемой пространственно предметно-развивающей среды.
3. фронтальные и подгрупповые игровые занятия ООД;
4. развлечения и досуги;
5. маршрут нравственной воспитанности на участке детского сада;
6. ООД по общей тематике «Я и моя семья» и «Мир вокруг нас»;
7. «Задушевные беседы» в зоне «утешения»;
8. дидактические игры;
9. сюжетно-ролевые игры;
10. подвижные игры и упражнения;
11. создание проблемных ситуаций.
Нравственное развитие в игровой форме осуществляется во всех пяти образовательных областях: в социально-коммуникативном развитии, познавательном развитии, речевом развитии, художественно-эстетическом развитии и физическом развитии.
Например, в образовательной области социально-коммуникативного развития использовала серию игр и ООД, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка, предложенных З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Муравьишки», «Птенцы». Народные игры: «Раз, два, три ко мне беги!», «Лиса и гуси». Их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие. Практическое занятие «Чудо-дерево», где ставила задачи на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками.
Я стремилась в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него.
В образовательной области познавательного развития активное участие детей на ООД: «Прогулка по осеннему лесу», «Научим мышат трудиться», «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Зимой в лесу», где на ряду с познавательными задачами мной решались и цели нравственного характера через игровые упражнения – это развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания. Преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
На ООД в образовательной области художественно-эстетического развития мною использовалась игровая мотивация с целью вызвать у старших детей желание сделать подарок своим близким или малышам.
На протяжении двух учебных лет (2017-2019г.) мною проводилось дополнительное образование по работе с бумагой – кружковая работа «Оригами» - где одной из образовательных задач, стояла задача по нравственному развитию на формирование нравственно-волевых качеств доводить дело до конца, самостоятельно оценивать свою работу и давать оценку другим работам, трудить сообща, радовать своими поделка родственников.
В образовательной области речевого развития уделяла большое внимание подбору художественной литературы, где прослеживаются черты характеров персонажей, таких же девчонок и мальчишек, как и в моей группе. Это рассказы В. А. Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Отомстила»; рассказы Н. Н. Носова «Фантазеры», «Огурцы», «Живая шляпа». После знакомства с произведениями с детьми проходили беседы: «Какой персонаж тебе понравился и почему?», «Как бы ты поступил в такой же ситуации?», «Чем запомнился тебе этот герой рассказа».
На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителям этих детей давала советы.
В информационном уголке для родителей в течение учебного года размещала консультации: «Игра как средство нравственного воспитания», «Как развивать способность создавать игровой сюжет», «Игры – драматизации в формировании гендерной толерантности».
Этап третий - заключительный.
- Проведение диагностики в начале и в конце каждого учебного года (2017 – 2019)
В 2017 – 2018 и 2018 – 2019 учебные годы в старшей и подготовительной к школе группе № 3 «Почемучки» МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды списочный состав детей: 26 детей.
Из них на осень 2017 – 2018 учебного года в старшей группе: детей с высоким уровнем нравственного развития всего 19, 23% (5 воспитанников). Средний уровень у 57,69% (15 воспитанников), низкий уровень 23,08% (6 воспитанников).
В конце года (май 2018): высокий уровень 38,46% (10 детей), средний уровень 42,31% (11 детей), низкий уровень 19,23% (5 детей).
На начало учебного года 2018 – 2019 в подготовительной к школе группе: высокий уровень – 42,31% (11 воспитанников), средний уровень 46,15% (12 воспитанников), низкий уровень 11,54% (3 воспитанника).
В мае 2019: высокий уровень 57,69% (15 воспитанников), средний уровень 42,31% (11 воспитанников), низкий уровень 0%.
Анализ диагностических данных, показал следующие результаты: дошкольники в целом уважают старших, сочувствуют и помогают слабым, знают о правилах культуры поведения, но недостаточно самостоятельны и дисциплинированны. Детям дошкольного возраста необходим контроль педагога. А свои знания не всегда готовы применить в практических действиях, что прослеживается в самостоятельной деятельности ребят.
Как итог моей работы:
- Картотека игр, направленных на нравственное развитие дошкольников.
- Консультация для воспитателей «Игра – как средство нравственного воспитания дошкольников» - выступление перед коллегами на педагогическом совете.
- Консультация для родителей «Игра – как средство нравственного воспитания» - для родительского информационного центра в приемной.
- Родительские собрания: «Игра как средство нравственного развития дошкольников», «Нравственное воспитание детей старшего возраста в сюжетно-ролевой игре», «Готовимся к школе с папой и мамой»
Таким образом, в ходе работы «Игра как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста», мной была организована систематическая работа с детьми, совместно с их родителями.
Анализ проведенной работы
Проведенная работа по нравственному развитию:
1.Помогла сплотить детский коллектив.
2.Дети научились выстраивать дружеские взаимоотношения.
3.Укрепилась привычка играть, трудиться и заниматься сообща.
4.Дети стали активно договариваться, помогать друг другу.
5.Появилось стремление радовать старших хорошими поступками.
6.Дети стали проявлять уважительное отношение к окружающим людям,
не вмешиваться в разговор взрослых.
7. С интересом стали слушать собеседника и без надобности не
перебивать его.
8.В своей речи дети стали чаще использоваться формулами словестной
вежливости.
9.Мальчики стали сами предлагать свою помощь девочкам, пропускать
вперед себя в дверь, уступать место.
10.У детей появилось желание познавать культуру своего народа.
Результативность моей работы:
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме с использованием различных игр эффективно помогает развивать нравственно-социальные и коммуникативные качества у детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы.
- Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника | Авдулова Т. П., Аксенова Е. Г. – Издат. Владос, 2014
- Р. С. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников. Метод. Пособие. ЛитРес Мозаика-Синтез 2011
- Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Издат. Либроком, 2012
- А. Г. Арушанова Развитие коммуникативных способностей дошкольников. Издат. Сфера из серии: Модули программы ДОУ 2012
- Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Учебное пособие. Авторы-составители коллектив педагогов под редакцией: Н. И. Левшина, Т. М. Бабунова Издат. ЛитРес. 2015
- Планирование нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе литературного образования. В. В. Боцкалева Издательство: Перспектива 2015
- Коноваленко С. В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс, 2011
- В. В. Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. Издат. Владос 2013
- С. М. Панина Духовно-нравсвенное становление дошкольников. Конспекты непосредственно образовательной деятельности. Из серии ФГОС ДО: практика реализации. 2016
- Л. Д.Короткова Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Издательство: ЦГЛ, 2006
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет Издательство: М. Мозаика-Синтез, 2007
- Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Издательство: ГНОМ, 2018
- Панасенко И. Н. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет: планирование, комплексные познавательные занятия. /серия: В помощь педагогу ДОО/ УчМаг, 2018
- Т.Д. Корякова: "Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста" - источник: Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Учебное пособие. Авторы-составители коллектив педагогов под редакцией: Н. И. Левшина, Т. М. Бабунова Издат. ЛитРес. 2015
- А.В. Попова: "Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для подготовительной и старшей группы"- источник: Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Учебное пособие. Авторы-составители коллектив педагогов под редакцией: Н. И. Левшина, Т. М. Бабунова Издат. ЛитРес. 2015
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:
«Просвещение», 1991.
- Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/15/picture-334748-1657854691.jpg)
Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/18/picture-727312-1450454146.jpg)
ПРОЕКТ «Коми сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-763037-1478689329.jpg)
Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Тип проект: педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: - долгосрочный Участники: дети старшей группыУчастники проекта: ...
Мастер – класс на тему: «Государственные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Зубкова Вера Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 «Ивушка»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-983146-1518443593.jpg)
Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/17/picture-482332-1410943659.jpg)
НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/30/picture-1323263-1617128805.jpg)
Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Отчет по самообразованию...