Педагогическая система работы "Игра - как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

"Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,

тем большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее" Антон Павлович Чехов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Педагогическая система работы

«Игра – как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок группы № 3 «Почемучки».  2019г. г. Тында

                                              «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем  

                                                    большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее».

                                                                                                                                                                           А. Чехов

      На протяжении всего человеческого развития, в жизни  ребёнка, так и взрослого, игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.

   Поэтому игре отводится особое место в различных системах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

  Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры.

     Игра для ребенка – не просто интересное время препровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействий со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. В игре ребенок раскрывает свои чувства, эмоции, проявляя свое отношение к другим детям, играющим вместе с ним.

    Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

 Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. 

      «Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» Коломинский Я. Л.  

    Нравственное развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано c развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку значения об этической норме, требовать, контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, по собственному желанию поступал нравственно.  

   Таким образом, особенность нравственной регуляции поведения включает требования к человеку самому оценить свои действия и соответствующим образом направлять свое поведение. Оценка нравственности поступка становится внутренним регулятором личности.

         Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви). Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему.

   Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму».

Движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлением ребенка о себе как хорошем и квалификации своего поступка как плохого.

    К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено.  Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в моральных поступках. Тогда нравственные действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратятся постепенно в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Следовательно, полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях (например, игре).

  Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «Детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.

   Наиболее актуальными для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

  Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:  Сюжет - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).

 Содержание - тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

 На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

    В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

     Дидактические игры - это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические  игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата.

Цель имеет два аспекта:

  • Познавательное развитие -  то, чему мы должны научить ребенка.
  • Воспитательный процесс - это те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

 Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей, развитие сочувствия, вежливости, чуткости.

Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

  Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

  Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.

 Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях.

    Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

 Среди дидактических игр можно выделить:

  • игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.

    Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях.

   Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

   Театрализованные игры - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

 Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

    К режиссерским играм  относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

 Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

      Средствами игры являются:

а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

 в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

    «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива» именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду.

    Я считаю, что данная тема особо актуальна в нашем современном 21 веке, в связи с быстрым развитием высоких компьютерных технологий и огромным потоком информации, которая окружает наших детей из Интернета и телевидения. Нравственному развитию должна отводиться ведущая роль в процессе первоначального становления личности старшего дошкольника. Чтобы наше подрастающее поколение выросло открытым для общества, умеющее работать в дружном  коллективе, выполняя общую цель, на благо себя и других.

Также важно, не только дать знания о правилах культуры поведения, но и дать возможность проявить эти знания на практике – в дошкольном возрасте – в игре. Привить уважение к старшим, научить сочувствовать и помогать слабым. А также быть самостоятельным и дисциплинированным.

  В связи с этим, я считаю необходимым уделить достойное внимание этой теме.

    Цель моего опыта работы: решение задач нравственного развития детей старшего дошкольного возраста  в условиях детского сада.

  Были поставлены следующие задачи:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
  2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.
  3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
  4.  Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
  5.  Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  6. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
  7. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других).
  8.  Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
  9. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
  10.  Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
  11. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.
  12.  Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
  13.  Повышать уровень знаний у родителей по нравственному развитию старших дошкольников;
  14.  Повышать уровень компетентности по нравственному развитию старших дошкольников у педагогов.

Для решения поставленных задач использовала следующие технологии:

  • Технология интеграции (объединение нескольких образовательных областей на игровых занятиях по нравственному развитию).
  • Игровые технологии.
  • Технология игрового проектирования.

       Свою работу по нравственному развитию с детьми старшего дошкольного возраста я построила на основе следующих дидактических принципах обучения:

  • Принцип систематичности и последовательности – знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя устанавливать хаотично, в беспорядке. Материал должен даваться в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
  • Принцип доступности – учебный процесс теряет смысл, если его содержание недоступно для усвоения.
  • Принцип наглядности – чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения.
  • Принцип сознательности и активности учения детей – знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность.
  • Принцип прочности обучения – знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне.
  • Принцип индивидуализации развития детей в процессе обучения – индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов.
  • Принцип научности – содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Научность познания заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению.

      В своей деятельности использовала различные методы и приемы:

  • Игровые – дидактические игры – занятия, подвижные игры с предметами, настольно-печатные игры, игры поискового характера, пальчиковые игр.
  • Наглядные – презентации, на нравственно-духовное  развитие мультфильмы, разнообразие демонстрационного и раздаточного материала, центры  на нравственное  развитие в игровой комнате для свободного доступа детей.
  • Словесные – подборки стихотворений, загадок для использования в организованной образовательной деятельности.

Опыт работы состоял из следующих этапов:

Краткое описание работы:

Этап первый – подготовительный (осень 2017)

Этап второй – основной (2017 – 2019)

Этап заключительный (весна 2019)

 Этап первый – подготовительный:

1. Диагностика нравственной воспитанности  старших дошкольников (5-6 лет) на начало учебного года 2017 – 2018 (сентябрь)

- Диагностика основана на стандартизированном комплексе психодиагностических методик  Р.С. Немова, которые современные педагоги дошкольники переработали в сборник: Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника/авторы – составители:  Авдулова Т. П., Аксенова Е. Г. – Издат. Владос, 2014.

 - Наблюдения, беседы, тестовые игровые упражнения и задания. Диагностика проводилась на каждый следующий учебный год как в начале (сентябрь), так и в конце (май).

- В  целях выявления   уровня  воспитанности старших  дошкольников был  использован метод наблюдения следующих параметров нравственности: дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность, требовательность к себе.

2. Анкетирование родителей «Дополнительные услуги в ДОУ»

  • Подбор консультативного материала по духовно-нравственному развитию для родителей. «Игра как средство нравственного развития»
  • Мастер – классы для родителей. «Игровые  проблемные ситуации».
  1. Методическая разработка для работы с детьми старшего возраста:  «Игровое проектирование «Я+ТЫ=МЫ», рассчитанное  на два учебных года.
  2. Подбор наглядных пособий, выбор игр при организованной и совместной образовательной деятельности с детьми и педагога.
  3.  Создание игровых центров, направленных на духовно-нравственное  

        развитие моих воспитанников.  

  • Игровые зоны  для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Парикмахер», «Магазин», «Кухня – семья»;
  • центр сказок (для театрализованных игр);
  • зона для настольно-печатных игр;
  • спортивный центр;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики) для легкого изменения игрового пространства.

      Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя игровые занятия, чередовать их в течение дня, а мне дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей и для решения задач по нравственному развитию, изложенных выше.

    Дети с большим удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «Строительство города», «Почта», «Поварята», «Парикмахерская». Для того чтобы заинтересовать моих воспитанников я пополнила атрибуты к данным играм – игровыми предметами, тематической одеждой: халат доктора, передник повара, парикмахера, повара. Для игроков «строителей» - различные виды конструкторов, крупные мягкие модули.

     В центре сказок доступны различные костюмы персонажей сказок, где можно легко стать воспитанной Мальвиной, надев парик с синими волосами, или веселой Красной Шапочкой. Дети при моем косвенном участии легко перевоплощаются в персонажей своих любимых сказок, наглядно показывая свое отношения к персонажу. Не у всех детей есть желание стать Бабой Ягой или Кощеем. Они мотивируют это так: - не хочу быть злым, которого никто не любит, лучше быть добрым.

    Кукольный театр с многообразием перчаточных и настольных персонажей также помогает в работе с детьми создавать игровые проблемные ситуации и затем находить выход из сложившегося сюжета. Особенно если ребенок не решительный и робкий в общении со сверстниками, ему легче проявить свое

нравственное  «Я» через игру с куклой.

         С подгруппой детей провожу такие игры: «Вот я какой», «Тайный друг», «Только хорошее», «Совместный рисунок».

    Планируемые результаты – целевые ориентиры в социально-коммуникативном развитии.

Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, выступающие основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования. В соответствии с целевыми ориентирами к 6-7 годам ребенок:

  • проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • связно и грамотно выражает свои мысли;
  • осуществляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
  • проявляет любознательность;
  • интересуется причинно-следственными связями;
  • обладает элементарными представлениями в области нравственного развития и духовных ценностей общества, в котором он живет;
  • принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Этап второй - основной.

     На этом этапе мной велась  организованная образовательная деятельность, направленная на нравственное развитие детей старшего возраста, с включением различных по видам игр.  Уделяла внимание играм в самостоятельной  образовательной  деятельности детей.

    Мной проводилась работа по «Игровому проектированию «Я+ТЫ=МЫ» моделирования  проблемных ситуаций», которая рассчитана на два года с детьми старшей (2017 - 2018), а затем и в подготовительной группы (2018 - 2019).  

   Также с детским коллективом группы мной велась работа по духовно-нравственному развитию через игровую деятельность в режимных моментах (дежурство, прогулка, игры, наблюдения за предметами окружающего мира), в продуктивной художественно-эстетической деятельности: рисование, лепка, аппликации, конструирование из различных материалов, оригами.

Нравственное развитие детей осуществляла через разные формы работы:

1. создание разнообразной полифункциональной и легко трансформируемой пространственно предметно-развивающей среды.

3. фронтальные и подгрупповые игровые занятия ООД;

4. развлечения и досуги;

5. маршрут нравственной воспитанности на участке детского сада;

6. ООД по общей тематике «Я и моя семья» и «Мир вокруг нас»;

7. «Задушевные беседы» в зоне «утешения»;

8. дидактические игры;

9. сюжетно-ролевые игры;

10. подвижные игры и упражнения;

11. создание проблемных ситуаций.

    Нравственное развитие в игровой форме осуществляется во всех пяти образовательных областях: в социально-коммуникативном развитии, познавательном развитии, речевом развитии, художественно-эстетическом развитии и физическом развитии.

     Например, в образовательной области социально-коммуникативного развития использовала серию игр и ООД, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка, предложенных З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Муравьишки», «Птенцы». Народные игры: «Раз, два, три ко мне беги!», «Лиса и гуси». Их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие. Практическое занятие «Чудо-дерево», где ставила задачи на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками.

   Я стремилась в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него.

     В образовательной области познавательного развития активное  участие детей на ООД: «Прогулка по осеннему лесу», «Научим мышат трудиться», «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Зимой в лесу», где на ряду с познавательными задачами мной решались и цели нравственного характера через игровые упражнения – это          развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания. Преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

   На ООД в образовательной области художественно-эстетического развития мною использовалась игровая мотивация с целью вызвать у старших детей желание сделать подарок своим близким или малышам.

  На протяжении двух учебных  лет (2017-2019г.) мною проводилось дополнительное образование по работе с бумагой – кружковая работа «Оригами» - где одной из образовательных задач, стояла задача по нравственному развитию на формирование нравственно-волевых качеств доводить дело до конца, самостоятельно оценивать свою работу и давать оценку другим работам, трудить сообща, радовать своими поделка родственников.  

      В образовательной области речевого развития уделяла  большое внимание подбору художественной литературы, где прослеживаются черты характеров персонажей, таких же девчонок и мальчишек, как и в моей группе. Это рассказы В. А. Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Отомстила»; рассказы Н. Н. Носова «Фантазеры», «Огурцы», «Живая шляпа». После знакомства с произведениями с детьми проходили беседы: «Какой персонаж тебе понравился и почему?», «Как бы ты поступил в такой же ситуации?», «Чем запомнился тебе этот герой рассказа».                

На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителям этих детей давала советы.  

В информационном уголке для родителей в течение учебного года размещала консультации: «Игра как средство нравственного воспитания», «Как развивать способность создавать игровой сюжет», «Игры – драматизации в формировании гендерной толерантности».

 Этап третий - заключительный.

  1. Проведение диагностики  в начале и в конце  каждого учебного года (2017 – 2019)

     В 2017 – 2018 и 2018 – 2019 учебные годы в старшей и подготовительной к школе группе № 3 «Почемучки» МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды списочный состав детей: 26 детей.

    Из них  на осень 2017 – 2018 учебного года в старшей группе: детей с высоким уровнем нравственного развития всего 19, 23% (5 воспитанников). Средний уровень у 57,69% (15 воспитанников), низкий уровень 23,08% (6  воспитанников).

  В конце года (май 2018): высокий уровень 38,46% (10 детей), средний уровень 42,31% (11 детей), низкий уровень 19,23% (5 детей).

   На начало учебного года 2018 – 2019 в подготовительной к школе группе: высокий уровень – 42,31% (11 воспитанников), средний уровень 46,15% (12 воспитанников), низкий уровень 11,54% (3 воспитанника).

    В мае 2019: высокий уровень 57,69% (15 воспитанников), средний уровень 42,31% (11 воспитанников), низкий уровень 0%.

    Анализ диагностических данных, показал следующие результаты: дошкольники в целом уважают старших, сочувствуют и помогают слабым, знают о правилах культуры поведения, но недостаточно самостоятельны и дисциплинированны. Детям дошкольного возраста необходим контроль педагога. А свои знания не всегда готовы применить в практических действиях, что прослеживается в самостоятельной деятельности ребят.

Как итог моей работы:

- Картотека игр, направленных на нравственное развитие дошкольников.

- Консультация для воспитателей «Игра – как средство нравственного воспитания дошкольников» - выступление перед коллегами на педагогическом совете.

- Консультация для родителей «Игра – как средство нравственного воспитания» - для родительского информационного центра в приемной.

- Родительские собрания: «Игра как средство нравственного развития дошкольников», «Нравственное воспитание детей старшего возраста в сюжетно-ролевой игре», «Готовимся к школе с папой и мамой»

Таким образом, в ходе работы «Игра как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста», мной была организована систематическая работа  с детьми, совместно с  их родителями.

Анализ проведенной работы

Проведенная работа по нравственному развитию:

 1.Помогла сплотить детский коллектив.

2.Дети научились выстраивать  дружеские взаимоотношения.

3.Укрепилась привычка играть, трудиться и заниматься сообща.

4.Дети стали активно  договариваться, помогать друг другу.

5.Появилось  стремление радовать старших хорошими поступками.

6.Дети стали проявлять уважительное отношение к окружающим людям,  

не  вмешиваться в разговор взрослых.

7. С интересом стали слушать собеседника и без надобности не

перебивать его.

8.В своей речи дети стали чаще использоваться формулами словестной

вежливости.

9.Мальчики стали сами предлагать свою помощь девочкам, пропускать

вперед себя в дверь, уступать место.

10.У детей появилось желание познавать культуру своего народа.

Результативность моей работы:

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме с использованием различных игр эффективно помогает развивать нравственно-социальные и коммуникативные качества у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы.

  1. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника | Авдулова Т. П., Аксенова Е. Г. – Издат. Владос, 2014
  2. Р. С. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников. Метод. Пособие. ЛитРес Мозаика-Синтез 2011
  3. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Издат. Либроком, 2012
  4. А. Г. Арушанова Развитие коммуникативных способностей дошкольников. Издат. Сфера из серии: Модули программы ДОУ 2012
  5. Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Учебное пособие. Авторы-составители коллектив педагогов под редакцией: Н. И. Левшина, Т. М. Бабунова Издат. ЛитРес. 2015
  6. Планирование нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе литературного образования. В. В. Боцкалева Издательство: Перспектива 2015
  7. Коноваленко С. В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс, 2011
  8. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. Издат. Владос 2013
  9. С. М. Панина Духовно-нравсвенное становление дошкольников. Конспекты непосредственно образовательной деятельности. Из серии ФГОС ДО: практика реализации. 2016
  10.  Л. Д.Короткова Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Издательство: ЦГЛ, 2006
  11.  В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет Издательство: М. Мозаика-Синтез, 2007
  12.  Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Издательство: ГНОМ, 2018
  13.   Панасенко И. Н. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет: планирование, комплексные познавательные занятия. /серия: В помощь педагогу ДОО/ УчМаг, 2018
  14.  Т.Д. Корякова: "Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста" -  источник: Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Учебное пособие. Авторы-составители коллектив педагогов под редакцией: Н. И. Левшина, Т. М. Бабунова Издат. ЛитРес. 2015
  15.  А.В. Попова: "Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для подготовительной и старшей группы"- источник: Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Учебное пособие. Авторы-составители коллектив педагогов под редакцией: Н. И. Левшина, Т. М. Бабунова Издат. ЛитРес. 2015
  16. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

  1. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:  

«Просвещение», 1991.

  1. Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

ПРОЕКТ «Коми сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Тип  проект:   педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: -  долгосрочный Участники:  дети старшей группыУчастники проекта: ...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окр...