Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"
статья (младшая группа) на тему
В данной статья раскрыты актуальность и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализации ФГОС ДО. Как пример приведен конспект непосредственно- обрзовательной деятельности с элементами экспериментирования с младшими дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmts_savintseva.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
В связи введением ФГОС ДО и пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Подьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Опытно-экспериментальная деятельность это один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста. Она позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности. Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей. Тема элементарного экспериментирования представляет для детей живой интерес. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Учитывая актуальность и достоинства метода экспериментирования считаю необходимым использовать его при взаимодействии с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. С целью формирования у детей элементарных представлений из области естествознания была разработана и ииииипроведена непосредственно-образовательная деятельность по познавательному направлению развития детей с элементами экспериментирования.
Конспект непосредственно - образовательной
деятельности «Зимушка-зима»
с детьми младшего дошкольного возраста
Цель НОД: формировать у детей элементарные представления из области естествознания.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально созданной игровой ситуации, познакомить детей со свойствами льда (холодный, скользкий, в тепле тает, превращается в воду);
- учить устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
Развивающие:
-расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду).
Воспитательные:
-воспитывать отзывчивость,
- устойчивое внимание.
Технические средства: телевизор; ноутбук, мультимедийная презентация.
Наглядные пособия: Бусинки, замороженные во льду, оборудование «мокрой зоны», лейки с теплой водой, салфетки, шнурочки для бусинок, салфетки для рук, стенд «Я выбираю», фотографии детей.
Ход НОД:
Дверь открою, постучу, деток в гости позову, заходите, дорогие, я вам что-то покажу. Встаньте, пожалуйста, рядом, напротив телевизора - окна (слайд 1). Что вы видите в окне? Снег идет, все белое. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Зима. Что бывает зимой?
Ответы детей: Холодно, идет снег, деревья стоят голые, люди одевают зимнюю теплую одежду.
Правильно, молодцы! А сейчас послушайте загадку, и дайте мне ответ, что это?
Он появляется тогда, когда замерзнет пруд, река,
На нем так трудно удержаться, но любим мы на нем кататься (лед).
Правильно! Что происходит с водой на улице зимой?
Ответы детей: Она превращается в лед, замерзает от мороза (слайд 2).
Правильно. Помните, я вам обещала принести бусинки для пальчиковой игры, вот сегодня несла вам их, но споткнулась на улице и нечаянно уронила их в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали мои бусинки в ледовый плен (показываю льдинки с бусинками), Как же нам быть? Как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Ответы детей:
Давайте рассмотрим ваши ответы, и подумаем, что хорошо, а что – плохо.
Ответы детей:
Погреть лед в ладошках, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, бусинки освободятся, плохо – руки замерзнут);
Можно отогреть в варежках (хорошо – лед тоже растает, бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);
Можно поставить на батарею – лед растает хорошо, придется долго ждать - плохо;
Можно отковырнуть ножом - хорошо, поранишься - плохо, надо попросить взрослых;
Можно положить в теплую воду, там лед быстрее растает - хорошо;
Можно оставить в группе лед растает – хорошо, но долго ждать – плохо.
Я вам предлагаю еще один способ, как можно быстро растопить лед! Давайте пройдем в нашу лабораторию, вставайте вокруг стола. Кладите льдинки в ванну. У нас есть лейки с водой. Как вы думаете, какая вода нам поможет быстрее растопить лед и освободить льдинки теплая или холодная? Правильно, теплая. Берите лейки и полейте на льдинки, лейте аккуратно, не торопитесь.
Смотрите, лед пропал, что с ним случилось?
Ответы детей: Лед растаял, теплая вода растопила лед.
Аккуратно достаньте бусинки из воды, положите на салфетку, пусть они обсохнут.
А мы пока с вами поиграем в игру «Бусинка в ледяном плену» (под музыку).
Описание игры: Воспитатель в роли бусинки, дети, замерзшие капельки, они крепко обнимают «бусинку» со всех сторон – «бусинка в ледяном плену» и просит помощника воспитателя освободить ее, растопить льдинки, няня теплыми руками гладит детей – льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку - воспитателя.
Посмотрите, пока мы играли, наши бусинки обсохли, они такие красивые, вы их освободили из ледяного плена. Давайте положим их на ладошку и поиграем с ними. Только не забывайте, что бусинки мелкие, в рот их брать нельзя, а то можно проглотить и подавиться, а чтобы они от вас не укатились, зажмите их в ладошках крепко.
Пальчиковая игра «Бусинки»
А мы бусинки катали, и желания загадали, чтоб здоровыми расти,
Людям радость принести.
Рефлексия: Зажмите бусинки в ладошке крепко, крепко, пусть они еще погреются.
Скажите, что случилось с бусинками? Кто их заморозил? Как появился лед? Как мы растопили его? От какой воды быстрее растает лед? А теперь разожмите ладошки, наши бусинки окончательно согрелись, и вы можете с ними поэкспериментировать в лаборатории (тонут, не тонут), можно их них сделать бусы (нанизывание), можно их нарисовать для мамы. Возьмите свои фотографии, подумайте, что вы дальше будете делать с бусинками, и повесьте свои фотографии рядом с картинкой того центра, куда вы хотите пойти, мы с Натальей Владимировной вам поможем. Даша, в какой центр бы ты хотела пойти, а ты Ваня и т.д.
Элементы экспериментирования можно включать в тематически запланированную НОД, можно использовать как развлечение, как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических представлений т.д. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок не только слышит, но и делает все сам.
Савинцева Е. А, воспитатель
I квалификационной категории
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» группы детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности
г.Югорск 2015г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста.
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,...
"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...
Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"
В данной статья раскрыты актуальность и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...
"Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО" Консультация для воспитателей
Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего....
Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО.
Детское эксперементирование как метод позновательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО....
«Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)» на тему: «Заюшкина избушка»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое разви...
"Кейс технологии как эффективный метод познавательного развития детей дошкольного возраста"
Метод кейсов - техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Для чего нужен кейс? Кейс даёт возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающе...