Оптимизация процесса диагностики дошкольников с ОНР по образовательным областям на основе авторского интерактивного ресурса
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Современное дошкольное образование, развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условие его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №89 V вида»
Выступление из опыта работы
Тема. Оптимизация процесса диагностики дошкольников с ОНР по образовательным областям на основе авторского интерактивного ресурса.
Автор: Карманникова Е. С.
воспитатель I квалификационной категории
НС(К)НШ-ДС V вида №89
Современное дошкольное образование, развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условие его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
В связи с утверждением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования у педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу диагностики детского развития. В Стандарте дошкольного образования четко прописано, что оценивается динамика развития ребёнка, т.е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается диагностика динамики развития ребенка, для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.
Педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанника и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий его обучения и развития. То есть педагогическая диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность с детьми, все ли образовательные потребности ребенка удовлетворяют, обеспечивают ли переход в процессе образования.
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется в течение времени пребывания ребенка в Учреждении (с 7.00 до 17.00, исключая время, отведенное на сон).
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателем группы 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, апрель). В первом случае, она помогает выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики ее развития.
Методологическая основа педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) в Учреждении обеспечивается при помощи методик:
-Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования, которая соответствует ФГОС ДО под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3 -7 лет) Н.В. Нищевой, обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов достижений каждого ребенка в соответствии с ФГОС.
На современном этапе развития общества в любой научной сфере прямо или косвенно используют достижения информационно-коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникативные технологии открывают перед педагогами новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса, и способствует оптимизации деятельности ДОУ, в работе с детьми и служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений. В своей работе я использую компьютер как средство:
- создания электронной библиотеки;
- электронного блог-портфолио «Маленькая страна»;
- создание дидактических онлайн-альбомов «Дикие животные», (где собраны различные упражнения, кроссворды, сказки, игры, загадки).
- «Играем в сказку»,(много полезной информации по применению здоровьесберегающих технологий с использованием элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками).
- персональный сайт «Речецветик» для детей, родителей и педагогов.
- создание презентаций для родителей и детей;
- создание медиатеки - собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также созданных собственными силами и силами коллег;
- 2 электронно-образовательных ресурса успешно прошедших открытую общественную профессиональную экспертизу и регистрацию ИНИМ РАО (Институт научной информации и мониторинга Российской академии образования) «Секрет Колобка», «Хозяева леса».
- диагностика дошкольников с ОНР по образовательным областям на основе авторского интерактивного ресурса.
Чтобы хоть как-то облегчить труд и оптимизировать время, создала ещё интерактивный ресурс, в котором будут просматриваться все разделы.
Я предлагаю Вашему вниманию презентацию интерактивного ресурса на основе применения технологий гипертекстовой среды, средств VBA-программирования и Интернет-технологий. Данный ресурс предназначен для использования в учебно-воспитательном процессе.
Актуальность данного ресурса состоит в том, что он позволит в нетрадиционной форме проследить продвижение ребенка в усвоении материала по всем образовательным областям и разделам, что чрезвычайно важно для построения образовательной и коррекционной работы в дошкольном учреждении.
Интерактивный ресурс «Диагностическая игра» позволит сделать образовательный мониторинг быстрым, качественным и эффективным.
Этот ресурс так же можно использовать и на интерактивной доске, так как работа выполнена в программе PowerPoint с использованием макроса Drag-And-Drop. Макрос Drag-and-Drop (в переводе с английского означает буквально тащи-и-
бросай; Бери-и-Брось) это слайд, на котором записана программа для перемещения, вращения, увеличения и уменьшения объектов, а также для создания надписей и гиперссылок в режиме демонстрации слайдов, выполненных в программе PowerPoint. С помощью макроса Drag-and-Drop удобно создавать тренажёры, тесты, игровые задания и прочее. Это альтернатива интерактивной доске.
Цель: усвоение программного материала с учетом интеграции областей организованной образовательной деятельности.
Задачи:
- Изучить продвижение ребенка в усвоении материала по всем областям и разделам.
- Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
- Собрать фактические данные для обеспечения диагностической процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
- Обеспечить контроль, за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу, которая позволяет выявить уровень достижения группой детей промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамику становления интегративных качеств.
Ожидаемые результаты:
Применение ресурса позволит создать условия для
- проверки знаний по образовательным областям;
-обогащения словарного запаса;
-развития познавательной деятельности и психических процессов;
-повышения интереса к данной деятельности;
-повышения мотивации воспитанников по данным областям.
Использование мониторинга в воспитательно - образовательном процессе позволит определить успешность и результативность освоение воспитанниками программного материала по образовательным областям.
План работы с ресурсом. Этот ресурс можно использовать в начале и в конце года, как часть непосредственной образовательной деятельности, и дает возможность оценить уровень усвоения знаний воспитанника по данной образовательной области.
Техническое и программное обеспечение: Компьютер с операционной системой Windows XP, и офисным приложением MicrosoftOfficePowerPoint 2007, MicrosoftExcel.
Рекомендации по использовании ресурса.
Презентация выполнена в программе PowerPoint 2007, составлена с использованием макросаDrag-And-Drop, триггеров, анимационных эффектов, гиперссылок. Ресурс предназначен для совместной деятельности педагога и ребенка.
Образовательная область «Познание»
Раздел ФЭМП
Данный ресурс, включает в себя следующие модули:
- Ориентировка в пространстве
- Величина
- Форма
- Ориентировка во времени
- Количество и счет
На каждый модуль установлены гиперссылки, которые указывают на переход соответствующего слайда презентации.
Например:
Начнем с модуля «Количество и счет»
Прилетели бабочки (слайд5)
Кнопка «Задание» раскрывает описание игры. На изображение, настроен макрос Drag-and-Drop.
Модуль «Величина»
Укрась ёлочку (слайд8)
Модуль «Ориентировка в пространстве»
Поручение (слайд16)
Модуль «Ориентировка во времени»
Когда это бывает? (слайд20)
Вопросительный знак указывает переход на MicrosoftExcel. Где вносятся результаты в таблицу.
https://yadi.sk/d/Zpj6AcqOjUi4N
Образовательная область «Познание»
Раздел ФЦКМ
Данный ресурс, включает в себя следующие модули:
- Ознакомление с природой
- Социальное окружение
- Предметное окружение
Модуль «Предметное окружение»
Подбери материал к предмету(слайд 5)
Модуль «Социальное окружение»
Для чего нужны человеку части тела? (слайд11)
Модуль «Ознакомление с природой»
Собери урожай (слайд 22)
Охотник и пастух (слайд 26)
Классификация (слайд 29)
Развитие растений из семени (слайд 31)
Вырасти цветок (слайд 32)
https://yadi.sk/d/qecla6AQZqP3t
Образовательная область «Коммуникация»
Раздел Развитие речи
Данный ресурс, включает в себя следующие модули:
- Звуковая культура речи
- Грамматический строй речи
- Формирование словаря
- Связная речь
Модуль «Звуковая культура речи»
Выдели первый звук в слове (слайд 4)
Модуль «Грамматический строй речи»
Сервируем стол (слайд 8)
Модуль «Связная речь »
Расскажи об игрушке (слайд 19)
Инсценировка сказки «Колобок» (слайд 20)
Модуль «Формирование словаря»
Опиши предмет(слайд 13)
https://yadi.sk/d/4Em5QQJJZqNtJ
ВНИМАНИЕ! Но после работы на занятии или просмотра презентации НЕ СОХРАНЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯ, так как сохранится новое положение объектов после перемещения их во время показа, если у вас нет специального намерения, сохранить это.
С этой работой на портале «Центр педагогической помощи «Авантаж» приняла участие во всероссийском педагогическом конкурсе «День открытых дверей», в номинации "Опыт работы" по теме "Диагностическая игра" где стала победителем.
Итак, информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
г. Набережные Челны РТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Домашние животные» во второй младшей группе по образовательной области «Познание» по авторской программе «Я открываю мир»
Тема: «Домашние животные» Программные задачи:Образовательные задачи: Обогащать сенсорный опыт детей знакомя их с объектом – кошкой. Поддерживать попытки самостоятельно обследовать объект. (Образо...
Тесты для дошкольников 6 лет. Диагностика готовности ребёнка к школе. Образовательная область « Речевое развитие».
Вашему вниманию предлагаются тесты для проверки готовности ребёнка к школе:- исследование состояния фонетического восприятия, звукового анализа и синтеза;- исследование грамматического стро...
Перспективное календарно – тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «познание». Основы безопасности жизнедеятельности.
Сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях....
Выступление из опыта работы "Интеграция образовательных областей как основа повышения уровня психофизического здоровья дошкольников».
Выступление из опыта работы на педагогическом совете "Слагаемые здоровья"....
Конспект ООД в старшей группе образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Водные ресурсы земли».
Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря, океаны и.т.д....
Оптимизация процесса подготовки дошкольников к образовательной деятельности по физической культуре
Оптимизация процесса подготовки дошкольников к образовательной деятельности по физической культуре...
Диагностики воспитания, обучения, развития дошкольников на занятиях по образовательной области «Речевое развитие» в разновозрастной группе.
Картотека дидактических игр по речевому развитию представляет собой набор увлекательных и познавательных игр, специально разработанных для помощи в диагностике и развитии речевых навыков у детей. Кажд...