Выступление из опыта работы "Интеграция образовательных областей как основа повышения уровня психофизического здоровья дошкольников».
материал
Выступление из опыта работы на педагогическом совете "Слагаемые здоровья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы
Тема: «Интеграция образовательных областей как основа повышения уровня психофизического здоровья дошкольников».
Одна из основных задач дошкольного образования на современном этапе – обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей. Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо реализовать естественную потребность ребенка в движении. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъёмом, улучшаются функции сердечно – сосудистой и дыхательных систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов.
Согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта, подавляющее большинство образовательных и оздоровительных мероприятий с детьми проводится в интегрированной форме.
Цель – интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Деятельность инструктора по физической культуре в первую очередь должна быть нацелена на формирование у детей интереса к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение специфических задач.
1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).
2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В то же время инструктор по ФК может способствовать решению основных задач других образовательных областей, как в совместной деятельности с детьми во время занятий физическими упражнениями в разных формах, так и в сотрудничестве с другими педагогами
1. Интеграция физического и социально – коммуникативного развития.
Решается через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, умений действовать в коллективе, оценивании результатов игр, где формируются первичные представления о себе и собственных возможностях.
Например: Спортивная коллективная игра в баскетбол.
Обучение игре в баскетбол, даже её элементам позволяет удовлетворить ребенку многие его потребности – потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившееся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении.
Баскетбол, как и все спортивные игры, требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями своих сверстников, тем самым закладывая основы социальных отношений.
Разучивание правил игры требует сосредоточенности, усердия, а многократное повторение приемов и элементов игры – вырабатывает силу воли дошкольника.
В процессе освоения детьми правил этой игры у детей развиваются различные виды памяти: эмоциональная, образная, словесная.
Обучая детей элементам игры в баскетбол, ребенок совместно со взрослыми решает интересные двигательные задачи разной сложности, а достигнув успехов получает новые ощущения и положительные эмоции.
Играя в баскетбол, ребенок совершает множество разнообразных движений, при этом решая много познавательных задач. Он невольно воспринимает предметы и их свойства. Сама игра и элементы игры в баскетбол создают дополнительную обучающую ситуацию, тем самым, помогая освоить те виды движений, которые с трудом осваивались ранее.
2. Физическое развитие и познание
Ещё Жан – Жак Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Исследования ученых показали: чем богаче двигательный опыт, тем больше информации поступает в его мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию.
Сенсорное развитие: закрепление цвета при использовании физкультурных пособий разной окраски, определение размера и веса предметов, используемых для физических упражнений, закрепление состава материалов, из которых изготовлено физкультурное оборудование, инвентарь.
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности:
Экспериментирование с разными исходными положениями, вариантами движений и выбор оптимальных форм выполнения; исследование использования физкультурного инвентаря для определенного задания.
Формирование элементарных математических представлений: закрепление цвета, счета, ориентировки в пространстве.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей: информация, связанная с сюжетом и игровыми персонажами подвижных игр; игры народов страны и мира; история развития видов спорта; олимпийское движение.
Например: Игры малой подвижности
1.Игра с листом бумаги
Какую игрушку можно сделать из листа бумаги?
Дети предлагают разные. Предлагаю мяч. Дети сами должны догадаться, как сделать мяч. Они сминают лист бумаги в комок. Придумывают упражнения с бумажным мячом. Можно и поэкспериментировать. Что упадет быстрее лист бумаги или бумажный комочек. Можно собрать все комочки и подсчитать или выложить цифру.
2. Игра «Необычный художник»
Из скакалки или гимнастических палок выложить геометрическую фигуру.
3. Игра «Угадай, что пропало»
Дети стоят в кругу. Раскладывается несколько предметов. Дети запоминают и отворачиваются. Один предмет убирается. Дети отгадывают что пропало.
3. Интеграция физического и речевого развития
Предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью: это использование подвижных игр с рифмованным текстом, считалок для выбора ведущих в игре; пересказ двигательного задания заданного взрослым, ответы на вопросы о технике упражнений, технике безопасности; объяснений правил игры, чтение стихотворений на праздниках физкультурного направления, логоритмики – произношение на выдохе звуков, сочетание звуков, слов.
При выполнении упражнений можно использовать имитацию движений. Входить в образ помогают знания детей полученные при чтении сказок, героев детских стихов.
Например, для малышей. У двери инструктор находит зайчика, показывает детям. Что же с ним случилось, почему он мокрый? Спрашивает у детей «Кто знает стихотворение про зайку?» Читает первую строчку «Зайку бросила хозяйка», дальше продолжает кто-то из детей. Давайте согреем зайку и научим его спрыгивать со скамейки. Инструктор учит зайку спрыгивать со скамейки и приземляться на две лапы. А потом дети показывают зайчику, как они умеют спрыгивать.
4.Интеграция физического развития и художественно - эстетического
Под музыку проводится утренняя гимнастика. На занятиях музыка звучит во время проведение ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающих упражнений с музыкальным сопровождением разного характера; подвижных игр, в которых музыкальное произведение служит ориентиром для начала и окончания игры; исполнение песен о физкультуре, дружбе на спортивных праздниках, использование музыки спокойного характера в заключительной части занятия.
Применение музыки на занятиях помогает бороться с монотонностью, преодолевать нарастающее утомление, ускорять овладение техникой движений. Физические упражнения под музыку становятся более выразительными и оказывают большой оздоровительный эффект.
Таким образом, физическая культура не только средство развития физических качеств и укрепления здоровья, но и важный компонент в духовном, нравственном и эстетическом воспитании.
Помогает в работе включение двигательного воображения. К примеру, выполнить самомассаж ушных раковин – не самое интересное занятие для детей. А вот если мы будем использовать образ хорошо знакомого детям героя, например Чебурашки, то занятие становится намного привлекательнее.
Так, образы медведя и лисы помогают в упражнениях для профилактики плоскостопия, кошечки и бабочки в упражнениях для профилактики нарушения осанки, образы ветра и трубача – при проведении дыхательной гимнастики.
Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.
Можно использовать на занятиях дыхательную гимнастику Стрельниковой.
Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод. Интеграция образовательной области физическое развитие с другими образовательными областями, позволяет добиваться положительных результатов по укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме:«Формирование навыков оздоровления с помощью хромотерапии, как фактор укрепления психофизического здоровья дошкольников»
Обобщение опыта...
Установление партнерских отношений педагогов и родителей с целью формирования психофизического здоровья дошкольников.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия психофизического развития ребенка, для вхождения маленького человека в большой мир....
Презентация "Детская журналистика как средство повышения уровня развития речи дошкольников"
Для воспитателей и педагогов ДОУ...
Создание комфортных условий для психофизического здоровья дошкольников посредством гимнастики пробуждения
гимнастика пробуждения для дошкольников...
Значение театральной деятельности в сохранении и укреплении психофизического здоровья дошкольников
Статья из сборника "Психология детства, психическое здоровье детей и подростков". Сборник создан по материалам всероссийской педагогической конференции, 2017 г....
статья на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Методического и информационного материала об использовании тренажёра Thera-Band в детских садах недостаточно. Нет разработанных технологий с использованием данного тренажёра. Однако производители...
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...