Выступление из опыта работы "Интеграция образовательных областей как основа повышения уровня психофизического здоровья дошкольников».
материал

Шутов Михаил Николаевич

Выступление из опыта работы на педагогическом совете "Слагаемые здоровья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

Тема: «Интеграция  образовательных областей  как основа повышения уровня психофизического здоровья дошкольников».

Одна из основных задач дошкольного образования на современном этапе – обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия  детей.  Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо реализовать естественную потребность ребенка в движении. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъёмом, улучшаются функции сердечно – сосудистой  и дыхательных систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и  биохимических процессов.

Согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта, подавляющее большинство образовательных и оздоровительных мероприятий с детьми проводится в интегрированной форме.

Цель – интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Деятельность инструктора по физической культуре в первую очередь должна быть нацелена на формирование у детей интереса  к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение  специфических задач.

1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом  совершенствовании.

В то же время инструктор по ФК может способствовать решению основных задач других образовательных областей, как в совместной деятельности с детьми во время занятий физическими упражнениями в разных формах, так и в  сотрудничестве с другими педагогами

1. Интеграция физического и социально – коммуникативного развития.

Решается через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, умений действовать в коллективе, оценивании результатов игр, где формируются первичные представления о себе  и собственных возможностях.

Например: Спортивная коллективная игра в баскетбол.

Обучение игре в баскетбол, даже её элементам позволяет удовлетворить ребенку многие его потребности – потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившееся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении.

Баскетбол, как и все спортивные игры, требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями своих сверстников, тем самым закладывая основы социальных отношений.

Разучивание правил игры требует сосредоточенности, усердия, а многократное повторение приемов и элементов игры – вырабатывает силу воли дошкольника.

В процессе освоения детьми правил этой игры у детей развиваются различные виды памяти: эмоциональная, образная, словесная.

Обучая детей элементам игры в баскетбол, ребенок совместно со взрослыми решает интересные двигательные задачи разной сложности, а достигнув успехов получает новые ощущения и положительные эмоции.

Играя в баскетбол, ребенок совершает множество разнообразных движений, при этом решая много познавательных задач. Он невольно воспринимает предметы и их свойства. Сама игра и элементы игры в баскетбол создают дополнительную обучающую ситуацию, тем самым, помогая освоить те виды движений, которые с трудом осваивались ранее.

2. Физическое развитие и познание

Ещё Жан – Жак Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Исследования ученых показали: чем богаче двигательный опыт, тем больше информации поступает в его мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию.

Сенсорное развитие: закрепление цвета при использовании физкультурных пособий разной окраски, определение размера и веса предметов, используемых для физических упражнений, закрепление состава материалов, из которых изготовлено физкультурное оборудование, инвентарь.

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности:

Экспериментирование с разными исходными положениями, вариантами движений и выбор оптимальных форм выполнения; исследование использования физкультурного инвентаря для определенного задания.

Формирование элементарных математических представлений:  закрепление цвета, счета, ориентировки в пространстве.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей: информация, связанная с сюжетом и игровыми персонажами подвижных игр; игры народов страны и мира; история развития видов спорта; олимпийское движение.

Например: Игры малой подвижности

1.Игра с листом бумаги

Какую игрушку можно сделать из листа бумаги?

Дети предлагают разные.  Предлагаю мяч. Дети сами должны догадаться, как сделать мяч. Они сминают лист бумаги в комок. Придумывают упражнения с бумажным мячом. Можно и поэкспериментировать. Что упадет быстрее лист бумаги или бумажный комочек. Можно собрать все комочки и подсчитать или выложить цифру.

2. Игра «Необычный художник»

Из скакалки или гимнастических палок выложить геометрическую фигуру.

3. Игра «Угадай, что пропало»

Дети стоят в кругу. Раскладывается несколько предметов. Дети запоминают и отворачиваются. Один предмет убирается. Дети отгадывают что пропало.

3. Интеграция  физического и речевого развития

Предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью: это использование  подвижных игр с рифмованным текстом, считалок для выбора  ведущих в игре; пересказ двигательного задания заданного взрослым, ответы на вопросы  о технике упражнений, технике безопасности;  объяснений правил игры, чтение стихотворений на праздниках физкультурного направления, логоритмики – произношение на выдохе звуков, сочетание звуков, слов.

При выполнении упражнений можно использовать имитацию движений. Входить в образ  помогают знания детей  полученные при чтении сказок, героев детских стихов.

Например, для малышей. У двери инструктор находит зайчика, показывает детям. Что же с ним случилось, почему он мокрый? Спрашивает у детей «Кто знает стихотворение про зайку?» Читает первую строчку «Зайку бросила хозяйка», дальше продолжает кто-то из детей. Давайте согреем зайку и научим его спрыгивать со скамейки. Инструктор учит зайку спрыгивать со скамейки и приземляться на две лапы. А потом дети показывают зайчику, как они умеют спрыгивать.

4.Интеграция физического развития и художественно - эстетического

Под музыку проводится утренняя гимнастика. На занятиях музыка звучит во время проведение ходьбы, бега, прыжков,  общеразвивающих упражнений  с музыкальным сопровождением  разного характера; подвижных игр, в которых музыкальное произведение служит ориентиром для начала и окончания игры;  исполнение песен о физкультуре, дружбе на спортивных праздниках, использование музыки спокойного характера в заключительной части занятия.

Применение музыки на занятиях помогает бороться с монотонностью, преодолевать нарастающее утомление, ускорять овладение техникой движений. Физические упражнения под музыку становятся более выразительными и оказывают большой оздоровительный эффект.

Таким образом, физическая культура не только средство развития физических качеств и укрепления здоровья, но и важный компонент в духовном, нравственном и эстетическом воспитании.

Помогает в работе включение двигательного воображения. К примеру, выполнить самомассаж ушных раковин – не самое интересное занятие для детей. А вот если мы будем использовать образ хорошо знакомого детям героя, например Чебурашки, то занятие становится намного привлекательнее.

Так, образы медведя и лисы помогают в упражнениях для профилактики плоскостопия, кошечки и бабочки в упражнениях для профилактики нарушения осанки, образы ветра и трубача – при проведении дыхательной гимнастики.

Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.

Можно использовать на занятиях дыхательную гимнастику Стрельниковой.

Обобщая всё выше сказанное,  можно сделать вывод. Интеграция образовательной области физическое развитие с другими образовательными областями, позволяет добиваться положительных результатов по укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Установление партнерских отношений педагогов и родителей с целью формирования психофизического здоровья дошкольников.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия психофизического развития ребенка, для вхождения маленького человека в большой мир....

Значение театральной деятельности в сохранении и укреплении психофизического здоровья дошкольников

Статья из сборника "Психология детства, психическое здоровье детей и подростков". Сборник создан по материалам всероссийской педагогической конференции, 2017 г....

статья на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Методического и информационного материала об использовании тренажёра Thera-Band в детских садах недостаточно. Нет разработанных технологий с использованием данного тренажёра. Однако производители...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...