Преемственность и непрерывность в реализации образовательных программ
статья на тему

Ревенкова Эльзора Анверовна

Для обеспечения преемственности в работе детского сада и начальной школы, многие считают достаточными такие, например, формы, как совместные педагогические и родительские собрания. Сейчас появилось большое количество программ, как в дошкольном, так и в начальном и среднем звене, имеющих различные цели и задачи. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, в стремлении как можно лучше подготовить детей к различной направленности обучения в школе, обеспечить детям возможность поступления в престижные школы повышенного предметного уровня, расширяют область обучения дошкольников за счёт школьных предметов, активно внедряют школьные методы работы в жизнь детского сада, называя это установлением преемственности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность и непрерывность в реализации образовательных программ

Для обеспечения преемственности в работе детского сада и начальной школы, многие считают достаточными такие, например, формы, как совместные педагогические и родительские собрания. Сейчас появилось большое количество программ, как в дошкольном, так и в начальном и среднем звене, имеющих различные цели и задачи. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, в стремлении как можно лучше подготовить детей к различной направленности обучения в школе, обеспечить детям возможность поступления в престижные школы повышенного предметного уровня, расширяют область обучения дошкольников за счёт школьных предметов, активно внедряют школьные методы работы в жизнь детского сада, называя это установлением преемственности.

Необходимо прежде определиться, какой смысл мы вкладываем в понятие “преемственность”. “Преемственность в обучении означает процесс развития учащихся путём осмысления или взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта. По мере усиления умственной и физической подготовки детей увеличивается возможность опереться на уже имеющийся опыт. Достижение преемственности обеспечивается психологически и методически обоснованным построением программ и учебников, соблюдением последовательности движения от простого к более сложному в преподавании и организации самостоятельной работы учащихся. ... Преемственность как процесс развития представляется в планировании содержания образования, в оптимальном выборе и целесообразности сочетания методов, форм и средств обучения, соблюдении единства педагогических действий и требований, создании необходимых условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков”. (Педагогическая энциклопедия. - М.. 1966). Целенаправленная работа по установлению преемственности должна вестись в следующих направлениях: содержание, методы, формы обучения.

Исходя из этого определения, прежде всего, необходимо обратить внимание на осуществление преемственности в содержании образовательных программ разного уровня. Предлагаются следующие основания, по которым приводится в соответствие содержание программ:

- развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности:
- развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения творческих и других задач;
- формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка;
- развитие коммуникативности, как одного из направлений социально-личностного его развития.

Любознательность, познавательная и творческая активность ребёнка наиболее успешно развиваются в условиях осуществления такой программы как «Развитие». Основная цель дошкольных образовательных программ “Детство”, “Радуга”, “Истоки” - развивать умения общаться, рассуждать, доказывать, стремление к самостоятельности.

Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов и форм обучения (детский сад- школа- ВУЗ), т.е. в конечном счёте – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. А так как образование – непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, то речь идёт о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования.

В дошкольном образовании

Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются:

  • возникновение первого схематичного очертания цельного детского мировоззрения;
  • возникновение первичных этических инстанций;
  • возникновение соподчинения мотивов;
  • возникновение произвольного поведения;
  • возникновение личного сознания.

Т.е. уже во второй половине дошкольного детства ребёнок готов к учению как виду деятельности.

Можно выделить 4 линии развития дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения других) и линия мотивационной готовности. Эти 4 линии развития и должны определять содержание и дидактику дошкольного образования.

В школьном образовании на начальной ступени

Психическая деятельность учащегося начальной школы характеризуется тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией (умением осознавать и оценивать свою деятельность) и внутренним планом действий.

Одной из важнейших содержательно-целевых линий развития в начальном образовании, обеспечивающих конечные требования к ребёнку следует считать формирование учебно-познавательной деятельности ребёнка. Ученик овладевает системой операций, необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жёстко алгоритмического характера, вернее, чтобы её алгоритмический характер не препятствовал, а способствовал формированию у ребёнка эвристических действий. Ум ребёнка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний.

Впервые от ребёнка требуется рефлексия, поворачивающая ученика на самого себя, требующая оценки того, “чем я был” и “чем я стал”. И вторая линия развития – субъектообразующая.

Формирование учебной деятельности неразрывно связано с линиями овладения учебным материалом и формированием умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности, опоры на материал в поэтапном развитии. Мало передавать ученику социальный опыт: это необходимо делать таким образом, в такой последовательности, с таким выбором, в такой дозировке, чтобы узловые, поворотные точки развития детского интеллекта и высших психических функций, соответствующих особой предрасположенности ребёнка к усвоению тех или иных операций, были обеспечены необходимым и достаточным материалом. Проще говоря, чтобы школьник успешно развивался на следующем этапе, данный (начальный) этап должен быть оптимально организован.

Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального образования

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка, то преемственность применительно к нашей теме проанализируем с позиции детского сада и с позиции школы.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:

Преемственность в содержании обучения и воспитания.
Преемственность в формах и методах образовательной работы.  Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Ребёнок, поступающий в ДОУ, привыкает к определённому режиму дня, к обстановке в группе, ориентируется в размещении игрушек, вещей, пособий. Он усваивает навыки самообслуживания, гигиены. Переход в школу требует резкой смены многих привычных действий ребёнка, смены уже сформировавшегося стереотипа.

Исходя из всего сказанного выше, следует, что вопрос о преемственности в работе ДОУ – это вопрос о сохранении элементов уже приобретённого стереотипа в поведении и жизни первоклассника. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.

В чём заключается подготовка детей к школе? Она предполагает:

1) организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего разностороннего развития дошкольников;

2) специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов в начальной школе.

В современной психолого-педагогической литературе ( Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Г.М. Лямина, Г.Г. Петроченко, Т.В. Тарунтаева ) понятие готовности к школе рассматривается как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных «общей» и «специальной» готовности.

Общая готовность к школе выражается в достижении ребёнком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

Специальная готовность к школе является важным дополнением общей готовности. Она определяется наличием у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких, например, как математика и русский язык. А.В. Запорожец отмечал: общая готовность имеет большее значение, чем специальная.

В отечественной психологии установлено, что любые психические свойства и способности формируются лишь в той деятельности, для которой они необходимы. Значит, качества, необходимые для школы, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребёнка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладел предпосылками к их последующему развитию.

Таким образом, перед администрацией ДОУ и школы должна вставать задача: организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание требованиям общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства» (Н.Н.Поддьяков). С другой – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Проанализировав имеющийся педагогический опыт, можно сделать вывод, что все ключевые моменты преемственности, как правило, уже были декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в практическую плоскость.

Чтобы быть компетентными в вопросах организации этой работы, ОУ необходимо прежде всего создать нормативно-правовую базу по данной теме. «Организация работы с детьми шестилетнего возраста» - так может называться папка, куда будут собраны все нормативно-правовые документы по взаимодействию ДОУ и школы.

Налаживание взаимодействия между ДОУ и СОШ возможно на основе договора о совместной работе. Он заключается ежегодно в начале нового учебного года руководителями образовательных учреждений. В данном договоре обязательно обозначается цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности ДОУ и школы.

Следующим этапом работы по осуществлению преемственности должно стать обсуждение, составление и утверждение совместной работы между ДОУ и школой. Данный план совместной работы также утверждается ежегодно. Взаимодействие между образовательными учреждениями возможно осуществлять по такой примерно схеме:

-составление плана совместных мероприятий в соответствии с теми задачами, которые необходимо решить на том или ином этапе работы;

-беседы с администрацией и методическими службами образовательных учреждений;

-утверждение плана мероприятий на методических объединениях учителей начальной школы и воспитателей ДОУ;

-осуществление, анализ и корректировка совместных действий.

Основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть:

1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.

3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

Через все перечисленные выше направления должна чётко прослеживаться :

- методическая работа;

- работа с детьми;

- работа с родителями.

Методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:

1) взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;

2) рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;

3) анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;

4) участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы;

5) участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;

6) совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ.

Работа с детьми может состоять из:

- организаций экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

- организации выставок детских работ, вернисажей;

- посещение театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;

- сбора сведений о выпускниках, продолжающих заниматься в «Школе искусств», детской музыкальной школе, в театральных студиях, кружках и секциях города (села);

- посещение педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.

Работа с родителями предполагает:

- встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;

- анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»;

- организацию работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;

- организацию работы микроцентра «Семья» на базе ДОУ;

- организацию дня открытых дверей.

Содержание конкретных действий (темы педсоветов, круглых столов, семинаров-практикумов, совместных методических объединений) должно быть представлено в образовательной программе дошкольного учреждения, а тактические шаги – в годовых планах работы, в планах совместной работы.

Педагоги школы и детского сада должны иметь реальную возможность обсуждать насущные проблемы, корректировать свою деятельность по мере необходимости. На совместных заседаниях методических объединений должен идти конструктивный разговор о творческом развитии ребёнка, воспитателя, учителя. Каждая очередная встреча должна давать возможность воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения и в конечном счёте улучшать качество своей работы. Педагоги-«дошкольники» и учителя школы 1 ступени должны быть объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей.

В заключении хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности, должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно, а не от случая к случаю.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного начального образования // Начальная школа. 2002. № 1.

2. Головина Е.А. У нас хорошо ( К вопросу о преемственности между детским садом и школой) // Начальная школа плюс До и После. 2002.№ 7.

3. Носоурова Т.П. Различные модели взаимодействия школы и ДОУ // Начальная школа плюс до ипосле.2003. № 10.

4. Романцева Л.Н. Ещё раз о преемственности // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2003.№ 2

5. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике // Под ред Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк - М.: Академия, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В настоящее время актуальной задачей для дошкольных учреждений остается реализация  ФГОС ДО в практику. В своей работе я раскрываю основные требования к реализации Программы ДО  и предметно-...

Примерный план непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной программы ДОУ через дистанционные взаимодействия согласно ФГОС воспитанников 1 младшей группы №1 «Незабудка» Тема недели: Таинственный космос Пятница-10.04.2020год

Примерный план непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной программы ДОУ через дистанционные взаимодействия согласно ФГОС воспитанников 1 младшей группы №1 «Незабудка...

Примерный план непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной программы ДОУ через дистанционные взаимодействия согласно ФГОС воспитанников 1 младшей группы №1 «Незабудка» Тема недели: Встречаем птиц. 13.04.20г.

Примерный план непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной программы ДОУ через дистанционные взаимодействия согласно ФГОС воспитанников 1 младшей группы №1 «Незабудка...

Примерный план непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной программы ДОУ через дистанционные взаимодействия согласно ФГОС воспитанников 1 младшей группы №1 «Незабудка» Тема недели: Встречаем птиц. 14.04.20

Примерный план непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной программы ДОУ через дистанционные взаимодействия согласно ФГОС воспитанников 1 младшей группы №1 «Незабудка...

Примерный план непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной программы ДОУ через дистанционные взаимодействия согласно ФГОС воспитанников 1 младшей группы №1 «Незабудка» Тема недели: Встречаем птиц. Среда15.04.20

Примерный план непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной программы ДОУ через дистанционные взаимодействия согласно ФГОС воспитанников 1 младшей группы №1 «Незабудка...

Примерный план непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной программы ДОУ через дистанционные взаимодействия согласно ФГОС воспитанников 1 младшей группы №1 «Незабудка» Тема недели: «Встречаем птиц» Четверг -16.04.2020год

Примерный план непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной программы ДОУ через дистанционные взаимодействия согласно ФГОС воспитанников 1 младшей группы №1 «Незабудка...