Здоровосберегающий проект "Будь здоров"
проект по теме
Проект о сохранении и укреплении здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchiy_proekt.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №86 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
Здоровьесберегающий проект
«БУДЬ ЗДОРОВ!»
Автор – составитель:
Музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад № 86»
Чувьюрова Т.А.
Сыктывкар, 2014г.
Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Тип проекта: здоровьесберегающий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).
Участники проекта: воспитанники старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители, старшая медсестра.
Ресурсы проекта: музыкальный центр, диски с записями, атрибуты к играм.
Актуальность проекта:
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепления здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие. Забота о здоровье детей – важная задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами.
Как известно, музыка, состоит из нот, каждая из которых может волшебным образом действовать на наше здоровье и душевное состояние. На занятиях музыкой укреплению здоровья нам помогают: песенки – распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкальные игры, подвижные игры, а также они являются одним из средств физического развития ребёнка. Регулярное включение в ход занятий пальчиковых игр стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, совершенствует внимание и память, формирует ассоциативно – образное мышление. А органы слуха дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем нервной системы. Дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоровительное и даже лечебное воздействие, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровообращении, в том числе и в легочной ткани, способствуют восстановлении центральной нервной системы, улучшают дренажную функцию бронхов, восстанавливают нарушение носового дыхания.
Данный проект позволит нам сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей, с интересом для них.
Цель: Укрепление и сохранение психического и физического здоровья детей, через песенки – распевки, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, музыкальные игры, подвижные игры, ритмические игры, используемые педагогами и родителями.
Задачи:
- Сохранять, беречь физическое здоровье детей и обеспечивать их психическое благополучие.
- Формировать правильное дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
- Способствовать формированию артикуляционного аппарата.
- Способствовать совершенствованию правильной дикции.
- Совершенствовать координацию движений и ориентировку в пространстве во время музыкальных и подвижных игр.
- Способствовать социализации детей, формировать у детей доверие и внимание друг к другу.
- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
Формы реализации проекта:
- Интегрированные занятия с использованием здоровьесберегающих упражнений.
- Развлечения с использованием здоровьесберегающих упражнений и игр.
- Работа с познавательной литературой
- Поисковая деятельность детей совместно с родителями.
- Самостоятельное использование упражнений в повседневной
жизни детей.
- Родительское собрание.
Продукты деятельности: знания и умения детей, здоровье детей, С/D диски с записями музыки для дыхательной гимнастики, C/D диски с артикуляционной гимнастикой, накопительные папки с оздоровительными и фонопедическими упражнениями, с пальчиковыми и речевыми играми, с музыкальными и подвижными играми.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
- Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, к упражнениям, к распевкам, к музыкальным играм.
- У детей сформировано правильное дыхание.
- У детей развит артикуляционный аппарат.
- У детей сформирована чёткая дикция.
- Дети могут ориентироваться в пространстве, и у них сформирована координация движений.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
- Дети свободно общаются с взрослыми и сверстниками, стремятся к совместной деятельности.
Родители:
- Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.
- Проявляют интерес к поиску аудиозаписей с играми, с упражнениями, с распевками; к поиску пальчиковых игр, дыхательных упражнений и т.д.
- Активные участники на развлечениях.
Педагоги:
- Пополняют накопительные папки с пальчиковыми играми, стишками - упражнениями для артикуляционной гимнастики, оздоровительными и фонетическими упражнениями, упражнениями для дыхательной гимнастики.
Этапы реализации:
1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь).
2 этап – технологический, основной этап проекта (сентябрь – май).
3 этап – итоговый этап проекта (май).
Формирующий этап реализации проекта
Месяц |
С педагогами |
С детьми |
С родителями |
сентябрь | 1. Сбор сведений о состоянии здоровья детей. 2.Составление перспективного плана. 3.Подбор репертуара для детей. 4.Отражение целей и задач. 5.Изучение методической литературы. 6.Подготовка аудио записей. | Мониторинг детей (выявление детей с нарушением дикции, артикуляционного аппарата, с нарушением координации движений) | 1.Изучение степени потребности желание сотрудничать по данному направлению. 2. Родительское собрание на тему: «Здоровье сберегающие технологии на занятии музыкой». |
Технологический этап реализации проекта.
Месяц | С педагогами | С детьми | С родителями | |
октябрь | Консультация с педагогами на тему: «Что такое здоровье, что такое болезнь?» «Чем отличается здоровый человек от больного?» «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?» Консультация с воспитателями по проведению игр на дыхание: «Вертушки (подуть на вертушки). «Цветок» (вздохнуть аромат) «Одуванчик (с третьего раза сдуть все пушинки). Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Война грибов и ягод» Г Даль. | Беседа-знакомство о правильном дыхании.
Упражнения на развитие физиологического (без речи) дыхания: «Веселый паровозик» - (глубокий вздох носом и насколько хватит дыхание пропеть «чух- чух)». «Песня комара - (з)» «Песня жука – (ж)», «Песня нытика – (н)», «Песня льва – (р)» Пальчиковые игры: «Краб», «Паучок», «Червячки» Е.Железновой. | Проведение консультации «Умеем ли мы правильно дышать?». Мастер – класс по изготовлению пособий для формирования «Правильного» дыхания. | |
ноябрь | Консультация с воспитателями по проведению спортивного праздника «Игры Госпожи Осени» Пополнение папок пословицами и поговорками о здоровье. Консультация с воспитателями по включению дыхательных игр в различные режимные моменты. Пополнение папок загадками об овощах и фруктах: Д.Тувим «Овощи», играми: «Узнай по запаху с закрытыми глазами (овощи и фрукты). | Проведение спортивного праздника: «Игры Госпожи Осени». Волеологические песенки на развитие диафрагмального и вибрационного дыхания: «Здравствуй», «Целебные звуки», «Песня ветра» М.Лазарев. Пальчиковые игры: «Замок», «Десять мышат» Е.Железновой, Ритмические игры: «Разминка», «У жирафа», Е.Железновой. Подвижная игра:«Будь ловким» Н.Ладухина, «Чей кружок скорее соберется». | Изготовление стенда на тему: «Здоровый выходной в моей семье», | |
декабрь | Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: К.Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе». Консультация с воспитателями по играм на дыхание: «Шторм в стакане», «Физкультурный свисток» - чей дольше просвистит. | Логоритмическое занятие: фонепедичес. упражнен. «Капризка», «Сказка» (Палитра 2012 стр.6) Дыхательная гимнастика: «Песенка Нытика» М. Лазарев. Логоритмичес. игры. «Скачите пальчики», «Гвоздь и молоток». Использование игр с движениями на новогоднем утреннике: «Мы повесим шарики», «У тебя Дед-Мороз». | Работа с познавательной литературой. Поиск аудиозаписей с пальчиковыми играми.
| |
январь | Консультация с воспитателями по проведению праздника мыльных пузырей (Чей пузырь дольше летает). Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Девочка чумазая» А.Барто. | Проведение праздника мыльных пузырей. Валеологические дыхательные распевки: «Тик-так»- М.Лазарев. «Я все путаю» М.Лазарев. Ритмические игры: «Мы в кружочек встали», «Тук – ток»-развивает речевые двигательные качества. Подвижные игры: «Найди свою пару», «Снег снежок» -ориентировка в пространстве. | Подбор пословиц и поговорок о здоровье. | |
февраль | Консультация с воспитателями по проведению спортивного развлечения «Как Баба – Яга сына в армию провожала». Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Как вести себя во время болезни» Е.Шкловский. Консультация с воспитателями по проведению игр на дыхание: «Футбол»(шарик из ваты, ребенок дует пытается забить гол), «Загони машину в гараж» - (дует на нарисованную, плоскую машину и загоняет в гараж), Пополнение папки с подвижными играми. | Проведение спортивного развлечения «Как Баба – Яга сына в армию провожала». с использованием пальчиковых, ритмических, подвижных игр. Песенки-распевки: «Песня барабана», «Заяц», «Ёжик», «Песня кузнечика»- развитие дыхания М. Лазарева. Ритмические игры: «Превращение», «Сороконожка» Е.Железновой. . | Привлечение родителей к участию на спортивном развлечении «Русские богатыри». | |
март | Консультация с воспитателями по проведению развлечения «Вечер пословиц и поговорок о здоровье». Консультация с воспитателями по проведению игр на дыхание: «Чей пароход подольше дудит» (ребенок дует в горлышко бутылки). Пополнение папки по чтению художественной лит-ры:«Королева Зубная щетка» В.Костылев. | Проведение развлечения «Вечер пословиц и поговорок о здоровье» Проведение интегрированного занятия с приглашением медицинской сестры: «Вода и мыло» (Кибас Т.В. «Сценарии и игры»), Повторение упражнений на дыхание, пальчиковых и ритмических игр. | Организация выходного дня: «На лыжах вместе с родителями». | |
апрель | Консультация с воспитателями по проведению игр на дыхание: «Бабочки и жуки» - (нарисованные плоские цветы, на цветке жуки, жука ребенок сдувает); «Фокус» - (на кончик носа положить небольшой кусочек ваты, и попробовать его сдуть). Пополнение папки по чтению художественной лит-ры: «Съедобные сказки» Маши Трауб. | Валеологические песенки-распевки: М Лазарева «Песенка я» (грудное дыхание). «Песня эхо» - (грудное дыхание. «Баюшки-баю»- (релаксация). Пальчиковые игры: Е.Железновой. «Соседи», «Барабан», Обезьянки», «Часы». Ритмические, подвижные игры: «Кто скорее ударит в бубен» муз. Ломова (совершенствование двигательных навыков и умений); «Колобок» муз. Тиличеевой (ловкость, быстроту, координацию движений). | Привлечение родителей к участию на спортивном празднике «Путешествие в страну Здоровей-ка». |
Итоговый этап реализации проекта.
май | 1.Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне детского сада. 2.Выставление в музыкальный уголок группы, всего накопленного материала. | 1.Спортивный праздник: «Путешествие в страну Здоровей - кА». 2.Выставка творческого партфолио. с накопительным материалом по теме «Здоровьесберегающие технологии» 3.Выставка аудио записей с пальчиковыми и ритмическими играми. | 1.Распечатка всех собранных накопленных материалов для МАДОУ. 2.Запись всех накопленных аудио и видео материалов для МАДОУ. 3.Показ презентации о проделанной работе над проектом на родительском собрании. |
Методы и приемы.
Словесный метод: беседа о здоровье, о правильном дыхании во время пения, влияние пальчиковых и ритмических игр на здоровье, полилог, диалог.
Наглядный метод: пособия к играм, иллюстрации к песенкам - попевкам, использование различных атрибутов для дыхательной гимнастики.
Практический метод: эксперимент, наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций.
Игровой метод: пальчиковые игры, подвижные игры, ритмические игры, музыкальные игры, дыхательные упражнения.
Список используемой литературы.
1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально – оздоровительной работы в
детском саду». Волгоград. Учитель 2011г – 204с.
2. Белоусова Т.О. Логоритмика для детей // Музыкальный руководитель 2010г. - №7 - стр.10;
3. Бодраченко И.В. Пальчиковые, речевые и музыкально-ритмические игры.// Музыкальный руководитель 2006 - №1 – стр.14
4.Бекина С.И, Ломова Т.П, Соковнина Е.Н.: «Музыка и движение» – М:
Просвещение, 1983г.
5. Галянт И., Галянт М. Логоритмика в картинках // Музыкальная палитра - 2003г - №3 – стр.31;
6. Галянт И., Галянт М. Логоритмика в картинках // Музыкльная палитра – 2002 - №4 – стр.31
8. Железнова Е. С./Д Музыкальные обучалочки. «Топ-топ, хлоп-хлоп».
9. Железнова Е. С/Д «10 мышек» пальчикоые игры.
10. Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».
г. Москва издательство ТЦ Сфера 2008г.
11. Кибас Т.В. Сценарии, игры, стихи для дошкольников. СП: Изд. – во
Политехн, «ун-та» 2006г. 24ст.
12. Кудрявцев В.Т. «Развивающая педагогика оздоровления» // интернет http://www1.kopeysk-uo.ru/index.php?id=2587&Itemid=324&option=com_content&task=view
13. Лазарев М.Л. «Здравствуй» Программа формирования здоровья детей.
Москва. Академия здоровья 1997г.
14. Михеева О.А. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» // интернет ресурс http://el-mikheeva.ru/napravl/fizo/zdorovesberegayushhie-tehnologii-v-dou-kak-vsegda-aktualnyi
15. Разумова Э.И. Песни-игры // Музыкальная палитра 2005г.- №2 – стр.29;
16. Стрельникова А.. «Дыхательная гимнастика», автор М. Н. Щеткин –
«АЙРИС – ПРЕСС» 2007г.
17.Тютюникова «Речевые игры».Дошкольное воспитание 1998 №9.
18.Чистякова М. «Психогимнастика». Оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего школьного возраста // М.Просвещение – 1990г. – 128стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровосберегающие технологии. Воспитатель Колядова Наталья Геннадьевна первой квалификационной категории МБДОУ «Д/с «Тополек» г. Абакан
Данная информация поможет справиться воспитатель в выборе и написании отчета по использованию здоровьезберегающих технологий....
Создание благоприятных здоровосберегающих условий для дошкольников в летний период
Лето - самое благоприятное время для укрепления здоровья и развития детей. Задача педагогического коллектива – организовать жизнь воспитанников в детском саду таким образом, чтоб...
Здоровосберегающие технологии.
Для воспитателей детских садов....
НОД по здоровосберегающим технологиям
Конспект занятия по здоровьесбережениив подготовительной группетема: «Где прячется здоровье?» Здоровье – э...
Формирование у ребёнка внутренней мотивации к здоровому образу жизни посредствам здоровосберегающих технологий
Обобщение курса "Познай себя" для детей старших групп...
перспективный план здоровосберегающих технологий
для старш.- подг. гр....
Доклад на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Доклад на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий деятельности »Подготовила: воспитатель ЧЕКУРОВА.Е. Е.Дошкольный возраст является решающим в формировании фунд...