Программа профессионального саморазвития
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Муравьева Мария Валерьевна

Развитие творческого воображения в речевой деятельности младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovani_2015e.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по направлению познавательно -

речевого развития воспитанников № 19 «Лучик»

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ

«Детский сад № 19»

_____Ю.П.Денисик

«___»__________2015г.

Программа профессионального саморазвития

По теме:  Развитие творческого воображения в речевой деятельности младших дошкольников

Воспитателя: Климова М.В.

Квалификационная категория

Дата начала работы над темой: сентябрь 2015г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2016г.

г.Саров, 2015


Самооценка уровней знаний, умений и результатов образовательной деятельности

Показатели

2014-2015г.

1. Знание:

1.1. Законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в ДОУ.

1.2. Инновационных программ и технологий.

1.3. Личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.

1.4. Методов педагогической диагностики и прогнозирования развития ребенка.

1.5. Принципов построения развивающей среды.

1.6. Педагогических задач с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей и потребностей семьи.

1.7. Коррекционная работа с детьми.

1.8. Мотивов, побуждающих совершенствовать свое мастерство.

+

+/-

+

+/-

+

+

+/-

+/-

2. Умения:

2.1. Создавать комфортный микроклимат, развивающую среду в группах.

2.2. Участвовать в методической и исследовательской работе.

2.3. Владеть средствами диагностики, проектирования педагогической деятельности.

2.4. Осуществлять личностно-ориентированный подход в работе с детьми.

2.5. Внедрять в работу инновационные программы и технологии.

2.6. Систематизировать и обобщать передовой опыт.

2.7. Установить педагогически целесообразные и доверительные отношения с детьми и родителями.

2.8. Умение анализировать природу достижений и недостатков в профессиональной педагогической деятельности.

+

+

+/-

+

+/-

+/-

+

+/-


Содержание:

Анализ педагогических затруднений.

1.Пояснительная записка

1.1. Актуальность

1.2. Цель

1.3. Задачи

2.Планируемые результаты

3.Реализация программы

3.1.Изучение темы (литература, интернет-сайты);

3.2.Перспективный план работы по самообразованию;

3.3.Практический выход за год;

3.4.Повышение квалификации.

4. Результаты работы.

4.1.Выводы по данной теме.

4.2.Личные достижения (распространение опыта)

Пояснительная записка:

Современная педагогика ставит своей целью воспитание ребенка – дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей.

Ребенок не рождается творцом. Его способность сочинять, придумывать основывается на воображение, т.е. «создании новых образов на материале прошлых восприятий». (Б.М. Теплов)

Программа творческого саморазвития направлена на систематизацию форм и методов   работы, повышение компетентности педагога и отражение результативности его работы по данной теме. Срок реализации программы 1 год.

1.1.Актуальность:

В современных условиях одним из главных социальных и государственных приоритетов становится воспитание человека – гражданина. В Федеральном Законе РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ» (глава 1, ст.3) утверждены принципы государственной политики в области образования, которые провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности. Один из основных принципов проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

По мнению психологов (Л.С. Выгодский, О. Дьяченко, В. Кудрявцева и др.) творчеству дошкольника свойственно неразрывное единство воображения и мышления. Без союза воображения и мышления невозможна ни одна творческая деятельность. Д. Родари считал, что «прежде чем научить ребенка думать, надо научить ребенка придумывать».

Известен феномен, когда развитие какой-либо одной творческой способности положительно сказывается на овладении другой. Примерами является творчество А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В. Шекспира и других.

Это позволяет предположить, что развитие творческих способностей в речевой деятельности повлечет творческие проявления и в других видах детской деятельности. Союзником педагога в этой работе должна быть игра и сказка – неизменные спутники детства. По мнению Кравцовой, ребенок должен «наиграться, нафантазироваться в раннем детстве, чтобы потом легко, без проблем обучаться в школе».

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Это не только сферы и творческого потенциала ребенка. Сказка – «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию.

1.2. Цель

Овладение типовыми приемами фантазирования с детьми младшего дошкольного возраста, а также обучение созданию связных текстов сказочного содержания. Побуждать рассказывать сказку по схемам, составленным воспитателем вместе с детьми.

1.3. Задачи

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения КМО, самообразования;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
  5. Оформить в группе мини-центр «Мы рисуем сказку»;
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Развитие творческого воображения в речевой деятельности младших дошкольников».
  7. выступление на итоговом педагогическом совете по теме: «Развитие творческого воображения в речевой деятельности младших дошкольников».
  8. Подготовить консультации для родителей по теме: «Роль сказки в развитии творческого воображения детей младшего дошкольного возраста».

2. Планируемые результаты:

Создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. Преобщение детей к театральной культуре, знакомство с поговорками. Воспитание интонациональной выразительности речи. Умение составлять новый сюжет сказки с помощью мнемотаблицы.

3. Реализация программы

3.1 Изучение темы (литература, интернет-сайты)

Литература

 Автор, название, год издания, издательство;

Интернет ресурс

Краткая аннотация

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  1. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А

  1. О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова. «О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста» («Вопросы психологии» 1987г.)

  1. С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников» Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей.-Ульяновск: ИПКПРО, 2003г.
  2. О.С. Ушакова. «Знакомим дошкольников с литературой» Конспекты занятий – М.: ТЦ «Сфера» 1998г.

  1. Б. Филькенштейн. «Методика использования игрового материала «Сочинялки» - Оксва – Центр. Санкт-Петербург, 2001г.

  1. http://festival.1september.ru/articles/561417/

http://www.maaam.ru 

  1. http://nsportal.ru/kruzhki-v-detskom-sadu
  2. http://sad17.trg.ru/p158aa1.html
  3. http://www.detskiysad.ru/izo/teoria12.html
  4. http://www.coolreferat.com
  5. http://dohcolonoc.ru

Учебное пособие подготовлено на основе учета традиций отечественной методики развития речи и обучения родному языку, опыта преподавания курса в Московском государственном педагогическом институте им. В. Ленина, заложенного Е. А. Флериной и М. М. Кониной. В нем отражены современные взгляды на речевое развитие дошкольников, использованы материалы исследовании последних лет.

для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?

Старейший исторический журнал, пользующийся высоким научным авторитетом благодаря правдивому и объективному освещению актуальных проблем российской и мировой истории 

О развитии творческого мышления дошкольников путем создания текстов сказочного содержания.

В книге раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников всех возрастных групп с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм); дается методика развития словесного творчества дошкольников; представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. 

Представлены описание и методика использования универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов

3.2. Перспективный план работы по самообразованию

План работы по самообразованию в первой младшей группе.

 

  • Дата

Формы работы

  • С детьми

С педагогами

С родителями (общественностью)

  •  

  Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

   Февраль

Март

Апрель

Май

  1.  Диагностика умений и знаний в направлении художественной литературы
  2. Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»

  1. Рассказывание сказки «Теремок» с помощью настольного театра.
  2. Разучивание песенки из РНС «Колобок»
  3. Познакомить с РНС «Маша и три медведя»
  4. Знакомство с дидактической игрой «Кто в теремочке живет»
  5. Разучивание РНС «Курочка ряба» с помощью драматизации.
  6. Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят»
  7. Игра «Сочинялки» (по сказке «Теремок»)
  8. Встреча с волшебником «увеличения»
  9. Встреча с волшебником «уменьшения»

(сказка «Теремок»)

  1. Встреча с волшебником «окаменения»
  2. Встреча с волшебником «Оживления»
  3. История «Наоборот» (пересказ сказки в обратном порядке»

  1. Сочинение загадок с использованием метода «Такой же как» (зарисовка детских загадок)
  2. Зашифрованная сказка (шифровка сказки с помощью геометрических фигур)
  3. По сказке «Колобок»

Развивающая игра «Волшебная дорожка» описание колобка по мнемотаблице

  1. Сочинялки. Рассказывание сказки с помощью кубиков.

  1. Зашифрованная сказка

  1. Встреча с волшебниками  «увеличения», «уменьшения», «окаменения».

  1. Знакомство с дидактическими играми «Что где живет»

  1. «Собери сказку»

  1. «Сказочное домино»

 

Консультация для воспитателей «Роль русской народной сказки в развитии творческого воображения детей младшего дошкольного возраста.

 1. Консультация «Русский фольклор»

2. Консультация «Пестушки, потешки, и прибаутки»

3. Консультация «Сказка в развитии речи детей»

4. Роль потешек при формировании культурно-гигиенических навыков детей

5. Консультация «Воспитание детей с помощью художественного слова»

6. Консультация «Роль песен в РНС»

7. Консультация «Научите ребенка красиво говорить»

  1. 8.  Тестирование «Роль стихотворения в развитии речи ребенка»

9. Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

3.3. Практический выход за год

Мероприятие

Тема

Дата

Отметка о выполнении

Показ открытого мероприятия для педагогов (НОД, досуг, режимный момент)

Показ НОД для воспитателей

март

Написание статьи и разработать серию конспектов по теме самообразования

Подготовка, принятие участия, проведение, выступление на  семинаре, пед.совете…

Участие на педсовете с консультацией для воспитателей

февраль

Оформление информационного стенда

октябрь

Оформление выставки

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

март

Изготовление наглядно-иллюстративного материала

В течение всего года

Проектная деятельность

Оформление сборника, методического пособия, памяток, буклетов  для родителей, педагогов

В течении всего года

Отчет о проделанной за год работе (указать форму:  доклад на педсовете, сообщение на педсовете; творческий отчет, презентация…)

Творческий отчет

Написание статьи и разработать серию конспектов по теме самообразования

Май

3.4. Повышение квалификации

Мерприятие

Тема

Дата

Изучение нормативно – правовых документов, методических рекомендаций:

Постоянно

Обучение на курсах повышения квалификации

Прослушивание вебинаров, семинаров

Просмотр мероприятий КМО, городских конференций, семинаров

Просмотр открытых меро-приятий для педагогов на уровне детского сада (НОД, досуг, режимный момент)

Повышение уровня своей информационно- коммуникативной компетентности: (создание собственного веб-сайта, ведение личного блога)

4. Результаты работы

4.1 Оценка результативности собственной деятельности, выводы по данному направлению (положительная динамика у детей)

4.2 Личные достижения:

Формы

Тема

Дата

Участие в деятельности профессионального социума областного, муниципального и других уровней:

•        Профессиональные конкурсы разного уровня (указать уровень, занятое место, адрес и название сайта)

•        Написание и публикация авторских статей (адрес распространения, адрес и название сайта, адрес свидетельства, название и номер периодического издания публикования, адрес скриншота).

•        Написание и публикация дидактических и методических пособий, разработок, прошедших внешнюю экспертизу, применяемых педагогическим сообществом

Повышение уровня своей информационно- коммуникативной компетентности:

Создание собственного веб-сайта, ведение личного блога (указать номер сертификата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития. Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности с дошкольниками.

Программа профессионального саморазвития. Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности  с дошкольниками....

Программа профессионального саморазвития.

"Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры"....

Программа профессионального саморазвития воспитателя “Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.

Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.

Тема«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...