Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.
материал (младшая группа)

Колесникова Светлана Владимировна

Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazoanie_2019-2020.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № … от …….                                            

 «Утверждаю»

Заведующая  МБОУ «__________________Ф.И.О.            «______»______________20    г.                                                                                                      

Программа

профессионального саморазвития педагога

Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.

Составлена воспитателем

Колесниковой Светланой Владимировной

Образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №58 «Золотой петушок»

г.Дзержинск 2019 г.

Тема профессионального саморазвития педагога:

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей 2-3 лет»

Сведения об образовании: среднее профессиональное «Дзержинский педагогический колледж».

Должность: воспитатель.

Категория: 1.

Педагогический стаж: - 9 лет.

Стаж работы в МБДОУ: - 9 лет.

Пояснительная записка.

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель работы – объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

  1. Познакомить детей с произведениями русского фольклора (потешки, прибаутки, загадки).
  2. Закрепить знания детей о героях русских народных сказок.
  3. Развивать желание самим знакомиться с иллюстрациями книг и сказок.
  4. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Форма самообразования: индивидуальная.

Этапы разработки:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной      проблеме.
  2. Дать общую характеристику содержания понятия «устного народного творчества»
  3. Исследовать эффективность использования элементарных представлений устного народного творчества  у дошкольников.
  4. Разработать  картотеку игр и наглядных пособий по формированию элементарных представлений об устном народном творчестве.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

•         изучение литературы по теме;

•          посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;

•          посещение педсоветов, семинаров, конференций;

•         самоанализ и самооценка ООД в своей группе;

•         апробация разработанной модели на практике; внесение необходимых корректив;

•         проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

•         обобщение результатов на заседании методического объединения.

Практический выход: коллекция книг со сказками и потешками.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

  1. Анализ затруднений.
  2. Постановка проблемы.
  3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Начало года.

Сентябрь.

II. Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой.
  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  3. Прогнозирование результатов.

Сентябрь – октябрь.

III. Практический

  • Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Формирование методического комплекса.
  • Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
  • Корректировка работы.

Конец октября - март

IV. Обобщающий

  1. Подведение итогов.
  2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
  3. Представление материалов.

Апрель – май

V. Внедренческий

  1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
  2. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
  2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
  3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
  4. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Повышение собственных знаний по теме.

Работа с детьми

Октябрь

Рассказывание детьми потешек.

Досуг «Вечер потешек».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Колобок».

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с семьёй

Октябрь

Консультация «Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей 2-3 лет»

Проведение родительского собрания.  

Ноябрь

Вызвать у родителей желание играть дома с детьми в пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук детей.

Практикум «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей 2-3 лет».

Январь

 Разучивание потешек, песенок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Взаимодействие с педагогами.

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Май

Открытый показ оод в первой младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи  «Устное народное творчество. Потешки»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Рефлексия.

Можно сделать выводы о проделанной работе:

  1. у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
  2. обогатилась устная речь;
  3. развились фантазия и воображение;
  4. у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
  5. расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Реализация системы мероприятий, направленное на оздоровление и физическое развитие детей»

Цель:         Повысить собственную профессиональную квалификацию по внедрению современных здоровьесберегающих технологий....

Самообразование Индивидуальная программа Профессионального и личностного совершенствования педагога 2019 - 2020 год

Направления работы в  доуЛичная темаЗадачи:1. Содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально-педагогической направленности «Говорушки» на 2019-2020 учебный год Средняя группа «Колокольчик» Возраст воспитанников: 4-5 лет Срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программаСоциально-педагогической направленности «Говорушки»на 2019-2020 учебный годСредняя группа «Колокольчик»Возрас...

Программа профессионального саморазвития. Тема: «Реализация внедрения бережливых технологий в группе детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)»

Цель: 1. Повышение эффективности и улучшения качества услуг в старшей группе.2. Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников группы, педагогов и родителей, фо...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.

Тема«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...