Программа профессионального саморазвития. Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности с дошкольниками.
материал на тему
Программа профессионального саморазвития. Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_professionalnogo_samorazvitiya_gliboshina_e.a.docx | 54.31 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное долшкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Вадского муниципального района Нижегородской области
Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности
с дошкольниками»
Выполнил: воспитатель первой квалицикационой категории
Елена Александровна Глибошина
Актуальность темы:
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. И взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей.
В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего может стать небезопасной для него. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребёнка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитать готовность к эффективным, обоснованным действиям в экстремальных ситуациях. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребёнка форму экспериментирования, классификации, сравнения, моделирования.
Использование ИКТ при изучении основ безопасности позволяют представить обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Цель: Повышение качества образования через активное внедрение в формирование основ безопасности у дошкольников информационно-компьютерных технологий.
Задачи:
- Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками.
- 2.Выявить уровень усвоения детьми старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
- Активизировать познавательную деятельность дошкольников при помощи информационных компьютерных технологий.
- Освоить и внедрить новые педагогические и информационные технологии, направленные на формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.
Срок работы: 2010-2012
Предполагаемый результат:
- преобразование предметно-развивающей среды
- эффективное использование новой наглядности - применение новых педагогических информационных технологий в обучении дошкольников основам безопасности
- активизация познавательной деятельности дошкольников
Этапы работы |
Формы работы | Способ демонстрации результата проделанной работы | Сроки реализации |
Подготовительный этап. Аналитико-диагностический. | Изучение методической, педагогической литературы | список литературы в плане саморазвития | Сентябрь- октябрь 2010г. |
Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | выступление с обзором на педсовете | Ноябрь-декабрь 2010г. | |
Основной этап | Обновление центра безопасности в группе, уголка безопасности для родителей. | оборудование центра безопасности | 2011г. |
Разработка перспективного плана, занятий по основам безопасности с использованием мультимедиа. | утверждение плана администрацией | ||
Участие в работе районного методического объединения. | мультимедийные презентации | ||
Участие в профессиональных конкурсах в ДОУ, на районном и областном уровне. | предоставление материала из опыта работы | ||
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. | применение в образовательной процессе | ||
Выступление с докладом по теме саморазвития. | мультимедийная презентация | ||
Создание мультимедийного приложения к занятиям по основам безопасности для дошкольников среднего возраста. | использование в воспитательно-образовательном процессе | ||
Выступление с творческим отчётом о своей работе на РМО. | мультимедийная презентация | ||
Проведение открытых занятий с использованием ИКТ на муниципальном уровне. | применение на занятиях | 2012г. | |
Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом. | обсуждение на педсовете | ||
Участие в профессиональных конкурсах в ДОУ, на районном и областном уровне. | предоставление материала из опыта работы | ||
Активное и результативное участие воспитанников во всех творческих конкурсах и олимпиадах на районном уровне. | предоставление творческих работ | ||
Выступление перед коллегами на РМО: «Использование ИКТ при изучении основ безопасности». | сообщение по теме | ||
Принимать активное участие в работе районного методического объединения. | мультимедийные презентации | ||
Создание картотеки игр по основам безопасности для детей среднего возраста. | использование в воспитательно-образовательном процессе | ||
Выступление с творческим отчётом о своей работе на РМО. | мультимедийная презентация | ||
Составление консультативного материала для родителей по основам безопасности. | создание подборки консультаций, памяток, папок-передвижек | ||
Заключительный этап | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме саморазвития. Распространение и использование приобретенного опыта. | Выступление на педсовете. Распространение материала на уровне ДОУ, РМО. |
Список литературы
по теме самообразования, которую предполагается изучить:
- 1.Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
- 2.Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду». Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
- Зубрилин А.А. "Игровой компонент в обучении информатики". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16.
- Ибука М. «После трех уже поздно» - М.: Знание, 1992.
- Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39 - 41.
- Макасер И.Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
- Новоселова С.Л., Петку Г.П. «Компьютерный мир дошкольника» М.: Новая школа, 1997г.
- Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.
- Фомичева О. С. «Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке» М.: "Гелиос АРВ", 2000г.
Методическое обеспечение
- Программа «Истоки», Л.А. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2011г.,
- НИРО
- «Основы безопасности детей» под ред. Р.Б.Стеркиной.
- «Здоровый дошкольник» под ред. Ю.Ф.Змановского.
- «Физкультура дошкольникам» под ред. Л.Д.Глазырина.
- «Здоровье с детства» под ред. Т.С.Казаковцева.
- «Старт» под ред. Л.В.Яковлевой.
Методические пособия и технологии, используемые в работе:
- Т.П.Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010г.
- З.С.Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников» - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010г.
- М.А.Фисенко «ОБЖ, разработки занятий» - Волгоград, 2010г.
- Е.А.Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду» - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010г.
- Е.А.Романова «Занятия по правилам дорожного движения» -М.: ТЦ Сфера, 2010г.
Приложение №1
Применый перспективный план работы
с дошкольниками 4-5 лет.
Раздел | Формы проведения. Тематика. | Задачи | Сроки проведения |
Ребенок и другие люди | Беседа «Кто нас окружает». | Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними. | Сентябрь |
Организованная образовательная деятельность «Как себя вести с незнакомыми людьми. | Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (на примере сказок «Красная шапочка», «Колобок») | ||
Беседа «Если тебя обидели». | Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких. | ||
Ребёнок и природа | Организованная образовательная деятельность «Съедобные и несъедобные грибы» с использованием мультимедийного оборудования. | Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать их по внешнему виду. Расширить словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе. | Октябрь В течение года |
Игра - беседа «Собака бывает кусачей». | Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними | ||
Беседа «Рядом вода» | Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой) | ||
Рассматривание альбома «Ядовитые растения». | Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями. | ||
Д/и «Каждый грибок в свой кузовок», «Сбор грибов и ягод» | Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы. Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. | ||
Ребёнок дома | Организованная образовательная деятельность «Пожар» с использованием мультимедийного оборудования . | Дать детям представление о том, что такое пожар и из-за чего он может возникнуть, кто приходит на помощь, что помогает потушить пожар. Познакомить детей с назначением телефонного номера 01 Развивать умение работать с готовыми аппликационными формами. Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы. | Ноябрь |
Игра-драматизация. «Кошкин дом». | Развивать творческие способности детей. Показать, что совместными действиями можно потушить пожар. | ||
Чтение. К.И.Чуковский «Путаница» | Развивать у детей чувство юмора, любовь к художественному слову. Закреплять знания об осторожном обращении со спичками. | ||
Беседа «Что может испортить новогодний праздник?» (украшение елки свечами, электрическими гирляндами, ватой, свечками). | Закрепление знаний об осторожном использовании бенгальских огней и петард, иллюминации. | Декабрь | |
С/р игра«Семья» | Упражнять детей в проигрывании ситуации «Пожар в доме». Продолжать учить ролевому диалогу. | ||
Организованная образовательная деятельность «Наши друзья и враги». | Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать её осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами. | ||
Беседа « Другие опасности дома» | Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными. | ||
Дидактическая игра «Электроприборы» | Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования ими. | В течение года | |
Подвижная игра «Огонь» | Развивать внимание, быстроту реакции, координацию движений. Формировать чувство ответственности за небрежное отношение к огню | ||
Здоровье ребенка | Игра-беседа «Изучаем свой организм» | Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.) | Январь |
Организованная образовательная деятельность «Личная гигиена» - с использованием мультимедийного оборудования | Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Расширять представления о предметах личной гигиены Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | ||
Беседа «Если ты заболел» - | Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью. | ||
Рассматривание иллюстраций о работе врача | Расширять представления детей о профессии врача, объяснить , что это наши помощники, учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять | Февраль | |
Организованная образовательная деятельность «Витамины и полезные продукты». с использованием мультимедийного оборудования | Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются. Рассказать о значении витаминов для здорового развития организма. Обобщить и закрепить понятия «овощи» и «фрукты». Воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье. | ||
Д/и «Наши помощники» | Закрепить знание детей о предметах личной гигиены. | В течение года | |
Сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача». | Закреплять представления детей о профессии врача, учить в случае необходимости обращаться к врачу за помощью. | ||
Эмоциональное благополучие ребенка | Беседа «Ребята, давайте жить дружно» | Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни. | Март |
Чтение сказки «Пых». Беседа. | С помощью сказки обратить внимание детей на причины возникновения страхов, их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными. | ||
Организованная образовательная деятельность «Конфликты между детьми». | Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их. | ||
Ребёнок на улице | Беседа»Вот эта улица, вот этот дом». | Дать детям представление об улице. Познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания | Апрель |
Организованная образовательная деятельность «Мчатся по улице автомобили». с использованием мультимедийного оборудования | Познакомить детей с различными видами транспорта (грузовой, пассажирский), их назначением. Научить правилам поведения в общественном транспорте. Воспитывать культуру поведения. | ||
Беседа «Если ты – пассажир». | Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе. | ||
Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе». | Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте — автобусе. | ||
Организованная образовательная деятельность «Помнить обязан любой пешеход» с использованием мультимедийного оборудования | Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; Закреплять знания детей о функциях светофора Систематизировать знания о правилах перехода через проезжую часть Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. | Май | |
Целевая прогулка ««Пешеходный переход» | Понаблюдать за пешеходами на пешеходном переходе; закрепить правила перехода через улицу. | ||
Беседа «Где должны играть дети». | В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части. | ||
Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Мяч" | Закреплять правила игры на улице. | ||
Д/и «Разрезные картинки» | Закрепить знания детей о видах транспорта, учить составлять изображение их изображения из нескольких частей. | В течение года | |
Д/и «Светофор». | Закреплять знания о значении сигналов светофора. | ||
П/и «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль». | Закреплять правила дорожного движения, умение быстро реагировать на сигнал. |
Приложение №2
Примерный перспективный план сотрудничества
с родителями воспитанников.
Раздел | Формы проведения. Тематика. | Сроки проведения |
Ребенок и другие люди | 1.Папка передвижка «Чтобы не было беды». 2.Консультация для родителей «Воспитание у детей навыков безопасного поведения в общении с другими людьми через сказку». 3.Памятка «Осторожно – незнакомец». | Сентябрь |
Ребёнок и природа | 1.Папка – передвижка «Осторожно, ядовитые грибы!» 2.Памятка «Охрана жизни и здоровья при общении с собакой». 3.Памятка «Ребёнок и домашние животные». | Октябрь |
Ребёнок дома | 1.Папка – передвижка «Безопасность ребёнка дома». 2.Памятка «Правила поведения при пожаре». 3.Консультация для родителей «Ёлочка, зажгись!». | Ноябрь-декабрь |
Здоровье ребенка | 1.Папка-передвижка «Золотые правила Мойдодыра». 2.Консультация для родителей «Одежда дошкольников должна быть безопасной». 3.Памятка «Формируем здоровый образ жизни». 4.Рекомендации для родителей «Какой должна быть обувь дошкольника». | Январь-февраль |
Эмоциональное благополучие ребёнка | 1.Папка передвижка «Детские страхи». 2.Консультация для родителей «Конфликты между детьми». | Март |
Ребёнокнаулице | 1.Памятка «Безопасность на дорогах» 2.Консультация для родителей ««Правила дорожного движения – правила жизни» Родительское собрание по ПДД «Безопасность детей на улицах!» | Апрель-май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
Сценарий педагогического мероприятия на тему: «В гостях у бабушки» для детей 1 младшей группы с использованием информационно-компьютерных, здоровьесберегающих технологий
Задачи: Образовательные Уточнять и расширять представления детей о домашних животных- внешний вид, с кем живут, учить различать голоса домашних животных и отвечать на вопросы воспитателя;Обучающи...
Программа профессионального саморазвития воспитателя “Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
Интерактивное родительское собрание в группе компенсирующей направленности 2 года обучения на тему: «Использование информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей»
Цель: Создание условий для использования информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей. Задачи: познакомить родителей с необходимостью соблюдать требования и правила...
К МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗРАБОТКАМ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫСОГО УРОВНЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органич...
Программа профессионального саморазвития. Тема: «Реализация внедрения бережливых технологий в группе детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)»
Цель: 1. Повышение эффективности и улучшения качества услуг в старшей группе.2. Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников группы, педагогов и родителей, фо...
Презентация на тему: "Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"
Презентация может быть использована в работе учителей-логопедов ДОУ....