Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ
статья по теме

Более приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с ОНР, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психологом в большой мере, осуществляется принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, что является основополагающим в коррекции детей с тяжелыми речевыми нарушениями в рамках логопедического пункта ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zvezdochka_vzaimodeystvie.doc51.5 КБ
Файл praktika.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

 по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ

                                               Учитель-логопед Щукина Елена Сергеевна

   Педагог-психолог  Якупова Лилия Рафаиловна

МБДОУ № 17 города Нерюнгри

Нерюнгринского района                                                            

   

Более приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с ОНР, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психологом в большей мере, осуществляется принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, что является основополагающим в коррекции детей с тяжелыми речевыми нарушениями в рамках логопедического пункта ДОУ.

Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является  взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совместно с семьей. И поэтому в рамках проекта «Мы здоровая семья-мама, папа, брат и я» нами была проведена тематическая неделя «Формирование основ здорового образа жизни ребенка с ОНР в семье».

Целью проекта стало создание условий для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей с ОНР в детском учреждении и дома.  

Первый день проекта включал в себе два этапа: подготовительный и диагностический. В ходе подготовительного этапа была проведена акция «О здоровье в стихах и фразах», размещен информационный материала по теме: «Влияние вредных привычек на психоречевое здоровье дошкольников», проведен педагогический совет.

В рамках диагностического этапа родители старших и подготовительных групп заполнили анкету, результаты которой помогли нам  определить основные направления работы в ходе  недели взаимодействия, которые бы помогли родителям: организовать режимные моменты дома, нормализовав сон ребенка, провести ряд профилактических методов улучшающих осанку и общее физическое состояние детей; научиться основным приемам, которые бы помогли родителям  справиться с «вредными» привычками дошкольников, не навредив формированию гармоничной личности ребенка.

Второй  день тематической недели прошел под девизом:  «Путь к совершенству», обозначив деятельностный этап  взаимодействия.  В течение дня воспитателями старших и подготовительных групп были проведены беседы о вредных и полезных привычках,  создавались  проблемные ситуации после  чтения сказок, стихотворений    и др. Во вторую половину дня для родителей был проведен семинар-практикум: «Вредные привычки и их влияние на психическое и физиологическое здоровье детей». Педагог-психолог познакомила родителей  с основными психологическими предпосылками, которые влияют на появление и закрепление вредных привычек, а также приемами  искоренения этих привычек в домашних условиях. Учитель-логопед представила информацию о вредных привычках, которые влияют на изменения в строении артикуляционного аппарата и могут в последующем   привести к нарушению звукопроизношения, темпа и ритма речи. А так же обучила  родителей  элементам артикуляционной и дыхательной гимнастики, необходимой для полноценного развития речи детей. Инструктор по физкультуре познакомила с основными комплексами упражнений, направленных на улучшение осанки детей и родителей.

Третий день прошел под эгидой – «Значение режима дня для гармоничного развития дошкольника». В ходе режимных моментов педагоги заостряли внимание детей на важности соблюдения всех правил поведения не только в группе, но и дома. В ходе коррекционно-развивающих занятий происходило закрепление полученных знаний логопедом и психологом.

На выходных  (4 и 5 дни тематической недели) детям были предложены домашние задания: подготовить презентации, коллажи,  нарисовать рисунки и др. по теме «Наш выходной».

Шестой день - «Движение - жизнь»  посвящен физической культуре, как детей, так и педагогов. Для детей была проведена  спортивная эстафета. Для педагогов проведен «спорт-час»  - «Разбудим наше тело и разум». В этот день закончилось оформление газеты «Улыбки здоровья».

Заключительный, седьмой день, ознаменовался торжественным поздравлением победителей и участников конкурса домашних заданий.

В ходе проведения тематической недели нам пришлось преодолеть ряд проблем, которые заставили нас в последующем пересмотреть некоторые из форм и способов подачи информации, так  и в изменении организационных, подготовительных мероприятий, времени и места их проведения. Нами были сделаны следующие выводы:

  • повысить активность родителей и детей в выполнении домашних заданий специалистов;
  • расширить диапазон вовлечения родителей, путем использования различных форм оповещения – sms сообщения, электронная почта,  индивидуальные пригласительные в кабинках детей, приглашения в индивидуальных тетрадях и др.;
  • повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционно-развивающего направления образовательной деятельности.

Можно сделать вывод, что проведение тематических недель психолого-логопедического взаимодействия поможет нам в последующем намного качественней социализировать детей-логопатов в массовой группе ДОУ.

Литература.

  1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
  2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
  3.  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /  Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
  5. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия». 2003. – 240 с.
  6. Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» - СПб.: «Детство – Пресс», 2007.
  7. Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (4до 7 лет) - СПб.: «Детство – Пресс»,2009  
  8. Подобед С.О., Щербинина Д.К. Комплексный подход в коррекции нарушений речи у дошкольников.// Логопед – 2007. - №1. – с. 32-34.
  9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
  10. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 400 с.
  11. Ткаченко Т. А.  Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
  12. «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика./ Автор-составитель Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2007. – 384 с.

 



Предварительный просмотр:

    МБДОУ № 17 города Нерюнгри

  ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Подготовили:  учитель-логопед

ЩУКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

педагог-психолог

ЯКУПОВА ЛИЛИЯ РАФАИЛОВНА

ОНР у детей подразумевает не только нарушение всех  структурных речевых компонентов, но  и влечет за собой недоразвитие познавательных процессов, мелкой, артикуляционной  и общей моторики, нарушения дыхания.  Поэтому мы обучаем родителей на своих семинарах игровым приемам по развитию  этих процессов.

Сейчас вашему вниманию мы предложим несколько игр и упражнений, которые мы проводим на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых занятиях.  

2

«Сладкая зарядка», выполняется перед зеркалом.

  • Развитие мышц губ и языка
  • Установление контакта с ребенком
  • Настрой на работу

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

3

Психогимнастика  «Веселая пчелка».

  • Автоматизация звука
  • Развитие диафрагмального дыхания
  • Развитие мелкой моторики

На руки надеваются перчатки: змейка, пчелка, муха и кузнечик. Делается свободный вдох через нос, на выдохе произносим звук ЗЗЗЗЗЗЗ – муха, ШШШШШШ – змея, ЖЖЖЖЖ – пчела и ЧЧЧ – кузнечик. Можно разыграть сценку: «Встреча насекомых» - давай поздороваемся. Обращать внимание на диафрагму ребенка.

4

Корректурная проба.

  • Развитие внимания
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие фонематических процессов

Вашему вниманию предлагается эта карточка. Назовите предметы, которые изображены на ней. вам нужно найти и закрасить картинку:

  • которая начинается со звука З; (звезда)
  • закрасьте предмет, состоящий из одного слога;
  • из двух слогов.

5

Игровой массаж.

  • Автоматизация звука
  • Снятие психо-эмоционального напряжения
  • Установление тактильного контакта

Разделитесь на пары, повернитесь спиной  к соседу. Стучим по спине кулачками произнося слог ТРА-ТРА-ТРА, поменяйтесь. А сейчас нарисуйте на спине букву, а ваш партнёр отгадает. Цифру, предмет, геом.фигуру и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»

В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: -    сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...

Проект "Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей предшкольного возраста в летний период «Скоро в школу мы пойдем»"

Основная цель проекта:       оказание психолого-логопедической помощи детям предшкольного возраста, имеющим речевые нарушения;       формиро...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ

Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является  взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совм...

Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста...

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта.

Из опыта работы учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта....