Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совместно с семьей. И поэтому в рамках проекта «Мы здоровая семья-мама, папа, брат и я» нами была проведена тематическая неделя «Формирование основ здорового образа жизни ребенка с ОНР в семье».
Целью проекта стало создание условий для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей с ОНР в детском учреждении и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zvezdochka_vzaimodeystvie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ
Учитель-логопед Щукина Елена Сергеевна
Педагог-психолог Якупова Лилия Рафаиловна
МБДОУ № 17 города Нерюнгри
Нерюнгринского района
Более приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с ОНР, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психологом в большей мере, осуществляется принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, что является основополагающим в коррекции детей с тяжелыми речевыми нарушениями в рамках логопедического пункта ДОУ.
Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совместно с семьей. И поэтому в рамках проекта «Мы здоровая семья-мама, папа, брат и я» нами была проведена тематическая неделя «Формирование основ здорового образа жизни ребенка с ОНР в семье».
Целью проекта стало создание условий для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей с ОНР в детском учреждении и дома.
Первый день проекта включал в себе два этапа: подготовительный и диагностический. В ходе подготовительного этапа была проведена акция «О здоровье в стихах и фразах», размещен информационный материала по теме: «Влияние вредных привычек на психоречевое здоровье дошкольников», проведен педагогический совет. В рамках диагностического этапа родители старших и подготовительных групп заполнили анкету, результаты которой помогли нам определить основные направления работы в ходе недели взаимодействия, которые бы помогли родителям: организовать режимные моменты дома, нормализовав сон ребенка, провести ряд профилактических методов улучшающих осанку и общее физическое состояние детей; научиться основным приемам, которые бы помогли родителям справиться с «вредными» привычками дошкольников, не навредив формированию гармоничной личности ребенка.
Второй день тематической недели прошел под девизом: «Путь к совершенству», обозначив деятельностный этап взаимодействия. В течение дня воспитателями старших и подготовительных групп были проведены беседы о вредных и полезных привычках, создавались проблемные ситуации после чтения сказок, стихотворений и др. Во вторую половину дня для родителей был проведен семинар-практикум: «Вредные привычки и их влияние на психическое и физиологическое здоровье детей». Педагог-психолог познакомила родителей с основными психологическими предпосылками, которые влияют на появление и закрепление вредных привычек, а также приемами искоренения этих привычек в домашних условиях. Учитель-логопед представила информацию о вредных привычках, которые влияют на изменения в строении артикуляционного аппарата и могут в последующем привести к нарушению звукопроизношения, темпа и ритма речи. А так же обучила родителей элементам артикуляционной и дыхательной гимнастики, необходимой для полноценного развития речи детей. Инструктор по физкультуре познакомила с основными комплексами упражнений, направленных на улучшение осанки детей и родителей.
Третий день прошел под эгидой – «Значение режима дня для гармоничного развития дошкольника». В ходе режимных моментов педагоги заостряли внимание детей на важности соблюдения всех правил поведения не только в группе, но и дома. В ходе коррекционно-развивающих занятий происходило закрепление полученных знаний логопедом и психологом.
На выходных (4 и 5 дни тематической недели) детям были предложены домашние задания: подготовить презентации, колажи, нарисовать рисунки и др. по теме «Наш выходной».
Шестой день - «Движение - жизнь» посвящен физической культуре, как детей, так и педагогов. Для детей была проведена спортивная эстафета. Для педагогов проведен «спорт-час» - «Разбудим наше тело и разум». В этот день закончилось оформление газеты «Улыбки здоровья».
Заключительный, седьмой день, ознаменовался торжественным поздравлением победителей и участников конкурса домашних заданий.
В ходе проведения тематической недели нам пришлось преодолеть ряд проблем, которые заставили нас в последующем пересмотреть некоторые из форм и способов подачи информации, так и в изменении организационных, подготовительных мероприятий, времени и места их проведения. Нами были сделаны следующие выводы:
- повысить активность родителей и детей в выполнении домашних заданий специалистов;
- расширить диапазон вовлечения родителей, путем использования различных форм оповещения – sms сообщения, электронная почта, индивидуальные пригласительные в кабинках детей, приглашения в индивидуальных тетрадях и др;
- повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционно-развивающего направления образовательной деятельности.
Можно сделать вывод, что проведение тематических недель психолого-логопедического взаимодействия поможет нам в последующем намного качественней социализировать детей-логопатов в массовой группе ДОУ.
Литература.
- Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
- Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
- Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия». 2003. – 240 с.
- Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» - СПб.: «Детство – Пресс», 2007.
- Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (4до 7 лет) - СПб.: «Детство – Пресс»,2009
- Подобед С.О., Щербинина Д.К. Комплексный подход в коррекции нарушений речи у дошкольников.// Логопед – 2007. - №1. – с. 32-34.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 400 с.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
- «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика./ Автор-составитель Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2007. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»
В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: - сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...
Проект "Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей предшкольного возраста в летний период «Скоро в школу мы пойдем»"
Основная цель проекта: оказание психолого-логопедической помощи детям предшкольного возраста, имеющим речевые нарушения; формиро...
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно – образовательной деятельности «В мире волшебных звуков»
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошк...
Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ
Более приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с ОНР, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психоло...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов ДОУ по сопровождению детей с речевыми нарушениями в общеобразовательном пространстве
Представлен материал из практики...
Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста
Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста...
Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта.
Из опыта работы учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта....