Народный фольклор в трудовой деятельности
учебно-методический материал на тему
Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_folklor_v_trud_deya-ti.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
Тема:
«Народный фольклор
в трудовой деятельности дошкольников».
Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.
Была бы охота – заладится всякая работа.
- Доброе начало – половина дела.
- Кто труда не боится, того и лень сторонится.
- К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
- В полплеча работа тяжёлая, оба подставишь – легче справишь.
Если ребёнок с неохотой отзывается на работу, шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение взрослого, поставят ребёнка перед выбором формы поведения:
- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, поди я ложка?
- Люди жать, а мы с поля бежать.
- В работе разгар, а он на базар.
- У лодыря Егорки всегда отговорки.
- Люди пахать, а он руками махать.
- В одиночку не одолеешь и кочку.
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Бывает в детских отношениях и негативное проявление: дети сердятся друг надруга, пытаются доказать что-либо силой. Пословицей можно смягчить ситуацию, побудить ребёнка к поиску другого решения конфликта:
- Не велик, а грозен.
- Раздулся, что мышь на крупу.
- На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.
- Сила – хорошо, а ум – лучше.
- А доброе сердце всё покрывает.
- Кто в нраве крут, тот никому не друг.
- На что с тем дружиться, кто охоч браниться?
Ссора может привести к потере друзей:
- Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Без друга в жизни туго.
- Без друга на сердце вьюга.
- Согласье крепче каменных стен.
Чтобы подчеркнуть, что дети вложили много старанья в свою работу и она получилась качественной:
- Какие труды, такие и плоды.
- Золотые руки - золотые дела.
- Каков мастер – такова и работа.
- Кто работы не боится, у того и работа спорится.
- Дело мастера боится.
Если ребёнок решает участвовать, надо поддержать его радостной улыбкой, жестом. Воспитатель: «Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?». Всякое, даже самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознавали планирование как важное условие успешной деятельности.
- И по малу делу большая дума.
- Голова научит – руки сделают.
- Семь раз примерь – один раз отрежь.
- Чем больше науки – тем умнее руки.
- Ум хорошо, а два лучше.
Если дети робки в работе, их нужно поддержать:
- Лиха беда начала.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Смелый города берёт.
Воспитатель может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:
- Под лежачий камень, вода не течёт.
- Не бравшись за топор, избы не срубишь.
- Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
- Не замоча рук, не умоешься.
- Волков бояться – в лес не ходить.
Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него.
- Умел начать, умей и оканчивать.
- Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
- Не мудрено начать, мудрено кончить.
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Если кто-то из детей до окончания работы готов похвастаться результатами работы, педагог предупреждает, что лучше сделать, а не обобщать:
- Хвастливое слово гнило.
- Говорить легко, делать трудно.
Тем, кто отвлекается во время работы:
- Где много слов, там мало дела.
- Большой говорун – плохой работун.
- Дела не вершок, а слов с мешок.
- Языком не торопись, а делом не ленись.
- Меньше бы говорил, а больше бы делал.
- Работа с зубами, а лень с – языком.
- Один пашет, а семеро руками машут.
- Люди за дело, а мы за безделье.
- Играй, играй, да дело знай.
В процессе работы испытывают трудности и сами стараются преодолеть их, то таких детей нужно подержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда:
- Горькая порой работа, да хлеб от неё сладок.
- Горька работа, сладок хлеб.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Над чем постараешься, тому и порадуешься.
- За один раз и дерева не срубишь.
- Всякое уменье трудом даётся.
- Дело учит, и мучит и кормит.
Дети проявляют поспешность, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как:
- Делом спеши, а людей не смеши.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Тише едешь, дальше будешь.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Авось да как-нибудь до добра не доведут.
- Кто делает все на авось, у того всё хоть брось.
А о бойком, ловком, все успевающем умельце педагог говорит:
- Наш пострел везде поспел.
- Один глаз, да зорок – не надо сорок.
- Мала птичка, да коготок востёр.
- Мал телом, да велик делом.
В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучений, замечания будет эффективнее сказать:
- Не смейся, горох, не лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь; Не смейся, горох, над бобами: Будешь и ты под ногами.
- Не смейся, квас, не лучше нас!
- Не смейся, горох, не лучше грибов: грибы пожарим и тебя оставим.
Видя дружеские поступки в общей работе, поддерживая совместные усилия, педагог поощряет:
- Одной рукой и узла не завяжешь.
- Один в поле не воин.
Если ребёнок не старался, отвлекался и по этой причине получил несоответствующий своим возможностям результат, педагог может пожурить:
- Делавши смеялись, а сделавши плачем.
- И криво, и косо, и на сторону побежало.
- И готово, а бестолково.
- Сбил, сколотил – вот колесо!
Сел, да поехал – ах хорошо!
Оглянулся назад – одни спицы лежат!
- Тяп, ляп готов корабль
Хотел прокатиться,
Да боюсь утопиться.
По окончанию работы хорошо подчеркнуть, что после трудовых усилий и отдохнуть веселее:
- Без труда и отдых не сладок.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Конец венчает дело.
- Добрый конец – делу венец.
- Наработался – за ложку берись.
- Лентяй – без ужина спать ложится.
- Работнику – медовые пышки.
А лодырю – еловые шишки.
- Горька работа, да сладок хлеб.
- На чужую работу гдядя, сыт не будешь.
- Работай до поту, так поешь в охоту.
- Ешь досыта, а работай до пота.
Пословицы создают атмосферу уважения к трудолюбивому:
- Всякий человек у дела познаётся.
- Всякое дело человеком ставится, человеком славится.
- Занятого человека и грусть-тоска не берёт.
- Всякому молодцу ремесло к лицу.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Землю красит солнце, а человека - труд.
- Дерево смотри в плодах, а человек – в делах.
- Птицу узнают в полёте, а человека - в работе.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Пчела мала, а и то работает.
- Кто любит трудиться, тому и на месте не сидится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие умственных способностей детей...
Консультация для педагогов ДОУ. "Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников"
Пословицы и потешки для работы с дошкольниками в трудовой деятельности....
СТАТЬЯ Применение русского народного фольклора в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по ФГСТ.
Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?...
Русский народный фольклор в практической деятельности учителя-логопеда
В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в...
«Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников».
Консультация...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»
Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....
Доклад "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через трудовую деятельность на огороде детского сада"
В настоящее время очень важное значение имеет патриотическое воспитание детей, основанное на приобщении к русскому народному творчеству и культуре, к расширению представления детей о традициях русской...