«Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников».
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Починка
Консультация на тему: Тема: «Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников».
Выполнила:
Харитонова В.В.
Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети
начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное
окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость,
удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.
Была бы охота – заладится всякая работа.
Доброе начало – половина дела.
Кто труда не боится, того и лень сторонится.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
В полплеча работа тяжёлая, оба подставишь – легче справишь.
Если ребёнок с неохотой отзывается на работу, шутливая прибаутка, пословица точно
выразят огорчение взрослого, поставят ребёнка перед выбором формы поведения:
- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, поди я ложка?
Люди жать, а мы с поля бежать.
В работе разгар, а он на базар.
У лодыря Егорки всегда отговорки.
Люди пахать, а он руками махать.
В одиночку не одолеешь и кочку.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Бывает в детских отношениях и негативное проявление: дети сердятся друг надруга,
пытаются доказать что-либо силой. Пословицей можно смягчить ситуацию, побудить
ребёнка к поиску другого решения конфликта:
Не велик, а грозен.
Раздулся, что мышь на крупу.
На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.
Сила – хорошо, а ум – лучше.
А доброе сердце всё покрывает.
Кто в нраве крут, тот никому не друг.
На что с тем дружиться, кто охоч браниться?
Ссора может привести к потере друзей:
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Без друга в жизни туго.
Без друга на сердце вьюга.
Согласье крепче каменных стен.
Чтобы подчеркнуть, что дети вложили много старанья в свою работу и она получилась
качественной:
Какие труды, такие и плоды.
Золотые руки - золотые дела.
Каков мастер – такова и работа.
Кто работы не боится, у того и работа спорится.
Дело мастера боится.
Если ребёнок решает участвовать, надо поддержать его радостной улыбкой, жестом.
Воспитатель: «Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?». Всякое, даже
самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознавали
планирование как важное условие успешной деятельности.
И по малу делу большая дума.
Голова научит – руки сделают.
Семь раз примерь – один раз отрежь.
Чем больше науки – тем умнее руки.
Ум хорошо, а два лучше.
Если дети робки в работе, их нужно поддержать:
Лиха беда начала.
Глаза страшатся, а руки делают.
Смелый города берёт.
Воспитатель может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не
сдвинется с места:
Под лежачий камень, вода не течёт.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
Не замоча рук, не умоешься.
Волков бояться – в лес не ходить.
Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него.
Умел начать, умей и оканчивать.
Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
Не мудрено начать, мудрено кончить.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Если кто-то из детей до окончания работы готов похвастаться результатами работы,
педагог предупреждает, что лучше сделать, а не обобщать:
Хвастливое слово гнило.
Говорить легко, делать трудно.
Тем, кто отвлекается во время работы:
Где много слов, там мало дела.
Большой говорун – плохой работун.
Дела не вершок, а слов с мешок.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Меньше бы говорил, а больше бы делал.
Работа с зубами, а лень с – языком.
Один пашет, а семеро руками машут.
Люди за дело, а мы за безделье.
Играй, играй, да дело знай.
В процессе работы испытывают трудности и сами стараются преодолеть их, то таких
детей нужно подержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда:
Горькая порой работа, да хлеб от неё сладок.
Горька работа, сладок хлеб.
Терпенье и труд всё перетрут.
Над чем постараешься, тому и порадуешься.
За один раз и дерева не срубишь.
Всякое уменье трудом даётся.
Дело учит, и мучит и кормит.
Дети проявляют поспешность, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как:
Делом спеши, а людей не смеши.
Поспешишь – людей насмешишь.
Тише едешь, дальше будешь.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Авось да как-нибудь до добра не доведут.
Кто делает все на авось, у того всё хоть брось.
А о бойком, ловком, все успевающем умельце педагог говорит:
Наш пострел везде поспел.
Один глаз, да зорок – не надо сорок.
Мала птичка, да коготок востёр.
Мал телом, да велик делом.
В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей,
вместо нравоучений, замечания будет эффективнее сказать:
Не смейся, горох, не лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь; Не смейся, горох,
над бобами: Будешь и ты под ногами.
Не смейся, квас, не лучше нас!
Не смейся, горох, не лучше грибов: грибы пожарим и тебя оставим.
Видя дружеские поступки в общей работе, поддерживая совместные усилия, педагог
поощряет:
Одной рукой и узла не завяжешь.
Один в поле не воин.
Если ребёнок не старался, отвлекался и по этой причине получил несоответствующий
своим возможностям результат, педагог может пожурить:
Делавши смеялись, а сделавши плачем.
И криво, и косо, и на сторону побежало.
И готово, а бестолково.
Сбил, сколотил – вот колесо!
Сел, да поехал – ах хорошо!
Оглянулся назад – одни спицы лежат!
Тяп, ляп готов корабль
Хотел прокатиться,
Да боюсь утопиться.
По окончанию работы хорошо подчеркнуть, что после трудовых усилий и отдохнуть
веселее:
Без труда и отдых не сладок.
Кончил дело – гуляй смело.
Конец венчает дело.
Добрый конец – делу венец.
Наработался – за ложку берись.
Лентяй – без ужина спать ложится.
Работнику – медовые пышки.
А лодырю – еловые шишки.
Горька работа, да сладок хлеб.
На чужую работу гдядя, сыт не будешь.
Работай до поту, так поешь в охоту.
Ешь досыта, а работай до пота.
Пословицы создают атмосферу уважения к трудолюбивому:
Всякий человек у дела познаётся.
Всякое дело человеком ставится, человеком славится.
Занятого человека и грусть-тоска не берёт.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Дерево смотри в плодах, а человек – в делах.
Птицу узнают в полёте, а человека - в работе.
Жизнь дана на добрые дела.
Пчела мала, а и то работает.
Кто любит трудиться, тому и на месте не сидится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ. "Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников"
Пословицы и потешки для работы с дошкольниками в трудовой деятельности....
Народный фольклор в трудовой деятельности
Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт жел...
Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников
Консультация для педагогов...
Народное творчество в трудовом воспитании дошкольников
В произведениях народного творчества отражается глубокое уважение к труду....
Значение народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.
Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературн...
Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание - это...