Русский народный фольклор в практической деятельности учителя-логопеда
статья по логопедии на тему
В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский народный фольклор в практической деятельности учителя-логопеда.
В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.
Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-ниндзя, былинных героев - роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим. Венгерский поэт Ш. Петефи писал: «Что бы там ни говорили, а истинная поэзия - поэзия народная. Согласимся на том, что ее надо сделать господствующей».
Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы.
В работе с детьми я использую следующие жанры фольклора:
- Пестушки- песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
- Потешки- игры взрослого с ребенком ( с его пальчиками, ручками).
- Заклички- обращения к явлениям природы ( к солнцу, ветру, дождю, снегу, деревьям).
- Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным.
- Считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
- Скороговорки и частоговорки- незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
- Пестушки- песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
- Потешки- игры взрослого с ребенком ( с его пальчиками, ручками).
- Заклички- обращения к явлениям природы ( к солнцу, ветру, дождю, снегу, деревьям).
- Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным.
- Считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
- Скороговорки и частоговорки- незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша.
Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями.
Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.
Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек - готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
В свое работе народный фольклор я использую в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности.
Результатами проводимой работы является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.
- расширились детские представления об окружающем их мире,
- сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
- речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
- усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
- улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.
Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – логопеда»
laquo;Использовани...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/03/picture-13195-1706928767.jpg)
Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/20/picture-644494-1434748203.jpg)
Нетрадиционные пособия в практической деятельности учителя - логопеда
Авторское многофункциональное пособие лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка» - это учебный материал, помогающий в проведении занятий по обучению грамоте и разв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-991013-1514914096.jpg)
Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя - логопеда ДОУ
Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя - логопеда ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/19/picture-1281446-1721403867.jpg)
«Инновационные технологии в практической деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занят...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/11/picture-1389584-1673429867.jpg)
Мастер-класс «Применение программно–дидактического комплекса «Логомер 2» в практической деятельности учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у дошкольников»
Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» «Мерсибо» современный, универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета...