СТАТЬЯ Применение русского народного фольклора в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по ФГСТ.
статья (младшая группа) по теме
Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Применение русского народного фольклора в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по ФГСТ.
Составитель:
Абдрахманова Гулжахан Рахманкуловна
Воспитатель ГБДОУ №27 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
2014 год.
«А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!».
А. С. Пушкин
Семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства. Задача педагога донести это до родителей, привлечь их к совместной работе от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки. Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь, быт, дух матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми.
Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?
- Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус.
- Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, мы развиваем речь, получаем первые знания по грамматике и арифметике, культуре и поведению. Эмоциональней происходит познание природы и животного мира.
- Также использование фольклора оказывает влияние на физическое развитие детей.
- Высокое позиционное звучание речи влияет на формирование чистоты певческой интонации, дети начинают петь.
Известно два вида детского фольклора: импровизационный и традиционный.
Традиционный фольклор переходил от поколения к поколению. Например, веснянки, заклички, приговорки.
Практика показывает, что легкость и непринужденность применения игровых форм в разных видах деятельности во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между поколениями "дедов" и "внуков".
Народный фольклор я использую во всех видах детской деятельности.
Двигательная деятельность: каждое произведение детского фольклора связано с разными движениями, появляется возможность развивать правую и левую руку. Например
Летела сова Взмахивать руками
Веселая голова.
Она летела, летела,
На дубок села. - присесть, руки опустить.
Хвостиком повертела, - встать, руки сложить сзади
- хвостиком, повертеть им
По сторонам поглядела - смотреть то в одну, то в
- другую сторону.
И опять полетела. - взмахивать руками.
Летела сова. Сказка начинается снова.
Игровая деятельность: дети с большим интересом и удовольствием на основе подражания включаются в совместное обыгрывание сюжетов. Например
Сеть тяну, Рыбу ловлю. Попало немало: Пятьдесят карасей, Один ершок – И то в горшок. Ухи наварю, Всех ребят накормлю.
В сюжетно ролевой игре с куклой можно использовать колыбельную. Например.
Берёзонька скрип, скрип, Моя доченька спит, спит… Моя доченька уснет - Ее сон унесет, Унесет ее в садок, Под малиновый кусток. А малинка упадёт, Дочке в рот попадет. Малиночка, сладенька, Спи, дочка маленька.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд: импровизационный русский детский фольклор часто возникал спонтанно, во время игр или каких-то неожиданных ситуаций. Данный вид фольклора я использую во всех режимных моментах. Например:
Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды, Чисто умываемся, друг другу улыбаемся.
Саша у нас зайчик, зайчик – побегайчик! Зайчик Саша - скок – скок. Подберет штаны, носок. Свои вещи не теряет и на место убирает.
Если носик твой сопит, Значит, он совсем забит. Свой платочек доставай, нос получше вытирай.
Мы с игрушками играем, Их на место убираем, Кто любит трудиться, Работы не боится!
Познавательно-исследовательская деятельность: знакомя детей со временем года, хорошо использовать потешки, которые раскрывают основные признаки явления или объекта. Например
Ах, ныняшняя зима Непогожая была, Непогожая была - Все метелица мела: Завеяла, замела, Все дорожки занесла.
- Ты, рябинушка Раскудрявая, Ты когда взошла, Когда выросла? - Я весной взошла. Летом выросла, По зорям цвела, Солнцем вызрела.
Коммуникативная деятельность: приобщая ребенка к народному творчеству мы обогащаем его речь выразительными оборотами, синонимами, замечательными словосочетаниями. Ритмично произнося текст, ребенок развивает чувство ритма. Например.
Свети, свети, солнышко, На зеленое полюшко, На белую пшеницу, На чистую водицу, На наш садочек, На аленький цветочек.
Морозы трескучие, Снега сыпучие, Ветры завьюжные И метели дружные.
Во время театрализованных игр, используя потешки, мы развиваем диалогическую речь детей. Например.
- Дома ль кум воробей? – Дома. – Что он делает? – Болен лежит. - Что у него болит? - Плечики. – Сходи, кума, в огород, Сорви травы гречки, Попарь ему плечики! - Парила, кумушка, Парила, голубушка. Его пар не берет, Только сердцу придает. – Дома ль кум воробей? – Дома. – Что он делает? – Болен лежит. – Что у него болит? - Животок. – Сходи, кума, в огород, Сорви травки репеек, Попарь ему животок, - Парила, кумушка, Парила, голубушка! Его пар не берет, Только сердцу придает.
Частые и быстрые повторения скороговорок развивают у детей правильный выговор труднопроизносимых слов и словосочетаний. Например.
Гу – ту – ту, гу – ту – ту, Вари кашу круту. Подливай молочка, Накорми казачка.
Туру – туру, туру – ру. Во сыром, тёмном бору Сидит филин на дубу Да играет во трубу, Во трубоньку во трубу: Бу – бу, бу – бу!
Восприятие художественной литературы и фольклора: глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа, остроумны и разнообразны загадки. Народный фольклор есть о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, - обо всем, что мы видим, слышим, знаем. А. С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Полученные навыки и умения ребенок несет в семью. Как прекрасно будет, если родители будут вовлечены в нашу игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Устное народное творчество. Потешки».
План-конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми младшего дошкольного возрастаТема: «Устное народное творчество. Потешки»....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие» с применением ИКТ тема: «В гости к бабушке Варварушке».
Знакомство детей с устным народным творчеством....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»
Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание русской народной сказки "Гуси - Лебеди"
Знакомство с русскими народными сказками...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Знакомство с русским платком"
Цель: содействовать развитию интереса к народному творчеству через знакомство с элементами русской народной одежды.Задачи:Познакомить детей с деталью женской одежды – платком.Способствовать разв...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»
Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....
«Применение народных игр в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста», выступление
Муниципальный уровень, Практический семинар по обмену опытом: «Использование современных и народных игр с музыкальным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста» МАДОУ д/с № 10 ...