Перспективное планирование опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
опыты и эксперименты на тему

Кардова Наталья Викторовна

Перспективное планирование опытно- исследовательской деятельности в ДОУ

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование опытно-исследовательской  деятельности в ДОУ

 2 младшая группа

Сроки

Тема

Программное  содержание

Методические приемы

Предварительная работа

1 квартал

Вода – источник жизни.

Показать значение воды в жизни живой природы.

Закрепить  знания о воде,   как человек её использует.

Чтение стихотворения  о воде:

«Вы слыхали о воде?

Говорят она везде Мы её  не замечаем Мы  привыкли,  что вода- наша спутница всегда».

Рассматривание  иллюстраций  с изображением, как человек использует воду.

Узнаем, какая вода?

Выявить  свойства  воды: прозрачная,  без запаха, льется, в ней растворяются

некоторые вещества, имеет вес.

Игра « Солнышко и дождик».

На календаре  отметить дождь  соответствующим символом.

«Первый снег» Наблюдение за свежевыпавшим  снегом.

Развивать  способность замечать необычное в природе; Пробуждать интерес к снегу, как к необычному материалу.

Предложить  не острые палочки и печатки  для самостоятельного  рисования на снегу. Чтение стихотворения:

«Белый   снег пушистый,                   В  воздухе кружиться,                 И на землю тихо        падает, ложится…»

2 квартал

Разноцветные льдинки

Познакомить со свойствами  воды  в жидком и твердом  состояниях;  Показать, как  цветная вода превращается в цветной лед.

Беседа

- Отгадывание загадок по теме.

 -  Рассматривание иллюстраций;

- Рассматривание льда, сосулек (на прогулке).

«Снежинка в гостях у ребят»

Закрепить знания о  свойствах снега: холодный, белого цвета,  в теплой  комнате и в руке тает;

из снега может получиться вода.

Закрепить знания о свойствах  воды – холодная, теплая, безвкусная, грязная, чистая, вкусная, прозрачная.

Чтение стихотворений;

проведение опытов с водой

Наблюдение за снегом  на прогулке, игры со снегом;

Наблюдение за водой в аквариуме.

3 квартал

Наблюдение «Теплая и холодная вода»

Уточнить представления  детей о том, что вода бывает  разной температуры: холодная,   горячая; это можно узнать, если потрогать руками воду; в любой воде мыло мылится;  вода  с мылом  смывает  грязь.

Наблюдение во время гигиенической процедуры мытья рук перед обедом.

Предложить детям намылить  руки сухим мылом без воды. Предложить намочить  руки и мыло  в холодной воде, затем предложить  сполоснуть руки в тазу с горячей водой (не выше 40С)  

"Кому нужна вода"

Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду;

Рассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

беседа

игровой момент

работа по картинке-схеме

д/игра "Кому нужна вода".

Рассматривание иллюстраций о воде.

отгадывание загадок по теме.

проведение опытов с водой

Прятки – игры с водой

Способствовать  накоплению  у детей  конкретных  представлений  о свойствах воды; Подвести к пониманию  того, что вода может изменять цвет; развивать словарь; воспитывать аккуратность при работе с водой

Сюрпризный момент

Рассматривание  воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки»

Средняя группа

Сроки

Тема

Программное  содержание

Методические приемы

Предварительная работа

1 квартал

Откуда берется вода?

Познакомить с процессом конденсации

Опыт

Беседа «У воды, на воде, в воде»

«Плавает – тонет»

Познание  «на ощупь»:

свойства вещества – плавучесть

Эксперимент

Самый плавучий материал – пенопласт, из него  будем  делать  кормушку

«Путешествие капельки»

Создать условия для  выявления и проверки различных способов очистки воды.

 Использовать различные  фильтры для очистки воды.

Опыт - наблюдение

Беседа «Почему  Воду надо беречь»

 

            2   квартал

Почему не выливается?

Обнаружить атмосферное давление

Опыт - рассуждение

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

Создать  условия для расширения представлений детей о свойствах льда  - тает в тепле.

Чтение стихотворения

Осторожная лисица Подошла к ручью напиться. Наклонилась, а вода - Неподвижна и тверда.

Вопросы  детям

Ответы детей

Чтение сказки  Г.Х.Андерсена

«Снежная королева»;

Игры со льдом изготовление цветных льдинок

(на прогулке)

Наблюдение на прогулке за снежинками

Обратить  внимание  на то что снежинки  бывают разными по форме

Понаблюдать  где быстрее тает снег – на варежке  или  в руке. Почему? Что образуется из снега?

Чтение стихотворения  Е. Благининой

«Что за звездочки  сквозные?»

«Приключение  капельки»

Познакомить детей  со свойством  воды переходить  в твердое состояние при низкой температуре.

Сюрпризный момент; эксперимент вода бывает «Холодная и горячая» , «Превращение воды в лед»

Наблюдение за снегом на прогулке

3    квартал

Наблюдение за таянием снега.

Учить устанавливать взаимосвязь в природе.

Рассмотреть  в сугробах  талый снег, сравнить  наст образованный в тени, с настом, образованным на солнце

Чтение стихотворений о весне.

«Приключение Капельки»

Познакомить  со свойствами  воды  переходить  из твердого  в жидкое состояние  в тепле.

Сюрпризный момент;  Опыт – эксперимент « Где быстрее растает лед в холодной или в горячей воде.»

Наблюдение на прогулке за  таянием снега.

Вода-  растворитель

Познакомить детей со свойством воды  растворять различные вещества – соль сахар, краску, лимонный сок.

Опыт

Старшая группа

Сроки

Тема

Программное  содержание

Методические приемы

Предварительная работа

1 квартал

Волшебница вода

Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями:

Дождь, снег, роса, иней, лед, пар и т.д.

Игра «Кто больше назовет  съедобной жидкости», опыт – определение  температуры, прозрачности, вкуса воды.

Загадывание загадок.

Наблюдение  за дождем

 Формировать  представления  об агрегатном  состоянии воды в осенний период.

Рассказ воспитателя о воде.

Свойства воды

Продолжать знакомить детей со свойствами воды

Опыт: Чистая вода – прозрачная.

Чистая вода – бесцветна. Чистая вода не имеет запаха. Вода не имеет формы. Вода –растворитель

2 квартал

Тайны мороза

Продолжать знакомить  со свойствами  льда и воды,  продолжать формировать представления о свойствах воды  и льда, уметь сравнивать анализировать.

Загадывание загадок; Опыт 1 Лед  - это вода

Опыт2 Лед хрупкий

Опыт 3 Лед легче воды

Опыт 4 Температура воды

Чтение  рассказа Бианки «Под ледяной крышей»

Наблюдение за обитателями аквариума.

Вода – силач

Объяснить, что вода при замерзании увеличивается в объеме.

Опыт

Куда делась вода?

Наблюдение  в течении недели

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий

Опыт - эксперимент

Окрашивание воды

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Опыт

Как вытолкнуть воду?

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Опыт

Наблюдение за снегопадом

Продолжать формировать  представления о свойствах снега.

Чтение стихотворения  Бальмонта «Снежинка»

Вопросы детям.

Исследовательская деятельность: Из какого снега  можно  лепить?

3 квартал

Наблюдение за капелью

Закреплять знания об изменениях  воды в зависимости  от температуры; обучать  исследовательским  действиям.

Чтение стихотворения  «Весна». Беседа.

Рассматривание иллюстраций  на тему «Весна пришла».

«Круговорот воды в природе»

Расширить знания детей о значении воды в жизни человека: - круговорот воды в природе;

- источники питьевой воды;

Игры «Волшебная палочка» или «Разрезные картинки»

Опыт «Пар - это вода»

Рассматривание  глобуса, иллюстрации рек, озер, морей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...