"Психолого-педагогическая реабилитация особенных детей"
консультация на тему
Психолого-педагогическая, медико-социальная реабилитация рассматривается как щадящее средство включения особенного ребенка в социальное пространство, в группу сверстников, обеспечивающее ему условия для самоопределения, личностного роста, и в целом направлены на восстановление личностного статуса.
Главная задача реабилитации ребенка с ОВЗ:
- расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им собственной обособленности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ | 302 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенные дети – кто они? дети с ОВЗ (инвалиды или не имеющие статуса инвалида), дети с отклонениями в развитии, поведении, социализации; к такой категории могут быть отнесены дети, живущие в семье (родной, приемной), а также вне ее (в учреждениях интернатного типа и др.) всех их объединяет то, что они находятся в трудной жизненной ситуации
Содержание понятия
Психолого-педагогическая, медико-социальная реабилитация рассматривается как щадящее средство включения особенного ребенка в социальное пространство, в группу сверстников, обеспечивающее ему условия для самоопределения, личностного роста, и в целом направлены на восстановление личностного статуса
Главная задача реабилитации ребенка с ОВЗ - расширение сферы его самостоятельности , под которой понимается преодоление им собственной обособленности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.
Ключевые компоненты психолого-педагогической реабилитации особенных детей 1.Диагностический: определение реабилитационного потенциала; применяются методы психологической и педагогической диагностики когнитивной, эмоционально-волевой, деятельностной сфер личности; 2.Организационно-технологический (коррекционно-развивающий): привлечение специалистов, применение реабилитационных технологий 3. Аналитический (выявление динамики по основным показателям в процессе реабилитации), определение ключевых направлений, отбор форм и технологий реабилитационной работы
Основные этапы интеграции детей с ОВЗ в детский коллектив 1.Адаптационный (индивидуально, в малой группе) 2. Развитие предпосылок к коммуникативной деятельности совместно со специалистом (навыки общения, умение воспринимать других детей, взрослых); результат – возникновение интереса к совместной деятельности; 3. Участие в групповых занятиях 4. Работа в парах (отработка коммуникативного поведения) 5. Включение в работу многочисленной группы (игры, праздники и др.) Примечание: включение в групповые виды деятельности должно быть своевременным
Основные характеристики детей с осложненным (девиантным) поведением Агрессивность Эмоциональная неустойчивость Ослабленная волевая сфера Конформность, скрытность Склонность к бродяжничеству, противоправным поступкам Отсутствие ответственности, ценностного отношения к своему здоровью
Взгляд опекаемых детей на проблему поощрений и наказаний Возраст ребенка, лет Наиболее желаемое поощрение Самое страшное наказание 3—5 «Полюбить», сладкое Когда кричат, «стукают» 5—8 Когда хвалят Стоять в углу. Когда со мной не разговаривают. 9—11 Поход на прогулку, в гости вместе с (приемными) родителями. Когда не отпускают гулять с друзьями. Когда мне не доверяют 12—13 Лучшее поощрение — это доверие. Самое лучшее поощрение — это чтобы исполнили мое желание. Самое страшное наказание, когда со мной не разговаривают. Самое страшное наказание, если меня не отпустят на улицу с друзьями. 14—15 Хвалят, говорят «молодец», дарят подарки. Самое страшное наказание — уйти из семьи. Если отдадут обратно в детский дом.
Функции коррекционно-реабилитационной работы: восстановительная, предполагающая восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах; компенсирующая , заключающаяся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности; стимулирующая , направленная на активизацию положительной общественно полезной деятельности подростка; исправительная, связанная с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающая применение разнообразных методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример и др.).
Индивидуальная комплексная реабилитация подростка с отклоняющимся поведением Определение исходного реабилитационного потенциала (по сферам реабилитации): социально-бытовая,медико-физиологическая; медико-психологическая; психолого-педагогическая; социально-трудовая. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации (с участием реабилитируемого): социально-бытовая реабилитация (разработка плана формирования и развития навыков самообслуживания); медико-физиологическая реабилитация (разработка программы медицинской реабилитации); медико-психологическая реабилитация (разработка программы медико-психологической реабилитации); психолого-педагогическая реабилитация (разработка плана индивидуального обучения и воспитания); социально-трудовая реабилитация (разработка плана профессионального обучения).
Реализация разработанной программы и её коррекция: социально-бытовая реабилитация (адаптация ребёнка к условиям жизни в учреждении; социально-бытовое обучение и воспитание); медико-физиологическая реабилитация (периодическое медицинское обследование, лечение; санаторно-курортное лечение по показаниям); Медицинская и психолого-педагогическая реабилитация (психодиагностика, психотерапия и психокоррекция выявленных нарушений; индивидуальные психоконсультации); воспитательная работа, дополнительное образование; социально-трудовая реабилитация (профессиональная ориентация; выявление профессиональных способностей; трудовое обучение и воспитание положительного отношения к труду). Выдача рекомендаций реабилитируемому подростку (по сферам / направлениям реабилитации). Курирование жизнедеятельности подростка совместно с семьей (если есть)
Спасибо за внимание .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...
Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации
После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...
алгоритм проведения познавательно – исследовательской деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста (для использования педагогом)
Познавательно -исследовательская деятельность- форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной...
Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".
Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
Психолого-педагогические и физиологические особенности детей 4-5 лет
Средний возраст...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...