ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
статья на тему
Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, врач, социальный работник, педагог. Социально-психологическая реабилитация родителей является решающим условием их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Лапина О.М.
МБДОУ детский сад №40, «Русалочка» г.Тамбов
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривает ее как реабилитационную структуру: семья осуществляет функцию социализации ребенка, т.к. в ней складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми. Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии в новых организационных формах показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.
Дети с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общение с ними – это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Здоровым детям это не приносит вреда, напротив, они становятся добрее, у них появляется желание помочь другому.
В коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими различные нарушения, основным звеном является семья. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники.
Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, врач, социальный работник, педагог. Социально-психологическая реабилитация родителей является решающим условием их подготовки к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями.
Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Затем разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, действенные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса.
Модель работы с семьей призвана решать следующие задачи:
- повышение уровня психического здоровья родителей;
- оптимизация внутрисемейных отношений;
- расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в различных аспектах реабилитации;
- обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей
- ознакомление родителей с психокоррекционными и психотерапевтическими приемами.
Практический опыт работы убеждает в том, что часто родители основную роль в преодолении нарушений психомоторного развития отводят медикаментозному лечению. Но даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целевой системы специальных упражнений. Как показывает многолетний практический опыт Г.А. Мишиной [4] и других авторов, наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса:
1) консультативно-рекомендательная;
2) информационно-просветительская;
3) практические занятия для родителей;
4) организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников;
5) индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
6) психотерапия и психокоррекционная арттерапия ;
7) подгрупповые занятия.
Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями, - это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье. Оптимально же организованные условия жизни в семье создадут больному ребенку предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации.
Литература:
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
- Кулькова Е.Я. (Россия, Санкт-Петербург,СПбГИПСР)
- Стребелева,Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева , А. В. Закрепина // Дефектология. – 2005.- №1. - С. 3 - 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...
Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...
Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов
Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором успешной социализации и адаптац...
Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизво...