Программа наставничества с молодыми педагогами
проект (старшая группа) на тему

В данной программе описаны основные  формы работы с молодыми педегогами дошкольного учреждения. Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по тексту Программа) направлена на обеспечение профессионального роста молодых педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.

 

Цель Программы: Модернизация кадрового потенциала образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.

 

Задачи Программы:

-       Обеспечение повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов через прохождение КПК (в объёме не менее 36 часов) не менее 10%;

-       Создание условий для повышения квалификации молодых педагогов через прохождение процедуры аттестации на 1 квалификационную категорию, не менее чем 10%  педагогов;

-       Создание условий и обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями не менее чем 10 %;.

-       Содействие педагогам в участии конкурсов профессионального мастерства различного уровня;

-       Привлечение молодых специалистов к работе в образовательном учреждении не менее чем на 10%, путем участия в городской ярмарке вакансий и тесного взаимодействия с службой занятости населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva.docx144.9 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

1

Паспорт программы

3

2

Введение

4

3

Общая характеристика учреждения

5

4

Характеристика педагогических работников учреждения, согласно данных мониторинга введения ФГОС дошкольного образования

5

5

Характеристика проблем

6

6

Пояснительная записка

7

7

Цели. Задачи

7

8

Основные принципы Программы

7

9

Этапы и сроки реализации

9

10

Формы и методы работы с молодыми педагогами

11

11

Перечень программных мероприятий

11

12

Механизм реализации программы  

11

13

Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы

12

14

Критерии отбора наставников

13

15

Приложение

15


Наименование Программы

Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ  ДС №79 «Голосистое горлышко».

Основания для разработки Программы

Закон  РФ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Исполнитель программы

Педагогический коллектив МБДОУ  ДС № «Голосистое горлышко»

Целевая группа

  • Педагоги, не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
  • Педагоги, имеющие трудовой стаж не более 3 лет;
  • Педагоги, не имеющие квалификационной категории;
  • Педагоги, нуждающиеся в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Составители программы

Зам зав по ВМР Лаишевцева М.Н.

Цель Программы

Модернизация кадрового потенциала образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи Программы

  • Обеспечение повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов через прохождение КПК (в объёме не менее 36 часов) не менее 10%;
  • Создание условий для повышения квалификации молодых педагогов через прохождение процедуры аттестации на 1 квалификационную категорию, не менее чем 10%  педагогов;
  • Создание условий и обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями не менее чем 10 %;.
  • Содействие педагогам в участии конкурсов профессионального мастерства различного уровня;
  • Привлечение молодых специалистов к работе в образовательном учреждении не менее чем на 10%, путем участия в городской ярмарке вакансий и тесного взаимодействия с службой занятости населения.

Ожидаемые конечные результаты

  • Профессиональный рост группы педагогов - наставников.
  • Овладение новыми ИКТ - технологиями.
  • Приобретение опыта работы молодыми педагогами
  • Овладение педагогическими технологиями специалистами.
  • Методические рекомендации по данному направлению деятельности.

Сроки

реализации программы

2014 – 2016 г.г. (2 года)

Паспорт программы


Введение

"Со мной работали десятки молодых педагогов

Я убедился, что как бы человек успешно

не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…"

А.С. Макаренко

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым современным требованиям. Сердцем этого сложного организма является его педагогический коллектив.

За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных образовательных учреждений стремительно «стареет». В них работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание». Отсутствие молодых специалистов с их новыми идеями и знаниями все-таки является отрицательным фактором.

 Если так и дальше будет продолжаться, то в скором времени в детских садах столкнуться с «кадровым голодом» и подрастающее поколение некому будет воспитывать в соответствии с современными требованиями общества.

 В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные образовательные учреждения, очень мало. И проблема заключается не только в недостатке практического опыта молодых специалистов, но и в отсутствии знаний по дошкольной педагогике, т.к. все начинающие воспитатели, пришедшие в детский сад  –  либо выпускники педагогических училищ (факультет начальных классов), либо выпускники высших учебных заведений (социальная педагогика или специальные дисциплины).

Молодой  педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в дошкольных образовательных учреждениях. Молодые педагоги не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. А значит молодых педагогов надо учить, т.к. сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов, как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей.

И именно поэтому целенаправленно управлять процессом развития личности молодых педагогов должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-наставника.

Наставник— опытный педагог учреждения, принимающий на себя функцию обучения молодого педагога в период прохождения им испытательного срока.

Молодой педагог — работник учреждения в период обучения и вхождения в должность под руководством педагога - наставника.

В МБДОУ ДС № 79 «Голосистое горлышко» (далее по тексту – Учреждение) это:

  • Педагоги, не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
  • Педагоги, имеющие трудовой стаж не более 3 лет;
  • Педагоги, не имеющие квалификационной категории;
  • Педагоги, нуждающиеся в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Критерии отбора педагогов - наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций педагога - наставника, включающих:

  • квалификационные требования;
  • показатели результативности;
  • профессиональные навыки;
  • профессионально важные качества личности;
  • личные мотивы к наставничеству.

Общая характеристика учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 79 «Голосистое горлышко»

Сокращенное наименование:

МБДОУ  ДС №79 «Голосистое горлышко»

Тип образовательного учреждения:

Дошкольное образовательное учреждение

Категория образовательного учреждения:

Вторая

Юридический адрес:

Россия, Ханты – Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, г. Нижневартовск, жилой поселок ННДСР ,62

Фактический адрес:

Россия, Ханты – Мансийский автономный округ-Югра

Тюменская область, г. Нижневартовск, жилой поселок ННДСР, 62

Учредитель:

Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска

Устав:

Утвержден департаментом муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска Приказ №1855/36-п от 21.12.2011.

Лицензия:

 №910 от 12.05.2012

Контактные телефоны: 8(3466)49-04-63; 8(3466) 57-71-24

Факс: 8(3466) 49-06-63

E-mail: mbdoy79@yandex.ru.

Характеристика педагогических работников учреждения, согласно данных мониторинга введения ФГОС дошкольного образования

В Учреждении по штатному расписанию на 2014 – 2015 учебный год определено 35,75 штатных единиц педагогических работников. Количественный и качественный состав педагогических работников учреждения представлен в таблице 1.

Наименование показателя

Значение

общее количество педагогических работников (человек)

15

в том числе, воспитателей

12

музыкальных работников

1

педагогов дополнительного образования (в том числе специалисты по изобразительному искусству, инструкторы по плаванию)

0

логопедов, дефектологов

0

старших воспитателей, методистов

1

прочие специализированные педагоги

0

общее количество учебно-вспомогательных работников (младшие воспитатели, помощники воспитателей)

8

количество учебно-вспомогательных работников, квалификация которых соответствует требованиям раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС

20

количество педагогических работников, обладающих компетенциями, прописанными в п. 3.2.5. ФГОС ДО

13

количество педагогических работников, имеющих дошкольное педагогическое образование

9

в том числе, высшее

5

среднее профессиональное

6

количество педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию

2

количество педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию

8

количество педагогических работников, имеющих стаж педагогической деятельности менее 5 лет

3

количество педагогических работников, имеющих стаж педагогической деятельности от 5 до 10 лет

2

количество педагогических работников, имеющих стаж педагогической деятельности более 10 лет

8

количество педагогических работников в возрасте до 30 лет

1

количество педагогических работников в возрасте от 30 до 50 лет

8

количество педагогических работников в возрасте более 50 лет

4

количество педагогических работников, владеющих компьютерными технологиями, включая использование и создание собственных электронных образовательных ресурсов

13

Согласно данных таблицы, в учреждении работают 3 молодых педагогов. Из них:

 

  • Педагоги, имеющие трудовой стаж не более 3 лет –2 педагог;
  • Педагоги, не имеющие квалификационной категории – 3 педагог;

Характеристика проблем

Как показывает практика, в профессиональном развитии педагогов учреждения обозначились некоторые проблемы. К ним можно отнести:

  • старение кадрового состава;
  • неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;
  • недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы.
  • снижение престижа профессии воспитателя в связи с социальной незащищенностью;
  • неготовность работать в условиях, предъявляемых федеральными государственными стандартами и требованиями;
  • не все педагоги своевременно повышают квалификацию, в том числе используя дистанционное обучение.

Проведенный анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как позитивные, так и негативные тенденции:

Для развития кадрового потенциала необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в учреждении лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения Учреждения новым поколением воспитателей.

 Также решением может стать:

  • создание условий для непрерывного образования педагогических кадров;
  • разработка и апробация основных кадровых технологий;
  • меры по привлечению молодых кадров в систему дошкольного образования, мотивации и стимулированию педагогических кадров, направленных на повышение качества обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Кроме того, к основным направлениям следует отнести распространение эффективного инновационного способа работы лучших педагогов в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Миссия современного образования - не просто соответствовать реалиям текущего момента, но и определять и конструировать будущее. Исполнение этой миссии требует определения собственной стратегии и тактики инновационного развития кадрового потенциала, Учреждения.

Исходя из проведенного анализа состояния системы работы учреждения  и актуальных проблем, возникла необходимость в разработке целевой Программы по организации наставничества.

Пояснительная записка.

Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по тексту Программа) направлена на обеспечение профессионального роста молодых педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.

Цель Программы: Модернизация кадрового потенциала образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи Программы:

  • Обеспечение повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов через прохождение КПК (в объёме не менее 36 часов) не менее 10%;
  • Создание условий для повышения квалификации молодых педагогов через прохождение процедуры аттестации на 1 квалификационную категорию, не менее чем 10%  педагогов;
  • Создание условий и обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями не менее чем 10 %;.
  • Содействие педагогам в участии конкурсов профессионального мастерства различного уровня;
  • Привлечение молодых специалистов к работе в образовательном учреждении не менее чем на 10%, путем участия в городской ярмарке вакансий и тесного взаимодействия с службой занятости населения.

Ожидаемые конечные результаты

Целевые показатели

Индикаторы   ожидаемого результата

Соответствие кадровых ресурсов учреждения требованиям реализуемых образовательных программ ФГОС ДО.

  • Доля молодых педагогов в общей численности педагогических работников учреждения – 15%
  • Доля молодых педагогов, прошедших процедуру аттестации на 1 квалификационную категорию – не менее 10%
  • Доля молодых педагогов освоивших дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышение квалификации (в объёме не менее 36 часов) не менее 10%
  • Доля молодых педагогов самостоятельно освоивших информационное пространство не менее чем 10 %.
  • Доля обученных молодых педагогов на компьютерных курсах – не менее 10% и 100% освоение работниками методов создания редактирования электронных таблиц, текстов и презентаций в программе Офис
  • Доля  молодых педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня до 20%
  • Результативное участие молодых педагогов не менее чем в 10 конкурсах профессионального мастерства различного уровня.

Цель работы педагога-наставника:   Создание в Учреждении условий для  профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Основные задачи работы педагога-наставника:

  • Обеспечить  наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
  • Использовать  эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
  • Планирование  карьеры  молодых педагогов;
  • Приобщать молодых педагогов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять  вокруг традиций Учреждения.

Основные принципы Программы

  • Добровольность и целеустремленность работы;
  • Морально – психологическая контактируемость педагога -  наставника и молодого педагога;
  • Доброжелательность и взаимное уважение;
  • Согласованность содержания работы педагога - наставника по профессиональному становлению молодого педагога содержанием календарно-тематического плана по предмету и плану работы;
  • Направленность плановой деятельности педагога - наставника на воспитание и профессиональное становление молодого педагога.

Наставничество  в Учреждении можно представить в виде схемы:

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2 года и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных цели и задач.

Этапы  работы

Формат деятельности по сопровождению

Первый этап сопровождения «Руководство процессом» (сентябрь – декабрь) 2014 год

Диагностический

Определение  возможностей педагога, выявление  личностных качеств

Мотивационно - прогностический

Мотивация педагога  на саморазвитие, построение циклограммы индивидуальной работы с педагогом

Когнитивный

Оказание адресной помощи педагогу

Регулятивно - оценочный

Формирование аналитических умений: анализ занятий, самоанализ

Диагностический

Выявление роста потенциальных возможностей педагога и затруднений

Второй этап сопровождения «Творческий поиск» (январь – август) 2015 год

 Личностно - ориентированный

Выбор методического направления деятельности

Деятельностный

Активная деятельность  педагога по самообразованию в соответствии с выбранным направлением (самостоятельный творческий поиск в режиме качества)

Третий этап сопровождения «Руководство качеством» (сентябрь - май) 2015 – 2016г.г.

Диагностический

Результативность сопровождения по развитию компетентности педагога

Деятельностный

Совершенствование квалификационных требований с учётом современных требований к качеству услуг.

На первом этапе сопровождения определяются возможности педагога, выявляются его личностные качества, мотивация педагога на саморазвитие. Оказывается адресная помощь педагогу, формируются аналитические умения: анализ занятий, самоанализ. Выявляется рост потенциальных возможностей педагога.

На  втором этап сопровождения педагог выбирает методическое направление деятельности. Ведется активная деятельность  педагога по самообразованию в соответствии  с выбранным направлением.

На третьем этапе (диагностическом) определяется результативность сопровождения по развитию компетентности педагога.

В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

І этап - период адаптации: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

ІІ этап –процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.

Содержание работы:

  • Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ.
  • Повышение своего профессионального мастерства, - посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей, конкурсы профессионального мастерства.
  • Привлечение к показу занятий на уровне детского сада.
  • Приобщение педагогов к подготовке и посильному участию в проведении педагогических часов, педагогических советов.
  • Диспуты, ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер-классы, тренинги.
  • Проведение семинаров-практикумов по темам.

На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне учреждения.

ІІІ этап – складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

IV этап -  происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Формы и методы работы с молодыми педагогами

Процесс повышения профессионализма молодых педагогов предполагается строить с учётом следующих факторов:

-   уровень  базового образования,  теоретическая подготовленность;

-   индивидуальных особенностей.

-  уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)

- имеют ли практический опыт с детьми;

Для того чтобы повысить профессиональное мастерство педагогов, используются разные формы и методы работы.

Формы и методы работы с молодыми педагогами

Перечень программных мероприятий

Мероприятия, направленные на решение задач Программы, с указанием сроков, необходимых для их реализации, приведены в таблице 1 приложения 1. План мероприятий приведён в таблице 2. Приложения 2.

Примерный План  работы с молодым педагогом педагога – наставника на учебный год представлен в таблице 3. Приложения 3.

Механизм реализации Программы

Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий Программы, их эффективности осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Механизм реализации программы включает в себя:

  • механизм управления программой,
  • распределение сфер ответственности
  • контроль за реализацией программы

Руководителем программы является заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, который несёт персональную ответственность за её реализацию и конечные результаты.

Руководитель программы:

Осуществляет координацию деятельности участников программы по эффективной реализации её основных механизмов.

Подготавливает проекты решений о внесении изменений и дополнений в программу.

Подготавливает по окончании года проект о ходе реализации программы.

Организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за ходом выполнения её мероприятий.

Соисполнителями Программы являются педагоги – наставники и молодые педагоги Учреждения.

Молодые педагоги:

  • Участвуют в реализации мероприятий Программы;
  • Несут ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программных мероприятий;

Осуществляют самоанализ результативности участия в реализации программных мероприятий.

Педагоги - наставники:

  • Несут ответственность за своевременную и качественную реализацию программы.
  • Осуществляют  ведение ежемесячной отчётности реализации программы.
  • Подготавливают доклады о ходе реализации программы.
  • Разрабатывают в пределах своих полномочий проекты, предложения, необходимые для выполнения программы.
  • Подготавливают по окончании года предложения по уточнению мероприятий программы на очередной учебный год, а также механизм её выполнения.

Организационно-методическое и информационное сопровождение Программы осуществляется Педагогическим советом

Контроль за выполнением Программы осуществляет заведующий учреждения

Система контроля.

Цель контроля: выявление эффективности процесса реализации Программы.

Задачи:  

  • определение проблем, причин их возникновения,
  • проведение корректирующих воздействий, направленных на приведение полученных результатов реализации Программы в соответствии с намеченными целями и задачами.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Итоговый документ

Организационные мероприятия:

1

Утверждение Программы  на  учебный год на Педагогическом совете № 1

сентябрь

Зам зав по ВМР

Протокол № 1

Приказ об утверждении программы

3

Размещение информации на сайте (информирование общественности)

сентябрь

Ответственный за работу сайта

Информация на сайте

Мероприятия по реализации программы:

1

Контроль:

визуальный открытые просмотры деятельности, режимных моментов

В течение года (план работы учреждения на учебный год)

Заведующий

Зам зав по ВМР

Бланки контроля, справки

Протоколы совещаний

2

Документальный контроль

В течение года (План административного контроля)

Заведующий

Зам зав по ВМР

3

Отчётность:

 «Результативность работы педагогов – наставников»

Ежеквартально

Руководитель секции

4

Анализ работы  по реализации Программы на итоговом Педагогическом совете

Май

Зам зав по ВМР

Протокол педсовета

        Контроль деятельности молодых педагогов представлен в Таблице 5 Приложения 5.

Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы

Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей, отражающих развитие системы образования в учреждении в соответствии с целью и задачами Программы, выраженных в индикаторах результативности относительно начала реализации Программы, в динамике по годам и на конец реализации Программы (Таблица 4).

Критерии отбора наставников

Квалификация сотрудника

Педагог  первой или высшей квалификационной категории.

Показатели результативности

Стабильно высокие результаты образовательной деятельности – 100% усвоения детьми программного материала;

отсутствие жалоб от родителей (законных представителей)

обеспечение уровня подготовки воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Профессиональные знания и навыки

Умение эффективно налаживать взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса

Должен иметь Доскональные знания:

Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации;

законов и иных нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенции о правах ребенка;

Педагогики и психологии; психологии отношений,

Индивидуальных и возрастных особенностей детей,

возрастной физиологии,

методов и форм мониторинга деятельности воспитанников;

педагогической этики;

теории и методики воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;

методами управления образовательными системами;

современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

методов убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основ экологии, экономики, социологии;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Профессионально важные качества личности

умение обучать других
умение слушать
умение говорить (грамотная речь)
аккуратность, дисциплинированность
ответственность
ориентация на результат
командный стиль работы

Личные мотивы к наставничеству

потребность в приобретении опыта управления людьми

желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам)
потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации

Тест для отбора педагога – наставника

Цель: определить направления педагогической деятельности опытных педагогов для использования потенциальных возможностей каждого члена коллектива.

Тест для опытного педагога включает 5 вопросов. К каждому вопросу приводится 3 варианта ответа. Участникам предлагается выполнить задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызовет  затруднение, предлагается  пропустить его и выполнить те, в ответах на которые уверены. К пропущенным заданиям можно вернуться, если останется время.

Показателем является сумма ответов разных типов и наибольшее количество ответов того или иного типа.

Задания теста:

Отметьте, какие из пословиц и поговорок, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности.

1. Воспитатель детского сада - это...

а) Добрая лошадка все свезет.

б) Без матки пчелки - пропащие детки.

в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив - это...

а) В мире, что в море.

б) У одной овечки да семь пастухов.

в) Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей - значит...

а) Что посеешь - то и пожнешь.

б) Была бы нитка, дойдем и до клубка.

в) В дорогу идти - пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей - значит...

а) Сей день не без завтра.

б) Высоко летаешь, да низко садишься.

в) Наказом воевода крепок.

 5. Работа с родителями - это...

а) Перемелется - все мука будет.

б) В добрый час молвить, в худой промолчать.

в) По способу пешего хождения.

Ключ к тесту:

Если преобладают ответы типа а - Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской работы. В качестве наставника Вы способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, поучающего стиля взаимодействия. Постарайтесь быть более демократичным!

Если преобладают ответы типа б - лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. В качестве наставника Вы способны оказать психологическую и эмоциональную поддержку Вашему подопечному с целью выявить его педагогический потенциал. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократичного и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному понадобится и более жесткая инструкция по ориентировке в сложных педагогических ситуациях.

Если преобладают ответы типа в - приоритетными направлениями Вашей деятельности являются управленческое и социально-педагогическое. В качестве наставника Вы можете научить молодого специалиста рассматривать педагогическую проблему с разных сторон и упрощать ее (в сложной ситуации выделять одну-две ключевые составляющие), а также объединять усилия с другими специалистами ДОУ и родителями воспитанников для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представления о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.


Приложение 1.

Таблица 1. Основные направления Программы

№  п/п

Направления Программы

Год реализации

Исполнители

Ожидаемые результаты

1.1.

  • Создание условий для повышения квалификации молодых педагогов через прохождение процедуры аттестации на 1 квалификационную категорию, не менее чем 10%  педагогов

2014 – 2015

2015 - 2016

Зам зав по ВМР

Соответствие кадровых ресурсов учреждения требованиям реализуемых образовательных программ ФГОС ДО.

1.2.

  • Обеспечение повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов через прохождение КПК (в объёме не менее 36 часов) не менее 10%;

2014 – 2015

2015 - 2016

Зам зав по ВМР

1.3.

  • Создание условий и обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями не менее чем 10 %.

2014 – 2015

2015 - 2016

Молодые педагоги

1.4.

  • Содействие педагогам в участии конкурсов профессионального мастерства различного уровня

2014 – 2015

2015 - 2016

Зам зав по ВМР

Педагоги - наставники

1.5.

  • Привлечение молодых специалистов к работе в образовательном учреждении не менее чем на 10%, путем участия в городской ярмарке вакансий и тесного взаимодействия с службой занятости населения.

2014 – 2015

2015 - 2016

Зам зав по ВМР


Приложение 2.

Таблица 2. План мероприятий Программы

Форма проведения

Тема

Основные вопросы

содержания

Дата

проведения

Ответственный

Наглядность / отчётность

Анкетирование молодого педагога

  • Выявить уровень притязаний молодого педагога к педагогической деятельности.

До 01 сентября

Зам зав по ВМР

Анкета / анализ анкет

Педагогический совет №1 «Организационный»

  • Утверждение списка педагогов – наставников и молодых педагогов

До 05 сентября

Зам зав по ВМР

Протокол педагогического совета, приказ о решении педагогического совета

Консультация

Наставничество, как элемент системы развития персонала в учреждении

Разработка плана работы педагогов - наставников

до 20 сентября

Зам зав по ВМР

График и план работы наставников

Беседа.

Консультация.

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

Изучение:

  • Нового Федерального "Закона об образовании в Российской Федерации" №273 – Ф 3 от 21 декабря 2012г.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013г.
  • «Порядок организации и осуществление образовательной деятельности по основной образовательной программе» от 30 августа 2013г. №1014
  • ФГОС дошкольного образования

До 01 октября

Зам зав по ВМР

Запись в журнале ознакомления с нормативными документами

Тренинг для наставников

  • Оказание Помощи педагогу – наставнику в  установлении и поддержании эмоционального контакта с молодыми педагогами.

до 20 октября

Зам зав по ВМР

Протокол

Консультация для молодых педагогов

«Возможные проблемы на разных возрастных этапах развития».

Определить:

  • Причины возникновения.
  • Работу по коррекции проблем

До 10 ноября

Зам зав по ВМР

Консультация

Протокол

Круглый стол

Девиз:

 «Я не воспитатель – я только учусь!»

  • «Снежный ком»
  • Комплименты.
  • Поделиться педагогическими случаями (опытом)
  • Моя первая удача.
  • Создать ситуацию успеха.
  • Способствовать повышению уверенности в себе.

До 20 декабря

Педагог – наставник,

Зам зав по ВМР

Картотека коммуникативных игр, вежливых слов, комплиментов.

Мастер – класс педагогов - наставников

Секреты мастерства

  • Анализ и оценка результативности проведения непосредственно – образовательной деятельности.
  • Использование в работе ИКТ

До 20 января

Зам зав по ВМР

Самоанализ проведения НОД

Обзор новинок методической литературы

Анализ и оценка методической литературы

до 10 февраля

зам зав по ВМР

Взаимопосещение непосредственной образовательной деятельности.

Открытые просмотры НОД

  • Анализ и оценка результативности проведения непосредственно – образовательной деятельности.

Использование в работе ИКТ

до 20 марта

Зам зав по ВМР

Самоанализ проведения НОД

Неделя  открытых дверей

Посещение мероприятий

Обогащение педагогического опыта молодого педагога

До 30 апреля

Зам зав по ВМР Педагог – наставник

Объявление об открытых мероприятиях.

Конспекты.

Продуктивная деятельность детей.

Анкетирование

 «Эффективность наставничества в учреждении»

Анализ деятельности молодых и вновь прибывших педагогов.

Выявить уровень профессиональной компетентности молодого педагога

До 15 мая

Зам зав по ВМР

Анализ анкет

Педагогический совет №4 «Итоговый».

Что дал мне этот год?

Копилка предложений

  • Подведение итогов работы
  • Анализ профессиональной компетентности педагогов

До 30 мая

Зам зав по ВМР

Протокол педагогического совета, приказ о решении педагогического совета


Приложение 3.

Таблица 3.Примерный План  работы с молодым педагогом педагога - наставника

Тема

Форма проведения

Основные вопросы

содержания

Дата

проведения

Ответственный

Наглядность / отчётность

Проведение досуговых мероприятий «Здравствуй, Осень!»

Музыкальный досуг.

Мастер - класс педагогов - наставников.

Подготовка молодого педагога к детскому празднику:

  • Театральные этюды
  • Чтение четверостишья с разными эмоциями.

До 10 октября

Педагог – наставник,

Фотоотчёт.

Анализ проведения досуга

«Моя работа – любовь с заботой!»

Консультация

Способствовать созданию положительного эмоционального фона.

До 01 ноября

Педагог – наставник,

Зам зав по ВМР

Памятка для молодых педагогов
«Правила поведения

и общения воспитателя

в ДОУ»

«Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе»

Совместная разработка

Составление плана оснащения развивающей предметно – пространственной среды группы

До 20 ноября

Педагог - наставник

План

Индивидуальный план  профессионального становления

Разработка индивидуального плана профессионального становления

Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ,   работе методического объединения

До 01 декабря

Зам зав по ВМР Педагог - наставник

План профессионального становления педагога.

Секреты мастерства

«Организация прогулки и режимных моментов в ДОУ».

Консультация Мастер – класс

  • Просмотр режимных моментов;
  • Использование в работе презентаций MicrosoftPowerPoint

До 10 декабря

Педагог – наставник, Зам зав по ВМР

Конспекты занятий / Анализ на бланках

Создание презентаций

Проведение досуговых мероприятий «Новый год!»

Совместное проведение досуга

Участие в новогоднем представлении

До 30 декабря

 

Фотоотчёт.

Анализ проведения праздника

Образовательная  область «Речевое развитие» НОД Развитие словарного запаса дошкольника.

Открытое мероприятие молодого воспитателя

Использование в работе полученных знаний

До 05 февраля

 

Педагог – наставник

Анализ проведения НОД

 «Развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности»

Консультация

Применение полученных знаний в работе

До 15 февраля

Педагог – наставник

Праздничная открытка на

23 февраля,

8 марта.

Изготовление открыток «Красивые открытки для мамы и папы»

  • Развитие творчества дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
  • Участие в конкурсах в ДОУ

До 01 марта

Педагог – наставник

Открытки

Секреты мастерства

Мастер – класс

Использование в работе молодого педагога  презентаций MicrosoftPowerPoint

До 01 апреля

Педагог – наставник

Проведение досуговых мероприятий Масленица

Участие в праздновании  Масленицы в д/саду

Приобщение к русским народным традициям

До 01 мая

Зам зав по ВМР

Анализ проведения


Приложение 4.

Таблица 4.Оценка эффективности реализации Программы

№ п/п

Наименование показателей Программы

Базовый индикатор на начало реализации Программы

2013 – 2014

Индикатор результативности

за год

Конечный результат реализации Программы

2014 - 2015 год

2015 – 2016 год

1.

Доля молодых педагогов в общей численности педагогических работников учреждения

4 педагога – 7,1%

3 педагога – 10%

3 педагога – 10%

Увеличение доли молодых педагогов в общей численности педагогических работников ежегодно до 10 %

2.

Доля молодых педагогов, прошедших процедуру аттестации на 1 квалификационную категорию

2 педагога – 7,1%

3 педагога – 10%

3 педагога – 10%

Увеличение доли молодых педагогов, прошедших процедуру аттестации на 1 квалификационную категорию ежегодно до  10%

3.

Доля молодых педагогов освоивших дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышение квалификации (в объёме не менее 36 часов)

4 педагога –21%

3 педагога – 10%

3 педагога – 10%

Увеличение  доли молодых педагогов, освоивших дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышение квалификации (в объёме не менее 36 часов) ежегодно до 10%

4.

Доля молодых педагогов самостоятельно освоивших информационное пространство

2 педагога – 7,1%

3 педагога – 10%

3 педагога – 10%

Увеличение  доли молодых педагогов, самостоятельно освоивших информационное пространство ежегодно до 10 %

5.

Доля обученных молодых педагогов на компьютерных курсах

1 педагог – 3,5%

3 педагога – 10%

3 педагога – 10%

Увеличение  доли молодых педагогов, обученных на компьютерных курсах ежегодно до 10%

6.

Освоение молодыми педагогами  методов создания редактирования электронных таблиц, текстов и презентаций в программе Офис

2 педагога – 7,1%

4 педагога – 100%

4 педагога – 100%

100% освоение работниками методов создания редактирования электронных таблиц, текстов и презентаций в программе Офис

7.

Результативное участие молодых педагогов в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях

5 конкурсов

10 конкурсов

10 конкурсов

  • Результативное участие молодых педагогов в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях ежегодно (10 конкурсов)

8.

Доля  молодых педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня до 20%

2 педагога – 7,1%

4 педагога – 20%

4 педагога – 20%

  • Увеличение доли молодых педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня ежегодно  до 20%

Приложение 5.

Таблица 5. Контроль деятельности молодых педагогов

п/п

Вопросы контроля

Дата контроля

Форма контроля

Контрольная

документация

Ответственный за контроль

Знание программ и технологий, реализуемых в ДОУ

Через 3 месяца с даты поступления

Собеседование

Карта персонального контроля

Зам зав по ВМР

 

Посещение  занятий опытных педагогов

В течение года

Совместный анализ занятий

Карта персонального контроля

Зам зав по ВМР

Участие педагога

в педагогических

мероприятияхучреждения

В течение года

Выступление на педчасах, педсоветах, семинарах

Карта персонального контроля

Зам зав по ВМР

 

Проверки

По плану

Посещение занятий

Карта персонального контроля

Зам зав по ВМР

 

Наставничество

В течение года

Беседа с наставником

Годовой план, анализ

Зам зав по ВМР

 

Работа с родителями

1 раз в квартал

Анализ документации, беседа с родителями

Карта персонального

контроля,

личное портфолио

Зам зав по ВМР

Педагогическая документация

В течение года

 Анализ документации

Анализ планов, тетрадей самообразования, по подготовке к занятиям и др.

Зам зав по ВМР

Кружковая работа

В течение года

Анализ документации, посещение занятий

Карта персонального контроля

Зам зав по ВМР

Зам зав по ВМР

Социальная

активность,  участие в конкурсах различного уровня

В течение года

Посещение городских мероприятий, подготовка и участие в конкурсе

Материалы конкурсов

Зам зав по ВМР

Зам зав по ВМР

Участие в городских методических объединениях

В течение года

Выступление на методических объединениях

Карта персонального контроля

Зам зав по ВМР

Приложение 6.

План проведения консультаций и семинаров-тренингов для молодых специалистов

№ п/п

Вид деятельности

Тема

Длительность

Сроки проведения

1

Семинар-практикум

Психологические особенности детей дошкольного возраста

2 часа

Сентябрь

2

Консультация

Характеристики возраста детей-дошкольников

1 час

Сентябрь

3

Консультация

Общение с ребенком – тренинг взаимодействия

1,5 часа

Октябрь

4

Тренинг (занятие 1)

Общение с ребенком – «Обратная связь»

1,5-2 часа

Октябрь

5

Тренинг (занятие 2)

Общение с ребенком – «Обратная связь (продолжение)»

1,5-2 часа

Ноябрь

6

Тренинг (занятие 3)

Общение с ребенком – «Активное слушание»

1,5-2 часа

Ноябрь

7

Тренинг (занятие 4)

Общение с ребенком – «Правила поведения»

1,5-2 часа

Ноябрь

8

Семинар-практикум

Секреты хорошей дисциплины

2 часа

Декабрь

9

Тематический тренинг

Наказывая, подумай зачем

2 часа

Декабрь

10

Семинар с элементами тренинга

Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей

2 часа

Январь

11

Консультация

Особенные дети

1-1,5 часа

Январь

12

Семинар-практикум с элементами тренинга

Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции

1,5-2 часа

Февраль

13

Семинар-практикум

Создание психологического комфорта в группах детского сада

2 часа

Февраль

14

Семинар-практикум

Место игры в обучении ребенка-дошкольника

1,5-2 часа

Март

15

Семинар-практикум с элементами тренинга

Самопрезентация педагога

1,5-2 часа

Март

16

Консультация

Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста

1,5-2 часа

Апрель

17

Семинар-практикум с элементами тренинга

Установление позитивных отношений с родителями и детьми

1,5-2 часа

Апрель

18

Консультация

Формирование позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями

1,5-2 часа

Апрель

19

Семинар-практикум

Стрессоустойчивость или методы сохранения психосоматического здоровья

1,5-2 часа

Май

20

Семинар-практикум с элементами тренинга

Профилактика психоэмоциональных перегрузок и эмоционального выгорания педагогов

1,5-2 часа

Май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План наставничества над молодым педагогом

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.         Задачи:         - оказание методич...

Программа наставничества над молодым педагогом

программа наставничества над молодым педагогом...

Персонализированная Программа по организации наставничества с молодым педагогом

Персонализированная Программа по организации наставничества с молодым педагогом предлагает модель взаимодействия опытный  педагог - молодой специалист. Форма наставничесва воспитатель- воспитател...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА для работы педагога – наставника, воспитателя с наставляемым, молодым специалистом

- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;- продолжать изучение нормативно-правовой документации;- оказать помощь в в...