Программа наставничества с молодыми педагогами
проект (старшая группа) на тему
В данной программе описаны основные формы работы с молодыми педегогами дошкольного учреждения. Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по тексту Программа) направлена на обеспечение профессионального роста молодых педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.
Цель Программы: Модернизация кадрового потенциала образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи Программы:
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов через прохождение КПК (в объёме не менее 36 часов) не менее 10%;
- Создание условий для повышения квалификации молодых педагогов через прохождение процедуры аттестации на 1 квалификационную категорию, не менее чем 10% педагогов;
- Создание условий и обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями не менее чем 10 %;.
- Содействие педагогам в участии конкурсов профессионального мастерства различного уровня;
- Привлечение молодых специалистов к работе в образовательном учреждении не менее чем на 10%, путем участия в городской ярмарке вакансий и тесного взаимодействия с службой занятости населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva.docx | 144.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Введение | 4 |
3 | Общая характеристика учреждения | 5 |
4 | Характеристика педагогических работников учреждения, согласно данных мониторинга введения ФГОС дошкольного образования | 5 |
5 | Характеристика проблем | 6 |
6 | Пояснительная записка | 7 |
7 | Цели. Задачи | 7 |
8 | Основные принципы Программы | 7 |
9 | Этапы и сроки реализации | 9 |
10 | Формы и методы работы с молодыми педагогами | 11 |
11 | Перечень программных мероприятий | 11 |
12 | Механизм реализации программы | 11 |
13 | Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы | 12 |
14 | Критерии отбора наставников | 13 |
15 | Приложение | 15 |
Наименование Программы | Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко». |
Основания для разработки Программы | Закон РФ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» |
Исполнитель программы | Педагогический коллектив МБДОУ ДС № «Голосистое горлышко» |
Целевая группа |
|
Составители программы | Зам зав по ВМР Лаишевцева М.Н. |
Цель Программы | Модернизация кадрового потенциала образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. |
Задачи Программы |
|
Ожидаемые конечные результаты |
|
Сроки реализации программы | 2014 – 2016 г.г. (2 года) |
Паспорт программы
Введение
"Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым современным требованиям. Сердцем этого сложного организма является его педагогический коллектив.
За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных образовательных учреждений стремительно «стареет». В них работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание». Отсутствие молодых специалистов с их новыми идеями и знаниями все-таки является отрицательным фактором.
Если так и дальше будет продолжаться, то в скором времени в детских садах столкнуться с «кадровым голодом» и подрастающее поколение некому будет воспитывать в соответствии с современными требованиями общества.
В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные образовательные учреждения, очень мало. И проблема заключается не только в недостатке практического опыта молодых специалистов, но и в отсутствии знаний по дошкольной педагогике, т.к. все начинающие воспитатели, пришедшие в детский сад – либо выпускники педагогических училищ (факультет начальных классов), либо выпускники высших учебных заведений (социальная педагогика или специальные дисциплины).
Молодой педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в дошкольных образовательных учреждениях. Молодые педагоги не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. А значит молодых педагогов надо учить, т.к. сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов, как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей.
И именно поэтому целенаправленно управлять процессом развития личности молодых педагогов должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-наставника.
Наставник— опытный педагог учреждения, принимающий на себя функцию обучения молодого педагога в период прохождения им испытательного срока.
Молодой педагог — работник учреждения в период обучения и вхождения в должность под руководством педагога - наставника.
В МБДОУ ДС № 79 «Голосистое горлышко» (далее по тексту – Учреждение) это:
- Педагоги, не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
- Педагоги, имеющие трудовой стаж не более 3 лет;
- Педагоги, не имеющие квалификационной категории;
- Педагоги, нуждающиеся в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.
Критерии отбора педагогов - наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций педагога - наставника, включающих:
- квалификационные требования;
- показатели результативности;
- профессиональные навыки;
- профессионально важные качества личности;
- личные мотивы к наставничеству.
Общая характеристика учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Голосистое горлышко» | |
Сокращенное наименование: | МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» |
Тип образовательного учреждения: | Дошкольное образовательное учреждение |
Категория образовательного учреждения: | Вторая |
Юридический адрес: | Россия, Ханты – Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, г. Нижневартовск, жилой поселок ННДСР ,62 |
Фактический адрес: | Россия, Ханты – Мансийский автономный округ-Югра Тюменская область, г. Нижневартовск, жилой поселок ННДСР, 62 |
Учредитель: | Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска |
Устав: | Утвержден департаментом муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска Приказ №1855/36-п от 21.12.2011. |
Лицензия: | №910 от 12.05.2012 |
Контактные телефоны: 8(3466)49-04-63; 8(3466) 57-71-24 Факс: 8(3466) 49-06-63 E-mail: mbdoy79@yandex.ru. |
Характеристика педагогических работников учреждения, согласно данных мониторинга введения ФГОС дошкольного образования
В Учреждении по штатному расписанию на 2014 – 2015 учебный год определено 35,75 штатных единиц педагогических работников. Количественный и качественный состав педагогических работников учреждения представлен в таблице 1.
Наименование показателя | Значение |
общее количество педагогических работников (человек) | 15 |
в том числе, воспитателей | 12 |
музыкальных работников | 1 |
педагогов дополнительного образования (в том числе специалисты по изобразительному искусству, инструкторы по плаванию) | 0 |
логопедов, дефектологов | 0 |
старших воспитателей, методистов | 1 |
прочие специализированные педагоги | 0 |
общее количество учебно-вспомогательных работников (младшие воспитатели, помощники воспитателей) | 8 |
количество учебно-вспомогательных работников, квалификация которых соответствует требованиям раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС | 20 |
количество педагогических работников, обладающих компетенциями, прописанными в п. 3.2.5. ФГОС ДО | 13 |
количество педагогических работников, имеющих дошкольное педагогическое образование | 9 |
в том числе, высшее | 5 |
среднее профессиональное | 6 |
количество педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию | 2 |
количество педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию | 8 |
количество педагогических работников, имеющих стаж педагогической деятельности менее 5 лет | 3 |
количество педагогических работников, имеющих стаж педагогической деятельности от 5 до 10 лет | 2 |
количество педагогических работников, имеющих стаж педагогической деятельности более 10 лет | 8 |
количество педагогических работников в возрасте до 30 лет | 1 |
количество педагогических работников в возрасте от 30 до 50 лет | 8 |
количество педагогических работников в возрасте более 50 лет | 4 |
количество педагогических работников, владеющих компьютерными технологиями, включая использование и создание собственных электронных образовательных ресурсов | 13 |
Согласно данных таблицы, в учреждении работают 3 молодых педагогов. Из них:
- Педагоги, имеющие трудовой стаж не более 3 лет –2 педагог;
- Педагоги, не имеющие квалификационной категории – 3 педагог;
Характеристика проблем
Как показывает практика, в профессиональном развитии педагогов учреждения обозначились некоторые проблемы. К ним можно отнести:
- старение кадрового состава;
- неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;
- недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы.
- снижение престижа профессии воспитателя в связи с социальной незащищенностью;
- неготовность работать в условиях, предъявляемых федеральными государственными стандартами и требованиями;
- не все педагоги своевременно повышают квалификацию, в том числе используя дистанционное обучение.
Проведенный анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как позитивные, так и негативные тенденции:
Для развития кадрового потенциала необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в учреждении лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения Учреждения новым поколением воспитателей.
Также решением может стать:
- создание условий для непрерывного образования педагогических кадров;
- разработка и апробация основных кадровых технологий;
- меры по привлечению молодых кадров в систему дошкольного образования, мотивации и стимулированию педагогических кадров, направленных на повышение качества обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Кроме того, к основным направлениям следует отнести распространение эффективного инновационного способа работы лучших педагогов в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Миссия современного образования - не просто соответствовать реалиям текущего момента, но и определять и конструировать будущее. Исполнение этой миссии требует определения собственной стратегии и тактики инновационного развития кадрового потенциала, Учреждения.
Исходя из проведенного анализа состояния системы работы учреждения и актуальных проблем, возникла необходимость в разработке целевой Программы по организации наставничества.
Пояснительная записка.
Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по тексту Программа) направлена на обеспечение профессионального роста молодых педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.
Цель Программы: Модернизация кадрового потенциала образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи Программы:
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов через прохождение КПК (в объёме не менее 36 часов) не менее 10%;
- Создание условий для повышения квалификации молодых педагогов через прохождение процедуры аттестации на 1 квалификационную категорию, не менее чем 10% педагогов;
- Создание условий и обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями не менее чем 10 %;.
- Содействие педагогам в участии конкурсов профессионального мастерства различного уровня;
- Привлечение молодых специалистов к работе в образовательном учреждении не менее чем на 10%, путем участия в городской ярмарке вакансий и тесного взаимодействия с службой занятости населения.
Ожидаемые конечные результаты | |
Целевые показатели | Индикаторы ожидаемого результата |
Соответствие кадровых ресурсов учреждения требованиям реализуемых образовательных программ ФГОС ДО. |
|
| |
| |
| |
| |
| |
|
Цель работы педагога-наставника: Создание в Учреждении условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Основные задачи работы педагога-наставника:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
- Планирование карьеры молодых педагогов;
- Приобщать молодых педагогов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций Учреждения.
Основные принципы Программы
- Добровольность и целеустремленность работы;
- Морально – психологическая контактируемость педагога - наставника и молодого педагога;
- Доброжелательность и взаимное уважение;
- Согласованность содержания работы педагога - наставника по профессиональному становлению молодого педагога содержанием календарно-тематического плана по предмету и плану работы;
- Направленность плановой деятельности педагога - наставника на воспитание и профессиональное становление молодого педагога.
Наставничество в Учреждении можно представить в виде схемы:
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2 года и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных цели и задач.
Этапы работы | Формат деятельности по сопровождению |
Первый этап сопровождения «Руководство процессом» (сентябрь – декабрь) 2014 год | |
Диагностический | Определение возможностей педагога, выявление личностных качеств |
Мотивационно - прогностический | Мотивация педагога на саморазвитие, построение циклограммы индивидуальной работы с педагогом |
Когнитивный | Оказание адресной помощи педагогу |
Регулятивно - оценочный | Формирование аналитических умений: анализ занятий, самоанализ |
Диагностический | Выявление роста потенциальных возможностей педагога и затруднений |
Второй этап сопровождения «Творческий поиск» (январь – август) 2015 год | |
Личностно - ориентированный | Выбор методического направления деятельности |
Деятельностный | Активная деятельность педагога по самообразованию в соответствии с выбранным направлением (самостоятельный творческий поиск в режиме качества) |
Третий этап сопровождения «Руководство качеством» (сентябрь - май) 2015 – 2016г.г. | |
Диагностический | Результативность сопровождения по развитию компетентности педагога |
Деятельностный | Совершенствование квалификационных требований с учётом современных требований к качеству услуг. |
На первом этапе сопровождения определяются возможности педагога, выявляются его личностные качества, мотивация педагога на саморазвитие. Оказывается адресная помощь педагогу, формируются аналитические умения: анализ занятий, самоанализ. Выявляется рост потенциальных возможностей педагога.
На втором этап сопровождения педагог выбирает методическое направление деятельности. Ведется активная деятельность педагога по самообразованию в соответствии с выбранным направлением.
На третьем этапе (диагностическом) определяется результативность сопровождения по развитию компетентности педагога.
В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
І этап - период адаптации: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
ІІ этап –процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.
Содержание работы:
- Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ.
- Повышение своего профессионального мастерства, - посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей, конкурсы профессионального мастерства.
- Привлечение к показу занятий на уровне детского сада.
- Приобщение педагогов к подготовке и посильному участию в проведении педагогических часов, педагогических советов.
- Диспуты, ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер-классы, тренинги.
- Проведение семинаров-практикумов по темам.
На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне учреждения.
ІІІ этап – складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
IV этап - происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Формы и методы работы с молодыми педагогами
Процесс повышения профессионализма молодых педагогов предполагается строить с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования, теоретическая подготовленность;
- индивидуальных особенностей.
- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)
- имеют ли практический опыт с детьми;
Для того чтобы повысить профессиональное мастерство педагогов, используются разные формы и методы работы.
Формы и методы работы с молодыми педагогами
Перечень программных мероприятий
Мероприятия, направленные на решение задач Программы, с указанием сроков, необходимых для их реализации, приведены в таблице 1 приложения 1. План мероприятий приведён в таблице 2. Приложения 2.
Примерный План работы с молодым педагогом педагога – наставника на учебный год представлен в таблице 3. Приложения 3.
Механизм реализации Программы
Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий Программы, их эффективности осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Механизм реализации программы включает в себя:
- механизм управления программой,
- распределение сфер ответственности
- контроль за реализацией программы
Руководителем программы является заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, который несёт персональную ответственность за её реализацию и конечные результаты.
Руководитель программы:
Осуществляет координацию деятельности участников программы по эффективной реализации её основных механизмов.
Подготавливает проекты решений о внесении изменений и дополнений в программу.
Подготавливает по окончании года проект о ходе реализации программы.
Организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за ходом выполнения её мероприятий.
Соисполнителями Программы являются педагоги – наставники и молодые педагоги Учреждения.
Молодые педагоги:
- Участвуют в реализации мероприятий Программы;
- Несут ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программных мероприятий;
Осуществляют самоанализ результативности участия в реализации программных мероприятий.
Педагоги - наставники:
- Несут ответственность за своевременную и качественную реализацию программы.
- Осуществляют ведение ежемесячной отчётности реализации программы.
- Подготавливают доклады о ходе реализации программы.
- Разрабатывают в пределах своих полномочий проекты, предложения, необходимые для выполнения программы.
- Подготавливают по окончании года предложения по уточнению мероприятий программы на очередной учебный год, а также механизм её выполнения.
Организационно-методическое и информационное сопровождение Программы осуществляется Педагогическим советом
Контроль за выполнением Программы осуществляет заведующий учреждения
Система контроля.
Цель контроля: выявление эффективности процесса реализации Программы.
Задачи:
- определение проблем, причин их возникновения,
- проведение корректирующих воздействий, направленных на приведение полученных результатов реализации Программы в соответствии с намеченными целями и задачами.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Итоговый документ |
Организационные мероприятия: | ||||
1 | Утверждение Программы на учебный год на Педагогическом совете № 1 | сентябрь | Зам зав по ВМР | Протокол № 1 Приказ об утверждении программы |
3 | Размещение информации на сайте (информирование общественности) | сентябрь | Ответственный за работу сайта | Информация на сайте |
Мероприятия по реализации программы: | ||||
1 | Контроль: визуальный открытые просмотры деятельности, режимных моментов | В течение года (план работы учреждения на учебный год) | Заведующий Зам зав по ВМР | Бланки контроля, справки Протоколы совещаний |
2 | Документальный контроль | В течение года (План административного контроля) | Заведующий Зам зав по ВМР | |
3 | Отчётность: «Результативность работы педагогов – наставников» | Ежеквартально | Руководитель секции | |
4 | Анализ работы по реализации Программы на итоговом Педагогическом совете | Май | Зам зав по ВМР | Протокол педсовета |
Контроль деятельности молодых педагогов представлен в Таблице 5 Приложения 5.
Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей, отражающих развитие системы образования в учреждении в соответствии с целью и задачами Программы, выраженных в индикаторах результативности относительно начала реализации Программы, в динамике по годам и на конец реализации Программы (Таблица 4).
Критерии отбора наставников
Квалификация сотрудника | Педагог первой или высшей квалификационной категории. |
Показатели результативности | Стабильно высокие результаты образовательной деятельности – 100% усвоения детьми программного материала; отсутствие жалоб от родителей (законных представителей) обеспечение уровня подготовки воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. |
Профессиональные знания и навыки | Умение эффективно налаживать взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса Должен иметь Доскональные знания: Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; законов и иных нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка; Педагогики и психологии; психологии отношений, Индивидуальных и возрастных особенностей детей, возрастной физиологии, методов и форм мониторинга деятельности воспитанников; педагогической этики; теории и методики воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников; методами управления образовательными системами; современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методов убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основ экологии, экономики, социологии; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; |
Профессионально важные качества личности | умение обучать других |
Личные мотивы к наставничеству | потребность в приобретении опыта управления людьми желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам) |
Тест для отбора педагога – наставника
Цель: определить направления педагогической деятельности опытных педагогов для использования потенциальных возможностей каждого члена коллектива.
Тест для опытного педагога включает 5 вопросов. К каждому вопросу приводится 3 варианта ответа. Участникам предлагается выполнить задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызовет затруднение, предлагается пропустить его и выполнить те, в ответах на которые уверены. К пропущенным заданиям можно вернуться, если останется время.
Показателем является сумма ответов разных типов и наибольшее количество ответов того или иного типа.
Задания теста:
Отметьте, какие из пословиц и поговорок, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности.
1. Воспитатель детского сада - это...
а) Добрая лошадка все свезет.
б) Без матки пчелки - пропащие детки.
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив - это...
а) В мире, что в море.
б) У одной овечки да семь пастухов.
в) Склеенная посуда два века живет.
3. Обучать детей - значит...
а) Что посеешь - то и пожнешь.
б) Была бы нитка, дойдем и до клубка.
в) В дорогу идти - пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей - значит...
а) Сей день не без завтра.
б) Высоко летаешь, да низко садишься.
в) Наказом воевода крепок.
5. Работа с родителями - это...
а) Перемелется - все мука будет.
б) В добрый час молвить, в худой промолчать.
в) По способу пешего хождения.
Ключ к тесту:
Если преобладают ответы типа а - Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской работы. В качестве наставника Вы способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, поучающего стиля взаимодействия. Постарайтесь быть более демократичным!
Если преобладают ответы типа б - лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. В качестве наставника Вы способны оказать психологическую и эмоциональную поддержку Вашему подопечному с целью выявить его педагогический потенциал. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократичного и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному понадобится и более жесткая инструкция по ориентировке в сложных педагогических ситуациях.
Если преобладают ответы типа в - приоритетными направлениями Вашей деятельности являются управленческое и социально-педагогическое. В качестве наставника Вы можете научить молодого специалиста рассматривать педагогическую проблему с разных сторон и упрощать ее (в сложной ситуации выделять одну-две ключевые составляющие), а также объединять усилия с другими специалистами ДОУ и родителями воспитанников для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представления о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.
Приложение 1.
Таблица 1. Основные направления Программы
№ п/п | Направления Программы | Год реализации | Исполнители | Ожидаемые результаты |
1.1. |
| 2014 – 2015 2015 - 2016 | Зам зав по ВМР | Соответствие кадровых ресурсов учреждения требованиям реализуемых образовательных программ ФГОС ДО. |
1.2. |
| 2014 – 2015 2015 - 2016 | Зам зав по ВМР | |
1.3. |
| 2014 – 2015 2015 - 2016 | Молодые педагоги | |
1.4. |
| 2014 – 2015 2015 - 2016 | Зам зав по ВМР Педагоги - наставники | |
1.5. |
| 2014 – 2015 2015 - 2016 | Зам зав по ВМР |
Приложение 2.
Таблица 2. План мероприятий Программы
Форма проведения | Тема | Основные вопросы содержания | Дата проведения | Ответственный | Наглядность / отчётность |
Анкетирование молодого педагога |
| До 01 сентября | Зам зав по ВМР | Анкета / анализ анкет | |
Педагогический совет №1 «Организационный» |
| До 05 сентября | Зам зав по ВМР | Протокол педагогического совета, приказ о решении педагогического совета | |
Консультация | Наставничество, как элемент системы развития персонала в учреждении | Разработка плана работы педагогов - наставников | до 20 сентября | Зам зав по ВМР | График и план работы наставников |
Беседа. Консультация. | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. | Изучение:
| До 01 октября | Зам зав по ВМР | Запись в журнале ознакомления с нормативными документами |
Тренинг для наставников |
| до 20 октября | Зам зав по ВМР | Протокол | |
Консультация для молодых педагогов | «Возможные проблемы на разных возрастных этапах развития». | Определить:
| До 10 ноября | Зам зав по ВМР | Консультация Протокол |
Круглый стол | Девиз: «Я не воспитатель – я только учусь!» |
| До 20 декабря | Педагог – наставник, Зам зав по ВМР | Картотека коммуникативных игр, вежливых слов, комплиментов. |
Мастер – класс педагогов - наставников | Секреты мастерства |
| До 20 января | Зам зав по ВМР | Самоанализ проведения НОД |
Обзор новинок методической литературы | Анализ и оценка методической литературы | до 10 февраля | зам зав по ВМР | ||
Взаимопосещение непосредственной образовательной деятельности. | Открытые просмотры НОД |
Использование в работе ИКТ | до 20 марта | Зам зав по ВМР | Самоанализ проведения НОД |
Неделя открытых дверей | Посещение мероприятий | Обогащение педагогического опыта молодого педагога | До 30 апреля | Зам зав по ВМР Педагог – наставник | Объявление об открытых мероприятиях. Конспекты. Продуктивная деятельность детей. |
Анкетирование | «Эффективность наставничества в учреждении» | Анализ деятельности молодых и вновь прибывших педагогов. Выявить уровень профессиональной компетентности молодого педагога | До 15 мая | Зам зав по ВМР | Анализ анкет |
Педагогический совет №4 «Итоговый». | Что дал мне этот год? Копилка предложений |
| До 30 мая | Зам зав по ВМР | Протокол педагогического совета, приказ о решении педагогического совета |
Приложение 3.
Таблица 3.Примерный План работы с молодым педагогом педагога - наставника
Тема | Форма проведения | Основные вопросы содержания | Дата проведения | Ответственный | Наглядность / отчётность |
Проведение досуговых мероприятий «Здравствуй, Осень!» | Музыкальный досуг. Мастер - класс педагогов - наставников. | Подготовка молодого педагога к детскому празднику:
| До 10 октября | Педагог – наставник, | Фотоотчёт. Анализ проведения досуга |
«Моя работа – любовь с заботой!» | Консультация | Способствовать созданию положительного эмоционального фона. | До 01 ноября | Педагог – наставник, Зам зав по ВМР | Памятка для молодых педагогов и общения воспитателя в ДОУ» |
«Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе» | Совместная разработка | Составление плана оснащения развивающей предметно – пространственной среды группы | До 20 ноября | Педагог - наставник | План |
Индивидуальный план профессионального становления | Разработка индивидуального плана профессионального становления | Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ, работе методического объединения | До 01 декабря | Зам зав по ВМР Педагог - наставник | План профессионального становления педагога. |
Секреты мастерства «Организация прогулки и режимных моментов в ДОУ». | Консультация Мастер – класс |
| До 10 декабря | Педагог – наставник, Зам зав по ВМР | Конспекты занятий / Анализ на бланках Создание презентаций |
Проведение досуговых мероприятий «Новый год!» | Совместное проведение досуга | Участие в новогоднем представлении | До 30 декабря |
| Фотоотчёт. Анализ проведения праздника |
Образовательная область «Речевое развитие» НОД Развитие словарного запаса дошкольника. | Открытое мероприятие молодого воспитателя | Использование в работе полученных знаний | До 05 февраля |
Педагог – наставник | Анализ проведения НОД |
«Развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности» | Консультация | Применение полученных знаний в работе | До 15 февраля | Педагог – наставник | |
Праздничная открытка на 23 февраля, 8 марта. | Изготовление открыток «Красивые открытки для мамы и папы» |
| До 01 марта | Педагог – наставник | Открытки |
Секреты мастерства | Мастер – класс | Использование в работе молодого педагога презентаций MicrosoftPowerPoint | До 01 апреля | Педагог – наставник | |
Проведение досуговых мероприятий Масленица | Участие в праздновании Масленицы в д/саду | Приобщение к русским народным традициям | До 01 мая | Зам зав по ВМР | Анализ проведения |
Приложение 4.
Таблица 4.Оценка эффективности реализации Программы
№ п/п | Наименование показателей Программы | Базовый индикатор на начало реализации Программы 2013 – 2014 | Индикатор результативности за год | Конечный результат реализации Программы | |
2014 - 2015 год | 2015 – 2016 год | ||||
1. | Доля молодых педагогов в общей численности педагогических работников учреждения | 4 педагога – 7,1% | 3 педагога – 10% | 3 педагога – 10% | Увеличение доли молодых педагогов в общей численности педагогических работников ежегодно до 10 % |
2. | Доля молодых педагогов, прошедших процедуру аттестации на 1 квалификационную категорию | 2 педагога – 7,1% | 3 педагога – 10% | 3 педагога – 10% | Увеличение доли молодых педагогов, прошедших процедуру аттестации на 1 квалификационную категорию ежегодно до 10% |
3. | Доля молодых педагогов освоивших дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышение квалификации (в объёме не менее 36 часов) | 4 педагога –21% | 3 педагога – 10% | 3 педагога – 10% | Увеличение доли молодых педагогов, освоивших дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышение квалификации (в объёме не менее 36 часов) ежегодно до 10% |
4. | Доля молодых педагогов самостоятельно освоивших информационное пространство | 2 педагога – 7,1% | 3 педагога – 10% | 3 педагога – 10% | Увеличение доли молодых педагогов, самостоятельно освоивших информационное пространство ежегодно до 10 % |
5. | Доля обученных молодых педагогов на компьютерных курсах | 1 педагог – 3,5% | 3 педагога – 10% | 3 педагога – 10% | Увеличение доли молодых педагогов, обученных на компьютерных курсах ежегодно до 10% |
6. | Освоение молодыми педагогами методов создания редактирования электронных таблиц, текстов и презентаций в программе Офис | 2 педагога – 7,1% | 4 педагога – 100% | 4 педагога – 100% | 100% освоение работниками методов создания редактирования электронных таблиц, текстов и презентаций в программе Офис |
7. | Результативное участие молодых педагогов в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях | 5 конкурсов | 10 конкурсов | 10 конкурсов |
|
8. | Доля молодых педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня до 20% | 2 педагога – 7,1% | 4 педагога – 20% | 4 педагога – 20% |
|
Приложение 5.
Таблица 5. Контроль деятельности молодых педагогов
№ п/п | Вопросы контроля | Дата контроля | Форма контроля | Контрольная документация | Ответственный за контроль |
Знание программ и технологий, реализуемых в ДОУ | Через 3 месяца с даты поступления | Собеседование | Карта персонального контроля | Зам зав по ВМР
| |
Посещение занятий опытных педагогов | В течение года | Совместный анализ занятий | Карта персонального контроля | Зам зав по ВМР | |
Участие педагога в педагогических мероприятияхучреждения | В течение года | Выступление на педчасах, педсоветах, семинарах | Карта персонального контроля | Зам зав по ВМР
| |
Проверки | По плану | Посещение занятий | Карта персонального контроля | Зам зав по ВМР
| |
Наставничество | В течение года | Беседа с наставником | Годовой план, анализ | Зам зав по ВМР
| |
Работа с родителями | 1 раз в квартал | Анализ документации, беседа с родителями | Карта персонального контроля, личное портфолио | Зам зав по ВМР | |
Педагогическая документация | В течение года | Анализ документации | Анализ планов, тетрадей самообразования, по подготовке к занятиям и др. | Зам зав по ВМР | |
Кружковая работа | В течение года | Анализ документации, посещение занятий | Карта персонального контроля | Зам зав по ВМР Зам зав по ВМР | |
Социальная активность, участие в конкурсах различного уровня | В течение года | Посещение городских мероприятий, подготовка и участие в конкурсе | Материалы конкурсов | Зам зав по ВМР Зам зав по ВМР | |
Участие в городских методических объединениях | В течение года | Выступление на методических объединениях | Карта персонального контроля | Зам зав по ВМР |
Приложение 6.
План проведения консультаций и семинаров-тренингов для молодых специалистов
№ п/п | Вид деятельности | Тема | Длительность | Сроки проведения |
1 | Семинар-практикум | Психологические особенности детей дошкольного возраста | 2 часа | Сентябрь |
2 | Консультация | Характеристики возраста детей-дошкольников | 1 час | Сентябрь |
3 | Консультация | Общение с ребенком – тренинг взаимодействия | 1,5 часа | Октябрь |
4 | Тренинг (занятие 1) | Общение с ребенком – «Обратная связь» | 1,5-2 часа | Октябрь |
5 | Тренинг (занятие 2) | Общение с ребенком – «Обратная связь (продолжение)» | 1,5-2 часа | Ноябрь |
6 | Тренинг (занятие 3) | Общение с ребенком – «Активное слушание» | 1,5-2 часа | Ноябрь |
7 | Тренинг (занятие 4) | Общение с ребенком – «Правила поведения» | 1,5-2 часа | Ноябрь |
8 | Семинар-практикум | Секреты хорошей дисциплины | 2 часа | Декабрь |
9 | Тематический тренинг | Наказывая, подумай зачем | 2 часа | Декабрь |
10 | Семинар с элементами тренинга | Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей | 2 часа | Январь |
11 | Консультация | Особенные дети | 1-1,5 часа | Январь |
12 | Семинар-практикум с элементами тренинга | Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции | 1,5-2 часа | Февраль |
13 | Семинар-практикум | Создание психологического комфорта в группах детского сада | 2 часа | Февраль |
14 | Семинар-практикум | Место игры в обучении ребенка-дошкольника | 1,5-2 часа | Март |
15 | Семинар-практикум с элементами тренинга | Самопрезентация педагога | 1,5-2 часа | Март |
16 | Консультация | Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста | 1,5-2 часа | Апрель |
17 | Семинар-практикум с элементами тренинга | Установление позитивных отношений с родителями и детьми | 1,5-2 часа | Апрель |
18 | Консультация | Формирование позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями | 1,5-2 часа | Апрель |
19 | Семинар-практикум | Стрессоустойчивость или методы сохранения психосоматического здоровья | 1,5-2 часа | Май |
20 | Семинар-практикум с элементами тренинга | Профилактика психоэмоциональных перегрузок и эмоционального выгорания педагогов | 1,5-2 часа | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План наставничества над молодым педагогом
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста. Задачи: - оказание методич...
план наставничества с молодым педагогом Центр конструирования
план по центру...
План по наставничеству с молодым педагогом
План наставничества...
Программа наставничества над молодым педагогом
программа наставничества над молодым педагогом...
Персонализированная Программа по организации наставничества с молодым педагогом
Персонализированная Программа по организации наставничества с молодым педагогом предлагает модель взаимодействия опытный педагог - молодой специалист. Форма наставничесва воспитатель- воспитател...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА для работы педагога – наставника, воспитателя с наставляемым, молодым специалистом
- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;- продолжать изучение нормативно-правовой документации;- оказать помощь в в...