Персонализированная Программа по организации наставничества с молодым педагогом
материал
Персонализированная Программа по организации наставничества с молодым педагогом предлагает модель взаимодействия опытный педагог - молодой специалист. Форма наставничесва воспитатель- воспитатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnika.docx | 40.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 компенсирующего вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
по организации наставничества с молодым педагогом
Наставник: Сваткова Лариса Александровна, воспитатель
Наставляемый: Березовская Екатерина Олеговна, воспитатель
Пояснительная записка
Цель | Создание и реализация комплекса мер по созданию организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста к работе в детском саду группы для детей с ТНР и осуществления педагогической деятельности по всем направлениям. |
Задачи | 1.Содействовать созданию психологически комфортной среды, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагога; 2.Создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями; 3.Мотивировать молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию; 4.Оказать методическую помощь молодому педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс; 5. Оказать помощь в ведении документации педагога. 6. Способствовать скорейшей адаптации к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива, сознательного и творческого отношения к выполнению должностных обязанностей. |
Форма наставничества | Воспитатель - воспитатель |
Модель взаимодействия | Опытный педагог - молодой специалист |
Вид наставничества | Традиционное |
Расписание встреч | Ежедневно (в рабочее время) |
Режим работы | Очный |
Содержание деятельности |
|
Планируемые результаты | - Успешная адаптации молодого педагога в учреждении; - способность к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального, регионального и локального уровней; - приобретение молодым специалистом профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности; - умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с детьми с ТНР; - умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с детьми; - умение анализировать развивающую среду в ДОУ и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду для детей с ОВЗ. - совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности воспитанников; - умение проектировать воспитательную работу с детским коллективом с четом гендерных и индивидуальных особенностей детей. |
Срок реализации | 2023 – 2024 учебный год |
Организация взаимодействия наставнических пар
Выявленные затруднения
Направления работы | Методические | В области ИКТ |
Изучение Программ ДОУ, группы | Знакомство со структурой Программ, некоторыми понятиями. | Оформление Программ |
Планирование | Составление сетки занятий. Написание ежедневного плана воспитательно-образовательной работы. |
|
Диагностика | Изучение видов педагогического обследования, подбор диагностического материала | Оформление |
Занятия | Постановка четких целей и задач. Использование разнообразных, в том числе новых технологий. Использование принципа индивидуального подхода |
|
Совместная деятельность с детьми | Широкое использование разнообразных форм, методов и приемов работы. Использование гендерного и индивидуального подхода | Использование ИКТ |
Работа с родителями | Общение с родителями Продумывать планирование работы на месяц, используя разные формы. | Дистанционное сопровождение родителей |
Запрос со стороны наставляемого
Направления работы | Методические | В области ИКТ |
Документация | Оформление документации | Оформление |
Программа | Изучение Программы ДОУ и рабочей программы группы. Написание Рабочей программы группы | Оформление Программы |
Планирование | Составление сетки занятий. Написание ежедневного плана воспитательно-образовательной работы. | Оформление |
Диагностика | Изучение видов педагогического обследования, подбор диагностического материала | Оформление |
Предметно пространственная развивающая среда | Изучение построения предметно пространственной развивающей среды в группе в соответствии с требованием ФГОС ДО. |
|
Календарный план работы
Дата проведения | Тема встречи | Содержание встречи |
Август | Знакомство педагог - наставник | Беседа «Расскажи о себе» |
Знакомство молодого специалиста с ДОУ, группой, специалистами, работающими в ДОУ, в группе. | Рассказ молодому педагогу о традициях ДОУ, правилах внутреннего распорядка, уставе ДОУ. | |
Знакомство с документацией в группе | Просмотр, беседа – «вопрос-ответ» | |
Сентябрь | Знакомство с нормативно-правовой базой работников образовательной организации: «Закон об образовании РФ», «Семейный кодексом», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», СанПин для ДОУ, ФГОС ДО, локальные акты ГБДОУ д/с N 25. | Ознакомление, беседа – «вопрос-ответ» |
Изучение Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР). | ||
Изучение Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР). | ||
Изучение Рабочей программы подготовительной группы «Весёлые человечки», адаптированной для обучающихся с ОВЗ (С ТНР) | ||
Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка, с должностными инструкциями воспитателя. | ||
Изучение видов диагностического обследования детей | Подбор диагностического материала, беседы, диагностическое обследование детей | |
Подготовка к родительскому собранию, родительское собрание | Обсуждение форм проведения, тем, структуры, родительских собраний | |
Разработка Индивидуального плана профессионального роста педагога | Обсуждение формы написания, выбора темы, структуры, предполагаемой работы. | |
Октябрь | Обсуждение вопросов организации режимных моментов, прогулок, самостоятельной и совместной деятельности детей. | Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста. |
Практикум по разработке рабочих программ, планов воспитательной работы, различной документации. | Продолжить ознакомление с документацией воспитателя, особенностями и т.д | |
Обсуждение и анализ построения предметно пространственной развивающей среды в группе в соответствии с требованием ФГОС ДО. | Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). | |
Изучение критериев эффективности деятельности педагога. | Изучение и осуждение. | |
Изучение методики проведения занятий, совместная разработка конспектов занятий, эффективное использование дидактического материала в работе. | Познакомить с планом составления конспектов: цель, задачи, технологии, оборудование, предваритель ная работа, ход. | |
Ноябрь | Просмотр и анализ групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, совместной и самостоятельной деятельности детей; обсуждение роли педагога в их организации. | Посещение молодым специалистом занятий и режимных моментов у наставника. |
Продолжить консультирование молодого специалиста в написании перспективного и ежедневного планирования. | Просмотр планирования, беседа – «вопрос-ответ» Самостоятельное написание ежедневного планирования. | |
Самостоятельный показ занятия по ИЗО деятельности. | Показ, обсуждение. | |
Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей. | Беседа – «вопрос-ответ» | |
Декабрь | Работа с родителями. Беседа «Как найти подход к каждому из родителей, к семье в целом» | Привлечение родителей к мероприятиям группы и ДОУ. Формы работы, планирование. Беседа - «вопрос-ответ» |
Изменение предметно пространственной развивающей среды в группе в соответствии с требованием ФГОС ДО в течение года. | Беседа - «вопрос-ответ» | |
Совместное заполнение информационной карты эффективности деятельности педагога | Уточнение и заполнение карты | |
Беседа «Подготовка к различным праздникам в ДОУ» | Беседа - «вопрос-ответ» | |
Январь | Просмотр и анализ группового занятия наставником; обсуждение роли педагога в их организации. | Показ, обсуждение. |
Самостоятельный показ занятия по математике. | Показ, обсуждение. | |
Инструкции, используемые в работе воспитателя. | Продолжить знакомство с инструкциями для педагогов и детей, помочь осознать серьезность их исполнения | |
Консультация «Двигательная активность детей в группе и на прогулке» | Беседа - «вопрос-ответ» | |
Февраль | Беседа «Педагогические ситуаций в повседневной работе с детьми и родителями» | Беседа - «вопрос-ответ» |
Повышение профессионального мастерства | Беседа об активном участие в педагогической жизни ДОУ: выступления на семинарах, педсоветах, конкурсах и т.д | |
Подготовка различных мероприятий для родителей. | Формы работы, планирование. Беседа - «вопрос-ответ» | |
Март | Консультация «Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе» | Беседа - «вопрос-ответ» |
Изучение новой педагогической литературы, интернет источников. | Просмотр. Беседа - «вопрос-ответ» | |
Консультация «Аттестация. Как к ней подготовиться» | Рассказ наставника, просмотр экспертных заключений, документов к аттестации. | |
Самостоятельный показ занятия по ознакомлению с окружающим. | Показ, обсуждение. | |
Апрель | Консультация «Как подготовить ребенка к конкурсу» | Рассказ: какие бывают конкурсы, какого ребенка или каких детей лучше выдвинуть на конкурс, как подготовить и т.д |
Просмотр и анализ группового занятия наставником; обсуждение роли педагога в их организации. | Показ, обсуждение. | |
Изменение предметно пространственной развивающей среды в группе в соответствии с требованием ФГОС ДО к летнему периоду. | Беседа - «вопрос-ответ» | |
Беседа «Роль воспитателя в подготовке к выпускному празднику для детей» | Беседа - «вопрос-ответ» | |
Май | Диагностическое обследование детей. | Подбор материала, уточнение критериев. |
Совместное заполнение информационной карты эффективности деятельности педагога | Уточнение, заполнение карты | |
В течение года | - Беседы на интересующие темы. - Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации. - Помощь в написание сетки занятий на месяц - Оказание помощи по любым направлениям. |
Приложение
Памятка молодому педагогу
1. Приходите в группу за 15-20 минут раньше начала рабочего дня, убедитесь, всѐ ли готово к приему детей, хорошо ли расставлена мебель, подготовлены ли необходимые игрушки и пособия.
2. Начинайте день энергично. Работайте так, чтобы каждый воспитанник постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
3.Увлекайте детей интересными делами, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Держите в поле зрения всех детей. Особенно следите за теми, у кого поведение неустойчивое, кто затрудняется самостоятельно найти себе занятие. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок в процессе НОД.
4.Обращайтесь с советами, вопросами несколько чаще к тем детям, которые требуют особого внимания.
5. Заканчивайте день общей оценкой группы и отдельных воспитанников. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своей деятельности труда. Постарайтесь заметить положительное в деятельности недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
6. Удерживайтесь от излишних замечаний.
7. При недисциплинированности детей старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к детям.
№1 Анкета изучения затруднений начинающего педагога ДОУ
1. Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного
возраста, которые необходимо учитывать при организации воспитательно-образовательной работы в условиях ДОУ:
а) плохо ориентируюсь в этих вопросах;
б) есть пробелы в знаниях;
в) знаю.
2. Владение методами педагогической диагностики:
а) не владею;
б) владею частично;
в) владею свободно.
3. Умение планировать воспитательно-образовательную работу с детьми с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей:
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
4. Умение выбрать форму организации работы с детьми в течение дня с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей:
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
5. Обеспечение практической направленности воспитательно-образовательного процесса
(применение полученных знаний и умений):
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
6. Знание и применение различных методов, технологий обучения, воспитания и развития
детей дошкольного возраста:
а) плохо ориентируюсь в этих вопросах;
б) есть пробелы в знаниях;
в) знаю и свободно применяю.
7. Использование здоровьесберегающих технологий:
а) не владею;
б) владею частично;
в) владею свободно.
8. Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения:
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
9. Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и
отношения к обучению:
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
10. Умение планировать индивидуальную работу с детьми:
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
11. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями:
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
12. Умение анализировать результаты, полученные в процессе занятия с детьми:
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
13. Умение активно взаимодействовать с коллегами:
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
14. Умение активно взаимодействовать с родителями воспитанников и социумом:
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
№ 2 Анкета по выявлению уровня адаптации молодого педагога
к профессиональной деятельности
1. С каким настроением вы идете на работу чаще всего? Почему?
• хорошим, потому что ________________________________________________________
• доброжелательным, потому что _______________________________________________
• удовлетворительным, потому что ______________________________________________
• плохим, потому что __________________________________________________________
• безразличным, потому что ____________________________________________________ .
2. Комфортно ли вы чувствуете себя на рабочем месте?
__________________________________
3. Какие условия созданы в дошкольном образовательном учреждении, для того чтобы вы
чувствовали себя на работе комфортно?
• выделена рабочая зона;
• оказывается своевременное методическое информирование;
• удобное время работы методического кабинета;
• оказание помощи со стороны опытных педагогов;
• гибкий режим работы;
• четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей;
• доброжелательная атмосфера в коллективе;
• другое
____________________________________________________________________ .
4. С какими трудностями вы встретились в первый год своей работы?
____________________________________________________________________
5. Как складываются ваши отношения с коллективом?
• коллеги приняли доброжелательно;
• оказывают моральную поддержку;
• удалось найти общий язык с коллективом;
• коллеги оказывают практическую помощь;
• приглашают на просмотры занятий;
• помогают решать педагогические задачи;
• рекомендуют методы и приемы работы с детьми;
• коллеги с первого дня не обращают внимания;
• открыто демонстрируют нежелание помогать;
• нет взаимопонимания с коллегами;
• свободно делюсь опытом работы с коллегами;
• коллеги обращаются за практическими советами;
• я не нуждаюсь в помощи коллег.
6. Как складывается ваше общение с воспитанниками?
• дети настроены положительно;
• не воспринимают всерьез;
• с трудом получается настроить их на общение;
• не испытываю трудностей в общении и работе с детьми.
7. Как складывается ваше общение с родителями воспитанников?
• испытываю трудности в общении с родителями воспитанников;
• не испытываю трудностей в общении с родителями воспитанников.
8. В каком направлении профессиональной деятельности вы испытываете затруднения?
• в изучении возможностей, потребностей, интересов субъектов образовательного
процесса;
• проектировании и организации условий для развития детей и повышения
информированности родителей о деятельности группы;
• организации образовательного пространства для детей и родителей;
• организации процесса самообразования;
• другое
______________________________________________________________________
9. На ваш взгляд, вы готовы к профессиональной деятельности? Почему?
_______________________________________________________________________
10. Оцените уровень вашей подготовки к профессиональной деятельности по 5-балльной
системе:
__________________________________________________________________________
№ 3 Анкета для педагогов
«Самоанализ успешности воспитательно-образовательной работы»
1. Что, на ваш взгляд, вам особенно удается в организации занятий с детьми?
_______________________________________________________________________
2. Какие структурные элементы занятий с детьми не всегда удаются?
_______________________________________________________________________
3. Готовы ли вы провести открытый показ занятия для коллег?
_______________________________________________________________________
4. В ходе открытого показа занятия вы сможете показать:
• интересные педагогические находки;
• новые методики, не используемые в данной дошкольной образовательной
организации;
• новые приемы и формы работы с детьми.
5. Сколько времени вам необходимо на подготовку к образовательной деятельности с
детьми? (2 ч – отлично; 1,5 ч – хорошо; 1 ч – нормально; 0,5 ч – допустимо)
• 2 ч;
• 1,5 ч;
• 1 ч;
• 0,5 ч.
6. Поставьте оценку успешности (от 1 до 5) следующим этапам и элементам
организованной вами образовательной деятельности с детьми:
• организационные моменты;
• психологический настрой детей на образовательную деятельность;
• формы проведения опроса;
• объяснение нового материала и умение активизировать познавательную и
творческую деятельность воспитанников;
• закрепление изученного материала.
7. По каким разделам основной образовательной программы дошкольного
образования вы могли бы помочь своим коллегам?
___________________________________________________________________
8. Нуждаетесь ли вы в методической поддержке?
___________________________________________________________________
9. Кто, на ваш взгляд, мог бы помочь вам в преодолении трудностей в
профессиональной деятельности?
- педагог-наставник;
- старший воспитатель;
- педагог-психолог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа наставничества с молодыми педагогами
В данной программе описаны основные формы работы с молодыми педегогами дошкольного учреждения. Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по текс...
Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов на тему: «Личностный и профессиональный рост педагогов», в рамках реализации программы по организации наставничества.
Сценарий мероприятия....
НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...
Приказ: от 01.10.2021 Об организации наставничества над молодыми педагогами в 2021-2022 уч.году.
В целях организации над молодыми педагогами МАДОУ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по организации наставничества с молодым специалистом дошкольного учреждения
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. П...
Рабочая программа По организации наставничества с молодым специалистом дошкольного учреждения «Путь к успеху»
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию...