Персонализированная Программа по организации наставничества с молодым педагогом
материал

Сваткова Лариса Александровна

Персонализированная Программа по организации наставничества с молодым педагогом предлагает модель взаимодействия опытный  педагог - молодой специалист. Форма наставничесва воспитатель- воспитатель. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnika.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 компенсирующего вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

по организации наставничества с молодым педагогом

Наставник: Сваткова Лариса Александровна, воспитатель

Наставляемый: Березовская Екатерина Олеговна, воспитатель

Пояснительная записка

Цель

Создание и реализация комплекса мер по созданию организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста к работе в детском саду группы для детей с ТНР и осуществления педагогической деятельности по всем направлениям.

Задачи

1.Содействовать созданию психологически комфортной среды, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагога;

2.Создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;

3.Мотивировать молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию;

4.Оказать методическую помощь молодому педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс;

5. Оказать помощь в ведении документации педагога.

6. Способствовать скорейшей адаптации к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива, сознательного и творческого отношения к выполнению должностных обязанностей.

Форма  наставничества

Воспитатель - воспитатель

Модель  взаимодействия

Опытный  педагог - молодой специалист

Вид  наставничества

Традиционное  

Расписание  встреч

 Ежедневно (в рабочее время)

Режим  работы

Очный

Содержание  деятельности

  1. Знакомство с нормативно-правовой базой работников образовательной организации:  «Закон об образовании РФ», «Семейный кодексом», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», СанПин для ДОУ, ФГОС ДО, локальные акты ГБДОУ д/с N 25. 
  2. Изучение  Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР).
  3. Изучение Рабочей программы подготовительной группы «Весёлые человечки», адаптированной для обучающихся с ОВЗ (С ТНР)
  4. Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка, с должностными инструкциями воспитателя.
  5. Обзор литературы, используемой  в  работе  по  пяти  образовательным  областям  
  6. Изучение видов  диагностического  обследования  детей с ТНР.
  7. Диагностическое обследование детей подготовительной группы на начало года.
  8. Обсуждение вопросов организации режимных моментов, прогулок, самостоятельной и совместной деятельности детей.
  9. Просмотр и анализ групповых, подгрупповых и индивидуальных  занятий, совместной  и  самостоятельной  деятельности детей; обсуждение  роли педагога в их организации.
  10. Консультирование молодого  специалиста в  написании  перспективного  и  ежедневного планирования.
  11. Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.
  12. Обсуждение и анализ построения предметно пространственной развивающей среды в группе в соответствии  с  требованием ФГОС ДО.

Планируемые  результаты

- Успешная адаптации молодого педагога в учреждении;

- способность к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального, регионального и локального уровней;

- приобретение молодым  специалистом  профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности;

- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с детьми с ТНР;

-  умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с детьми;

- умение анализировать развивающую среду в ДОУ и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду для детей с ОВЗ.

- совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческой и самостоятельной деятельности воспитанников;

- умение проектировать воспитательную работу с детским коллективом с четом гендерных и индивидуальных особенностей детей.

Срок  реализации

2023 – 2024 учебный год

 

Организация взаимодействия наставнических пар

 

Выявленные затруднения

Направления работы

Методические

В  области ИКТ

 Изучение Программ ДОУ, группы

 Знакомство со структурой Программ, некоторыми понятиями.

 Оформление Программ

 Планирование

  Составление сетки занятий.

Написание ежедневного плана воспитательно-образовательной работы.   

 

 Диагностика

 Изучение видов  педагогического обследования, подбор диагностического материала

 Оформление

  Занятия

 Постановка четких целей и задач.

Использование разнообразных, в том числе новых технологий.

Использование принципа индивидуального подхода

 

Совместная деятельность с детьми

 Широкое использование разнообразных форм, методов и приемов работы.

Использование гендерного и индивидуального подхода

 Использование ИКТ

Работа с родителями

Общение с родителями Продумывать планирование работы на месяц, используя разные формы.

 Дистанционное сопровождение родителей

 

 

Запрос со стороны наставляемого 

 

Направления работы

Методические

В  области ИКТ

Документация

Оформление документации

Оформление

Программа

Изучение Программы ДОУ и рабочей программы группы.

Написание Рабочей программы группы

 Оформление Программы 

  Планирование

 Составление сетки занятий.

Написание ежедневного плана воспитательно-образовательной работы.   

 Оформление

        Диагностика

 Изучение видов  педагогического обследования, подбор диагностического материала

 Оформление

Предметно  пространственная развивающая среда

 Изучение построения предметно пространственной развивающей среды в группе в соответствии  с  требованием ФГОС ДО.

 

 

 

Календарный план работы

Дата проведения

Тема встречи

Содержание встречи

Август

Знакомство педагог - наставник

Беседа «Расскажи о себе»

 Знакомство молодого специалиста с ДОУ, группой, специалистами, работающими в ДОУ, в группе.

Рассказ молодому педагогу о традициях ДОУ, правилах внутреннего распорядка, уставе ДОУ.

 Знакомство с документацией в группе

Просмотр, беседа – «вопрос-ответ»

Сентябрь

Знакомство с нормативно-правовой базой работников образовательной организации:  «Закон об образовании РФ», «Семейный кодексом», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», СанПин для ДОУ, ФГОС ДО, локальные акты ГБДОУ д/с N 25.

Ознакомление, беседа – «вопрос-ответ»

Изучение  Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР).

 Изучение  Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР).

 Изучение Рабочей программы подготовительной группы «Весёлые человечки», адаптированной для обучающихся с ОВЗ (С ТНР)

 Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка, с должностными инструкциями воспитателя.

Изучение видов  диагностического обследования детей

Подбор диагностического  материала, беседы, диагностическое обследование детей

Подготовка к родительскому собранию, родительское собрание

Обсуждение форм проведения, тем,  структуры, родительских собраний

Разработка Индивидуального плана профессионального роста педагога

Обсуждение формы написания, выбора темы,  структуры, предполагаемой работы.

Октябрь

Обсуждение вопросов организации режимных моментов, прогулок, самостоятельной и совместной деятельности детей.

Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на

вопросы молодого специалиста.

Практикум по разработке рабочих программ, планов воспитательной работы, различной документации.

Продолжить ознакомление с документацией воспитателя, особенностями и т.д

Обсуждение и анализ построения предметно пространственной развивающей среды в группе в соответствии  с  требованием ФГОС ДО.

Обсуждение        (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала).

Изучение критериев эффективности деятельности педагога.

Изучение и осуждение.

Изучение методики            проведения занятий, совместная  разработка конспектов занятий, эффективное использование дидактического материала  в    работе.

Познакомить с планом составления конспектов: цель, задачи, технологии, оборудование, предваритель ная работа, ход.

Ноябрь

Просмотр и анализ групповых, подгрупповых и индивидуальных  занятий, совместной  и  самостоятельной  деятельности детей; обсуждение  роли педагога в их организации.

Посещение молодым специалистом занятий и режимных моментов у наставника.

Продолжить консультирование молодого  специалиста в  написании  перспективного  и  ежедневного планирования.

Просмотр планирования, беседа – «вопрос-ответ»

Самостоятельное написание ежедневного планирования.

Самостоятельный показ занятия по ИЗО деятельности.

Показ, обсуждение.

Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.

Беседа – «вопрос-ответ»

Декабрь

Работа с родителями.

Беседа «Как найти подход к каждому из родителей, к семье в целом»

Привлечение родителей к мероприятиям группы и ДОУ.

Формы работы, планирование.

 Беседа - «вопрос-ответ»

Изменение предметно пространственной развивающей среды в группе в соответствии  с  требованием ФГОС ДО в течение года.

Беседа - «вопрос-ответ»

Совместное заполнение информационной карты эффективности деятельности педагога

Уточнение и заполнение карты

Беседа «Подготовка к различным праздникам в ДОУ»

Беседа - «вопрос-ответ»

 

Январь

Просмотр и анализ группового  занятия наставником; обсуждение  роли педагога в их организации.

Показ, обсуждение.

Самостоятельный показ занятия по математике.

Показ, обсуждение.

Инструкции, используемые в работе воспитателя.

Продолжить знакомство с инструкциями для педагогов и детей, помочь осознать серьезность их исполнения

Консультация  «Двигательная активность детей в группе и на прогулке»

Беседа - «вопрос-ответ»

Февраль

Беседа «Педагогические ситуаций в повседневной работе с детьми и родителями»

Беседа - «вопрос-ответ»

Повышение профессионального  мастерства

Беседа об активном участие в педагогической жизни ДОУ: выступления на семинарах, педсоветах, конкурсах и т.д

Подготовка различных мероприятий для родителей.

Формы работы, планирование.

 Беседа - «вопрос-ответ»

Март

Консультация «Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе»

Беседа - «вопрос-ответ»

Изучение новой педагогической литературы, интернет источников.

Просмотр. Беседа - «вопрос-ответ»

Консультация «Аттестация. Как к ней подготовиться»

Рассказ наставника, просмотр экспертных заключений, документов к аттестации.

Самостоятельный показ занятия по ознакомлению с окружающим.

Показ, обсуждение.

Апрель

Консультация «Как подготовить ребенка к конкурсу»

Рассказ: какие бывают конкурсы, какого ребенка или каких детей лучше выдвинуть на конкурс, как подготовить и т.д

Просмотр и анализ группового  занятия наставником; обсуждение  роли педагога в их организации.

Показ, обсуждение.

Изменение предметно пространственной развивающей среды в группе в соответствии  с  требованием ФГОС ДО к летнему периоду.

Беседа - «вопрос-ответ»

Беседа «Роль воспитателя в подготовке к выпускному празднику для детей»

Беседа - «вопрос-ответ»

Май  

Диагностическое обследование детей.

Подбор материала, уточнение критериев.

Совместное заполнение информационной карты эффективности деятельности педагога

Уточнение, заполнение карты

В течение года

- Беседы на интересующие темы.

- Помочь в подборе методической литературы для самообразования и

в его организации.

- Помощь в написание сетки занятий на месяц

- Оказание помощи по любым направлениям.

 

Приложение

 Памятка молодому педагогу

1. Приходите в группу за 15-20 минут раньше начала рабочего дня, убедитесь, всѐ ли готово к приему детей, хорошо ли расставлена мебель, подготовлены ли необходимые игрушки и пособия.

2. Начинайте день энергично. Работайте так, чтобы каждый воспитанник постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

3.Увлекайте детей интересными делами, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Держите в поле зрения всех детей. Особенно следите за теми, у кого поведение неустойчивое, кто затрудняется самостоятельно найти себе занятие. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок в процессе НОД.

4.Обращайтесь с советами, вопросами несколько чаще к тем детям, которые требуют особого внимания.

5. Заканчивайте день общей оценкой группы и отдельных воспитанников. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своей деятельности труда. Постарайтесь заметить положительное в деятельности недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

6. Удерживайтесь от излишних замечаний.

7. При недисциплинированности детей старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к детям.

№1 Анкета изучения затруднений начинающего педагога ДОУ

1. Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного

возраста, которые необходимо учитывать при организации воспитательно-образовательной работы в условиях ДОУ:

а) плохо ориентируюсь в этих вопросах;

б) есть пробелы в знаниях;

в) знаю.

2. Владение методами педагогической диагностики:

а) не владею;

б) владею частично;

в) владею свободно.

3. Умение планировать воспитательно-образовательную работу с детьми с учетом их

возрастных и индивидуальных особенностей:

а) испытываю большие затруднения;

б) умею частично;

в) свободно справляюсь с этой задачей.

4. Умение выбрать форму организации работы с детьми в течение дня с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей:

а) испытываю большие затруднения;

б) умею частично;

в) свободно справляюсь с этой задачей.

5. Обеспечение практической направленности воспитательно-образовательного процесса

(применение полученных знаний и умений):

а) испытываю большие затруднения;

б) умею частично;

в) свободно справляюсь с этой задачей.

6. Знание и применение различных методов, технологий обучения, воспитания и развития

детей дошкольного возраста:

а) плохо ориентируюсь в этих вопросах;

б) есть пробелы в знаниях;

в) знаю и свободно применяю.

7. Использование здоровьесберегающих технологий:

а) не владею;

б) владею частично;

в) владею свободно.

8. Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения:

а) испытываю большие затруднения;

б) умею частично;

в) свободно справляюсь с этой задачей.

9. Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и

отношения к обучению:

а) испытываю большие затруднения;

б) умею частично;

в) свободно справляюсь с этой задачей.

10. Умение планировать индивидуальную работу с детьми:

а) испытываю большие затруднения;

б) умею частично;

в) свободно справляюсь с этой задачей.

11. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями:

а) испытываю большие затруднения;

б) умею частично;

в) свободно справляюсь с этой задачей.

12. Умение анализировать результаты, полученные в процессе занятия с детьми:

а) испытываю большие затруднения;

б) умею частично;

в) свободно справляюсь с этой задачей.

13. Умение активно взаимодействовать с коллегами:

а) испытываю большие затруднения;

б) умею частично;

в) свободно справляюсь с этой задачей.

14. Умение активно взаимодействовать с родителями воспитанников и социумом:

а) испытываю большие затруднения;

б) умею частично;

в) свободно справляюсь с этой задачей.

№ 2  Анкета по выявлению уровня адаптации молодого педагога

к профессиональной деятельности

1. С каким настроением вы идете на работу чаще всего? Почему?

• хорошим, потому что ________________________________________________________

• доброжелательным, потому что _______________________________________________

• удовлетворительным, потому что ______________________________________________

• плохим, потому что __________________________________________________________

• безразличным, потому что ____________________________________________________ .

2. Комфортно ли вы чувствуете себя на рабочем месте?

__________________________________

3. Какие условия созданы в дошкольном образовательном учреждении, для того чтобы вы

чувствовали себя на работе комфортно?

• выделена рабочая зона;

• оказывается своевременное методическое информирование;

• удобное время работы методического кабинета;

• оказание помощи со стороны опытных педагогов;

• гибкий режим работы;

• четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей;

• доброжелательная атмосфера в коллективе;

• другое

____________________________________________________________________ .

4. С какими трудностями вы встретились в первый год своей работы?

____________________________________________________________________

5. Как складываются ваши отношения с коллективом?

• коллеги приняли доброжелательно;

• оказывают моральную поддержку;

• удалось найти общий язык с коллективом;

• коллеги оказывают практическую помощь;

• приглашают на просмотры занятий;

• помогают решать педагогические задачи;

• рекомендуют методы и приемы работы с детьми;

• коллеги с первого дня не обращают внимания;

• открыто демонстрируют нежелание помогать;

• нет взаимопонимания с коллегами;

• свободно делюсь опытом работы с коллегами;

• коллеги обращаются за практическими советами;

• я не нуждаюсь в помощи коллег.

6. Как складывается ваше общение с воспитанниками?

• дети настроены положительно;

• не воспринимают всерьез;

• с трудом получается настроить их на общение;

• не испытываю трудностей в общении и работе с детьми.

7. Как складывается ваше общение с родителями воспитанников?

• испытываю трудности в общении с родителями воспитанников;

• не испытываю трудностей в общении с родителями воспитанников.

8. В каком направлении профессиональной деятельности вы испытываете затруднения?

• в изучении возможностей, потребностей, интересов субъектов образовательного

процесса;

• проектировании и организации условий для развития детей и повышения

информированности родителей о деятельности группы;

• организации образовательного пространства для детей и родителей;

• организации процесса самообразования;

• другое

______________________________________________________________________

9. На ваш взгляд, вы готовы к профессиональной деятельности? Почему?

_______________________________________________________________________

10. Оцените уровень вашей подготовки к профессиональной деятельности по 5-балльной

системе:

__________________________________________________________________________

№ 3 Анкета для педагогов

«Самоанализ успешности воспитательно-образовательной работы»

1. Что, на ваш взгляд, вам особенно удается в организации занятий с детьми?

_______________________________________________________________________

2. Какие структурные элементы занятий с детьми не всегда удаются?

_______________________________________________________________________

3. Готовы ли вы провести открытый показ занятия для коллег?

_______________________________________________________________________

4. В ходе открытого показа занятия вы сможете показать:

• интересные педагогические находки;

• новые методики, не используемые в данной дошкольной образовательной

организации;

• новые приемы и формы работы с детьми.

5. Сколько времени вам необходимо на подготовку к образовательной деятельности с

детьми?    (2 ч – отлично; 1,5 ч – хорошо; 1 ч – нормально; 0,5 ч – допустимо)

• 2 ч;

• 1,5 ч;

• 1 ч;

• 0,5 ч.

6. Поставьте оценку успешности (от 1 до 5) следующим этапам и элементам

организованной вами образовательной деятельности с детьми:

• организационные моменты;

• психологический настрой детей на образовательную деятельность;

• формы проведения опроса;

• объяснение нового материала и умение активизировать познавательную и

творческую деятельность воспитанников;

• закрепление изученного материала.

7. По каким разделам основной образовательной программы дошкольного

образования вы могли бы помочь своим коллегам?

___________________________________________________________________

8. Нуждаетесь ли вы в методической поддержке?

___________________________________________________________________

9. Кто, на ваш взгляд, мог бы помочь вам в преодолении трудностей в

профессиональной деятельности?

  • педагог-наставник;
  • старший воспитатель;
  • педагог-психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества с молодыми педагогами

В данной программе описаны основные  формы работы с молодыми педегогами дошкольного учреждения. Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по текс...

НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по организации наставничества с молодым специалистом дошкольного учреждения

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. П...

Рабочая программа По организации наставничества с молодым специалистом дошкольного учреждения «Путь к успеху»

Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию...