Педагогический проект по теме "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет"
проект (младшая группа) на тему

Абашева Татьяна Викторовна

Эффективные методф формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx105 КБ

Предварительный просмотр:

http://s57.radikal.ru/i158/1011/5f/ea07790bdf71.jpg

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ

НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ».

Проект составлен и реализован

           в рамках самообразования педагога.

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №112»

Абашева Т.В.

2014-2015 учебный год.

1. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы……………………………………………

   -  Цель и задачи проекта………………………………………………………

   - Направления работы…………………………………………………………

   -  Методы работы………………………………………………………………

2. Подготовительный (организационный) этап……………………………….

3. Педагогический мониторинг. Диагностические задания………………….

4. Работа с родителями (анкетирование)………………………………………

5. Основной этап (содержание работы)…………………………………….....

6. Диагостика культурно-гигиенических навыков у детей на момент поступления в ДОУ и на момент окончания учебного года.………………….

7. Перспективный план исследовательской деятельности……………….….

8. Практический (заключительный) этап……………………………………..

    - организация развивающей среды………………………………………….

    - работа с родителями………………………………………………………..

9. Основные итоги и выводы.

10. Список литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

11. Практический материал (перспективное планирование; анкетирование родителей; стихи, сказки, потешки; консультации для родителей; конспект занятия «Моем, моем трубочиста», «Научим Хрюшу умываться»; примерное планирование питанием, одеванием).

  1. Введение. Актуальность темы.

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

        Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.

        Поэтому ежедневно, методично используя каждое пребывание ребенка в детском саду, мы даем ему возможность овладеть необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников, нормами самообслуживания. В этом заключается актуальность данной темы.

        Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

        Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста. Поэтому целью исследования явилось изучение процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста. Объект исследования: процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Предмет исследования: формирование культурно-гигиенических навыков по средствам игр и художественного слова.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков.

Задачи:

1. Изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.

2. Изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС.

3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в ДОУ и по итогам на конец учебного года.

4. Формирование привычки мыть руки по мере загрязнения и перед едой; насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3.

5. Формировать во время еды правильно держать ложку.

6. Учиться одеваться и раздеваться в определенной последовательности; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; приучать к опрятности.

7. Развитие самостоятельности; связной речи.

8. Обогащение словарного запаса детей.

9. Воспитание у детей осознанного отношения к культурно-гигиеническим  нормам.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от  содержания  предметно – развивающей  среды  созданной в дошкольном учреждении, которая включает:

  • информационный уголок для родителей;
  • познавательно–агитационные материалы;
  • иллюстрации для детей;
  • алгоритм умывания в туалетной комнате, одевания в раздевальной комнате;
  • стихи, потешки про умывание, одевание, питание;
  • атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Умоем куклу Катю», «Моем руки», «Искупаем куклу Катю», «Напоим куклу чаем» и другие.
  • Метод. литература по формированию культурно-гигиенических навыков;
  • детская литература (сказки, рассказы);

Для реализации поставленных задач использую следующие методы организации:

        

        

        

4.

Проект реализовывается в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад №112» г. Рязани, в течении 2014-2015 учебного года.

Участники проекта.

- Воспитанники – дети первой младшей группы, 25 детей.

             - Педагоги детского сада: воспитатели.

Работа велась по трем направлениям:

- Обогащение предметно-развивающей среды.

         -  Работа с детьми.

      - Работа с родителями (беседа, анкетирование, консультации).

В работе с детьми использовались следующие методы:

        - Беседы с детьми.

        - Сюжетно-ролевые игры.

        - Наблюдения.

        - Постановка проблемного вопроса.

                 - Постановка проблемной ситуации.

5.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

  1. Подготовительный (организационный) этап.

Цель: выявить знания у детей о культурно-гигиенических навыках, проявить диагностику и выявить проблемы, дать представления детям о культурно-гигиенических навыках, обогатить предметно-развивающую среду для погружения в проект.

        Для проведения поставленной цели проводила работу:

  1. Подбор материала по формированию культурно-гигиенических навыков (подбор художественного слова: потешки, загадки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр; алгоритм умывания, одевания).
  2. Знакомство с литературными произведениями: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»; Ирина Гурина  «Сказка про Витю-грязнулю»; русские народные сказки: «Про Зайца-грязнулю»; «Про медвежонка, который не любил чистить зубы» и другие.

Организовали работу с родителями (анкетирование для выявления знания детей о культурно-гигиенических навыках, консультации, рекомендации).

  1. Педагогический мониторинг (первичная диагностика – декабрь 2014 г.)

Цель: выявить уровень знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, умение использовать свои знания на практике, уровень сформированности умений устанавливать простейшие связи воспринимаемыми предметами и явлениями.

     В ходе диагностики было выявлено:

  • Дети проявляют интерес к культурно-гигиеническим навыкам.
  • Все дети правильно называют атрибуты необходимые для умывания, одевания.
  • Не все дети знают, как сделать теплую воду.
  • Затрудняются сказать необходимость умывания.
  • Некоторые дети не могут назвать связь между умыванием и здоровьем.
  • Чаще всего дети испытывали трудности в решении различных проблемных ситуаций связанных с умыванием.
  • Практически все дети испытывают положительные эмоции  от результатов формирования культурно-гигиенических навыков.
  • Не все дети знают и умеют применять алгоритм последовательности одевания.
  • Некоторые дети разговаривают за столом, вертятся, отвлекаются на все происходящее во круг. (Диагностика прилагается).

6.

  1. Работа с родителями (анкетирование).

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам принять участие в анкетном опросе.

1.ФИО ребенка.

2.Прививаете ли Вы своему ребенку КГН дома?

- да                                   - нет                                    - иногда

3.Считаети ли Вы, что КГН должны прививаться в детском саду?

- да                                    - нет                                  - частично

4.Каким на Ваш взгляд КГН необходимо уделять наибольшее внимание?

- питание                     - умывание                                 - одевание

5.Знаете ли Вы, как правильно прививать ребенку КГН?

- да                                              - нет

6.Нуждаетесь ли Вы в помощи педагога в привитии вашему ребенку КГН?

- да                                              - нет

7.

Результаты анкетирования показали, что 15% родителей не в полной мере формируют культурно-гигиенические навыки своего ребенка. Родители, в силу своей занятости, мало времени проводят с детьми, не беседуют, не играют, не гуляют вместе. Считаю, что главное в воспитании – это уход, решение бытовых проблем. 65% родителей имеют представления об интересах детей, считают необходимым формирование культурно-гигиенических навыков, для этого применяют чтение художественной литературы, прогулки по городу. Готовы получать любую помощь от педагога по совершенствованию культурно-гигиенических навыков для своих детей. 20% родителей проявляют интерес к жизни и предпочтениям своих детей. Стремятся развивать у них культурно-гигиенические навыки, используют

всевозможные способы: чтение художественной литературы, просмотры познавательных фильмов, прогулки по городу и тому подобное. Считают необходимым создавать условия для формирования у ребенка культурно-гигиенических навыков. Хотели бы побольше узнать о всестороннем развитии культурно-гигиенических навыков у детей.

7.

5.Основной этап. Содержание работы.

        Для качественной реализации работы в рамках проекта использовались различные формы. Одна из них – экскурсии. Например, одна из экскурсий – в подготовительную группу. Цель – познакомить детей с формированными культурно-гигиеническими навыками детей подготовительной группы: как дети по указанию педагога моют руки и лицо, вытирают индивидуальным полотенцем, пользуются мылом и т.д. Научить делать теплую воду для мытья рук и лица. Вторая экскурсия проходила в среднюю группу, где детям были показаны правила поведения за столом: локти опущены, в правой руке ложка в левой хлеб, которым помогают подбирать еду на ложку (вилку), не разговаривать за столом, говорить спасибо, полоскать рот после приема пищи и т.д. И последняя экскурсия проходила в старшую группу, где дети продемонстрировали последовательность раздевания и одевания, аккуратно вешать и складывать свою одежду и т.п.

        В ходе экскурсий воспитатель, в процессе наблюдения, называла разные виды деятельности, которые выполняли дети.

        В работе над проектом активно использовались различные игровые ситуации с целью продолжать поддерживать интерес к формированию культурно-гигиенических навыков, правильно их выполнять, учить осознанно выполнять культурно-гигиенические навыки с целью сохранения собственного здоровья.

        Основной формой организации является непосредственно-образовательная деятельность, которая соответствует возрасту и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

        В ходе занятий дети вместе с воспитателем проводили различные проблемные ситуации. Игровые занятия проводились по подгруппам в форме: дидактических игр, постановке проблемных вопросов, различных игровых ситуаций.

        Во всех занятиях использовался сквозной игровой персонаж – кукла Катя, для мотивации деятельности. Кукла Катя «задавала» проблемные вопросы, инициировала деятельность детей.

6. Диагостика культурно-гигиенических навыков у детей на момент поступления в ДОУ и на момент окончания учебного года.

Я работаю с маленькими детьми,  впервые пришедшими в детский сад. Поэтому первоочередной задачей (после адаптации) -  воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. При поступлении детей в детский сад исследовала следующие навыки:

8.

-навыки культуры еды и поведения за столом.

-навыки самообслуживания (одевание и раздевание).

-навыки мытья рук, умывание.

Выявила уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей при поступлении в ДОУ.

Диагностика детей при поступлении в ДОУ, данные зафиксировала в таблице 2 (Приложение).

Навыки мытья рук и умывания включают умение:

  1. Закатать рукава;
  2. Намылить и помыть руки и лицо;
  3. Смыть мыло;
  4. Сухо вытереть руки и повесить полотенце в сою ячейку;
  5. Пользование расческой;
  6. Пользование носовым платком.

Навыки культуры еды включают умение:

  1. Правильное пользование ложкой, салфеткой;

2.      Не крошить хлеб;

3.      Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4.      Не разговаривать с полным ртом;

5.      Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6.      Благодарить.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы, замок;
  2. Снять платье (юбку, шорты, рубашку);
  3. Аккуратно повесить;
  4. Снять обувь;
  5. Снять колготки, носки;
  6. Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за

правильно выполненное действие он получает 2 балла.

Действие выполненное с небольшими неточностями и помощью       взрослого1 балл.

Неумение выполнять действие (полностью помогает взрослый)  0 баллов.

0 - формирование навыка вызывает сильные затруднения;

1- формирование навыка вызывает незначительные затруднения;

2- формирование навыка не вызывает затруднения.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:

Высокий уровень (31-46 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (16-30 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;

Низкий уровень (0-15 баллов) – один и более навыков не сформирован.

9.

       Диагностика навыка мытья рук и умывания.

На начало поступления детей в ДОУ данный навык сформирован на высоком уровне 0% детей, на среднем уровне у 52% и низкий уровень сформирован у 48% детей.

        На конец учебного года данный навык сформирован на высоком уровне у 40% детей, на среднем уровне 56 % детей и низкий уровень у 4% детей.

             Диагностика навыка культуры еды.

        На начало поступления детей в дошкольное учреждение данный навык сформирован на высоком уровне у 0% детей, средний уровень сформированности у 80% детей и низкий уровень у 20% детей.

        На конец учебного года высокий уровень показали 44% детей, средний уровень 56% детей и низкий уровень 0% детей.

            Диагностика навыка раздевания и одевания.

        На начало поступления детей в ДОУ  данный навык сформирован на высоком уровне у 0% детей, на среднем уровне 44% детей и на низком 56% детей.

        На конец учебного года высокий уровень показали 28% детей, средний уровень у 60% детей и низкий уровень составил 12% детей.

         

       

10.

   

7. Перспективный план исследовательской деятельности.

Перспективный план по обучению детей первой младшей группы №2 культурно-гигиеническим навыкам в соответствии с ФГОС.

Месяц

Тема

Культура еды

Одевание и раздевание

Туалет и личная гигиена

Умывание и вытирание

Сентябрь

Адаптационный период.  Педагогическое обследование детей с целью выявления уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Формирование подгрупп детей в зависимости от уровня навыков. Составление перспективного плана на учебный год.

Октябрь

I. Обучение умению знать свое место за столом;

Обучение правиль-ному поведению за столом

II. Учить набирать умеренное количество пищи в ложку, тщательно пережевывать твердую пищу, глотать не спеша, небольшими порциями.

I. Обучение умению узнавать место своего шкафчика

Учить знать свою одежду

II. Учить просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой.  Продолжать учить самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы.

I. Обучение умению знать место своего горшка

II. Закреплять интерес к уходу за своей внешностью и телом.

I. Обучение умению знать место своего полотенца

II. Учить самостоятельно мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло.

Ноябрь

I. Обучение умению правильно держать чашку

Закрепление знания своего места и правильного поведения за столом

II. Учить подносить ложку ко рту плавным движением. Учить помогать себе хлебом при набирании пищи на ложку.

I. Закреплять умение узнавать свою одежду

Закреплять знание места своего шкафчика

II. Знакомить детей с застегиванием и расстегиванием одежды – пользование молнией и липучками.

Учить надевать шапку, обувь, рубашку, кофту, платье с помощью взрослого.

I. Обучение умению своевременно проситься на горшок

Закреплять знание места своего горшка

II. Учить использовать туалетную бумагу.

Учить говорить: «Я хочу в туалет».

I. Учить намыливать руки

Закреплять знание места своего полотенца

II. Учить самостоятельно мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло.

Декабрь

I. Обучение умению различать левую и правую руку

Продолжать учить пользоваться чашкой

Закрепление правильного поведения за столом

II. Учить благодарить взрослых после еды.

I. Учить натягивать шорты и колготки при одевании после дневного сна

Закреплять знание своей одежды

II. Учить аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик. Учить пользоваться стульчиком при одевании.

I. Учить ставить свой горшок на место

Закреплять умение своевременно проситься на горшок

II. Закреплять желание выполнять действия по уходу за своим телом и одеждой самостоятельно

I. Учить закатывать рукава

Продолжать учить намыливать руки

II. Продолжать учить самостоятельно мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло.

Январь

I. Обучение умению правильно держать ложку (в зависимости от ведущей руки)

Закреплять умение пользоваться чашкой, пить не проливая

Закрепление правильного поведения во время еды

II.Закреплять умение набирать в ложку умеренное количество пищи и подносить ложку ко рту плавными движением.

I. Учить снимать шорты и колготки при укладывании на дневной сон

Учить расстегивать пуговицы

Закреплять умение натягивать колготки и  шорты

Продолжать закреплять знание своей одежды

II. Учить самостоятельно снимать верхнюю одежду (расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, снимать шапку и шарф). Знакомить с навыками ухода за одеждой – класть варежки и ставить обувь в сушильный шкаф.

I. Обучение умению снимать необходимую одежду перед совершением туалета

Закреплять умение своевременно проситься на горшок

Закреплять умение ставить свой горшок на место

II. Учить пользоваться расческой, смотря при этом на себя в зеркало.

I. Учить мыть руки прямыми движениями

Продолжать учить закатывать рукава

Закреплять умение намыливать руки

II. Закреплять навыки мытья рук.

Февраль

I. Обучение умению наполнять ложку  густой пищей (с помощью взрослого)

Закрепление умения правильно держать ложку

Продолжать учить соблюдать правила поведения за столом

II. Закреплять умение есть не торопясь, хорошо пережевывая пищу.

I. Учить натягивать и снимать рейтузы при одевании или раздевании

Закреплять умение расстегивать пуговицы

Закреплять умение снимать шорты и колготки

II. Учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды – пользоваться молнией, кнопками, липучками и пуговицами. Учить правильно надевать обувь, различать правый и левый ботиноки.

I. Продолжать учить снимать необходимую одежду при совершении туалета

Закреплять знание места своего горшка, продолжать учить ставить свой горшок на место

II. Закреплять умение  использовать туалетную бумагу.

Продолжать учить говорить: «Я хочу в туалет»

I. Продолжать учить мыть руки прямыми движениями

Учить опускать рукава после мытья рук

Учить отжимать руки после мытья

Закреплять умение засучивать рукава

II. Учить полоскать рот после еды.

Март

I. Обучение умению самостоятельно наполнять ложку густой пищей

Учить быть аккуратными во время приема пищи

Закреплять умение правильно вести себя во время еды.

II. Закреплять навык аккуратной еды. Продолжать учить пользоваться салфеткой после еды, благодарить, задвигать стульчик.

I. Учить детей снимать кофту (рубашку, платье)

Учить детей застегивать пуговицы

Закреплять умение расстегивать пуговицы

II. Учить надевать носки, рейтузы, кофту в определенной последовательности. Знакомить с навыками ухода за одеждой – выворачивать наизнанку шапку, вешать пальто для просушки, класть варежки в сушильный шкаф.

I. Учить натягивать одежду после совершения туалета

Закреплять умение своевременно проситься на горшок

I. Учить мыть руки круговыми движениями

Закреплять умение закатывать и опускать рукава

Закреплять умение отжимать руки после умывания

II. Учить ухаживать за полостью рта – полоскать рот.

Апрель

I. Учить подносить наполненную густой пищей ложку до рта не роняя и выполнять это действие до тех пор, пока тарелка не будет пуста

Закреплять умение самостоятельно наполнять ложку пищей

II. Закреплять навык аккуратной еды /не разговаривать с полным ртом, не размахивать ложкой и т.п./

I. Учить детей надевать платье (рубашку, кофту)

Учить надевать головной убор при одевании на прогулку

Закреплять умение снимать кофту (платье, рубашку)

Закреплять умение застегивать и расстегивать пуговицы

II. Учить детей взаимодействовать в процессе одевания и раздевания, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстнику. Продолжать учить застегивать и расстегивать одежду – пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками.

I. Учить пользоваться носовым платком при необходимости

Продолжать учить снимать и надевать необходимую одежду при посещении туалета

II. Учить оценивать свою внешность и при необходимости вносить в нее изменения.

I. Учить пользоваться полотенцем после умывания

Закреплять умение намыливать руки круговыми движениями

Закреплять умение закатывать и опускать рукава

II. Продолжать учить ухаживать за полостью рта – полоскать рот и чистить зубы дважды в день.

Май

I. Учить наполнять ложку жидкой пищей и подносить ее ко рту не роняя ни крошки

Учить пользовать салфеткой после приема пищи

II. Закреплять навык аккуратной еды /правильно вести себя за столом, пользоваться салфеткой/

I. Учить соблюдать последовательность при раздевании перед дневным сном и после прогулки

II. Учить благодарить друг друга за помощь. Продолжать учить застегивать и расстегивать одежду – пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками.

I. Учить детей пользоваться расческой, знать место своей расчески

Продолжать учить пользоваться носовым платком

II. Закреплять умение оценивать свою внешность и при необходимости вносить в нее изменения.

I. Учить умывать лицо

Учить быть аккуратными при умывании

Продолжать учить пользоваться полотенцем

Закреплять умение мыть руки круговыми движениями

II. Продолжать учить ухаживать за полостью рта – полоскать рот и чистить зубы дважды в день.

Июнь

I. Учить кушать самостоятельно наполняя ложку, подносить ее ко рту и выполнять эти действия до тех пор, пока тарелка не будет пуста

Закреплять умение пользоваться салфеткой

Закреплять правила поведения за столом

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

I. Учить соблюдать последовательность при одевании после дневного сна и перед прогулкой

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

I. Продолжать учить пользоваться расческой и носовым платком, знать место своей расчески

Обращать внимание на опрятный внешний вид ребенка

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

I. Продолжать учить умывать лицо

Закреплять умение пользоваться полотенцем после мытья

Продолжать учить быть аккуратными при умывании

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

14.

8 . Практический (заключительный) этап.

Цель третьего этапа:

  • Стимулировать практическое использование детьми полученных знаний, умений, навыков, закрепить интерес к познавательной деятельности.
  • Проведение заключительного мониторинга.

Практическое задание планируется в форме длительной игры: «Собираемся в гости». В ходе игры дети совместно с воспитателем рисуют коллективную картину в уголок для родителей.

  • Создавалась исследовательско - творческая ситуация:
  • Перед детьми ставилась задача, от куда берется вода на улице и создавались небольшие рисунки под названием «Дождик».
  • Воспитателем было проведено подготовительное к работе занятие «Моем, моем трубочиста…».
  • Рассматривались, совместно с беседой, иллюстрации к книгам, читались стихотворения, разгадывались загадки, проводились эксперименты с водой.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки культуры поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи культурно-гигиенических навыков и ЗОЖ. Дошкольники должны знать, какие последствия могут  подстерегать не соблюдая культурно-гигиенические навыки.
  4. Принцип систематичности и последовательности. В информация, которую дети должны усвоить преподносилась с минимальными знаниями и требованиями и заканчивалась более углубленными.
  5. Принцип сознательности и активности. Дети должны сознательно подходить к выполнению культурно-гигиенических навыков и активно их выполнять.
  6. Принцип наглядности. Вся необходимая информация сопровождалась наглядностью. Дети наблюдали за выполнением

15.

  1.  действий педагога, затем выполняли самостоятельно. Также имелась наглядная информация (например: алгоритм последовательности мытья рук и одевания).
  2. Принцип связи обучения с жизнью. Вся теория сопровождалась практическими действиями детей.
  3. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
  4. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил выполнения культурно-гигиенических навыков. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
  5.  Принцип доступности. Вся информация, которую получают дети о культурно-гигиенических навыках понятна и соответствует их возрасту.

16.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

        Свою работу по оформлению групповой комнаты начали с оценки имеющихся условий и осознании того, что предметно-развивающая среда должна соответствовать задачам развития детей.

        Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, оо мы посчитали необходимым преобладающее место отвести игровой зоне. Именно игра необходима детям для познания окружающего мира, эмоционального состояния, самовыражения, самоуважения.

        Дети активно усваивают различные средства и способы познания: незаменимым помощником при этом являются обучающие и развивающие игры. При помощи родителей была оформлена игротека. Дидактические и настольно-печатные игры:  «Перемешанные картинки», «Чистоплотные дети», «Что нужно кукле?», «Что ты можешь о них сказать?». Сюжетно-ролевые игры: «Угостим кукол чаем», «Кукла идет на прогулку», «Делаем прическу», »Кукла заболела». Практические упражнения: «Водичка, водичка!», «Вымой руки», «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки», «Умывалочка», «Почистим зубки», «Фонтанчики», «Носики-курносики». Главный принцип отбора игр, по моему мнению, - они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

        Особое значение придавали работе с художественной литературой, знакомство с книгой; стараюсь прививать любовь к чтению. Ведь именно литература помогает ребенку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке у нас много книг, разных по содержанию, для первой младшей группы; стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские энциклопедии.

        Организованный настольный театр. Сказка – повод понять, что-то большее, посмотреть на себя со стороны, обдумать важные проблемы. Игры по сказкам учат ребенка ставить себя на место героя сказки, сравнивать ианализировать, делать выводы и обобщения.

        Считая необходимым для развития активности такие методы работы как наблюдение, сравнение, беседы. Был организован уголок живой природы, в котором имеются комнатные растения, иллюстрации сезонов времен года, копилка природного материала (засушенные листья, камни, ракушки, песок и так далее).

        Организован уголок экспериментирования с необходимым оборудованием. Дети под контролем воспитателя, с его указаниями, могут проводить различные опыты с водой, песком, воздухом. Уголок содержит

17.

 различные материалы, с помощью которых можно узнать много нового. Уголок искусства, для занятий лепкой, рисованием, аппликацией.

        Спортивный уголок, который включает в себя такой спортивный инвентарь, как: мячи, скакалки, обручи, ростометр, валик, кегельбан, кольцеброс и многое другое.

        Была создана зона уединения: в дальнем углу группы было поставлено кресло с мягким покрывалом, где встревоженный, расстроенный или эмоционально взвинченный ребенок мог успокоиться, снять нервное напряжение. В уголке уединения дети очень любят находиться совместно с воспитателем. Учебная зона. Благодаря рациональному распределению зон, дети активно включаются в общение: учатся договариваться, распределять роли, оказывать и принимать помощь, делятся игровым опытом, уступать, считаться с мнением сверстников, решать конфликты словесно, самовыражаться.

        Таким образом, созданная разнообразная предметно-развивающая среда, способствовала формированию и развитию познавательного интереса.

18.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

        К работе активно привлекались родители. Было составлено перспективное планирование, куда включались различные формы: консультации: «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет», «Культура поведения за столом», «Правила самостоятельного одевания», «Учим ребенка самостоятельно одеваться», «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов». Родители помогли приобрести необходимое оборудование, пополнить развивающую среду, способствующую развитию познавательной активности детей. В рамках работы над проектом родители приняли участие в организации и проведении наблюдений, выставках детского творчества, создание групповой книги «Жизнь ребенка в детском саду», в которой отразили режимные моменты группы.

В заключении проекта приняли участие, совместно с детьми,  в создании фотоальбома «Вот какие мы…».

        Большое значение в развитии познавательной активности ребенка дошкольника имеет семейное воспитание.

19.

9. Основные итоги и выводы.

        По результатам, полученным в ходе проекта, можно сделать выводы:

  • Проведенная работа подтвердила выдвинутое предположение о возможности повышения культурно-гигиенических навыков к осознанному поведению у детей первой младшей группы.
  • Дети на начальном этапе проекта показывали ситуативный интерес к культурно-гигиеническим навыкам, слабые знания о манере поведения за столом, последовательности одевания и раздевания. Причиной этому являлся адаптационный период, а также то, что внимание детей не привлекалось к правильному формированию культурно-гигиенических навыков.
  • Результаты проекта показали, что под влиянием разработанной системы педагогических воздействий интерес к формированию культурно-гигиеническим навыкам значительно вырос.
  • В ходе развивающей работы знания и представления о культурно-гигиенических навыках обогащались в дидактических играх и проблемных играх - занятиях.
  • Кроме того, формировалось эмоционально-личностное отношение к окружающим правилам культуры и желание продолжать изучать их, этому способствовало обыгрывание информации подаваемой детям, обсуждение с детьми увиденного. Дети учились делать простейшие обобщения, в связи с тем, что воспитатель формировал у них представление о разных способах обследования ситуации.
  • Особенно важным представляется то, что значительно вырос интерес детей к изучению правил культуры гигиены дома, на улице, в детском саду и так далее. У многих из них появилась увлеченность этим процессом и заинтересованность о результатов познавательной деятельности.
  • В ходе проекта родители приобрели специальные знания, стали лучше понимать своих детей, оценили значимость этого проекта, приняли на вооружение его идеи и содержание.

20.

10. Список использованной литературы.

1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.

2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7, 1991.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991.

4. Воспитателю о работе с семьёй. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой, 1989.

5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007.

6. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007.

7. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека, 2006. – (Программа развития) .

8. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.

9. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми раннего возраста"

Педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми раннего возраста...

Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья»

Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»  «Чистота  залог здоровья&ra...

Как организовать педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. В качестве средства формирования куль...

Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»

Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...

Проект по формированию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3 – 4 лет «Какой же я, опрятный!»

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх - упражнениях специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры - упражнения были интересны, могли увле...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

quot;Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое"Обоснование проекта Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений восп...

Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...