Проект по формированию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3 – 4 лет «Какой же я, опрятный!»
проект (младшая группа)
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх - упражнениях специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры - упражнения были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
В этот проект вошли игры-упражнения, посвященные трем актуальным для младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническим умениям посредством краткосрочных проектов:
1.«Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно»
2.«Если только захочу, я и других одеваться научу» (умение одеваться-раздеваться);
3.«Чтобы не было беды, вспомним правила еды» (умение аккуратно принимать пищу за столом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kakoy_zhe_ya_opryatnyy.docx | 723.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №25»
659305, г. Бийск, ул. Горно-Алтайская, 52, тел. (3854) 449829, факс (3854) 451346,mail: , http://bschool25.edu22.info/
Проект
по формированию культурно - гигиенических
навыков и навыков самообслуживания у детей 3 – 4 лет
«Какой же я, опрятный!»
\
1.Характеристика проекта
Тип проекта: образовательный.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.
По составу участников - групповой
Реализация проекта: проект рассчитан на 5 месяцев: с сентября 2020 г. по январь 2021г.
Этапы проекта:
Подготовительный этап: октябрь 2020г.
Основной этап: ноябрь - декабрь 2020г.
Заключительный этап: январь 2021г.
Участники проекта:
- дети;
- воспитатели;
- родители.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Актуальность
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх - упражнениях специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры - упражнения были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта
- Сформировать у детей навыки опрятности.
- Сформировать умение следить за своим внешним видом (замечать непорядок в одежде, устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).
- Учить детей пользоваться индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, салфеткой, расческой).
- Прививать детям умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
- Развивать умения правильно пользоваться мылом;
- Воспитывать аккуратность при умывании; закреплять умения насухо вытираться после умывания.
- Соблюдать элементарные правила поведения во время приема пищи, при умывания.
Основные виды детской деятельности
В этот проект вошли игры-упражнения, посвященные трем актуальным для младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническим умениям посредством краткосрочных проектов:
1.«Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно»
2.«Если только захочу, я и других одеваться научу» (умение одеваться-раздеваться);
3.«Чтобы не было беды, вспомним правила еды» (умение аккуратно принимать пищу за столом).
Формы, методы, приемы:
- Анкетирование родителей;
- Составление календарного плана
- Диагностика знаний по формированию культурно – гигиенических навыков у детей
- Консультации для родителей
- .«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье и в дошкольном учреждении»
- Художественное слово
- Составление брошюр, буклетов для родителей.
- Занятие «Вот что мы умеем»
Принципы
- Системность работы
- Проектность деятельности детей
- Сочетание наглядного материала и практических действий с сочетанием слова воспитателя и показом.
- Доступность детям
- Соответствие возрастным особенностям детей
- Сохранение положительного эмоционального настроя детей, любознательности;
Результативность
- Дети проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).
- Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой).
- Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания.
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Эффективность проекта
Разработанный данный проект поможет эффективно и своевременно донести до детей алгоритм действий и смысл их выполнения, а значит, закрепить культурно-гигиенические действия у детей в возрасте 3-4 лет, положив начало основе здорового образа жизни.
Диагностический инструментарий
- Наблюдение
- Диагностика
- Беседа
- Анкетирование родителей
10.Содержание проекта
Календарный план работы
№ | Месяц | Раздел: Тема | Название игр-упражнений | Кол-во |
1. | Октябрь | |||
«Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно» | «Волшебная вода» | ежедневно | ||
«Мыльные пузырьки» | 3 раза | |||
«Мыло в ручках» | ежедневно | |||
«Рукава мы завернем и одежку сбережем» | ежедневно | |||
«Моем куклу Таню» | 4 раза | |||
2. | Ноябрь | Проект 2 «Если только захочу, я и других одеваться научу» | «Кто «живет» в зеркале и как он выглядит» | ежедневно |
«Оденемся на улицу» | ежедневно | |||
«Как и где нравится жить одежке» | ежедневно | |||
3. | Декабрь | Проект 3 «Чтобы не было беды, вспомним правила еды» | «Чудо-приборы на столе» | ежедневно |
«Когда я ем, я глух и нем» | ежедневно | |||
«Едим перед зеркалом» | 3 раза |
Подготовительный этап:
Сентябрь (1 неделя)
1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
2. Составление брошюр, буклетов для родителей.
3. Анкетирование родителей
Сентябрь (2 неделя)
1. Разработка содержания проекта «Здоровый малышок»
2. Консультация для родителей « Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
3. Диагностика детей по выявлению культурно-гигиенических умений и навыков.
4. Подбор материала для игр - упражнений.
Сентябрь (3-4 недели)
1.Составление памяток для родителей
2. Подбор игр - упражнений, стихов, потешек, загадок.
3. Консультация для родителей "Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".
4. Родительское собрание «Формирование культурно - гигиенических навыков у дошкольников в семье и в дошкольном учреждении»
Основной этап
месяц | область | Название игр-упражнений | цели |
Октябрь Проект 1 «Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно» | игровая | «Волшебная вода» «Мыльные пузырьки» «Мыло в ручках» «Рукава мы завернем и одежку сбережем» «Моем куклу Таню» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойством мыльной воды. Познакомить с различными видами мыла, его свойствами, взаимодействию с водой, процессом тщательного намыливания. Опытным путем объяснить ребенку, что необходимо закатывать рукава и беречь одежду от брызг во время умывания. Закрепить навыки умывания и мытья, полученные в играх до этого, пройти алгоритм умывания. |
Ноябрь Проект 2: «Если только захочу, я и других одеваться научу» | игровая | «Кто «живет» в зеркале и как он выглядит» «Оденемся на улицу» «Как и где нравится жить одежке» | Научить ребенка оценивать свой внешний вид с помощью зеркала при одевании, соблюдать алгоритм одевания-раздевания. Научить правильному алгоритму одевания одежды (в каком порядке наиболее удобно одеваться) Закрепить привычку убирать вещи, складывая на стул или на полку. |
Декабрь Проект 3 «Чтобы не было беды, вспомним правила еды» | игровая | «Чудо-приборы на столе» «Когда я ем, я глух и нем» «Едим перед зеркалом» | Закрепить навык есть ведущей рукой для левши - левой, пользоваться только своими приборами, аккуратно, руками из тарелки без необходимости не есть. Донести до ребят значение тишины за столом. Выработать навык принимать пишу аккуратно, закрывая рот, тихо пережевывая, пользоваться салфеткой. |
Заключительный этап
Январь
1.Проведение занятие - развлечение «Вот что мы умеем»
Цель: продолжать учить детей самостоятельно мыть руки, пользоваться мылом, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Формировать навык пользования индивидуальными предметами.
2.Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот чему мы научились»
Список литературы
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят: популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.
2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96
3. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002. С. 52–55.
4. Расту культурным: -Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с.
7.Интернет сайт «maam», «Воспиталки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование культурно - гигиенических навыков (КГН) у детей младшего дошкольного возраста".
Статья является сообщение на педагогическом совете , посвящённом здоровому образу жизни. Выступление сопровождалось презентацией по теме педсовета....
Игры и упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей дошкольного с нарушениями интеллекта.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность- игровая. Именно через игру и упражнения дети могут усваивать те или инные умения и навыки. С помощью игр, детям дошкольного возраста с нарушениями интеллект...
Культурно-гигиенические навыки самообслуживания у детей раннего возраста
Использование художественного слова в работе с детьми по привитию культурно – гигиенических навыков...
Формирование самостоятельности и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности.
В статье рассматриваются аспекты формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно-практической и трудовой деятельности....
Статья "Формирование самостоятельности и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности"
В статье рассматриваются аспекты формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности....
Формирование культурно – гигиенических навыков самообслуживания в средней группе
Формирование культурно – гигиенических навыков самообслуживания в разных возрастных группах (средняя группа). Воспитание здорового дошкольника — одна из приоритетных целей...