Проект по формированию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3 – 4 лет «Какой же я, опрятный!»
проект (младшая группа)

Антусевич Ирина Алексеевна

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх - упражнениях специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры - упражнения были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

В этот проект вошли игры-упражнения, посвященные трем актуальным для младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническим умениям посредством краткосрочных проектов:

1.«Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно»

2.«Если только захочу, я и других одеваться научу» (умение одеваться-раздеваться);

3.«Чтобы не было беды, вспомним правила еды» (умение аккуратно принимать пищу за столом).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kakoy_zhe_ya_opryatnyy.docx723.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №25»

659305, г. Бийск, ул. Горно-Алтайская, 52, тел. (3854) 449829, факс (3854) 451346,mail: , http://bschool25.edu22.info/

        

Проект

по формированию культурно - гигиенических

навыков  и навыков самообслуживания у детей 3 – 4 лет

«Какой же я, опрятный!»

\

1.Характеристика проекта

Тип проекта: образовательный.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

По составу участников - групповой

Реализация проекта: проект рассчитан на 5 месяцев: с сентября 2020 г. по январь 2021г.

Этапы проекта:

Подготовительный этап: октябрь 2020г.

Основной этап: ноябрь - декабрь 2020г.

Заключительный этап: январь 2021г.

Участники проекта:

- дети;

- воспитатели;

- родители.

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

 дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

 Актуальность

Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

  В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх - упражнениях специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры - упражнения были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта

  1. Сформировать у детей навыки опрятности.
  2. Сформировать умение следить за своим внешним видом (замечать непорядок в одежде, устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).
  3. Учить детей пользоваться индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, салфеткой, расческой).
  4. Прививать детям умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  5. Развивать умения правильно  пользоваться мылом;
  6.  Воспитывать аккуратность при умывании; закреплять умения  насухо вытираться после умывания.
  7. Соблюдать элементарные правила поведения во время приема пищи, при умывания.

 Основные виды детской деятельности

В этот проект вошли игры-упражнения, посвященные трем актуальным для младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническим умениям посредством краткосрочных проектов:

1.«Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно»

2.«Если только захочу, я и других одеваться научу» (умение одеваться-раздеваться);

3.«Чтобы не было беды, вспомним правила еды» (умение аккуратно принимать пищу за столом).

Формы, методы, приемы:

  • Анкетирование родителей;
  • Составление календарного плана
  • Диагностика знаний по формированию культурно – гигиенических навыков у детей
  • Консультации для родителей
  • .«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье и в дошкольном учреждении»
  • Художественное слово
  • Составление брошюр, буклетов для родителей.
  • Занятие  «Вот что мы умеем»

 Принципы

  • Системность работы
  • Проектность деятельности детей
  • Сочетание наглядного материала и практических действий с сочетанием слова воспитателя и показом.
  • Доступность детям
  • Соответствие возрастным особенностям детей
  • Сохранение положительного эмоционального настроя детей, любознательности;

Результативность

  • Дети  проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).
  • Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой).
  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Эффективность проекта

Разработанный данный проект поможет эффективно и своевременно донести до детей алгоритм действий и смысл их выполнения, а значит, закрепить культурно-гигиенические действия у детей в возрасте 3-4 лет, положив начало  основе   здорового образа жизни.

Диагностический инструментарий

  • Наблюдение
  • Диагностика
  • Беседа
  • Анкетирование родителей

10.Содержание проекта 

Календарный план работы

Месяц

Раздел: Тема

Название игр-упражнений

Кол-во

1.

Октябрь

 «Руки мы помоем дружно.

Это важно, это нужно»

«Волшебная вода»

ежедневно

«Мыльные пузырьки»

3 раза

«Мыло в ручках»

ежедневно

«Рукава мы завернем и одежку сбережем»

ежедневно

«Моем куклу Таню»

4 раза

2.

Ноябрь

Проект 2

«Если только захочу, я и других одеваться научу»

«Кто «живет» в зеркале и как он выглядит»

ежедневно

«Оденемся на улицу»

ежедневно

«Как и где нравится жить одежке»

ежедневно

3.

Декабрь

Проект 3

«Чтобы не было беды, вспомним правила еды»

«Чудо-приборы на столе»

ежедневно

«Когда я ем, я глух и нем»

ежедневно

«Едим перед зеркалом»

3 раза

Подготовительный этап:

Сентябрь (1 неделя)

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Составление брошюр, буклетов для родителей.

3. Анкетирование родителей

Сентябрь (2 неделя)

1. Разработка содержания проекта «Здоровый малышок»

2. Консультация для родителей « Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

3. Диагностика детей по выявлению культурно-гигиенических умений и навыков.

4. Подбор материала для игр - упражнений.

Сентябрь (3-4 недели)

1.Составление памяток для родителей

2. Подбор игр - упражнений, стихов, потешек, загадок.

3. Консультация для родителей "Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".

4. Родительское собрание «Формирование культурно - гигиенических навыков  у дошкольников в семье и в дошкольном учреждении»

Основной этап

месяц

область

Название игр-упражнений

цели

Октябрь

Проект 1

«Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно»

игровая

«Волшебная вода»

«Мыльные пузырьки»

«Мыло в ручках»

«Рукава мы завернем и одежку сбережем»

«Моем куклу Таню»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойством мыльной воды.

Познакомить с различными видами мыла, его свойствами, взаимодействию с водой, процессом тщательного намыливания.

Опытным путем объяснить ребенку, что необходимо закатывать рукава и беречь одежду от брызг во время умывания.

Закрепить навыки умывания и мытья, полученные в играх до этого, пройти алгоритм умывания.

Ноябрь

Проект 2:

«Если только захочу, я и других одеваться научу»

игровая

 «Кто «живет» в зеркале и как он выглядит»

  «Оденемся на улицу»

«Как и где нравится жить одежке»

Научить ребенка оценивать свой внешний вид с помощью зеркала при одевании, соблюдать алгоритм одевания-раздевания.

Научить правильному алгоритму одевания одежды (в каком порядке наиболее удобно одеваться)

Закрепить привычку убирать вещи, складывая на стул или на полку.

Декабрь

Проект 3

«Чтобы не было беды, вспомним правила еды»

игровая

 «Чудо-приборы на столе»

«Когда я ем, я глух и нем»

«Едим перед зеркалом»

 Закрепить навык есть ведущей рукой для левши - левой, пользоваться только своими приборами, аккуратно, руками из тарелки без необходимости не есть.

Донести до ребят значение тишины за столом.

Выработать навык принимать пишу аккуратно, закрывая рот, тихо пережевывая, пользоваться салфеткой.

Заключительный этап

Январь

1.Проведение  занятие - развлечение «Вот что мы умеем»

Цель: продолжать учить детей самостоятельно мыть руки, пользоваться мылом, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Формировать навык пользования индивидуальными предметами.

2.Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот чему мы научились»

Список литературы

 1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят:  популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.

2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях:  методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96

3. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей,  родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002. С. 52–55.

4. Расту культурным: -Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.

6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с.

7.Интернет сайт «maam», «Воспиталки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культурно - гигиенических навыков (КГН) у детей младшего дошкольного возраста".

Статья является сообщение на педагогическом совете , посвящённом здоровому образу жизни. Выступление  сопровождалось презентацией по теме педсовета....

Игры и упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей дошкольного с нарушениями интеллекта.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность- игровая. Именно через игру и упражнения дети могут усваивать те или инные умения и навыки. С помощью игр, детям дошкольного возраста с нарушениями интеллект...

Культурно-гигиенические навыки самообслуживания у детей раннего возраста

Использование художественного слова в работе с детьми по привитию культурно – гигиенических навыков...

Формирование самостоятельности и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности.

В статье рассматриваются аспекты формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно-практической и трудовой деятельности....

Статья "Формирование самостоятельности и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности"

В статье рассматриваются аспекты формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР в предметно – практической и трудовой деятельности....

Формирование культурно – гигиенических навыков самообслуживания в средней группе

Формирование культурно – гигиенических навыков   самообслуживания в разных возрастных группах (средняя группа). Воспитание здорового дошкольника — одна из приоритетных целей...