ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
материал
"Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое"
Обоснование проекта
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Эффективность воспитания КГН зависит от нескольких условий:
1. своевременности начала этой работы,
2. эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям,
3. систематичности упражнений детей в определенных действиях.
К сожалению, при организации воспитания культурно-гигиенических навыков часто нарушаются или не используются в полной мере следующие условия:
1. регулярность занятий
2. непрерывность воспитательного процесса
3. единство требований воспитателей и родителей.
Основная идея:
Разработка универсального проекта по воспитанию КГН, затрагивающего как систему непосредственно образовательной деятельности, так и режимные моменты, реализуемые в ДОУ
Первый этап: актуализация основной идеи,
разработка игрового проекта.
При воспитании КГН у детей 2-3 лет следует приучать следить за своим внешним видом, учить правильно, пользоваться мылом, аккуратно намыливать руки, лицо. Насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
На основании наблюдения, проведенного в сентябре-октябре 2012 года, я выявила, что у большинства воспитанников моей группы КГН сформированы слабо.
Так, например, 90% детей не умеют самостоятельно открывать кран с водой и намыливать руки. Отряхивают руки после мытья только 30% детей, 60% используют полотенце по назначению.
20% процентов не приучены пользоваться унитазом; 8% до сих пор носят подгузники.
52% держат ложку не правильно, 80% не используют салфетку для вытирания рта
Большинство детей (60%) имеют неправильную осанку за столом.
Проблемы с самостоятельным одеванием испытывают 36% воспитанников
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.
Следовательно, если я создам и реализую проект, то:
1. буду способствовать развитию навыков самообслуживания;
2. способствовать расширению знаний, умений, навыков в области гигиены;
3. способствовать охране и укреплению здоровья.
В противном случае я получу:
1. отсутствие или недостаточно развитые навыки самообслуживания
2. снижение показателей здоровья воспитанников
3. снижение или недостаточный уровень знаний, умений, навыков в области гигиены.
Второй этап: организация и реализация проекта
«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» (ноябрь)
Цель проекта: способствовать активному включению детей в процесс воспитания культурно-гигиенических навыков.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков детей дошкольного уровня;
2. Совершенствование форм воспитания культурно-гигиенических навыков.
Развивающие:
1. Развитие у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков;
2. расширение кругозора детей в области гигиены;
3. формирование положительного отношения к чистоте и опрятности
4. привить практические навыки в области гигиены тела;
5. Повышение культурно-образовательного уровня родителей в области воспитания КГН
6. Повышение педагогической грамотности родителей
Воспитательные:
1. Активное вовлечение детей в непосредственно образовательную деятельность детского сада
2. Создание педагогически целесообразной среды воспитания культурно-гигиенических навыков в ДОУ
Организационные:
1. Определение направлений деятельности воспитательной работы и создание развивающей среды для родителей и детей раннего ;
2. Разработка плана мероприятий на текущий месяц;
3. Ознакомление со стартовой диагностикой.
Направления:
1. просветительское
2. культурно-гигиеническое
3. ценностно-ориентационное
Целевая аудитория:
Проект рассчитан для детей раннего возраста и их родителей, в проекте в равной степени могут принимать участие лица различных полов, различного семейного достатка, социального статуса и вероисповедания.
Проект является типовым и использование его возможно в любом другом дошкольном образовательном учреждении, в котором имеется аналогичная проблема.
Срок реализации проекта 1 неделя
Субъекты реализации проекта:
- заместитель заведующего по воспитательной работе;
- воспитатели;
- младшие воспитатели:
- медицинская сестра дошкольного учреждения
Формы реализации проекта:
Групповые и индивидуальные занятия включают в себя различные виды деятельности: рекреационные, культурно-гигиенические, игровые, ценностно-ориентировочные, просветительские, нравственно-эстетические и др.
Проект реализуется в соответствии с последними Федеральными Государственными Требованиями к программе воспитания и обучения в детском саду.
Отражение проекта «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» в образовательных областях
направление | Образовательная область | Содержание работы |
Физическое развитие | Физическая культура | Подвижные игры – эстафеты «Собираемся умываться», «Кто быстрее оденет куклу», «Тапки-тапочки»
|
Здоровье | Беседа «От чего можно заболеть»
Цель: информирование детей о последствиях не соблюдения ежедневной гигиены тела
| |
Познавательно-речевое развитие | Познание | Формирование целостной картины мира
Тема «Праздник мыльных пузырей» Цель: Формировать представления у детей о значимости культурно-гигиенических навыков: умывания, о предметах, необходимых для умывания
Формирование элементарных математических представлений
Тема «Много полотенец привезли в магазин»
Цель: находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много; сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения
|
Коммуникация | Развитие речи
Тема «Умываться любят все» Задачи. Образовательные: закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; закрепить знания о свойствах воды Воспитательные: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу. Развивающие: вызывать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность, речь, память.
| |
Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы Тема: В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: познакомите детей с поэзией Ознакомление с художественной литературой (нерегламентированная деятельность, не вошедшее в основные занятия) А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» Л. Воронкова. «Маша-растеряша», К. Чуковский. «Мойдодыр» В. Бианки. «Купание медвежат»;
| |
Социально-личностное развитие | Социализация | 1. алгоритмы исполнения детьми культурно-гигиенических навыков (мытье рук, одевание на прогулку, алгоритм раскладывания вещей в шкафчике) 2. Оформление картотеки и чтение стихов «На прогулке не пачкайся», «Не ходи в мокрой одежде», «Старайся выглядеть опрятно», «Перед едой мой руки с мылом», «Учись пользоваться вилкой и ложкой», «Умей есть не спеша и аккуратно», «Не балуйся за столом», «В еде не привередничай», «Помогай нянечке накрывать на стол», «Помогай нянечке убирать со стола», «Одевайся по погоде», «После туалета мой руки», «Не стесняйся отпросится в туалет» |
Труд | "Убери со стола"Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки. "Вымой посуду"Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду. "Подготовь постель ко сну"Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель. | |
Безопасность | Беседа «Нужно быть осторожным»
Цель: рассказать детям о том, что при использовании мыла, зубной щетки, пасты нужно быть осторожным | |
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество | Лепка Тема «Мыло для Петрушки»
Цель: продолжить учить детей основным правилам лепки, побуждать фантазировать, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены Рисование Тема: «Красивое полотенце» Цель: продолжить учить детей рисовать прямые горизонтальные линии, выбирать различные краски, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены Аппликация Тема «Разноцветные мыльные пузыри»
Цель: закрепить понятие круг, большой и маленький, учить пользоваться аккуратно клеем. |
Музыка | «Песенка про зарядку» из м/ф «Зарядка для хвоста» «Песенка про умывание» из м/ф «Маша и Медведь» |
дата | Непосредственно-образовательная деятельность | Первая половина дня | Вторая половина дня | |||||||||||||
понедельник | Коммуникация (развитие речи) | Провести с детьми утреннюю гимнастику
Чтение А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая», «Старайся выглядеть опрятно»
Игра "Оденем кукол"Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания. | Провести зарядку после сна
Чтение «Не балуйся за столом»
Слушанье «Песенка про умывание» из м/ф «Маша и Медведь»
д\и"Приведи куклу в порядок"Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.
Игра на развитие дыхания «Надуем мыльный пузырь» штриховки | |||||||||||||
тема | «Умываться любят все» | |||||||||||||||
цель | закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; закрепить знания о свойствах воды воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу. вызывать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность, речь, память. | |||||||||||||||
Музыка | ||||||||||||||||
вторник | Познание (ФЭМП) | Провести с детьми утреннюю гимнастику
Беседа «От чего можно заболеть»
д\и "Найди пару"Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.
Чтение «Не ходи в мокрой одежде»
Сенсорное воспитание «Застегни рубашку», | Провести зарядку после сна
Чтение Л. Воронкова. «Маша-растеряша»,
Музыкальный досуг
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад. Дети одеваются на прогулку»
Продуктивная деятельность (аппликация) «Накрываем стол»
Настольные игры (пазлы, шнуровки, мазайки, конструкторы) | |||||||||||||
Тема | «Много полотенец привезли в магазин» | |||||||||||||||
Цель | находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много; сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения | |||||||||||||||
Физкультура | ||||||||||||||||
Тема | Занятие 5 | |||||||||||||||
Цель | Упражнять:- в ходьбе колонной по одному; ловить мяч, брошенный воспитателем и обратно; ползать на четвереньках. п\и «Собираемся умываться», «Тапки-тапочки» | |||||||||||||||
среда |
Художественное творчество (лепка) | Провести с детьми утреннюю гимнастику
Чтение «Перед едой мой руки с мылом»
Чтение «Помогай нянечке убирать со стола»
Упражнение "Убери со стола"Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
р\и «Что досталось тебе, дружок?»
чтение «Одевайся по погоде»,
рассматривание иллюстраций «Осенняя одежда» | Провести зарядку после сна
Беседа «Нужно быть осторожным» Цель: рассказать детям о том, что при использовании мыла, зубной щетки, пасты нужно быть осторожным
Чтение «Помогай нянечке накрывать на стол»
Игра "Обед у кукол" Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.
Раскраски на всех «Умываемся» | |||||||||||||
Тема | «Мыло для Петрушки» | |||||||||||||||
Цель | продолжить учить детей основным правилам лепки, побуждать фантазировать, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены | |||||||||||||||
Музыка | ||||||||||||||||
Художественная литература (вечер) | ||||||||||||||||
Тема | В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |||||||||||||||
Цель | познакомите детей с поэзией | |||||||||||||||
четверг | Физкультура | Провести с детьми утреннюю гимнастику
Чтение «Учись пользоваться вилкой и ложкой»
Чтение К. Чуковский. «Мойдодыр»
Х-б. труд "У нас порядок"Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.
Конструирование «Построим шкафчик для одежды»
| Провести зарядку после сна
Чтение «В еде не привередничай»,
Упражнение "Вымой посуду"Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.
д\и «Что ты видишь длинное (короткое)?
Настольные игры пазл «Мойдодыр», «Лошадка в речке»
| |||||||||||||
Тема | Занятие 6 | |||||||||||||||
Цель | Упражнять:- в ходьбе колонной по одному; ловить мяч, брошенный воспитателем и обратно; ползать на четвереньках. п\и «Кто быстрее оденет куклу», «Тапки-тапочки» | |||||||||||||||
Художественное творчество (аппликация) | ||||||||||||||||
Тема | «Разноцветные мыльные пузыри» | |||||||||||||||
Цель | закрепить понятие круг, большой и маленький, учить пользоваться аккуратно клеем. | |||||||||||||||
пятница | Познание (Ребенок и окружающий мир) | Провести с детьми утреннюю гимнастику
Чтение «Умей есть не спеша и аккуратно»
Слушанье «Песенка про зарядку» из м/ф «Зарядка для хвоста»
Экспериментирование «Цветная водичка»
Упражнение "Подготовь постель ко сну"Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель. | Провести зарядку после сна
Чтение В. Бианки. «Купание медвежат»;
Упражнение "Почистим туфли"Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.
Настольные игры (пазлы, шнуровки, мазайки, конструкторы)
Прогулка с высокой степенью подвижности
| |||||||||||||
Тема | «Праздник мыльных пузырей» | |||||||||||||||
Цель | Формировать представления у детей о значимости культурно-гигиенических навыков: умывания, о предметах, необходимых для умывания | |||||||||||||||
Художественное творчество(рисование) | ||||||||||||||||
Тема | «Красивое полотенце» | |||||||||||||||
Цель | продолжить учить детей рисовать прямые горизонтальные линии, выбирать различные краски, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены | |||||||||||||||
Самостоятельная деятельность (наполнение материалом по областям и направлениям) | ||||||||||||||||
Познавательно-речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально-личностное развитие | Физическое развитие | |||||||||||||
Уголок по ФЭМП | Уголок по развитию речи | Уголок чтения художественной литературы | В уголок ФЦКМ | В уголок художественного творчества | В музыкальный уголок | Социализация | Труд
| Здоровье | Физическая культура | |||||||
Полотенца различной длины и ширины | иллюстрации предметов гигиены, иллюстрации «Дети умываются», «Дети одеваются на прогулку», «Дети накрывают на стол». Выложить пазл «Мойдодыр», «Лошадка в речке» внести набор мыльных пузырей для индивидуального пользования (Лого-тренажер), добавить тренажеры с различными видами застежек
| В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» Л. Воронкова. «Маша- растеряша» К. Чуковский. «Мойдодыр» В. Бианки. «Купание медвежат»; | внесение иллюстраций мыльных пузырей, жидкого и твердого мыла, | алгоритм накрывания на стол, марионетка Петрушка с атрибутами гигиены мыльные пузыри полосатое полотенце , раскраски «Умываемся» | Образы маши и медведя, диск с детскими песенками | Оформление в раздевалке алгоритма одевания на прогулку, алгоритм развещивания вещей в шкафу, кукла в осенней одежде, оформление картотеки стихов по воспитанию КГН | В кукольные уголки атрибуты кукольной одежды и обуви, посуды, предметов гигиены (зубная щетка, мыло, полотенце, тюбик из под пасты, щетка для обуви), метла, совок, тряпочка для крошек | Мнемотаблица к беседе «От чего можно заболеть» | Атрибуты для подвижных игр «Кто быстрее оденет куклу», эстафеты «Готовимся к умыванию» | |||||||
1. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной
2. . -- М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
4. Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий-2003, 2010- 36 стр. Голицина И.С.
5. Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.-207с
6. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
7. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
8. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.
10. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми раннего возраста"
Педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми раннего возраста...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»...
педагогический проект "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с.Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей р...
Психолого-педагогический проект "Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития"
В проекте раскрывается значимость сенсорного развития детей раннего возраста. Поскольку успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сен...
Презентация "Воспитание культуно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (консультация для родителей)
В презентации предоставлен консультатмвный материал для родителей по теме: "Воспитание культурно-гигиеничесих навыков у детей раннего возраста"....
Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...
Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста является из с...