Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья»
проект (младшая группа) на тему

Абакарова Раиса Зияудиновна

Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»  «Чистота  залог здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chistota_zalog_zdorovya.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

«Чистота  залог здоровья»

Актуальность проекта:

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие.  В детском саду у детей воспитываются навыки по соблюдению чистоты тела, культуре еды, поддержание порядка в окружающей обстановке. Таким образом актуальность проекта продиктована:

- потребностью формирования КГН, соответствующих возрасту детей;

- необходимостью развития интереса к здоровому образу жизни.

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в младшем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.    Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, используя на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуя свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!

ИДЕЯ ПРОЕКТА:

«Чистота – залог здоровья».

Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка –

первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни

ТИП ПРОЕКТА:

1. По методу: познавательно-оздоровительный

2. По содержанию – ребенок –семья - здоровье;

3. По длительности: Среднесрочный - 3 месяца.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Воспитатели.

Дети группы раннего возраста (2-3 года).

 Родители воспитанников группы.

ПРОБЛЕМА проекта

Не достаточно информации у детей об культурно - гигиенических навыках, не привито желание быть красивыми и опрятными, не знакомы с правилами  умывания раздевания  и этикетом поведения за столом.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и остальных членов семьи.

Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.

Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.

Цель проекта: Формирования культурно-гигиенических навыков  детей раннего возраста с использованием фольклора первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

1. Развивать КГН, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;

2. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки и лицо; насухо вытираться полотенцем после умывания, пользоваться расческой и носовым платком;

3. Формировать навыки поведения за столом: правильно пользоваться ложкой, салфеткой; аккуратно вести себя за столом, не разговаривать во время еды;

4. Формировать начальные представления о ценности здоровья в жизни людей, что здоровье начинается с чистоты;

5. Воспитывать у детей потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

6. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Ожидаемые результаты

1. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

2. Значительное повышение знаний о чистоте и опрятности своего внешнего вида.

3. Расширение и обогащение опыта детей в плане  поддержания чистоты личной и в окружающей среде (внешний вид, личный шкафчик, стульчик с одеждой, игрушки в группе, прогулочная территория).

4. Умение замечать и устранять имеющиеся недостатки.

Формы работы: индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержанию порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под  редакцией М.А.Васильевой ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место; пользоваться расческой и носовым платком; освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение мыть лицо, уши, руки:

  • Закатать рукава;
  • Смочить руки;
  • Взять мыло, намыливать до появления пены;
  • Смыть мыло;
  • Сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.

Навыки опрятной еды включают умение:

  • Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  • Не крошить хлеб;
  • Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  • Не разговаривать с полным ртом;
  • Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  • Благодарить;
  • Пользоваться только своим прибором.

Навыки пользования носовым платком

  • Знать назначение носового платка.
  • Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Навыки пользования расчёской:

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой).
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

Широко используются, особенно в младшем возрасте, малые формы фольклора: потешки, пословицы и поговорки

 

 Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся.

 

* * *

 

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

* * *

 

Права ножка, лева ножка

Поднимайся понемножку

Одному мигну, другому кивну,

А третий сам догадается.

 

* *  *

 

Что поставят, то и кушай,

 а хозяина в доме слушай!

Хлеб - соль кушай,

а добрых людей слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Мило не мыло, а беленькое личико.

                             ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный

 Составление плана работы, разработка содержания проекта, изучения необходимой литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр, наглядных пособий.

Доведение до родителей важности темы проекта.

 2 этап – практический

Работа  с детьми:

 Дидактические игры «Правила гигиены», «Таня проснулась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу»Игровые ситуации: «Научим куклу умываться», «Как мама учила мишку кушать аккуратно», «Помогаем кукле собраться в гости»

Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Девочка чумазая». Рассказывание потешек во время кормления, умывания, одевания и раздевания

Беседы с детьми на темы:

1. «Чистота залог здоровья»

2. «Правила личной гигиены»

3. «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

Чтение художественной литературы

Чтение произведений: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», фольклорные произведения про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед. Рассматривание иллюстраций к книге «Мойдодыр». Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик…»

Художественное творчество

Лепка «Мыло для кукол».

Рисование «Дорисуй расчески кукле Тане».

Создание выставок из детских работ.

Работа  с родителями

1. Консультация для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».

2. Оформление папки-передвижки для родителей «Личная гигиена».

3 Привлечение родителей к оформлению стенгазеты «Детский сад день за днём».

4. Родительский клуб.

 3. этап - Итоговый.

- Оформление стенгазеты «Чистота  залог здоровья»

-Картотека фольклорных произведений

-Алгоритмы умывания, одевания.

Оформление лэпбука «Советы Мойдодыра».

Приложение

Варианты использования устного народного творчества

в повседневной жизни ребенка

Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты...» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Замечено, что к взрослому, виртуозно владеющему образным народным устное народное творчеством, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Предлагаем варианты использования устного народного творчества в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждений и дома.

Умывание

Из колодца принесла

Курочка водицы,

И ребята всей гурьбой

Побежали мыться.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Чистая водичка умоет

Саше -- личико

Анечке -- ладошки,

пальчики -- Антошке.

Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик?» Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат

Расчесывание волос

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят --

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю: --

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Во время еды

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Травка-муравка со сна однялась

Птица-синица за зерна взялась

Зайка за капусту, мышка -- за корку.

А детки -- за молоко.

Пейте, детки, молоко -- будете здоровы!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Кто кашу не ест,

Молоко не пьет --

Забодает, забодает

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Либо деткам снесть?

Я и сам укушу,

Да и деткам снесу.

Перед сном

Баю-баю-баиньки,

прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Я Баю-баю-баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

Котя, котенька, коток.

Котя -- серенький лобок,

Приходи к нам ночевать

Наших деточек качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

После сна

Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на соответственное.

Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:

Петушок, петушок --

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:

Рано солнышко встает,

На зарядку всех зовет.

Если ребенок плачет

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки --

Для тебя потешки

Не плачь, не плачь,

Куплю калач

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не реви,

Куплю тебе три!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »

Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков  у детей раннего возраста"...

План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...