МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
методическая разработка на тему
вматериале представлен опыт работы в группе компенсирующего назначения для детей с овз.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
Автор: Заморская Оксана Сергеевна,
воспитатель
«С любовью и верой, заботой и делом
Мы справимся с этой бедой.
Шагай, малыш, смело, по миру умело,
Мы все идём рядом с тобой!»
С целью обеспечения адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 до 7 лет, а также обеспечения психолого-педагогической коррекции нарушений в их развитии, с учётом индивидуальных возможностей и личных особенностей каждого ребёнка, в ДОУ № 8 «Якорек» г. Снежногорска Мурманской области, была создана группа компенсирующего назначения для детей со сложным дефектом.
Главным в своей работе считаем: создание оптимально – комфортных условий для воспитания и обучения ребёнка исходя из его интересов, возможностей и личных особенностей, обеспечение атмосферы психологического комфорта для ребёнка и формирование адекватных способов вхождения в социум и обеспечения ребёнка объёмом представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для воспитания, обучения и социализации.
Целью воспитательной работы группы является - создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации. Повышение самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи. Становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, которые решаются при соблюдении обозначенных нами принципов: [2]
- Чётко обозначенные педагогические требования – залог успеха воспитательной работы
- Единство педагогов, детей, родителей
- Воспитывает всё: внешний вид, слова, поступки…
- Воспитывает каждая минута
- Минимум нотаций!!!
Для успешности осуществления воспитательной работы с детьми определены следующие условия: организация воспитательной среды, организация самостоятельной деятельности, организация совместной деятельности детей, организация обучающей деятельности.
Основные направления работы с детьми: [1]
Концентр «Я сам» - Формирование у ребёнка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребёнка к себе.
Концентр «Я и другие» - Развитие сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
Концентр «Я и окружающий мир» - Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, создание предпосылок и закладка первоначальных основ нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.
Содержание воспитательного процесса представлено следующими видами деятельности:[1]
- Интеллектуально – познавательная - развитие умственных способностей (беседы, просмотр теле-, видеофильмов).
- Трудовая деятельность – освоение трудовых навыков через организацию дежурств, поручений, коллективного труда (праздник труда, день чистоты).
- Художественно – эстетическая (выставки детского творчества, конкурсы).
- Физкультурно - спортивной (спортивные развлечения, игры, занятия, досуги).
- Игровая деятельность – процесс освоения социального опыта.
- Ценностно–ориентировочная – ребёнок познаёт прекрасное, узнает, что есть зло, что есть добро.
В своей работе используем разнообразные формы и методы.
Статичные формы | Статично-динамичные формы | Нетрадиционные формы |
Линейка Беседы[4] Просмотр видео-, телефильмов Выставки «Каменная рапсодия» «Золотые руки мамы» «Символ года» Спектакли «Вкусное молоко» «Пых» «Сказка о глупом мышонке» | Тренинговые игры «Играем вместе» (игры с психологом) Праздники «Детский сад, ребятам рад», «Праздник осенних листьев», «Весёлое лето», «Праздник осенних листьев» и др.
Конкурсы, соревнования «Краски всей России» «Семейные старты» Концерты учеников музыкальной школы Экскурсии и тематические прогулки «Брусничник» | Тематические дни и недели «Неделя доброты» «День Матери» «Декада инвалидов» «День семьи» «День игры и игрушки» Фотовитражи «Как мы живём» «Мой друг, Папа» и др. |
План
воспитательных мероприятий с детьми в группе компенсирующего назначения СД
месяц | мероприятия |
сентябрь | Игровая программа «Детский сад, ребятам рад» «Весёлое лето» развлечение на улице Целевые прогулки к светофору, пешеходному переходу. Турпоход «Брусничник» Экскурсия в пожарную часть. |
октябрь | «Боровик в гостях у ребят» (муз. развлечение) «Праздник хлеба» (кукольный спектакль) «Каменная рапсодия» (изготовление поделок из камней) «Осенины» (игровая программа) Подготовка к конкурсу (изготовление работ) «Краски всей России» |
ноябрь | Кукольный театр «Сказка о глупом мышонке» «Кораблик надежды» фестиваль художественного творчества детей-инвалидов. Неделя доброты и вежливости День чтения |
декабрь | Декада инвалидов В мире животных (экскурсия в зооуголок) День музыки День здоровья |
январь | День шляпок (изготовление атрибутов для уголка ряженья) «Пришла коляда, отворяй ворота» - досуг «Снежные фантазии» постройки из снега Неделя ПДД (занятия, беседы) |
февраль | «День дружбы» (изготовление подарков для родных) День рождения детского сада день открытых дверей. Спортивно-музыкальный досуг, посвящённый 23 февраля |
март | Сюрприз для мамы (изготовление подарков) Мамин день (музыкальное развлечение) День музыки «Масленица» (театрализована программа) |
апрель | Муз. сказка «Как заяц львом стал» День смеха День здоровья (в рамках недели здоровья) Праздник сказки (родители детям кукольный спектакль) День чистоты |
май | День Победы День семьи (оформление альбома «Вся семья вместе и душа на месте) День игры «Игрушки в гостях у детей» |
июнь | Международный День защиты детей «Дружат дети всей семьи» Пушкинский день России |
Модель выпускника группы компенсирующего назначения для детей со сложной структурой дефекта. [3]
- Социально адаптированный с сформированными навыками самообслуживания.
- С развивающимися познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.
- С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию сохранных анализаторов
Использованная литература
1. Типовая программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
2. Е.А.Стребелева «Специальная дошкольная педагогика» М., 2002
3. А.Р. Маллер «Помощь детям с недостатками развития» Москва, 2006 г.
4. А.Р. Маллер «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии» Москва, 2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом
Планирование работы учителя-дефектолога и других специалистов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с множетсвенными проблемами развития со сказкой (на примере РНС "Репка"). План рассчита...
Сценарий утренника "Как мы маму поздравляли" в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом
Сценарий детского весеннего праздника в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук по теме «Осень» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.
У детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тон...
СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
Развитие мелкой моторики рук как средство всестороннего развития детей с множественными проблемами развития....
Сценарий интегрированного зимнего праздника «Новогодние приключения в лесу» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.
Сценарий детского Новогоднего праздника в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Красавица матрёшка» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.
Цельзанятия: формирование интереса к русской народной игрушке - матрешке....
Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности № для детей со сложным дефектом
Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности № для детей со сложным дефектом в возрасте ...