СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
статья по коррекционной педагогике на тему
Развитие мелкой моторики рук как средство всестороннего развития детей с множественными проблемами развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
Статью подготовила
Воспитатель
Мамедова Е.В.
Санкт-Петербург
2016
Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром. Поэтому занятия, направленные на развитие мелкой моторикой, окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
МЕЛКАЯ (ТОНКАЯ) МОТОРИКА – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции другой. При коррекции моторики у детей происходит более быстрое улучшение речи и мышления ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр коры головного мозга, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а, значит, и мышление. (Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». Санкт-Петербург 2002г. стр.3).
Почему нужно осваивать навыки тонкой моторики? На этот вопрос трудно ответить одной фразой – ведь речь идёт о множестве очень разных навыков. Попробуем привести некоторые соображения, которые, вероятно, смогут убедить в важности той работы, которой мы занимаемся.
- Навыки тонкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт.
- Навыки тонкой моторики помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определённый навык из разряда обсуждаемых.
- Навыки тонкой моторики способствуют повышению самооценки ребёнка. Они облегчают ему участие в играх и в работе, то есть дают возможность приобрести специальный опыт.
У детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников со сложной структурой дефекта препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с ДЦП (Семёнова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И. Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности обучения мелкой моторики рук. В работах Сакулиной М.П., Комаровой Т.С., Левченко И.Ю. и др. отмечается, что успешное освоение мелкой моторики рук способствует интеллектуальному развитию ребёнка, помогает в формировании других видов деятельности.
Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребёнка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
Коррекционная работа с детьми данной группы строится не только с учётом возраста, но и с учётом того, на каком этапе психо - речевого развития находится ребёнок.
Целью коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребёнка, адаптации его в социуме.
Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы.
- Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми, т.е. с первых дней посещения коррекционной группы детского сада.
- Построение работы на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций.
- Индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материалов, активность и наглядность.
- Организация занятий в рамках ведущей деятельности.
- Комплексное медико-педагогическое воздействие.
- Коррекционно-развивающая работа проводится ежедневно.
- Важное значение имеет правильно подобранная поза ребёнка. Поза способствует наиболее полному мышечному расслаблению ребёнка.
- Взаимосвязь педагогов и родителей
Направления работы:
- Упражнения на расслабление мышц рук и шеи.
- Термальное воздействие.
- Массаж кистей и пальцев рук.
- Пальчиковая гимнастика с использованием стишков.
При использовании разных средств (игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика) хорошо подключать малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определённым звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, заучивание стихов.
- Упражнения с использованием различных предметов:
- работа с карандашами с ребристой поверхностью, с бигуди-липучками, с резиновыми, пластмассовыми, деревянными шариками, с бусами, с крупой, с пуговицами и т. д.;
- резинка для волос диаметром 4-5 см;
- игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой;
- лепка из глины и пластилина. Замечено, чем больше дети занимаются лепкой, тем уверенными и координированными становятся движения их пальцев;
- работа с тестом, в которое подмешана крупная соль. Время работы примерно 15 минут;
- гимнастика для пальцев рук;
- упражнения с мелкими сыпучими материалами;
- игровые задания по застёгиванию и расстёгиванию различных видов застёжек, шнуровок и т. д.;
- хорошо поиграть в игры с рисованием (обводки, штриховки, раскраски, лабиринты);
- активность деятельности кистей рук возрастает при необходимости раскрутить и закрутить крышку посуды разного размера;
- нанизывание колец пирамидки тоже хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя – тремя пальцами;
- игры с бельевыми прищепками. Занятие это увлекательное, и, как выяснилось, очень полезное;
- весьма полезно для ребёнка научиться самостоятельно пользоваться всеми видами бытовых выключателей: кнопочных, рычажковых, клавишных и т. д;.Мы включили в качестве упражнений для развития захвата открывание и закрывание дверных замков. Освоение различных типов бытовых приборов имеет большое значение и с точки зрения самообслуживания, что весьма существенно для данной категории детей. Кроме того, нарушения онтогенетического развития предметной деятельности ребёнка с ДЦП компенсирует через такие упражнения. Бытовые выключатели, телефонные диски удобны в использовании, если их закрепить на специальном стенде.
Для занятий изготовлены игрушки и пособия для развития мелкой моторики рук.
- Дидактические игры, способствующие развитию тонких движений пальцев рук:
- цветные клубочки ниток для перематывания,
- из картона вырезаны солнышко и ёжик для работы с прищепками,
- игры со шнуровкой,
- наборы для нанизывания бус, бисера , пуговиц,
- деревянные игрушки (собрать матрёшку, пирамидки, вкладыши, деревянные пазлы и др. строительный материал),
- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп,
- деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу,
- сказки для фланелеграфа,
- перчатки с картинками для театра.
- Дидактические игры, способствующие развитию бытовых навыков:
- из ткани и поролона сделан макет кота, у которого на одежде прикреплены пуговицы, молнии, кнопки, шнурки, завязки, различные застёжки,
- изготовлена доска с прикреплёнными на неё баночками с крышками разного диаметра,
- сделан стенд с прикреплёнными на него выключателями, шпингалетами и пр.
- Дидактические игры, способствующие развитию тонких движений пальцев рук:
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь),
- игра «Волшебный мешочек».
Помните, что очень многое зависит от установки. Называйте все эти упражнения играми, для ребёнка игра это способ познания мира. Чем осмысленнее и чётче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство ребёнка с миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом
Планирование работы учителя-дефектолога и других специалистов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с множетсвенными проблемами развития со сказкой (на примере РНС "Репка"). План рассчита...
Сценарий утренника "Как мы маму поздравляли" в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом
Сценарий детского весеннего праздника в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук по теме «Осень» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.
У детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тон...
Сценарий интегрированного зимнего праздника «Новогодние приключения в лесу» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.
Сценарий детского Новогоднего праздника в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Красавица матрёшка» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.
Цельзанятия: формирование интереса к русской народной игрушке - матрешке....
Занятие для родителей и педагогов группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом с элементами тренинга по снятию напряженности и стресса, сплочению родительского и педагогического коллективов
Занятие с элементами тренинга...
Проект "Зимушка-зима" в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом
Паспорт педагогического проекта "Зимушка-зима"...