Отчёт "Дидактическая игра как средство развития речи детей"
статья по теме

Татаринова Юлия Владимировна

Отчет по самообразовательной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразовательной работе «Дидактическая игра как средство развития речи детей»

«Игра — это фантастический мир, освобожденный от

деспотизма и подавления взрослых, мир открытия

вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого»

А.С. Спиваковская

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Игра дошкольников:

- побуждает детей к общению друг с другом;

- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

- способствует совершенствованию разговорной речи;

- способствует обогащению словаря;

- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Основная цель моей работы заключается в развитии речи дошкольников по средствам дидактических игр. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задачи: - повышение речевой активности;

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- совершенствование разговорной речи;

- обогащение словаря.

Для реализации задач использовала следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с ребёнком;

- непосредственно образовательная деятельность;

- индивидуальная работа с ребёнком;

- развлечения, досуги.

В работе с детьми я использовала различные методы:

- наблюдение;

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- беседа;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- дидактические  упражнения;

- пластические этюды;

- хороводные игры.

Изучив и проанализировав литературу, в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида.

Первый - это настольно – печатные. Их очень много. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. С помощью их мы можем решать различные задачи по развитию речи.

Второй - словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Третий - игры с предметами – это игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками.

В своей работе я использовала все виды дидактических игр.

Одна из задач была - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включала речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.

Некоторые игры и занятия с детьми я начинала с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи я проводила такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу и т. д.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку.

Одно из направлений моей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использовала лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Олины помощники» (употребление глаголов), «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов), «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагала детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого - либо или что - либо, формируют быструю реакцию на слово.

Параллельно с работой с детьми я вела большую работу с родителями. Специально для родителей разработала и подобрала цикл консультаций, которые помогают родителям узнать о разнообразии дидактических игр и их значимости в речевом развитии дошкольников: «Речевая азбука для родителей и дошкольников», «Играйте вместе с детьми»,  «Пальчиковые игры», «Давайте поиграем» и другие.

Был реализован проект «Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры». Изготовлены дидактические игры: «Кто у кого?», «Собери бусы», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Когда это бывает» и другие. Составлена картотека игр.

Результат моей работы: в дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы, а также обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала и активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).

Закончить хочется словами Сухомлинского «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливости и любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средство...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.

Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...